КТП по логоритмике (1 класс)
Пояснительная записка.
Цель: преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
- Развитие слухового внимания;
- Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;
- Развитие фонематического слуха;
- Развитие пространственной организации движений;
- Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
- Формирование и развитие кинестетических ощущений;
- Развитие выразительности и грации движений;
- Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- Формирование, развитие, коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
- Развитие физиологического и фонационного дыхания;
- Развитие певческого диапазона голоса;
- Развитие чувства ритма;
- Воспитание умения перевоплощаться;
- Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
- Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
- Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Соответственно целям и задачам реализуются следующие направления коррекционной работы:
- развитие высших психических функций (речевых и неречевых процессов);
- развитие общей и мелкой моторики;
- коррекция эмоционально-поведенческих расстройств;
- активизация исполнительской деятельности.
В ходе логоритмических занятий используются следующие средства:
- ходьба и маршировк а в различных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- Общеразвивающие средства.
- Коррекционные средства.
- упражнения, активизирующие внимание;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения для развития музыкального слуха;
- ритмические упражнения;
- пение;
- упражнения в игре на музыкальных инструментах;
- игровая деятельность:
- игры на месте (статические);
- малоподвижные и полуподвижные игры;
- подвижные игры;
- сюжетные подвижные игры;
- игры с элементами спорта;
- игры-драматизации.
- развитие творческой инициативы;
- заключительные упражнен ия на расслабление (релаксация).
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:
- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- музыкально-ритмические игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- упражнения на развитие мимических мышц, для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
- упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Исходя из целей и реальных возможностей учащихся, выбираются и методы работы. Целесообразно, выделив специфику нарушений, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход. В этом случае приемы и методы коррекционной работы акцентировано направлены на данный дефект.
Основной формой организации работы являются урок.
Учитель использует следующие методы и приемы:
- наглядные (демонстрация; использование иллюстраций, таблиц, схем);
- практические (работа с книгой, печатными пособиями, упражнения);
- словесные (беседа, рассказ, объяснение);
- исследовательские (тестирования и задания поискового характера);
- игровые ситуации и упражнения, игры, викторины.
Общая характеристика курса.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка: совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых занятий, способность преодолевать трудности, творчески выразить себя. Кроме того, упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, побуждают ребенка к общению, освобождают от неподвижности на занятиях. Логопедическая ритмика включает в себя музыкально-ритмические движения, упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой, музыкально-игровой материал, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, общей и мелкой моторики:
- ходьбу в разных направлениях, ориентирование в пространстве;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- слушание музыки и пение;
- музыкальные инструменты
- упражнения на развитие мелкой моторики;
- упражнения на развитие мимики;
- артикуляционные упражнения;
- упражнения на развитие фонематического восприятия;
- танцевальные движения.
Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы:
- упражнения, развивающие неречевые процессы:
- совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;
- регуляция мышечного тонуса;
- развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей;
- активизация всех видов внимания и памяти;
- речевые упражнения;
- развитие дыхания, голоса;
- выработка умеренного темпа речи и её интонационная выразительность;
- развитие артикуляционной и мимической моторики;
- координация речи с движением;
- воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы - тесная связь с музыкой. Музыка, с ее огромным эмоциональным влиянием, позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений, помогает создать атмосферу радости, раскрепощенности, доброжелательности.
Место курса «Развитие речи» в учебном плане.
В 1 классе на изучение предмета «логоритмика» отводится 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели).
Результаты изучения курса.
Личностные результаты:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- понимание того, что правильная устная есть показатель индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и движениями.
Метапредметные результаты:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
Предметные результаты:
В результате изучения логоритмики в 1 классе ученик получит возможность:
- Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
- Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;
- Четко прекращать движение по сигналу;
- Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;
- Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;
- Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки;
- Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;
- Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе.
- Отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
- Развитие зрительного и слухового внимания.
- Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием;
- Определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно, определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;
- Определять марш, танец, песню, запев и припев в песня.
Общее содержание курса.
Музыкально-ритмические движения.
Умение передавать темп музыки движениями, хлопками, музыкальным сопровождением; двигаться в соответствии с характером музыки, динамикой; точно начинать движение вместе с музыкой и заканчивать его вместе с окончанием музыки; исполнять по слуху несложные ритмические рисунки.
