Конспект занятия по экологии в средней группе «Поможем природе»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 3 «Колосок»
г. Вятские Поляны
Конспект занятия по экологии
в средней группе
«Поможем природе».
Воспитатель:
Мартынова Наталья Валерьевна
2024 год
Цель: Формирование у детей младшего школьного возраста основ экологической культуры и развитие бережного отношения к природе через игровые, наглядные и практические методы обучения, способствующие пониманию важности заботы о природе и развитию навыков экологически дружественного поведения в повседневной жизни.
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить детей с основными понятиями экологии (экология, загрязнение, переработка и т. д.).
- Рассказать о важности сохранения чистоты окружающей среды.
- Объяснить причины и последствия основных видов загрязнений (мусорное, воздушное, шумовое).
2. Развивающие:
- Развивать у детей навыки сбора и сортировки мусора.
- Развивать творческое мышление через рисунки на экологическую тему.
- Формировать умение работать в команде через игровые задания.
3. Воспитательные:
- Воспитать бережное отношение к природе.
- Формировать ответственность за свои действия по отношению к окружающей среде.
- Воспитать уважение к труду взрослых по охране окружающей среды.
4. Практические:
- Научить детей экономить воду и электроэнергию.
- Вовлечь детей в посадку деревьев и использование многоразовых предметов.
- Способствовать осознанному отказу от использования пластика.
Ход занятия:
1. Организационный этап:
Чтение Сказки «Волшебник-чистюля и лесные спасатели»
Жил-был в сказочном лесу мудрый Волшебник-чистюля. Он очень любил природу и заботился о ней. Друзьями Волшебника были зайчонок Зайка, белочка Белка и ежонок Ежик. Волшебник каждый день рассказывал своим друзьям про важность чистоты и ухода за лесом.
Однажды утром, когда солнце только-только заглянуло за деревья, Зайка, Белка и Ежик услышали тревогу. Откуда-то донесся громкий гул и неприятный запах. Друзья сразу отправились искать источник шума и запаха.
Идут они, идут, и вот что видят: на опушке леса выросла огромная куча мусора. Лежат там банки, бутылки, фантики – все то, что лесные жители не могли ни съесть, ни использовать.
Зайка, Белка и Ежик испугались: «Лес заболел!» Они тут же побежали к Волшебнику-чистюле за помощью.
— Волшебник, наш лес заболел! На опушке огромная куча мусора, и нам очень страшно!
Волшебник-чистюля нахмурился, задумался, а потом сказал:
— Не переживайте, мои друзья. Мы вместе можем все исправить. Надо не только убрать мусор, но и научить всех, как важно не загрязнять природу.
Волшебник взмахнул своей волшебной палочкой, и волшебный мешок для мусора появился перед ними. Волшебник-чистюля объяснил, как нужно сортировать мусор: бутылки – отдельно, бумага – отдельно, пластиковые пакеты – отдельно.
— Но этого недостаточно, — продолжал Волшебник. — Ребята, надо научить всех зверят, как заботиться о лесу.
Зайка, Белка и Ежик стали помогать Волшебнику. Всю неделю они собирали мусор, сортировали его и отправляли в волшебный мешок. Волшебник-чистюля волшебной палочкой превращал весь мусор в новые игрушки и полезные вещи для леса.
Затем они пошли к другим жителям леса: к Лисе, Медведю, Волку и другим зверятам. Волшебник-чистюля рассказывал им:
— Если каждый из вас будет бережно относиться к природе, не бросать мусор, использовать многоразовые вещи, мы сохраним наш лес чистым и здоровым!
Все зверята согласились. Они обещали не сорить и помогать убирать лес. Зайка, Белка и Ежик научили своих друзей, как экономить воду и электроэнергию, и даже посадили несколько новых деревьев.
