Конспект занятия по логоритмике «Карлики и великаны»
НОД по логоритмике
Тема: « Карлики и великаны»
Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
- упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и существительных с увеличительным оттенком;
- развитие пространственной ориентации, ориентации в собственном теле;
- развитие точности, плавности, координации движений; координации движений и речи;
- развитие регуляции мышечного тонуса;
- развитие слухового внимания,
- развитие согласованности движений с музыкальным темпом и ритмом;
- развитие мелкой,артикуляционной моторики;
- упражнение в диафрагмально-релаксационном типе дыхания;
- развитие эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений;
- развитие логического мышления, памяти;
- воспитание интереса к совместным действиям со сверстниками, формирование дружеских взаимоотношений, развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: картинки Карлика и Великана, коробка с сюрпризом, язычки-варежки.
Ход деятельности:
1. Орг. момент
Логопед:
- Посмотрите, здесь кто-то был и что-то оставил. Кто был? (Логопед выставляет картинки Карлика и Великана).
- Чем они отличаются? (Ростом, у Карлика все маленькое, а у Великана – огромное).
Речевые игры с мячом по лексической теме «Части тела»:
«Назови маленькое» нос - носик (старшая подгруппа)
« Назови огромное» нос - носище ( подготовительная подгруппа)
- Карлик и Великан оставили нам послание, вот что тут написано:
Загадки отгадайте и с отгадками поиграйте, а потом коробку открывайте.
2. Ритмическая разминка
Первая загадка: Стоят два кола, на колах – бочка, на бочке – кочка, на кочке – лес дремучий. ( Человек)
- Поиграем с нашим телом.
а)Разминка на месте ( Координация речи с движением. Е.Ю. Шаламова «Музыкальный руководитель» 2008г., № 6, с. 35)
Давайте разомнемся физкульт-ура! Ура!
Потянемся, прогнемся
Попрыгать нам пора!
Не будет в мышцах лени,
Нам с ней не по пути.
Прижми к груди колени,
Руками обхвати.
Наклоны влево-вправо
И два шага вперед.
Стоим на месте прямо,
И быстрый поворот.
Назад два шага снова,
Вернулись на места.
Так будем все здоровы,
Хотя бы лет до ста.
б) Разминка по залу.
Ходьба с ускорением и замедлением темпа, ходьба на носках, боковой галоп.
Игра на внимание «Карлики и Великаны».
Дети идут по залу, на один хлопок дети должны присесть, на два хлопка – встать и поднять руки вверх, на три хлопка – продолжить движение.
в) Логопед:
- Отгадайте вторую загадку: Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)
Игра «Запомни свое место в колонне».
Дети запоминают свое место в колонне. На маршевую музыку двигаются по залу в колонне. При смене музыки разбегаются врассыпную. (Звучит легкая музыка для бега или подскоков.) На музыку марша они вновь должны выстроиться в колонну в том же порядке и продолжить движение шагом
3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед:
- Отгадайте третью загадку: Пять братьев вместе родятся, а роста разного. (Пальцы).
В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие пальцы)
Приходили прямо с дому (пальцы рук домиком)
Указательный и средний, (выставляются называемые пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог. (кулачки стучат друг об друга)
Вместе пальчики – друзья, (ритмичное сжимание пальцев в кулаки)
Друг без друга им нельзя.
( Т.А. Ткаченко)
4. Развитие восприятия музыкального предложения.
Логопед: Отгадайте следующую загадку:
У всех ребят на макушке внимательные ….
- Сейчас проверим, какие внимательные ушки у вас.
Игра «Шаг и бег»: Дети делятся на две группы. Одна группа детей становится в шеренгу и выполняет движения в соответствии с двумя музыкальными фразами. ( Движения: ходьба на месте с хлопками; легкий бег к противоположной стене зала). Выигрывает та команда, которая выполнит движения ритмичнее.
5. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса.
Логопед: Отгадайте пятую загадку: Две сестрицы помогают нам умыться.
Упражнение «Сильные руки – слабые руки». Под музыку дети чередуют напряжение и расслабление мышц.
6. Восприятие метрического акцента.
Логопед: Отгадайте следующую загадку:
Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги)
Дети топают ногой на сильную долю в музыкальной фразе.
7. Упражнение на отработку диафрагмально-релаксационного типа дыхания.
Логопед: Отгадайте следующую загадку:
Съел суп, попил компот, и погладил свой … (живот)
Дети выполняют дыхательные упражнения 5-7 раз, контролируя выполнение упражнения рукой, лежащей на животе. ( На вдохе живот надуваем, на выдохе сдуваем)
Произносят на выдохе звук «а» низким голосом, как Великан, и высоким, как карлик.
8. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Следующая загадка:
Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
Дети одевают рукавички-язычки на одну руку, выполняют упражнения артикуляционной гимнастики одновременно с соответствующим движением руки под музыку.
- Размяли язычки, а теперь поиграем и споем.
Музыкальная игра с пением.
Дети сидят на стульчиках у одной стены, а у другой – стоят стульчики на один меньше. Дети поют:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.
Бегут к другим стульчикам.
9. Итог:
- Мы с вами отгадали все загадки, поиграли со всеми отгадками, теперь можем открывать коробку. ( Открываем и достаем воздушные шарики с рисунками. Когда шар надуваем, размер рисунка увеличивается, его можно назвать, используя слова: ручка - рука – ручища).