Конспект занятия «Относительные прилагательные»
Тема: Относительные прилагательные
Заяц Светлана Алексеевна - учитель-логопед высшей категории
БДОУ СМР «Детский сад комбинированного вида №5 «Березка» г. Сокол Вологодской области
Наиболее часто употребляемые относительные прилагательные в дошкольном возрасте – это прилагательные, образованные:
- От названий продуктов питания;
- От названий каких-либо материалов;
- Прилагательные, связанные с временными и пространственными представлениями.
Цель: формирование умения образовывать относительные прилагательные.
Задачи:
1.Расширение и активизация словаря прилагательных.
2. Обучение умению образовывать относительные прилагательные от названий продуктов питания.
3. Работа над слоговой структурой многосложных слов со стечением согласных.
4. Развитие координации речи с движением.
5. Развитие интонационной выразительности речи.
Материал: картинки с изображениями Хомячка, Гусениц Маши и Глаши, Алёнушки, Гномика, пособие «Соковыжималка», картинки с изображением стаканчиков сока, фруктов, пирожков с начинкой, горшочков с кашей, молочных продуктов и сладостей.
Ход занятия.
1. Логопед сообщает детям, что сегодня к ним на занятие пришел Хомячок Хомка, который очень любит есть и спать. Но последнее время Хомка только и делает, что спит, даже к нам в гости пришел с подушкой. (Выставляется картинка, изображающая хомячка).
Видите, он закрыл глазки и опять уснул. Но в это время появился Волшебный Гномик (выставляется картинка с Гномиком), покачал головой, посветил своим чудесным фонариком на хомячка Хомку, хитро улыбнулся и исчез.
Тут Хомячок проснулся, потянулся и сказал:
- Я очень хочу есть и пить.
Но так как дома ничего не было, он отправился на поиски. Вдруг видит, стоит в поле большая СОКОВЫЖИМАЛКА. Обрадовался Хомка, сейчас он вволю напьется… Но понял, что одному ему не справиться.
- Ребята, поможем ему?
2. Дидактическая игра «Соковыжималка»
Дети составляют предложения, при этом они сами выбирают фрукт и стаканчик с соком нужного цвета.:
- Я кладу в соковыжималку яблоко и получаю яблочный сок.
- Я кладу в соковыжималку абрикос и угощаю Хомку абрикосовым соком.
- Я кладу в соковыжималку апельсин, и получается апельсиновый сок.
- Я кладу в соковыжималку виноград и даю Хомке стаканчик с виноградным соком.
- Я положила в соковыжималку грушу, у меня в стаканчике для Хомки грушевый сок.
3. Логопед:
- Хомячок Хомка благодарит вас за помощь. Он напился, но ему очень хочется есть. Пошел он дальше. Идет-идет, а навстречу ему Алёнушка. Алёнушка спрашивает Хомку:
- Почему ты, Хомячок, такой грустный? А Хомячок отвечает:
- Я очень-очень хочу кушать. А Алёнушка говорит:
- Не грусти, Хомячок, я напекла пирогов и хочу тебя угостить.
Выставляется поднос с пирожками, на каждом пирожке картинка с изображением начинки.
Логопед предлагает детям сказать, какими пирогами угостила Алёнушка Хомку.
Дети:
-Алёнушка угостила Хомку рыбным пирогом.
- Хомка ест мясной пирожок.
- На подносе лежит ягодный пирог.
- Хомке понравился грибной пирог.
- Хомяок взял с собой капустный пирожок. И т.д.
Логопед:
Поблагодарил Хомячок Алёнушку и пошел дальше. Стало ему весело, и он стал напевать песенку про самого себя.
4. Физминутка «Хомка-Хомка, хомячок»
Хомка-хомка хомячок
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок
(гладим себя по бокам)
Хомка рано встает
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет
(делаем соответственные действия)
Подметает Хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид, что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать
(показываем, какой сильный).
