Конспект занятия в старшей группе с элементами проектной деятельности «Цвет радости»
Конспект занятия по программе «Эмоционально-социальное развитие старших дошкольников» с элементами краткосрочной проектной деятельности
Занятие №5 «Цвет радости»
Старшая группа
Цели:
1. Закрепление понимания эмоциональных состояний «Радость» и «Печаль» у детей.
2. Обучение приемам саморегуляции настроения.
3. Развитие эмпатии, коммуникативных навыков.
5. Формирование способности к выражению собственного эмоционального состояния через цвет.
6. Обучение приемам проектной деятельности: поиск путей решения проблемы, организация творческой деятельности, презентация творческого продукта.
Этапы проекта | Содержание этапа | Деятельность педагога-психолога | Деятельность детей | Оборудование |
1. Начальный | Приветствие. Определение, актуализация проблемы. | Организовывает приветствие детей. Зачитывает содержание «письма» №1 от мальчика Жени (см. приложение), содержащего проблему печали. | Приветствуют друг друга и психолога. Слушают содержание письма. | Конверт, лист с «письмом» №1 от мальчика Жени. |
2. Планирова ние | Анализ проблемы. Постановка задач. Определение предполагаемого результата | Организует беседу по содержанию проблемы. Вопросы: - Что случилось с Женей? - Что чувствовал в этот момент мальчик? - Была ли у вас похожая ситуация, когда вы чувствовали себя так же? - Как можно помочь Жене справится с печалью? | Отвечают на вопросы психолога. В конце этапа дети должны обозначить, что настроение мальчика нужно изменить. | |
3. Принятие решения, выполнение, оформление проекта | Выбор источника информации. Сбор и уточнение информации. | Вводит в сказочную сюжетную ситуацию. Организует поиск информации. Сказочная сюжетная ситуация «Остров печали»: Внимание, ребята! Мы попали на необычный остров. Все его жители горюют и плачут. (Появляется кукла с грустным выражением лица - Грустинка). Кукла: -Кто здесь? Кто вы? Я – принцесса этого острова - Грустинка. Я знаю, зачем вы приехали. Давайте горевать и плакать вместе, ведь в мире так много печали… Психолог: -Ребята, мы присоединимся к Грустинке? Нет, Грустинка, плакать и горевать мы не будем. А может, вам можно чем-нибудь помочь? Кукла: -У нашего острова есть тайна. Давным-давно злая волшебница заколдовала остров. И мы забыли, что такое радость. Только самые добрые волшебники смогут нас расколдовать. Вот здесь (показывает «волшебную» коробочку) наше тайное заклинание (достает разрезанные картинки), но мы не можем его прочесть. Психолог: -Ребята, давайте поможем Грустинке, соберем разрезанные картинки! Что поможет, когда тебе грустно? (подытоживает ответы детей). Психолог: -А еще, ребята, я открою вам секрет. Помочь справится с печалью поможет тепло сердца человека, наполненного радостью. А в ваших сердцах есть радость? Давайте поделимся нашей радостью с жителями острова – раскрасим эти цветы (показывает бумажные шаблоны) «радостными» красками и подарим их Грустинке. (Во время выполнения задания направляет и контролирует действия детей по необходимости, не вмешиваясь в замысел) | Вживаются в игровую сюжетную ситуацию. Отвечают на вопросы персонажа. Собирают в парах разрезанные картинки. Озвучивают ситуации выхода из печали, изображенные на картинках: «Постарайся улыбнуться», «Поиграй со своей любимой игрушкой», «Вспомни о самом приятном на свете», «Поиграй с друзьями». Раскрашивают шаблоны цветов. | Бумажное поле – «остров», кукла с 2 лицами (веселым и грустным), коробочка с разрезанными картинками, изображающих ситуации: «Постарайся улыбнуться», «Поиграй со своей любимой игрушкой», «Вспомни о самом приятном на свете», «Поиграй с друзьями», бумажные шаблоны цветов, краски, кисти, стаканчики с водой. |
4. Защита творческих работ | Презентация:объяснение выполненнойработы, подведение итогов, проверка достижения результата. | Побуждает детей рассказать о выполненной работе, почему они выполнили работу таким образом, что чувствовали при выполнении работы. Психолог: -А теперь, ребята, давайте украсим нашими цветами Остров грусти. Как вы думаете, получится у нас расколдовать его жителей? Расскажите, что нужно сделать, чтобы справиться с печалью? (Кукла меняет лицо с «грустного» выражения на «веселое»). Кукла: -Спасибо ребята, что помогли расколдовать наш остров, мы никогда не забудем ваших советов, и будем знать, что сделать, чтобы пришла радость! Психолог: -Нам пора возвращаться. Давайте сфотографируем наш Остров радости и пошлем фотографию и картинки мальчику Жене, поделимся с ним радостью наших сердец. (Фотографирует и «отсылает»). Но у меня для вас есть еще 1 сюрприз. Я тоже хочу поделиться с вами хорошим настроением и поиграть с вами в веселую игру. (Объясняет правила и играет с детьми в игру). –Кажется, нам опять письмо! И опять от Жени (зачитывает «письмо» (см. приложение). Как вы думаете, ребята, изменила наша радость настроение Жени? А ваше настроение улучшилось? До свидания, желаю вам хорошего настроения! | Представляют свои творческие работы, отвечают на вопросы психолога. Играют под руководством психолога в игру. Слушают текст «письма» №2, отвечают на вопросы. Прощаются с психологом. | Бумажное поле – «остров», кукла с 2 лицами (веселым и грустным), конверт с «письмом» №2. |
Приложение
Письмо 1
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Женя. Я хочу рассказать вам мою историю. У меня был дедушка. Я его очень любил. Дедушка жил отдельно, но каждое воскресенье приезжал к нам навестить меня. Мне было очень интересно с ним. Дедушка читал мне сказки, мы ходили купаться вместе на речку, зимой катались на лыжах и санках. Больше всего я любил ездить с ним на рыбалку. Дедушка умел многое: варить вкусную уху, ставить палатку, разводить костер, рассказывать интересные истории.
Но однажды в воскресенье дедушка не пришел. Я все время выглядывал в окошко, но так и не дождался его. А потом зазвонил телефон, мама с кем-то поговорила, и я заметил, что она плачет. Я спросил: «Что случилось?» Мама обняла меня и сказала: «У нас горе. Умер дедушка».
Мне стало больно, у меня сжалось сердце. Я не мог вымолвить ни слова, а потом заплакал. Мама все время была рядом, гладила меня по голове и приговаривала: «Поплачь, сынок, тебе станет легче».
Дедушку похоронили. Я очень скучаю по нему, вспоминаю время, проведенное с ним, все время грущу. Может, вы подскажете мне, что делать, чтобы моя печаль прошла?
До свидания, Женя!
Письмо 2
Здравствуйте, ребята!
Мне очень помогли ваши рисунки, ваше радостное настроение. Я стал чувствовать себя лучше. Постепенно боль и грусть прошли, но я всегда буду помнить моего дедушку!
До свидания, Женя!