Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности
Конспект методического занятия с использованием технологии исследовательской деятельности | |
Тема: | «Юные исследователи» |
Цель: | Развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования. |
Задачи:
Образовательные:
сформировать представление о свойствах воды;
формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к окружающему миру в процессе экспериментирования;
развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать.
Воспитательные:
воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи;
воспитывать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности.
Оборудование: вода, мандарины, пластиковая бутылка, сода, уксус, воздушные шары, две банки, соль, два яйца.
ход
Этапы занятия | Продол- жительность этапа | Деятельность ведущего (организатора) | Деятельность участников | Используемые материалы |
I этап - Введение в проблему | 3 мин. | Ребята, давайте поздороваемся друг с другом и всем, что нас окружает. Ребята, сегодня утром к нам в группу приходил почтальон. Он принес нам письмо. Вот оно: «Приветствуем вас, земляне! Пишут вам веселые человечки с близкой к вам планеты Марс. Наша планета очень красивая. Под ногами у нас лежит красная земля. А вместо воды всюду лежит снег и лед. Воды у нас на планете нет. Очень просим вас, ребята, напишите нам про пресную и соленую воду. Правда, что в соленой воде предметы не тонут? Нам очень интересно это знать. С нетерпением ждем вашего письма. Ваши друзья - веселые человечки с планеты Марс». | Дети поздоровались и внимательно слушают. | |
II этап – Мотивационная часть | 3 мин. | Ребята, поможем веселым человечкам? Тогда нам надо превратиться в маленьких волшебников! Предлагаю вспомнить волшебные заклинания: «Топ, топ, хлоп, хлоп, Вокруг себя повернись, В маленького волшебника превратись!!!» | Да. («Превратились в маленьких волшебников»). | |
III этап –Целеполагание | 1 мин. | А теперь мы с вами отправимся в лабораторию, где нас ждут эксперименты, и мы узнаем много нового и интересного. Но сначала нам с вами нужно узнать, что такое экспериментирование и исследование, ведь с помощью этого мы сможем помочь нашим друзьям с Марса. Давайте присядем за столы. | Внимательно слушают. | |
IV этап - Основная часть | 20 мин. | 1. Теоретическая часть. Экспериментирование - предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе. Исследование - процесс научного изучения какого - либо объекта (предмета, явления) с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества. Экспериментальная деятельность– это один из видов познавательно-исследовательской деятельности. Эксперимент предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе. Исходя из имеющихся определений данных видов деятельности видно, что более широким и общим понятием является исследовательская деятельность; экспериментальная деятельность – один из видов исследовательской деятельности. Классификация экспериментов 1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: - опыты с растениями; - опыты с объектами неживой природы; - опыты, объектом которых является человек. 2. По месту проведения опытов: - в групповой комнате; - на участке и т. п. 2. Практикум. Пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать -и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Опыт «Спасательный жилет» Материалы: мандарин с кожурой, мандарин без кожуры, таз с водой. Отгадайте, какой из мандарин утонет быстрее — в кожуре или без нее? Как вы думаете, верно ли мною поставлен вопрос? Вопрос поставлен неверно —мы не знаем наперед, сколько мандаринов утонет. Может утонет вообще только один. Прошу провести опыт. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Этот же принцип можно увидеть, используя газированную воду и кусочек пластилина величиной с горошинку. Если бросить пластилин в стакан с газированной водой, он сначала утонет, а потом всплывет на поверхность, облепленный пузырьками воздуха. Эффект закончится, когда газ выдохнется, — пластилин утонет. Опыт: Свойства соленой воды. Возьмите 2 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. Опыт «Воздушные шарики» Это Пятачок. У него есть воздушные шарики. Он хочет на них долететь на вершину дерева. А почему эти шарики называют воздушными? ПС: в шариках есть воздух. Как это доказать? Как его увидеть? Дети надувают шары (доказательство того, что в них есть воздух) и зажимают пальцами, погружают шары «горлышком» в воду и постепенно разжимают пальцы. Воздух выходит, и на поверхности воды появляются пузырьки. Кто-то из детей может вспомнить, что видел такие пузырьки в аквариуме, когда приходил с мамой в детский сад, а если не вспомнит, то надо им помочь. Опыт 2 «Воздушные шарики» Могут ли воздушные шарики могут надуваться сами по себе? Докажите им, что очень просто! Для опыта вам понадобятся только воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус. Насыпьте в шарик 3–4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте около 100 мл уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите его, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Теперь останется только наблюдать и удивляться. А объясняется этот опыт очень просто: при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает шарик. | Внимательно слушают. (Провели опыты). | Вода, мандарины, пластиковая бутылка, сода, уксус, воздушные шары, две банки, соль, два яйца |
V этап –Подведение итогов | 1 мин. | На сегодня наше экспериментирование подошло к концу. Мы напишем веселым человечкам с планеты Марс и опишем наши волшебные опыты. Вы были замечательными исследователями. | Внимательно слушают. | |
VI этап – Рефлексия | 4 мин. | Было ли для вас что-то новое? Я узнал, что... Для меня время пролетело незаметно, надеюсь и для Вас тоже. Очень приятно, если Вы смогли узнать что- то полезное, а может быть открыть что- то новое и самое главное. Большое спасибо вам за сегодняшнее занятие, до свидания вам и до скорой встречи! | Ответы детей. | |