Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Теремок»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений
«Теремок»
Значение своевременного развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении рассматриваются в психолого-педагогической литературе в двух аспектах.
Общеразвивающий аспект связан с особой ролью пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребёнка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно-творческой, познавательной, трудовой).
Математический аспект связан с развитием у детей способности владения различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчёта), что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.
Тема занятия: «Теремок»
Группа: старшая (5-6 лет), ЗПР
Форма организации работы: подгрупповая, 8 человек.
Тип занятия: коррекционно - образовательное.
Цель: создание социальной ситуации для закрепления пространственных представлений у детей.
Задачи:
Учить определять левую, правую руки; учить определять место объектов в пространстве относительно себя и других объектов, пользуясь словами слева, справа.
Закрепить знания сенсорных эталонов (форма геометрических фигур, цвет).
Развивать мелкую моторику, зрительную память.
Активизировать словарь за счёт слов-терминов, обозначающих пространственные отношения и направления (вверх, прямо, влево, вправо) и точного названия цвета и формы объектов.
Воспитывать умение сосредоточиться, не отвлекаться при выполнении задания, работать в едином темпе и ритме с другими детьми.
Воспитывать выдержку, умение действовать по словесной инструкции.
Оборудование: интерактивная доска, фигуры из блоков Дьенеша, карточки с ниткой для бус, красные резинки (ленты), счетный материал: грибы и морковки, счетные палочки, карточки со схемами домов, выполненные из счетных палочек, наборное полотно двухполосное, презентация в программе Microsoft PowerPoint.
Организация образовательной деятельности
Этапы занятия |
Содержание деятельности |
Технологии |
|
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
||
Организационный момент |
|||
Мотивационно-побудительный |
Здравствуйте, мальчики и девочки! Ребята, у нас сегодня необычная встреча. К нам пришли гости. Я приглашаю вас сесть в круг. Я буду передавать колокольчик, а вы будете называть свое имя.
"Собрались все дети в круг. |
Дети сидят на ковре. |
Здоровьесберегающая Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка Слайд «доброе утро» |
Подготовка детей к работе на основном этапе |
|||
Обеспечение мотивации, принятие цели детьми. |
Ребята, вы любите сказки? Сегодня я хочу вместе с вами очутиться в сказке, но для этого нужно произнести волшебные слова, сначала послушайте Вокруг себя повернись и в сказке очутись! А теперь вместе скажем.
|
Ответы детей |
Социально-игровая
|
Основная часть. |
|||
|
Мы оказались в сказке, а в какой вы узнаете, если отгадаете загадку: Зайка в нём живёт, лягушка, Правильно! Как вы догадались? |
Ответы детей |
Слайд Теремок |
Открытие нового знания. Определение левой и правой руки. |
Итак, наша сказка начинается: Стоит в поле теремок-теремок Он не низок, не высок. Как по полю мышка бежала, Теремок увидала , Да справа к теремку подбежала . Ребята, а как же узнать где справа от домика? - Поднимите вашу правую руку. У многих из нас это главная рука.
Для того, чтобы у вы хорошо запомнили свою правую руку , я принесла вам красные браслеты которые вы наденете на правую руку. На правой руке у нас красный браслет, а где же левая рука? Покажите.
Оглянитесь вокруг себя. Что находится справа от вас? Вытяните правую руку в сторону и посмотрите за ней. Что вы видите справа? Вытяните левую руку и посмотрите за ней. Что вы видите слева от вас? Игра «Будь внимательным» Подозвать ребенка, он выходит к педагогу, поворачивается к группе спиной и выполняет команды. Остальные дети, стоя на своих местах, выполняют те же команды.
Прибежала мышка к теремку, а где она остановилась? Справа или слева? Вот мышка добралась до теремка, и стала там жить поживать, да песни распевать. Сколько героев стало жить в домике?
2.Стоит в поле теремок- теремок. Лягушка скачет по болоту. В теремке ей жить охота. Пока лягушка скакала, бусы потеряла. Плачет бедная: «- Беда! Помогите, детвора!» -Ну что, ребята, поможем лягушке? Посмотрите, у вас на подносах лежат геометрические фигуры, как они называются? вот из них мы и выложим бусы для лягушки. Вы внимательно слушайте, какую фигуру я буду называть, такую фигуру вы и выкладывайте у себя на нитке. Желтый треугольник Синий квадрат Красный круг Синий квадрат Желтый треугольник А теперь сравните с изображением на экране.
