12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Слободчикова Елена Леонидовна263
Россия, Краснодарский край, ст. Медведовская Тимашевского района Краснодарского края
1

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Белоснежка и гномики»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Белоснежка и гномики»




Пояснительная записка

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.

     Сегодня математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

      Познавательный интерес к математике – это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности. Г.И. Щукина отметила, что только деятельность, вызывающая активность, умственное напряжение и развивающая кругозор, ведёт к развитию познавательного интереса. По содержанию эта деятельность должна носить проблемный характер. Однако многие исследователи подчеркнули, что важно не только поставить перед ребёнком проблему, но и научить её решать, сформировав необходимые способы познавательной деятельности.

     Развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.

     На занятиях по развитию элементарных математических представлений создаются условия для воспитания у ребенка личностных качеств, самостоятельности, активности, произвольности, развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно — моторной координации, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности.

    Детей учат анализировать содержание заданий и выполнять их, обосновывать выбор каждого действия, делать доступные обобщения на основе рассматриваемых фактов.

    Эти умения составляют основу успешного изучения математики и других предметов в начальной школе.



 Цель:

закрепление материала по формированию элементарных математических представлений.

 Задачи:

 Образовательные.

различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;

закреплять умение различать цвета, группировать предметы по цвету, форме.

упражнять в сравнивании размеров: большой – маленький;

закреплять сравнивание двух предметов: широкий – узкий;

упражнять детей в счёте до пяти;

соотносить количество предметов с цифрой;

определять пространственные отношения: над, под, слева, справа.

 Развивающие.

Развивать навыки мыслительной деятельности.

 Воспитательные.

Воспитывать у детей чувство коллективизма.

 Возраст детей:

4 – 5 лет.

 Форма занятия:

Путешествие в сказку.

 Методы и приемы:

 Наглядный:

Элементы игры,

Сюрпризный момент.

Показ демонстрационного материала.

 Словесный:

Объяснение темы занятия,

Беседа,

Вопрос,

Указания,

Оценка детского ответа.

 Практический:

Работа с раздаточным материалом.

 Предварительная работа:

 1. Просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов».

2. Игры на различение геометрических фигур:

«Назови свой автобус», «Найди себе пару», «Собери картошку».

3. Игры на различение величины: (длинный – короткий, узкий – широкий) «Что длиннее», «Пройди по мостику», «Беги к тому, что назову».

4. Игры на упражнение детей в счете:

«Сколько?», «Положи столько же», «Рыбак и рыбки».

5. Игры на закрепление цифр:

«Соедини точки», «Раскрась меня».

Использование раскрасок – ребусы, головоломки, кроссворды.

6. Упражнения на выработку понятий – над, под, слева, справа.

«Матрешкино хозяйство», «Солнышко высоко»

 Материал к занятию:

 Шапочки гномов,

Нарисованные цветы, бабочки с геометрическими фигурами, разных цветов.

Изображение яблонь с яблоками —  больших и маленьких.

Больших яблок 5, маленьких – 4.

Карточка с цифрами от 1 до 5.

Широкий и узкий конструктор.

Изображение ручейка и озера.

Две детские удочки. Пять рыбок.

 

Ход занятия.

Организационный момент.

 Под музыку заходят дети. Они здороваются с гостями. Встают около воспитателя.

 Воспитатель: Сегодня у нас с вами занятие по математике, но это занятие необычное. Мы отправимся в сказку, которая называется «Белоснежка и гномики».

Белоснежка со своими друзьями, гномиками, попадут в волшебный лес, где их ждет много приключений и разных заданий. Все задания они должны выполнить, а иначе они так и останутся в волшебном лесу.  Задания будут самые разные. Вы готовы отправиться в сказку?

 На счет раз, два, три, я превращу вас в гномиков, а себя в Белоснежку.

(Во время счета, раз, два, три, воспитатель надевает детям колпачки гномиков, а на себя корону).

 Белоснежка: Жили-были в одной чудесной стране Белоснежка и маленькие гномики. В один прекрасный день Белоснежка и гномики отправились в лес путешествовать.

(Под музыку Белоснежка с гномиками идут между елок и останавливаются на поляне).

На поляне лежат цветы.

 Белоснежка: Посмотрите, какие красивые цветы растут на полянке. У каждого цветка есть своя геометрическая фигура, определенного цвета. А ко мне прилетели красивые бабочки. У каждой бабочки тоже есть своя геометрическая фигура определенного цвета.  Давайте поможем бабочкам найти свой цветок, правильно подбирая цвет и форму геометрической фигуры.

