Конспект занятия «Относительные прилагательные»

3
1
Материал опубликован 21 March 2018

Тема: Относительные прилагательные

Заяц Светлана Алексеевна - учитель-логопед высшей категории

БДОУ СМР «Детский сад комбинированного вида №5 «Березка» г. Сокол Вологодской области

Наиболее часто употребляемые относительные прилагательные в дошкольном возрасте – это прилагательные, образованные:

- От названий продуктов питания;

- От названий каких-либо материалов;

- Прилагательные, связанные с временными и пространственными представлениями.

Цель: формирование умения образовывать относительные прилагательные.

Задачи:

1.Расширение и активизация словаря прилагательных.

2. Обучение умению образовывать относительные прилагательные от названий продуктов питания.

3. Работа над слоговой структурой многосложных слов со стечением согласных.

4. Развитие координации речи с движением.

5. Развитие интонационной выразительности речи.

Материал: картинки с изображениями Хомячка, Гусениц Маши и Глаши, Алёнушки, Гномика, пособие «Соковыжималка», картинки с изображением стаканчиков сока, фруктов, пирожков с начинкой, горшочков с кашей, молочных продуктов и сладостей.

Ход занятия.

1. Логопед сообщает детям, что сегодня к ним на занятие пришел Хомячок Хомка, который очень любит есть и спать. Но последнее время Хомка только и делает, что спит, даже к нам в гости пришел с подушкой. (Выставляется картинка, изображающая хомячка).

Видите, он закрыл глазки и опять уснул. Но в это время появился Волшебный Гномик (выставляется картинка с Гномиком), покачал головой, посветил своим чудесным фонариком на хомячка Хомку, хитро улыбнулся и исчез.

Тут Хомячок проснулся, потянулся и сказал:

- Я очень хочу есть и пить.

Но так как дома ничего не было, он отправился на поиски. Вдруг видит, стоит в поле большая СОКОВЫЖИМАЛКА. Обрадовался Хомка, сейчас он вволю напьется… Но понял, что одному ему не справиться.

- Ребята, поможем ему?

2. Дидактическая игра «Соковыжималка»

Дети составляют предложения, при этом они сами выбирают фрукт и стаканчик с соком нужного цвета.:

- Я кладу в соковыжималку яблоко и получаю яблочный сок.

- Я кладу в соковыжималку абрикос и угощаю Хомку абрикосовым соком.

- Я кладу в соковыжималку апельсин, и получается апельсиновый сок.

- Я кладу в соковыжималку виноград и даю Хомке стаканчик с виноградным соком.

- Я положила в соковыжималку грушу, у меня в стаканчике для Хомки грушевый сок.

3. Логопед:

- Хомячок Хомка благодарит вас за помощь. Он напился, но ему очень хочется есть. Пошел он дальше. Идет-идет, а навстречу ему Алёнушка. Алёнушка спрашивает Хомку:

- Почему ты, Хомячок, такой грустный? А Хомячок отвечает:

- Я очень-очень хочу кушать. А Алёнушка говорит:

- Не грусти, Хомячок, я напекла пирогов и хочу тебя угостить.

Выставляется поднос с пирожками, на каждом пирожке картинка с изображением начинки.

Логопед предлагает детям сказать, какими пирогами угостила Алёнушка Хомку.

Дети:

-Алёнушка угостила Хомку рыбным пирогом.

- Хомка ест мясной пирожок.

- На подносе лежит ягодный пирог.

- Хомке понравился грибной пирог.

- Хомяок взял с собой капустный пирожок. И т.д.

Логопед:

Поблагодарил Хомячок Алёнушку и пошел дальше. Стало ему весело, и он стал напевать песенку про самого себя.

4. Физминутка «Хомка-Хомка, хомячок»

Хомка-хомка хомячок

(надуваем щеки как хомяк)

Полосатенький бочок

(гладим себя по бокам)

Хомка рано встает

(потягиваемся)

Щечки моет, глазки трет

(делаем соответственные действия)

Подметает Хомка хатку

(наклоняемся и делаем вид, что подметаем)

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка сильным хочет стать

(показываем, какой сильный).

