12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Светлакова Валентина Сергеевна45
Россия, Удмуртская респ., c.Нылга
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»
2

Конспект занятия по лексической теме "Зима":"Звук [с]. Снеговик"

Лексическая тема «Зима»

Тема: «Звук [с]» №1

(«Снеговик»)

Цель: Автоматизация звука [с] в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Закреплять артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].

- Формировать умение правильно произносить звук [с] в слогах и словах.

Коррекционно-развивающие:

- Продолжать формировать умение определять наличие и место звука в слове.

- Формировать умение в правильном употреблении форм родительного падежа имен существительных.

- Формировать умение подбирать однокоренные слова к слову «снег».

- Развивать целостное восприятие, внимание, память, логическое мышление, мимическую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать усидчивость, интерес к занятиям.

Оборудование: игрушка-дразнилка «Снеговик»; разрезная картинка «Снеговик»; набор снежинок; набор парных предметных картинок со звуком [с] в названии (с изображением тучки или снежинки с обратной стороны); предметные картинки для определения места звука в слове; силуэтные изображения слона, куста и снеговика для упражнения «На что похож сугроб?»; лист бархатной бумаги; пиктограммы «Грусть», «Удивление» и «Радость»; белые шерстяные нити для лучиков.

Ход:

1. Организационный момент:

Логопед: Посмотри, кто-то нам прислал письмо. Давай его прочитаем.

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Ты догадался, от кого письмо? (Ребенок: От снеговика).

Логопед: А вот и он сам, в окошко заглядывает и приглашает тебя на прогулку.

2. Артикуляционная гимнастика:

Логопед: Давай подразним снеговика. Улыбнись ему и покажи, какие у тебя ровные зубки (упражнение «Забор»). А теперь покажи ему язычок, плоский как лопата (упражнение «Лопата»). Подуй на язычок, покажи снеговику, что с ветерком ты очень дружишь (упражнение «Ветерок»). Убери язычок за зубки и покажи, какие они у тебя чистые (упражнение «Почистим нижние зубки»).

3. Изолированное произнесение звука:

Логопед: А теперь оставь язычок за нижними зубами, сомкни зубы, улыбнись и пусти ветерок (ребенок произносит: с-с-с). У тебя получился любимый звук снеговика. Давай его послушаем.

Аудиозапись «Снег скрипит».

Логопед: Пройдись по снегу и послушай, как он скрипит. Делай шажок и произноси звук [с] в конце каждого моего слова: ле.., но.., пу.., ква.., пылесо.., абрико.., автобу.., анана.. .

Ребенок договаривает каждое слово звуком [с] и при этом делает шаг.

4. Автоматизация звука [с] в слогах:

Логопед: Посмотри, как много снега! Давай поиграем в снежки. Слепи из снега снежок и брось его подальше: са!

Ребенок делает комок из ваты, бросает его и повторяет за логопедом слог.

Логопед: Делай следующий снежок: со! (Аналогично обыгрываются слоги сы, су, эс, ас, ос, ыс, ус, эс, ис).

Логопед: Похрусти снежком и послушай, о чем он нам расскажет.

Иско-иско-иско — зимой солнце низко.

Аска-аска-аска — вокруг из снега сказка.

Исто-исто-исто — снег все спрятал, чисто.

Ребенок повторяет за логопедом слоговые ряды, после чего логопед договаривает чистоговорку.

5. Зрительная гимнастика «Точка».

6. Развитие фонематического восприятия:

Логопед: Посмотри, снег пошел, с неба снежинки падают. Попробуй их поймать, но лови снежинку только тогда, когда услышишь в слове звук [с].

Санки, шуба, вьюга, снег, коньки, зима...

7. Развитие целостного восприятия:

Логопед: Посмотри, снега стало намного больше! Из него можно еще одного снеговика слепить.

Ребенок собирает разрезную картинку «Снеговик».

8. Лексико-грамматические упражнения:

По ходу работу логопед задает вопросы.

Логопед: Кого ты слепил? (снеговика); из чего ты слепил снеговика? (из снега); если снеговик из снега, значит, он какой? (Снежный).

9. Развитие психических процессов:

Логопед: Снеговик решил с тобой поиграть. Он знает, что снег падает из тучки. Тебе нужно к каждой тучке подобрать снежинку так, чтобы картинки на обратной стороне подошли друг к другу, были парой.

Перед ребенком в два ряда лежат картинки: первый ряд — «тучки» — картинки одного комплекта, второй ряд — «снежинки» — картинки второго комплекта. Если пара не получится, картинки нужно положить на место и место это запомнить.

Пары: лиса — слон, кастрюля — сковорода, сыр — колбаса, свитер — сарафан, самосвал — пупс, автобус — самолет.

Пары составлены. Лиса около кого? Самосвал около .., сыр около ... и т.п.

Ребенок называет соответствующую картинку.

Логопед: А снег все идет и идет. И знакомые нам предметы превратились в большие сугробы. Посмотри внимательно, на что похожи эти сугробы? (Ребенок: на куст, на слона, на снеговика).

10. Определение места звука в слове:

Логопед: А под каким из трех сугробов спрячутся эти предметы? Произнеси название картинки и определи, где находится звук: в начале, конце или середине слова? Спрячь картинку под нужный сугроб.

Картинки: санки, самолет, весы, миска, глобус, автобус.

Ребенок выполняет.

11. Мимическая гимнастика:

Логопед: Какая странная снежинка к тебе прилетела. Какая она? (Ребенок: Грустная).

Логопед: Покажи, какая она грустная.

12. Лексико-грамматические упражнения:

Логопед: Она грустная, потому что лучиков у нее мало, а ведь снежинка должна быть лучистая, узорная. Но чтобы появился лучик, нужно вспомнить снежное слово — слово, в котором снег прячется. Первый лучик у нас есть — это слово «снежинка». Давай продолжим.

Комок из снега ... (снежок). Девочка из снега ... (снегурочка).

Человечек из снега ... (снеговик). Баба из снега ... (снежная баба).

Цветок, первым появляющийся из-под снега ... (подснежник).

На каждое слово ребенок выкладывает ниточки-лучики вокруг снежинки.

13. Мимическая гимнастика:

Логопед: Увидела снежинка, как много у нее лучиков, и удивилась. Покажи, как она удивилась. А потом весело улыбнулась. Покажи как.

Ребенок выполняет.

14. Итог занятия:

Логопед: Наша прогулка подошла к концу, пора возвращаться. А снежинку можно взять с собой? А почему нельзя? (Ребенок: Растает).

Логопед: Пусть она останется на улице, вместе со снеговиком. А развлекать их будет звук, который тебе сегодня помогал на занятии. Что это за звук? (Ребенок. С-с-с).

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.