Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе «Притяжательные прилагательные»
Пояснительная записка к презентации
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе.
Притяжательные прилагательные.
Лексическая тема: Как звери зимуют?
Программное содержание:
1. Создать условия для расширения, уточнения и активизации активного словаря у детей по теме занятия;
2. Создать условия для упражнения в практическом употреблении притяжательных прилагательных;
3. Создать условия для упражнения в подборе родственных слов.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация, предметные картинки по теме, мяч.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Игра «Кто спрятался?»)
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент
Глубокий вдох – выдох. Настраиваемся на занятие. Вспомним наше правило (проговариваем вместе): «Наши ушки внимательно слушают, наши глазки внимательно смотрят, наши ручки не мешают, а помогают».
(Перед детьми на доске изображения диких животных) Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами поговорим? (Мы будем говорить о диких животных)
Как зимуют дикие животные? (проговариваем и имитируем движения: заяц скачет, волк по лесу бегает, охотится, лиса хвостиком следы заметает, белка с ветки на ветку скачет, медведь в берлоге сладко спит).
Основная часть
1. Игра «Чьи следы?»
Ребята, если мы зимой придем в лес, то сможем ли мы увидеть диких животных? (нет) Почему? (потому что они спрячутся от нас) Правильно, а что мы можем увидеть на снегу? (следы животных) Верно! Я приготовила для вас карточки с разными следами и предлагаю вам определить, чьи же они?
следы волка – волчьи; следы лисы – лисьи;
следы белки – беличьи; следы кабана – кабаньи;
следы лося – лосиные; следы зайца – заячьи;
следы медведя – медвежьи. (Медведь зимой спит, но иногда медведь может проснуться, если его потревожат, или если зима очень-очень теплая).
А теперь вы сами выберите карточку с изображением следа дикого животного, сравните его с картинками, и скажите, чей это след?
Пример: Это волчий след.
2. Игра «Кто спрятался» с использованием ИКТ (см. презентацию).
Со следами мы с вами разобрались. А теперь предлагаю вам поиграть еще в одну игру. Вы уже говорили о том, что животные умеют хорошо прятаться. И сейчас мы с вами попробуем угадать, кто же спрятался на наших картинках. (Педагог включает мультимедийную презентацию. Детям предлагается рассмотреть картинку на слайде и ответить на вопрос «Чьи ноги/лапы? Чьи уши? Чей хвост?»)
3. Офтальмологическая пауза
Нашим глазкам нужен отдых. Давайте быстро-быстро, легко-легко поморгаем, а теперь закроем глазки.
«Закрываем мы глаза,
Вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют».
4. Физ. минутка «Прогулка в зимнем лесу».
А теперь настало время отдохнуть и отправиться в зимний лес на прогулку.
Мы пришли в зимний лес – ходьба на месте.
Снежинки в небе кружатся – руки фонариком, кружатся вокруг себя.
На землю красиво ложатся – движение рук (фонарики)
Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал – прыжки на двух ногах.
Это серый волк здесь рыщет, он себе добычу ищет - руки на поясе, наклоны.
Вот мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас - приседаем.
В лесу тишина и покой, а мы опять пришли домой – ходьба на месте.
5. Игра с мячом «Подберем родственные слова»
А теперь предлагаю вам встать в круг и немного поиграть. Но для этого давайте вспомним, как мы подбираем слова-родственники. (Педагог бросает мяч детям по очереди и предлагает подобрать родственные слова к словам: ЗИМА, БЕЛКА и т.д.)
6. Игры «Чей хвост длиннее?», «Чья лапа больше?»
Словообразование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксами – ий, -ья, -ье, -ьи с опорой на изображения животных.
Чей хвост длиннее:
- заячий или лисий?
- медвежий или волчий?
- волчий или беличий?
- медвежий или беличий?
- заячий или волчий?
- лисий или медвежий?
Чья лапа больше?
- медвежья или лисья?
- беличья или медвежья?
- заячья или волчья?
-лисья или беличья? И т.д.
Подведение итогов.
О ком мы сегодня говорили?
В какие игры мы с вами играли?
Что вам понравилось больше всего?
Оценка деятельности детей педагогом.
Федорова Людмила Ивановна
Ольга Андреева