5. Логопед:

- Представляете, ребята, пока Хомка делал зарядку, он опять проголодался. Смотрит, а в поле печка стоит, а в печке горшочки каши. (Логопед раздает детям горшочки и каждому коробочку с крупой и предлагает сказать, какая у него в горшочке каша).

Дети:

- У меня в горшочке рисовая каша.

- У меня в горшочке гречневая каша.

- У меня в горшочке манная каша.

- У меня в горшочке пшеничная каша.

- У меня в горшочке пшенная каша.

- У меня в горшочке овсяная каша.

6. Логопед:

- Наелся Хомка каши, и захотелось ему поспать. Но где? Решил построить хомячок себе домик. Из чего? А рядом находилась кондитерская фабрика, где производили разные сладости. Стал строить Хомка домик, а вы, ребята, ему помогайте.

Ребенок берет картинку с изображением сладостей и составляет предложение, в случае затруднений логопед задает наводящие вопросы:

- Стены Хомка построил из конфет, значит стены у домика конфетные.

- Крышу он сделал из шоколада, значит крыша у него шоколадная

- Окна Хомячок сделал из леденцов, теперь у него окна леденцовые.

- Печку он смастерил из вафель, печка у Хомки – вафельная.

- Диван Хомка сделал из мармелада, у него мармеладный диван.

- А подушку Хомячок смастерил из зефира, значит, подушка у него зефирная.

7. Логопед:

- Лег хомячок спать. Сладко-сладко спал, видел замечательные сны. А в это время приползли на полянку две гусеницы Маша и Глаша, (выставляются 2 гусеницы) увидели вкусный домик и стали его есть. Ели-ели и весь съели. Проснулся Хомка, а домика нет, лежит он прямо на травке, а гусеница смотрят на него и животики поглаживают.

Расстроился Хомячок, заплакал горько-горько. Стало Маше и Глаше жалко Хомячка, решили они его рассмешить и сказали:

- Не расстраивайся Хомячок, мы построим тебе домик из … (Логопед показывает картинки с изображением молочных продуктов):

Логопед показывает картинку с изображением сливочного масла.

Дети:

- Из масла. У тебя будет масленый домик. Хочешь?

Хомка:

- Нет, не хочу, мне не нужен масленый домик.

Гусеница Маша говорит:

- Тогда мы построим тебе домик из ….

Логопед показывает картинку с изображением творога.

Дети:

- Из творога, и у тебя будет творожный домик.

Удивился хомячок и сказал:

- Мне не нужен творожный домик.

А гусеница Глаша говорит:

- Тогда мы построим тебе домик из ….

Логопед показывает картинку с изображением сметаны.

Дети:

- Из сметаны. И будет у тебя сметанный домик.

Еще больше удивился хомячок, перестал плакать:

- Как же я буду в нем жить? Не хочу я сметанный домик.

Тогда гусеница Маша сказала:

- Ну мы тебе сделаем домик из …

Логопед показывает картинку с изображением молока.

Дети:

- Из молока, и у тебя будет молочный домик.

Улыбнулся Хомка и сказал:

- Я ведь не рыба, плавать не умею, мне не нужен молочный домик.

А гусеница Глаша улыбнулась и предложила:

- Тогда будет домик у тебя из …

Логопед показывает картинку с изображением кефира.

Дети:

- Из кефира – кефирный домик.

Засмеялся Хомка-хомячок и сказал:

- Ну нет, и кефирный домик мне тоже не нужен.

Переглянулись Маша и Глаша и спросили:

- А может быть тебе построить домик из …

Логопед показывает картинку с изображением сыра.

Дети:

- Из сыра. У тебя будет сырный домик.

Обрадовался Хомка:

- Да-да, я очень люблю сыр и хочу жить в сырном домике.

Логопед:

- Вот какая история приключилась с маленьким хомячком по имени Хомка.

8. Подведение итогов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательный конспект ОД, возьму на заметку. СПАСИБО!

26 March 2018

Похожие публикации