Это движения с хлопками, действия с предметами (мячи, флажки). Остановки по зрительному или слуховому сигналу, воспроизведение последовательных движений развивают зрительное и слуховое внимание.
Упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой.
«Поезд», «Маляр», «Снежинки», «Васька-кот», «Кто у нас хороший», «Каравай», «Если нравится тебе…», «Елочка», «Во поле берёза стояла», «Как у наших у ворот», «Мои умелые руки», «Ёжик», «Пильщики».
Музыкально-игровой материал.
Развитие внимания, сообразительности, мышления речи, воображения. Воспитание чувства коллективизма, развитие и формирование основных движений. «Птичка» - песенка о ребячьей дружбе муз. А.Жарковского, «Попрыгаем» муз. Агафонникова, «Зайцы и лиса» муз М.Косевой, «Заинька и волк», «Расскажи стихи руками».
Театрализованные представления под музыку.
Музыкальные игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, а также развивают переключаемость и координацию движений, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
Упражнения на развитие дыхания служат для формирования диафрагмального дыхания, воспитания плавного, длительного, сильного выдоха и проводится в сочетании с движениями рук, туловища, головы. Упражнения на развитие голоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности голоса. Используются игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения подбираются в соответствии с занятиями по коррекции речи.
Музыкальные инструменты.
Воспроизведение ритмического рисунка на инструментах (бубен, ложки, погремушки, барабан, трещотки). Воспроизведение несложного музыкального рисунка с использованием инструментов. Оркестр.
Правильная передача ритмического рисунка на музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочерёдно, шаг галопа. Кружение через правое плечо, кружение парами, пляски по показу с речевым сопровождением.
6. Содержание программы.1. «Путешествие в осенний лес».
Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».
Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале стихотворений, песен, динамических упражнений.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать у детей чувство ритма, метра посредством речевых игр со звучащими жестами.
Тренировать детей двигаться, сохраняя правильную осанку.
2. «Наша страна».
Учить детей выполнять игровой самомассаж.
Учить образовывать имена существительные в форме родит падежа единственного числа.
Развивать память, умение размышлять, анализировать.
Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память.
Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
3. «У бабушки в деревне».
Закрепить знания об овощах и фруктах.
Учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом.
Закреплять в речи правильное произношение звука [А].
Развивать у детей чувство ритма, мелкую моторику, зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза.
Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.
4. «Хлеб всему голова».
Закреплять правильное произношение звука [У] в пении вокализов.
Совершенствовать умение образовывать существительные единственного и множественного числа.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
Развивать продолжительный выдох дыхательными упражнениями.
Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, уважение к труду.
5. «Прогулка в осенний лес».
Закреплять знание детей о съедобных и несъедобных грибах.
Уточнить артикуляцию звука [И], пропевая звук в чистоговорках.
Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса.
Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза, фиксацию взгляда.
Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.
7. «Поездка в Простоквашино».
Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.
Закрепить правильное произношение звука [М] в чистоговорках и звуковых играх.
Развивать зрительное внимание.
Тренировать детей согласовывать движения со словами, определять начало и конец фразы, распределять движения на всю музыкальную фразу, умение детей ходить «змейкой».
8. «А что у вас?»
Закреплять знания детей о профессиях.
Учить детей петь выразительно, чисто интонировать мелодию, четко проговаривать слова, удерживать дыхание до конца фразы.
Уточнить артикуляцию звука [П] в скороговорках, звуковых играх.
Развивать у детей внимание, умение строиться в круг по ориентирам, определять направления направо, налево.
Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий.
9. «Наши пернатые друзья».
Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах.
Закрепить правильную артикуляцию звука [Н] посредством включения в занятие дидактических игр.
Тренировать амблиопичный глаз, развивать зрительное внимание.
Упражнять детей в ходьбе по кругу по одному и парами, следить за осанкой.
10. «Сказка о Маше-растеряше».
Дать детям знания классификации одежды по сезону.
Учить детей петь эмоционально, правильно брать дыхание, отчетливо произносить слова.
Уточнить артикуляцию звука [О], работать над пропеванием звука на вдохе.
Совершенствовать технику ходьбы, бега, ориентирования в пространстве, развивать ловкость, зрительное внимание.
Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам.
11. «Дикие животные наших лесов».
Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.
