Конспект НОД по обучению грамоте и развитию лексико-грамматических представлений у детей с ФФНР в подготовительной к школе группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Игринский детский сад №10»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению
грамоте и развитию лексико-грамматических представлений у детей с ФФНР
в подготовительной к школе группе
Составил учитель-логопед:
Корепанова О.Р.
п. Игра, 2020 г.
Тема: Звуки <в’>, <в> и буква В. Путешествие в космос.
Цель: Познакомить детей с согласными звуками <в’>, <в> и буквой В как с письменным ее обозначением.
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнение и активизация словаря по теме «Космос»;
Продолжать учить образовывать однокоренные слова;
Упражнять детей в образовании приставочных глаголов движения с использованием конструктора ТИКО «Грамматика»;
Продолжать учить выполнять звуковой анализ слова «Венера» с помощью образовательного набора ЛЕГО «Учись учиться»;
Познакомить со зрительным образом буквы В, как с письменным обозначением звуков <в’>, <в>.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие зрительного восприятия и слухового внимания, памяти;
развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
развитие мелкой моторики рук.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков самостоятельности, инициативности.
Материал, оборудование: планшет, интерактивная доска с изображением космоса, QR-кода, букв и цифр (презентация), картинка с изображением ракеты, конструктор ТИКО «Грамматика», мольберт, звезды - 6 штук, образовательный набор Lego Education «Учись учиться»,
Ход НОД | Деятельность детей |
Орг. момент - Ребята, мне пришло СМС-сообщение. Послушайте, что в нем написано: «Де_очки и мальчики, меня похитила злая _едьма. _аша но_ая бук_а ». - Что случилось? Кто кого похитил? Сообщение темы занятия | Текст сообщения на интерактивной доске. Ответы детей. |
Какого звука не хватает в слове _едьма? Какого же звука нет в словах _аша но_ая бук_а. Как вы думаете, чем сейчас и срочно мы должны заняться? Куда Ведьма могла спрятать эту букву? А это что за картинки под сообщением? (нужно по 1-м звукам определить, куда нам отправляться, и где искать букву (космос): кошка, облако, сыр, машина, обруч, солнце). А как же нам туда отправиться? Ребята, посмотрите, тут какая-то зашифрованная картинка? Ну вот, теперь мы знаем, где искать украденную букву и на чем отправляться. - К запуску ракеты приготовиться! (Вытягиваем руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх) - Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук). Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1! Пуск! Вот мы и в космосе. Образование приставочных глаголов - Ребята, на ракете мы ЛЕТЕЛИ! Тут есть запчасти, они могут придать другой маршрут нашей ракет (взлетели, полетели, прилетели, улетели). Посмотрите, что за запчасти (буквы конструктора ТИКО: у, при, за, до, по, вы) Артикуляционно-акустическая характеристика звуков. | звука <в’> звука <в> Ответы детей: «Отправимся на поиски буквы В». Дети определяют 1-е звуки в словах и составляют слово: космос. Варианты ответов детей. Детям предлагается QR-код ракеты на экране - расшифровывается с помощью приложения «Сканер QR» Есть, приготовиться! (повторяют его движения) Есть, включить контакты! На экране изображение космического пространства. Дети соединяют буквы- приставки конструктора ТИКО со словом ЛЕТЕЛИ для изменения направления ракеты (изображение ракеты - это слово «летели»): улетели, прилетели, подлетели, вылетели, полетели, долетели, залетели. |
Дифференциация звуков [в], [в?] в слогах. - Внимание! Опасность! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. Дети встают в круг. Характеристика звуков <в’>,<в> по артикуляционным и акустическим признакам. Но, чтобы нам избежать метеоритный дождь, мы должны узнать какие звуки <в’>,<в>? Слегка дотроньтесь верхними зубами до нижней губы. Произнесите звук <в> - он какой: гласный или согласный? Какой звук <в’>? Поёт или спит ваш голосок? Игра с «мячом-метеоритом». Я буду называть твердый слог (ва) и бросать метеорит, а вы будете называть мягкий слог (вя) и отбрасывать метеорит назад. - Вы отлично справились с метеоритным дождем. 5. Образование однокоренных слов к слову звезда - В космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Найдите в нашем космическом пространстве звезду и образуем новое слово. Как можно назвать звезду ласково? Если на небе много звезд, то оно, какое? - Как можно назвать космический корабль, летящий к звездам? Человек, который считает звезды на небе? А как называется явление, когда звезды «падают» с неба? | Звук <в> - твердый согласный звук. Звук <в’> - мягкий согласный звук. Голосок поёт - звуки звонкие. ва - вя, вы - ви, во - вё, ву - вю, вэ - ве, ава - авя, ово - овё. Звездочка. Звездное небо. Звездолет. Звездочет. Звездопад. |
- А как можно назвать скопление звезд на небе? -Молодцы! Вот видите, какая большая «семейка» получилась у нас к слову «звезда». Давайте еще раз вспомним все слова. Звуковой анализ слова «Венера» с помощью конструктора «Учись учиться» - Ребята, в названии какой планеты есть звук <вЪ? Дифференцированный подход: один ребенок (которому требуется помощь взрослого) выполняет звуковой анализ слова «Венера» на мольберте, другие дети самостоятельно работают за столами. -Звуковой анализ слова «Венера»: характеристика каждого звука в слове, подсчет количества звуков в слове; - определение количества слогов в слове. - Ребята, чтобы выйти в открытый космос, нам нужно нажать на пульт управления. Знакомство с буквой В - интерактивная игра «Найди букву». Зажигается экран, на котором среди большого количества цифр есть буква В. - Выходим в открытое космическое пространство. - Ребята, посмотрите (на экран) чего здесь только нет! Вы видите среди этого космического мусора букву? - Найдите ее! Давайте проверим, всё ли это буквы? - Чтобы запомнить как выглядит буква В, нарисуйте пальчиком в воздухе её, глазками. - Возвращаемся из открытого космоса в нашу ракету. - Мы нашли нашу букву, пора | Созвездие. Звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад. Планета Венера Дети считают количество звуков в слове, определяют количество слогов с помощью прохлапывания слова «Венера». Дети играют в интерактивную игру «Найди букву» Это буква В. Всё остальное - это цифры. |
возвращаться обратно на Землю. К приземлению приготовиться! (Вытягиваем руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх) - Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук). Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1! Пуск! Ура! Мы приземлились! 8. Рефлексия Запомнили как выглядит буква В? Найдите ее на клавиатуре и давайте вставим в слова, где она пропущена. Ребята, нам Ведьма не смогла помешать, мы нашли с вами украденную букву. Молодцы! | Дети все вместе находят на клавиатуре компьютера букву В и вставляют в слова СМС- сообщение. |