С тех пор наш лес стал еще красивее и здоровее. Все жители знали, что забота о природе – важное дело. А когда кто-то забывал об этом, Волшебник-чистюля и его лесные друзья всегда были рядом, чтобы напомнить и помочь.
Вот так доброта и осознание важности чистоты сделали сказочный лес прекрасным местом для всех его обитателей. И каждый мог наслаждаться чистым воздухом, прозрачной водой и зелеными деревьями.
2. Основной этап:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей планете Земля и о том, как её беречь. Вы, наверное, замечали, что иногда на улице или в парке можно увидеть мусор. Это называется загрязнением, и оно плохо влияет на животных, растения и даже на нас, людей.
Дети: Что такое экология?
Воспитатель: Экология - это наука, которая изучает, как все живые существа (люди, животные, растения) взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Наша планета - это огромный дом, где все живое взаимосвязано. Если один элемент этого дома становится грязным или поврежденным, это может повлиять на всех остальных.
Дети: Почему загрязнение – большая проблема?
Воспитатель: Мусор. Когда мы бросаем на улице бумагу, бутылки или пакеты, это загрязняет природу. Мусор может попадать в реки, моря и леса, и животные могут его съесть или запутаться в нем.
Заводы и машины. Они выпускают в воздух дым и газы, которые загрязняют атмосферу. Это называется загрязнением воздуха. Когда воздух грязный, мы можем дышать вредными веществами, и это может быть опасно для нашего здоровья.
Шум. Громкие звуки от машин, фабрик и других источников могут мешать животным и людям. Это называется шумовым загрязнением.
Дети: Как мы можем помочь?
Воспитатель: Вы можете помочь защитить нашу планету даже самыми маленькими поступками:
Не мусорить. Всегда выбрасывайте мусор в урну. Если вы увидели мусор на земле, поднимите его и выбросьте в урну.
Экономить воду и электричество. Когда чистите зубы, выключайте воду. Когда выходите из комнаты, выключайте свет.
Сажать деревья. Деревья помогают очищать воздух и создают жилье для животных. Вы можете посадить дерево вместе со своими родителями.
Использовать меньше пластика. Пластик очень долго разлагается и загрязняет нашу планету. Лучше использовать многоразовые сумки и бутылки.
Перерабатывать. Сортируйте мусор: бумагу выбрасывайте отдельно от пластика и стекла. Это поможет переработать отходы и сделать из них новые вещи.
А теперь мы с вами поиграем в экологические игры!
1. Игра «Собери мусор»
Цель: Вместе помочь сделать место, где мы играем, чище.
Материалы: Пакеты для мусора, перчатки.
Правила игры:
Разделитесь на команды или играйте по одному.
Наденьте перчатки и возьмите пакеты для мусора.
За определенное время (например, 3 минут) соберите мусор на указанной территории.
Не берите острые или опасные предметы!
2. Игра «Сортировка мусора»
Цель: Научиться правильно, сортировать отходы.
Правила игры:
После сбора мусора, отпустите таймер и соберите весь мусор в одном месте.
Разделите собранный мусор по категориям: картон, бумага, пластик, стекло.
Посмотрите, кто смог правильно отсортировать мусор быстрее.
Работайте в команде.
Соблюдайте осторожность.
Убирайте мусор только безопасными методами и только до завершения времени.
Воспитатель: А теперь мы с вами нарисуем нашу зеленую планету Земля. (Создание коллективной работы). Возьмите краски или карандаши и нарисуйте, как вы видите чистую и красивую планету. Нарисуйте деревья, цветы, чистые реки и счастливых животных. Пусть ваши рисунки напоминают вам о важности заботы о нашей природе. Помните, ребята, каждый из нас может внести свой вклад в сохранение природы. Пусть наша планета будет чистой и красивой, ведь мы все живем на ней и должны бережно к ней относиться!
4. Заключительный этап:
Рефлексия
Обсуждение важности заботы о природе.
Подведение итогов и поощрение детей за участие в беседе и выполненные задания.