Закрепить правильную артикуляцию звуков [А – У - О], учить детей пропевать эти звуки длительно и коротко.
Формировать у детей правильную артикуляцию и четкое произношение слов.
Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, четко и правильно по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях, координировать слово с движением.
Развивать мелкую моторику, чувство ритма.
12. «Встреча с Федорой».
Закрепить знания детей о классификации посуды.
Совершенствовать автоматизацию звука [Б] в пропевании логопедических рапевок.
Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаз.
Развивать правильное дыхание, мелодико-интонационные и просодические компоненты, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, бережливость, чувство сострадания.
13. «Зоопарк».
Закрепить у детей представление о животных разных стран.
Уточнить артикуляцию звука [Ы] в обратных слоговых рядах.
Развивать координацию слова и движения, чувство ритма.
Развивать умение точно выполнять движения по тексту.
Тренировать у детей силу выдоха, умение правильно выполнять самомассаж.
14. «В магазине мебели».
Закрепить знания детей по теме.
Формирование правильной артикуляции звука [Т] в слоговых рядах.
Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх.
15. «Птицы у кормушки».
Систематизировать знания детей о зимующих птицах.
Закрепить правильную артикуляцию звука [Д] в логопедических распевках и потешках.
Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта.
Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических и оздоровительных упражнений.
Воспитывать доброжелательное отношение к природе, птицам, желание им помочь в холодное время года.
16. «В зимнем лесу».
Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью дыхательных упражнений.
Научить детей выполнять самомассаж лица, шеи.
Развивать фонематический слух и слуховое внимание детей.
Развивать умение детей импровизировать мелодии на заданную тему.
17. «Новогодний поезд».
Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту.
Закрепить артикуляцию звука [В] в слоговых рядах, распевках.
Развивать темпо-ритмическое восприятие детей.
Развивать речевое дыхание с помощью дыхательных упражнений.
20. «Зеленый уголок».
Дать детям представление о многообразии комнатных растений.
Закрепить правильную артикуляцию последовательности звуков [А – У – О - Ы] с помощью фонопедических упражнений.
Формировать правильную голосоподачу и плавность речи.
Развивать мелкую и общую моторику.
Воспитывать у детей бережное отношение к комнатным растениям, чувство ответственности за их состояние.
21. «Путешествие по сказкам».
Формировать правильное использование в речи простых и сложных предлогов.
Закрепить правильную артикуляцию звука [К] в дыхательных и оздоровительных упражнениях.
Развивать навыки правильного речевого дыхания.
Развивать творческую активность детей, эмоциональный отклик на прослушанное музыкальное произведение.
Воспитывать в детях доброе отношение к книгам, умение заботиться о них.
22. «Мы пожарные».
Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, о данной профессии.
Уточнить артикуляцию звука [Г] в слоговых рядах и чистоговорках.
Формировать умение детей согласовывать движение со словами.
Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале песен, стихотворений, танцев.
23. «Красноярье мое».
Дать детям знания по данной теме.
Закрепить артикуляцию звука [Э] в логопедических распевках.
Формировать умение образовывать существительные единственного и множественного числа.
Развивать коммуникативные способности детей.
Воспитывать у детей любовь к своему краю, своим землякам, традициям, творчеству.
25. «Аквариумные рыбки».
Дать детям представление о многообразии обитателей аквариума.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [П - Б] в слоговых рядах и читоговорках.
Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под музыку.
Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
Воспитывать у детей чувство ответственности за своих питомцев.
26. «Крокодил Гена идет в Армию».
Учить детей образовывать сравнительные прилагательные по данной теме.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [В - Ф] в слоговых рядах и логопедических распевках.
Развивать речевое дыхание, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики.
Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию.
27. Прогулка по весеннему лесу.
Закрепление знаний об изменениях в природе весной.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Т - Д] в слоговых рядах и читоговорках.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Воспитывать бережное отношение к природе.
28. Мамины помощники.
Закрепление знаний детей правильно произносить глаголы настоящего времени 3 лица.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С – с’] в дыхательных упражнениях.
Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух и чувство ритма.
Воспитывать у детей уважение к маме, бабушке, сестре и другим представительницам прекрасного пола.
29. «Колечко»
Закрепить знания детей о домашних птицах.
Тренировать автоматизацию звуков [З - С] в слоговых рядах и дыхательных упражнениях.
