Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе на тему «Герой любимого мультфильма»
Календарно-тематический план решения задачи: формирование элементарных математических представлений дошкольников.
Образовательные задачи
Познавательное развитие: формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом, формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур, умение сравнивать предметы по величине, закреплять счет до 5,умение соотносить цифры с количеством.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать активность, самостоятельность.
Речевое развитие: развивать связную речь, активизировать чувственное восприятие художественного слова, умение отвечать распространенными предложениями, развивать логическое мышление.
Физическое развитие: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, координацию речи с движением, мелкую моторику рук.
Художественно - эстетическое развитие: Развивать мелкую моторику, координацию, цветовосприятие, воспитывать интерес к занятиям математикой.
Материалы и оборудование.
1. Дидактический материал : изображения мультгероев Винни- Пуха и его друзей, снежинки из цветной бумаги, бумажные шаблоны (овал, круг) и шарфики (прямоугольники)
2. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: магнитная доска, счётные палочки, шаблоны, прямоугольники из цветной бумаги.
№ | Деятельность педагога | Деятельность детей | Предметно-развивающая среда | Ожидаемые результаты |
1 | Вводная часть -Ребята ,мы с вами часто на занятиях путешествуем со сказочными героями ,а сегодня, мы с вами будем считать и сравнивать вместе с…(на магнитной доске появляется изображение Винни-Пуха в окружении снежинок) -С кем ребята? Вы знаете его? -А что это вокруг Винни –Пуха? -Ребята, он мечтает ,как он проведет свои выходные на катке со своими друзьями. -на какие группы можно разделить эти снежинки? -Какого цвета снежинки? -Сколько снежинок голубых? -А сколько снежинок белых? -Каких больше, белых или голубых? -Сейчас мы это проверим. -на сколько белых снежинок больше, чем голубых? -Что надо сделать, чтобы снежинок стало поровну?
Основная часть. -Винни- Пух очень любит заниматься, а особенно играть в игру «Составь фигуру». 1.Игра «Составь фигуру». -Давайте и мы поиграем? (У каждого ребёнка на столе набор счётных палочек) - Возьмите 4 палочки и составьте из них геометрическую фигуру, и из трех палочек - . - Чем похожи эти фигуры? - Чем отличаются? - Возьмите в левую руку круг, а в правую -овал - Чем и круг отличаются от овала? 2 .Физминутка - Что-то мы засиделись. Винни-пух предлагает нам провести физкультминутку. Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет: Раз- наклон и два – наклон, Зашумел ветвями клен. ( ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
- Винни-Пух очень заботится о своем здоровье и зимой обязательно закаляется, ходит с друзьями кататься на коньках, и не забывает взять с собой шарфики. Винни-Пух берет с собой широкий и длинный шарф, а его друг Пятачок - узкий и короткий. (На доске два прямоугольника и у ребят на столе два прямоугольника) -Ребята, на какие геометрические фигуры похожи эти шарфики? - Найдите у себя на столе эти фигуры. -Поднимите вверх прямоугольник который напоминает шарфик Винни-Пуха. Молодцы. -А теперь, поднимите тот прямоугольник, который напоминает шарфик Пятачка. Правильно, ребята! - Как вы определили, какой из них кому принадлежит? Заключительная часть - Итак, ребята, Винни-Пух с друзьями отправились на каток, а наше занятие подошло к концу. - Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? -Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали. На следующем занятии мы с вами продолжим изучать цифры (и познакомимся с цифрой 6), будем считать больше предметов и узнаем другие признаки сравнения. (можно сравнивать по высоте, по объему, по весу и др,) | Дети сидят на стульях и внимательно слушают. -да, это Винни-Пух -снежинки - По размеру и по цвету - голубые и белые -4 голубых -5 белых -белых Вызванный к доске ребенок на верхней полосе выкладывает белые снежинки ниже под каждой белой - голубые. Выясняется, что белых больше, чем голубых. -на 1 снежинку -Убрать или добавить одну снежинку. Составляют фигуры -У них есть углы и стороны -У квадрата- 4 угла и 4 стороны, у треугольника - 3 угла и 3 стороны. -И у круга и у овала нет углов Выполняют движения за воспитателем Рассматривают шарфики -На прямоугольники Выполняют задание Приемом наложения и приемом приложения. Дети выполняют самостоятельно, фронтальная проверка
Ответы детей : сравнивали предметы по размеру, ширине, длине, цвету, называли геометрические фигуры и сами их составляли и сравнивали по форме, считали предметы. |
Магнитная доска. Картинка Вини-Пуха, цветные снежинки Счетные палочки два прямоугольника разных размеров | |
Литература: Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных математических представлений). Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990.