Осень
Цели и задачи:
Развитие координации движений, пространственной организации;
Развитие крупной и мелкой моторики;
Активизация словаря по теме «осень», закреплять знание цветов;
Развитие артикуляционной подвижности, физиологического и речевого дыхания;
Нормализация мышечного тонуса, обучение детей навыкам релаксации;
Формирование устойчивого слухового и зрительного внимания;
Оборудование: Картины самолет, осенний лес, сезонный явлений, Цветные полоски или круги, цветные браслеты, листочки разные цветов, вырезанные из бумаги,
Ход занятия.
Л: Сегодня мы отправимся с вами в осенний лес, где увидим много интересного. Вы должны быть внимательными, нас ждут удивительные встречи и превращенья. На каком виде транспорта мы отправимся? (Самолет.)
Игра малой подвижности «Самолеты»
У каждого ребенка самолет (браслет) определенного цвета. Логопед дает команду : «Желтый на взлет» - ребенок взлетает (встает). Команды даются до тех пор, пока все самолеты не взлетят. На ковре лежат полоски бумаги – посадочные полосы. Логопед дает команду : «Желтый идет на посадку» - ребенок подходит к своей посадочной полосе.
Дыхательная гимнастика.
Л: Вот мы прилетели в осенний лес. Какой воздух свежий в лесу! Давайте «понюхаем» воздух.
Л: Нюхаем воздух шумно, быстро как собачки. Нюхаем по 2 раза «Нюх-нюх»-отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать воздух.
Марш
Л: Давайте прогуляемся по нашему красивому лесу.
По двору мы все идем
Листья сыпятся дождем
Ходьба, руки на поясе
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Высоко от земли
пролетают журавли,
Все летят, должно быть это
Ходьба на пяточках
Пролетает наше лето
На носочках тихо, тихо Ходьба на носочках
Мы по листикам идем.
Руки выше поднимаем
Мы до неба достаем.
Встали дружно мы в кружок
Дай мне руку, мой дружок.
Артикуляционная гимнастика
«Игра с Листочками» (Трек «Игра с Листочками» диск № 4 Железновых «Аэробика для малышей»)
Л: Посмотрите, что случилось с нашими деревьями? Почему они голые?
Д: Налетел ветер и унес все листья.
Л: А сейчас каждый из вас превратится в Осенний ветерок. Будем сдувать листочки.
В конце песни дети собирает листочки и отдаёт их взрослому.
Танец с Листочками (Трек «Танец с Листочками» диск № 33 Железновых «Игровой» )
Л: Ветер, сдул все листочки? А сейчас каждый из вас превратится в волшебницу- осень. Возьмем листочки и станцуем настоящий танец осени.
Лексическое упражнение
«Что бывает осенью?»
Вперемешку показаны картины сезонных явлений. Дети должны найти и назвать только явления осени.
Речевое дыхание
Осенние листочки деткам говорят
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточах сидят
Осенние листочки дтеям говорят:
Осиновый –аааа
Рябиновый –иииии
Березовый – ооооо
Дубовый – ууууу
Сейчас осенние листочки будут говорить вместе
Вдох, на выдох е: а,о,у,и,ы,э
Вдох, на выдохе: а, о, у, пауза , и, ы.
Трек «Дождь»
Пальчиковая гимнастика
Трек «Ходит Ежик» (самомассаж)
Л: Мы с вами так расшумелись, что разбудили лесного жителя. Отгадайте загадку.
Вдруг булавки и иголки
выползают из-под елки
На меня они глядят,
молока они хотят. (Ежик)
Трек «Пароход» (работа над звуком [А]) диск «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой
Релаксация
Было лето жаркое.
Мы березки крепкие, полные сил. Руки вверх, на мысочках. Руки чувствуют напряжение, все тело чувствует напряжение.
И тут наступила осень. Сила уходит из листочков. Расслабляем кисти рук, пальчики. Листочки опадают. Опускаем ручки. Расслабляем ручки. Руки расслаблены. Сила уходит из веточек. Опускаем голову. Расслабляем шею, опускаем плечики. Расслабляем. И присели. Расслабляем все тело. Отдыхаем.
Мы отзанимались нам пора гулять…