Развивать темпо-ритмическое восприятие музыки.
Развивать ладовое чувство, чувство ритма в музицировании на детских музыкальных инструментах.
30. «Ледоход».
Закрепить знания детей о различных видах спорта.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С - З] в слоговых рядах и чистоговорках.
Развивать силу и модуляцию голоса, чистоту интонирования мелодии.
Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, выразительно двигаться в соответствии с текстом, передавать движениями данный образ (имитация действий спортсменов в различных видах спорта).
31. «Строим дом».
Расширить словарный запас детей по теме (главным образом, глаголы).
Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Ш - Ж] в слоговых рядах и логопедических распевках.
Развивать двигательное внимание детей.
Развивать коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.
32. «Будем космонавтами»..
Закреплять знания детей по теме.
Закреплять правильную артикуляцию звука [Ш] в дыхательных играх.
Развивать умение детей образовывать существительные единственного и множественного числа.
Развивать интонационную выразительность речи, четкую дикцию.
33. «Экскурсия по городу».
Закреплять знания детей о родном городе.
Закреплять правильную артикуляцию звука [Ж] в чистоговорках и потешках.
Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических и оздоровительных упражнений.
Развивать звуковысотный, тембровый, мелодический слух.
Календарно-тематический план.
Лексико-грамматическая тема |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
1 |
Осень, осенняя одежда |
«Путешествие в осенний лес» |
1 |
2 |
Родина |
«Наша страна» |
1 |
3 |
Овощи и фрукты |
«У бабушки в деревне» |
1 |
4 |
Хлеб |
«Хлеб всему голова» |
1 |
5 |
Осенний лес. Грибы |
«Прогулка в осенний лес» |
1 |
6 |
Домашние животные |
«Поездка в Простоквашино» |
1 |
7 |
Почта. Профессии |
«А что у вас?» |
1 |
8 |
Перелетные птицы |
«Наши пернатые друзья» |
1 |
9 |
Ателье. Одежда |
«Сказка о Маше-растеряше» |
1 |
10 |
Дикие животные |
«Дикие животные наших лесов» |
1 |
11 |
Посуда |
«Встреча с Федорой» |
1 |
12 |
Животные севера и юга |
«Зоопарк» |
1 |
13 |
Мебель |
«В магазине мебели» |
1 |
14 |
Зимующие птицы |
«Птицы у кормушки» |
1 |
15 |
Зима |
«В зимнем лесу» |
1 |
16 |
Новый год |
«Новогодний поезд» |
1 |
17 |
Комнатные растения |
«Зеленый уголок» |
1 |
18 |
Библиотека |
«Путешествие по сказкам» |
1 |
19 |
Пожарная безопасность |
«Мы пожарные» |
1 |
20 |
Наш край |
«Красноярье мое» |
1 |
21 |
Рыбы |
«Аквариумные рыбки» |
1 |
22 |
Армия Спорт |
«Крокодил Гена идет в Армию» |
1 |
23 |
Весна |
«Прогулка по весеннему лесу» |
1 |
24 |
8 марта. Семья |
«Мамины помощники» |
1 |
25 |
Домашние птицы |
«Колечко» |
1 |
26 |
ОБЖ |
«Ледоход» |
1 |
27 |
Строители |
«Строим дом» |
1 |
28 |
Космос |
«Будем космонавтами» |
1 |
29 |
День города |
«Экскурсия по городу» |
1 |
30 |
Лес, сад, парк |
«Волшебный мир цветов» |
1 |
31 |
Насекомые |
«Приключения Муравьишки» |
1 |
32 |
День Победы |
«День Победы» |
1 |
33 |
Огородники |
«Школьники-огородники» |
1 |
34 |
Времена года |
«Ох и Ах» |
1 |
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения учебного материала.
Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен
Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.
Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
Улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической.
Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Материально-техническое обеспечение.
- Дидактическое и методическое обеспечение для учителя:
- Волкова Г. А. «Воспитание и обучение детей с расстройствами речи», М., 1968;
- Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика», М., Просвещение, 1985;
- Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребенка», М., Просвещение, 1968;
- Правдина О. В. «Логопедия», М., 1973;
- Музыкальные инструменты (бубен, шумовые игрушки, треугольник, трещотки, ложки, металлофон).