Конспект занятия по лексической теме «Зима: Звук [с]. Снеговик»
Лексическая тема «Зима»
Тема: «Звук [с]» №1
(«Снеговик»)
Цель: Автоматизация звука [с] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].
- Формировать умение правильно произносить звук [с] в слогах и словах.
Коррекционно-развивающие:
- Продолжать формировать умение определять наличие и место звука в слове.
- Формировать умение в правильном употреблении форм родительного падежа имен существительных.
- Формировать умение подбирать однокоренные слова к слову «снег».
- Развивать целостное восприятие, внимание, память, логическое мышление, мимическую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, интерес к занятиям.
Оборудование: игрушка-дразнилка «Снеговик»; разрезная картинка «Снеговик»; набор снежинок; набор парных предметных картинок со звуком [с] в названии (с изображением тучки или снежинки с обратной стороны); предметные картинки для определения места звука в слове; силуэтные изображения слона, куста и снеговика для упражнения «На что похож сугроб?»; лист бархатной бумаги; пиктограммы «Грусть», «Удивление» и «Радость»; белые шерстяные нити для лучиков.
Ход:
1. Организационный момент:
Логопед: Посмотри, кто-то нам прислал письмо. Давай его прочитаем.
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Ты догадался, от кого письмо? (Ребенок: От снеговика).
Логопед: А вот и он сам, в окошко заглядывает и приглашает тебя на прогулку.
2. Артикуляционная гимнастика:
Логопед: Давай подразним снеговика. Улыбнись ему и покажи, какие у тебя ровные зубки (упражнение «Забор»). А теперь покажи ему язычок, плоский как лопата (упражнение «Лопата»). Подуй на язычок, покажи снеговику, что с ветерком ты очень дружишь (упражнение «Ветерок»). Убери язычок за зубки и покажи, какие они у тебя чистые (упражнение «Почистим нижние зубки»).
3. Изолированное произнесение звука:
Логопед: А теперь оставь язычок за нижними зубами, сомкни зубы, улыбнись и пусти ветерок (ребенок произносит: с-с-с). У тебя получился любимый звук снеговика. Давай его послушаем.
Аудиозапись «Снег скрипит».
Логопед: Пройдись по снегу и послушай, как он скрипит. Делай шажок и произноси звук [с] в конце каждого моего слова: ле.., но.., пу.., ква.., пылесо.., абрико.., автобу.., анана.. .
Ребенок договаривает каждое слово звуком [с] и при этом делает шаг.
4. Автоматизация звука [с] в слогах:
Логопед: Посмотри, как много снега! Давай поиграем в снежки. Слепи из снега снежок и брось его подальше: са!
Ребенок делает комок из ваты, бросает его и повторяет за логопедом слог.
Логопед: Делай следующий снежок: со! (Аналогично обыгрываются слоги сы, су, эс, ас, ос, ыс, ус, эс, ис).
Логопед: Похрусти снежком и послушай, о чем он нам расскажет.
Иско-иско-иско — зимой солнце низко.
Аска-аска-аска — вокруг из снега сказка.
Исто-исто-исто — снег все спрятал, чисто.
Ребенок повторяет за логопедом слоговые ряды, после чего логопед договаривает чистоговорку.
5. Зрительная гимнастика «Точка».
6. Развитие фонематического восприятия:
Логопед: Посмотри, снег пошел, с неба снежинки падают. Попробуй их поймать, но лови снежинку только тогда, когда услышишь в слове звук [с].
Санки, шуба, вьюга, снег, коньки, зима...
7. Развитие целостного восприятия:
Логопед: Посмотри, снега стало намного больше! Из него можно еще одного снеговика слепить.
Ребенок собирает разрезную картинку «Снеговик».
8. Лексико-грамматические упражнения:
По ходу работу логопед задает вопросы.
Логопед: Кого ты слепил? (снеговика); из чего ты слепил снеговика? (из снега); если снеговик из снега, значит, он какой? (Снежный).
9. Развитие психических процессов:
Логопед: Снеговик решил с тобой поиграть. Он знает, что снег падает из тучки. Тебе нужно к каждой тучке подобрать снежинку так, чтобы картинки на обратной стороне подошли друг к другу, были парой.
Перед ребенком в два ряда лежат картинки: первый ряд — «тучки» — картинки одного комплекта, второй ряд — «снежинки» — картинки второго комплекта. Если пара не получится, картинки нужно положить на место и место это запомнить.
Пары: лиса — слон, кастрюля — сковорода, сыр — колбаса, свитер — сарафан, самосвал — пупс, автобус — самолет.
Пары составлены. Лиса около кого? Самосвал около .., сыр около ... и т.п.
Ребенок называет соответствующую картинку.
Логопед: А снег все идет и идет. И знакомые нам предметы превратились в большие сугробы. Посмотри внимательно, на что похожи эти сугробы? (Ребенок: на куст, на слона, на снеговика).
10. Определение места звука в слове:
Логопед: А под каким из трех сугробов спрячутся эти предметы? Произнеси название картинки и определи, где находится звук: в начале, конце или середине слова? Спрячь картинку под нужный сугроб.
Картинки: санки, самолет, весы, миска, глобус, автобус.
Ребенок выполняет.
11. Мимическая гимнастика:
Логопед: Какая странная снежинка к тебе прилетела. Какая она? (Ребенок: Грустная).
Логопед: Покажи, какая она грустная.
12. Лексико-грамматические упражнения:
Логопед: Она грустная, потому что лучиков у нее мало, а ведь снежинка должна быть лучистая, узорная. Но чтобы появился лучик, нужно вспомнить снежное слово — слово, в котором снег прячется. Первый лучик у нас есть — это слово «снежинка». Давай продолжим.
Комок из снега ... (снежок). Девочка из снега ... (снегурочка).
Человечек из снега ... (снеговик). Баба из снега ... (снежная баба).
Цветок, первым появляющийся из-под снега ... (подснежник).
На каждое слово ребенок выкладывает ниточки-лучики вокруг снежинки.
13. Мимическая гимнастика:
Логопед: Увидела снежинка, как много у нее лучиков, и удивилась. Покажи, как она удивилась. А потом весело улыбнулась. Покажи как.
Ребенок выполняет.
14. Итог занятия:
Логопед: Наша прогулка подошла к концу, пора возвращаться. А снежинку можно взять с собой? А почему нельзя? (Ребенок: Растает).
Логопед: Пусть она останется на улице, вместе со снеговиком. А развлекать их будет звук, который тебе сегодня помогал на занятии. Что это за звук? (Ребенок. С-с-с).