5. Логопед:
- Представляете, ребята, пока Хомка делал зарядку, он опять проголодался. Смотрит, а в поле печка стоит, а в печке горшочки каши. (Логопед раздает детям горшочки и каждому коробочку с крупой и предлагает сказать, какая у него в горшочке каша).
Дети:
- У меня в горшочке рисовая каша.
- У меня в горшочке гречневая каша.
- У меня в горшочке манная каша.
- У меня в горшочке пшеничная каша.
- У меня в горшочке пшенная каша.
- У меня в горшочке овсяная каша.
6. Логопед:
- Наелся Хомка каши, и захотелось ему поспать. Но где? Решил построить хомячок себе домик. Из чего? А рядом находилась кондитерская фабрика, где производили разные сладости. Стал строить Хомка домик, а вы, ребята, ему помогайте.
Ребенок берет картинку с изображением сладостей и составляет предложение, в случае затруднений логопед задает наводящие вопросы:
- Стены Хомка построил из конфет, значит стены у домика конфетные.
- Крышу он сделал из шоколада, значит крыша у него шоколадная
- Окна Хомячок сделал из леденцов, теперь у него окна леденцовые.
- Печку он смастерил из вафель, печка у Хомки – вафельная.
- Диван Хомка сделал из мармелада, у него мармеладный диван.
- А подушку Хомячок смастерил из зефира, значит, подушка у него зефирная.
7. Логопед:
- Лег хомячок спать. Сладко-сладко спал, видел замечательные сны. А в это время приползли на полянку две гусеницы Маша и Глаша, (выставляются 2 гусеницы) увидели вкусный домик и стали его есть. Ели-ели и весь съели. Проснулся Хомка, а домика нет, лежит он прямо на травке, а гусеница смотрят на него и животики поглаживают.
Расстроился Хомячок, заплакал горько-горько. Стало Маше и Глаше жалко Хомячка, решили они его рассмешить и сказали:
- Не расстраивайся Хомячок, мы построим тебе домик из … (Логопед показывает картинки с изображением молочных продуктов):
Логопед показывает картинку с изображением сливочного масла.
Дети:
- Из масла. У тебя будет масленый домик. Хочешь?
Хомка:
- Нет, не хочу, мне не нужен масленый домик.
Гусеница Маша говорит:
- Тогда мы построим тебе домик из ….
Логопед показывает картинку с изображением творога.
Дети:
- Из творога, и у тебя будет творожный домик.
Удивился хомячок и сказал:
- Мне не нужен творожный домик.
А гусеница Глаша говорит:
- Тогда мы построим тебе домик из ….
Логопед показывает картинку с изображением сметаны.
Дети:
- Из сметаны. И будет у тебя сметанный домик.
Еще больше удивился хомячок, перестал плакать:
- Как же я буду в нем жить? Не хочу я сметанный домик.
Тогда гусеница Маша сказала:
- Ну мы тебе сделаем домик из …
Логопед показывает картинку с изображением молока.
Дети:
- Из молока, и у тебя будет молочный домик.
Улыбнулся Хомка и сказал:
- Я ведь не рыба, плавать не умею, мне не нужен молочный домик.
А гусеница Глаша улыбнулась и предложила:
- Тогда будет домик у тебя из …
Логопед показывает картинку с изображением кефира.
Дети:
- Из кефира – кефирный домик.
Засмеялся Хомка-хомячок и сказал:
- Ну нет, и кефирный домик мне тоже не нужен.
Переглянулись Маша и Глаша и спросили:
- А может быть тебе построить домик из …
Логопед показывает картинку с изображением сыра.
Дети:
- Из сыра. У тебя будет сырный домик.
Обрадовался Хомка:
- Да-да, я очень люблю сыр и хочу жить в сырном домике.
Логопед:
- Вот какая история приключилась с маленьким хомячком по имени Хомка.
8. Подведение итогов.
Ольга Киселева