(дети подбирают бабочке цветок с той же геометрической фигурой и определенного цвета)

Гномики помогли бабочкам и отправились дальше.

 Белоснежка: Гномики, посмотрите, это же яблоня! А на ней спелые сочные яблоки.

Все ли яблоки одинаковы?

Сколько больших яблок?

Сколько маленьких яблок?

Каких яблок больше?

Каких яблок меньше?

 Ответы детей.

 Белоснежка: Идут гномы дальше, между елками, между березками, в овражки спускаются, а там их ждет следующее задание.   На пути – ручеек. Остановились гномы и решают, как можно через него перебраться.

 Белоснежка: Как нам через ручеек перебраться.

Гномики, а мы сможем ручеек перепрыгнуть?

Почему вы думаете, что его можно перепрыгнуть?

Да, потому что он узкий.

 Ответы детей.

 Перепрыгивают и идут дальше. На пути – озеро.

 Белоснежка: А вот озеро на нашем пути.

А мы сможем ее перепрыгнуть?

Нет. Оно широкое.

Посмотрите, здесь был мост, но кто–то его сломал.

Давайте построим мост.

 А построим мы два моста, один для нас – узкий, а другой —  широкий, вдруг какой-нибудь машине придется проехать через озеро.

Гномы начинают строить мосты из конструктора.

 (дети строят из узкого конструктора мост через ручеек, а из широкого – через озеро).

   Построили гномы мосты, только стали проходить по мостику, смотрят, а в озере рыба плавает.

 Белоснежка: Посмотрите, рыба в озере плавает.

Сколько рыбок плавает в озере?

Дети: Пять.

А сколько камушков вы видите на дне реки?

Дети: Четыре.

А как вы думаете, чего больше, рыбок или камушков?

Ответы детей.

 А давайте мы половим с вами рыбок. Будем ловить и опять отпускать в озеро.

 Гномы ловят по 1, по 2, по 3 рыбки и т.д.

 Белоснежка: Вот мы и перебрались через озеро и попали к зверятам на лесную поляну.

Вы наверно устали? Давайте отдохнем немного на лесной поляне и потанцуем наш веселый танец.

 Физминутка.

(танец гномиков под музыку)

 Белоснежка: Потанцевали наши гномы. Увидев, как они танцуют, солнышко выглянуло на небе, ясное да золотое. И всюду стало светло. А наши гномы отправились дальше. Шли, шли гномики по лесу, ушли далеко в лес.

Куда же мы попали?

Давайте сядем за столы и хорошо посмотрим вокруг.

Да мы с вами заблудились.

 ( Гномы, мы попали к Бабе- Яге.)

 Белоснежка: Баба Яга дома сидит. Она в школу собирается, да ничего не знает. Перед ней стоит карточка с цифрами, а она их не знает. Давайте мы ей поможем выучить цифры, и она нам покажет дорогу, чтобы мы могли вернуться обратно в группу.

 Работа детей: По очереди дети называют цифры, которые показывает воспитатель.  Работа за столами с раздаточным материалом.

  Белоснежка: Перед вами лежат карточки с цифрами.

Гномы, вы должны закрыть фишкой ту цифру, которую вам назовут.

 Белоснежка: Я думаю, что вы помогли Бабе Яге выучить цифры.

Но она не хочет нас отпускать из своего леса.

 Она хочет взять с собой в школу игрушки, но не может их найти. Баба яга нашла только один грибок. Давайте ей поможем найти остальные игрушки.

 Где находиться кукла?

(над грибом)

Где находиться мячик?

(под грибом)

Где находиться мишка?

(слева от гриба)

Где находиться мячик?

(справа от гриба)

 Поблагодарила их Баба Яга, показала гномикам дорогу назад. А гномы довольные и радостные пошли дальше.

 Белоснежка: Белоснежка и гномики счастливые вернулись домой. Тут и сказке конец. А кто слушал – молодец! А сейчас на счет три. Мы опять превратимся в обычных детей.

(на счет раз, два, три, воспитатель снимает с детей колпачки и свою корону).

 Итог занятия.

Вот мы и дома.

 Где мы сегодня были с вами?

 Что мы делали в лесу?

Что вам понравилось?

 Ответы детей.

 Воспитатель отмечает, что во время путешествия дети показали хорошие знания математики – вспомнили и геометрические формы, и цвета.  Смогли построить разные мосты, и широкие и узкие. Помогли Бабе Яге выучить  цифры, найти игрушки.

Вот сколько заданий мы с вами выполнили. Все занимались очень хорошо, все молодцы!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.