Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Наш гость — инопланетянин»
Тема «Наш гость – инопланетянин»
Задачи.
Пополнить знания детей о космосе. Развивать словарь по данной теме. Закрепить навык чёткого произношения звука л в слогах, словах, фразах; определять ударные слоги в словах. Формировать умение определять позицию звука в словах, делить слова на слоги, определять твёрдость и мягкость звука в словах. Способствовать воспитанию выдержки.
Ход занятия
Организационный момент.
- Послушайте загадку: «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собака лает, а достать не может». Что это? (луна). А как называется наша планета? (земля).
Выделение мягкого и твёрдого звуков л из слов луна, земля. Характеристика звуков. Сравнение их по артикуляционным признакам.
Произношение мягкого и твёрдого звуков л в слогах.
- Посмотрите, какая космическая тарелка приземлилась у нас (выставляется картинка).
- Кто это? (инопланетянин). Почему его так называют?
Инопланетянин обращается к детям на своём языке. Дети повторяют за ним. (ла-ля-ля; лу-лю-лу; лы-ли-ли).
- Как тебя зовут? (Лунтик). Инопланетянин говорит, что хочет узнать о наших предметах, расскажем ему.
Дети приглашают инопланетянина сесть. Инопланетянин садится за стол.
Дети рассказывают о столе и стуле.
Анализ слов стол, стул, мебель.
- А сейчас покажем Лунтику одежду (показываются картинки: пальто, платье, колготки, шаль, платок, блузка, плащ, жилет, плавки, купальник).
Дети поднимают соответствующие цветовые символы звуков.
- Расскажем Лунтику, что мы едим. Я скажу вам первый слог или перепутаю слоги, а вы дополните или догадайтесь и назовите полное слово: са…(лат), гу…(ляш), пель…(мени), ля-ши-бе, ле-ты-кот, ки…(сель).
- А сейчас покажем Лунтику фрукты, овощи и ягоды (угадывание слов по первому звуку, по последнему слогу).
Работа над ударным слогом.
- Что выберет Лунтик? (произносятся слова с неправильным ударением от имени Лунтика (клубнику, лимон, алычу, малину).
Физкультминутка.
- Покажите, как двигаются разные звери (олень, лиса, волк, белка).
Определение твёрдого и мягкого звуков л в предложениях. Анализ словесного состава предложения с зарисовкой схемы.
Дети составляют предложения, определяют количество слов, выкладывают схему предложения.
Проблемные ситуации.
- Что было бы, если бы вдруг исчезли все звери и птицы? Что вы будете делать, если увидите в лесу непогашенный костёр? Что можно сделать для нашей планеты, для её процветания?
Сообщение новых знаний.
Лунтику очень понравились ваши ответы и он хочет рассказать вам, почему бывает зима и лето (приводится рассказ из книги «Почемучка»).
Рисование детьми схемы движения Земли вокруг Солнца по образцу.
Вопросы детей.
- Открывается «Клуб любознательных». Что значит «любознательный, любознательность?». Задайте свои вопросы о Земле, о Космосе.
Итог.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что для вас было интересным?
Лунтик сообщает, что принёс космические тарелки разного цвета и предлагает взять тарелку красного цвета тем детям, которые считают, что они справились со всеми заданиями на занятии, тарелку синего цвета взять тем детям, у которых были затруднения, а тарелку жёлтого цвета тем, кто ни с чем не справился.
Лунтик прощается с детьми и уходит.