Какой по счету вы положили красный круг? Какой по счету вы положили желтый треугольник? Какой по счету вы положили синий квадрат? Какая фигура третья по счету? Как называется пятая фигура?
Ну что ж с этим заданием вы справились, молодцы, лягушка очень рада, что такие красивые бусы получились.
Теперь лягушка довольная поскакала к теремку, и остановилась рядом с ним. С какой стороны?
И стали жить наши герои …
3.- Стоит в поле теремок, теремок, Рядом зайка скок да скок. Я принес вам угощенье. Для мышки грибочки, а для лягушки морковки. Ребята, у вас на столе лежат карточки. Посмотрите на них и покажите мне верхнюю дорожку, нижнюю дорожку. А на подносах лежат морковки и грибы, поставьте все грибы на верхнюю дорожку. Напоминаю, выкладываем грибы слева на право друг за другом. Скажите, сколько грибов на верхней дорожке? Поставьте морковки на нижнюю дорожку. Сколько морковок?
Чего больше грибов или морковок? На сколько больше грибов, чем морковок? Как сделать, чтобы грибов и морковок стало поровну?
А вы знаете, что зайчик любит, когда с ним играют, давайте с ним поиграем. Физкультминутка «Зайка» Зайка серенький сидит И ушами шевелит Вот так, вот так Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть Нужно лапочки погреть. Хлоп-Хлоп, хлоп-хлоп Нужно лапочки погреть. Зайке холодно стоять Нужно зайке поскакать Прыг-скок, прыг-скок, Нужно зайке поскакать. Зайку кто-то испугал, Зайка прыг и ускакал.
Прибежал зайчик к теремку и его впустили. Где сел зайка? С какой стороны? И стали они жить …..
4.-Тише, тише не шумите, кто-то к нам идет сюда. Ну конечно же, лиса. Попросилась она в теремок и её впустили. Лисичка решила украсить теремок флажками . Запомните, какие флажки принесла лиса.
Наступила ночь, все закрыли глаза. Утром все проснулись, открыли глаза и увидели, что одного флажка не хватает. Какого? (игра повторяется несколько раз). Стали жить вместе . Где села лисичка? С какой стороны? И стали они жить ….
5.-А по лесу уж медведь идёт. Вдруг увидел теремок – как заревёт: «Вы пустите меня в теремок!» Испугались звери. Влезет ли медведь в теремок? Почему?
Что же делать? Ведь мишке будет плохо на улице жить! Я предлагаю вам построить новый большой теремок для всех героев. Выбирайте себе самый интересный домик и по схеме сложите из палочек. На схему смотрим и выкладываем из палочек на столе.
Построили зверята все вместе, дружно новый теремок. И оказался он лучше прежнего.
А сколько героев будет жить в нём? |
При обсуждении этого задания помочь каждому ребенку уточнить для себя, какая рука у него правая, а какая – левая. (Для левши «главная рука – левая.)
Остальные дети, стоя на своих местах, выполняют те же команды.
ответы детей с опорой на маркер
круг, треугольник, квадрат
дети выклады вают бусы, после, сравнивают с образцом.
третий первый и пятый второй четвертый красный круг желтый треугольник
Ответы детей слева.
вдвоем
5
4
Ответы детей
на 1
убрать один гриб или добавить одну морковку
справа от домика втроем
Ответы детей
вчетвером
Нет медведь очень большой
дети решают построить новый дом, большой, чтоб всем места хватило
5 |
Информационно-коммуникативная технология
На экране появляется лягушка
Слайд на доске с образцом бус
Слайд Заяц
под музыку
Слайд Лиса
На экране выставляем флажки, дети запоминают, какие флажки выставлены, какого цвета Исчезает один из флажков
Слайд
Детям даются варианты постройки с усложнением
|
Заключительный этап. Рефлексия |
|||
Подведение итогов. Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность |
А нам пора возвращаться в детский сад, а для этого нужно сказать волшебные слова: Вокруг себя повернись и в детском саду очутись. В какой сказке были? Кого встретили? Какие задания выполняли? Что было просто? Что было сложно? На какой руке у вас красный браслет?
Дайте мне все правую ручку. Спасибо вам. До свидания, а браслет я вам оставлю на память, чтобы вы не забывали где правая рука, а где левая рука.
|
Ответы детей
Ответы детей |
Информационно-коммуникативные технологии. |