Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Домашние животные и их детёныши»
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня утром к нам в группу принесли посылку и письмо. Давайте прочитаем письмо.
"Здравствуйте ребята! Я живу на ферме. У меня есть много друзей, и я хочу вас с ними познакомить. Приезжайте ко мне в гости! Фермер. "
Воспитатель: — Ну, что, поедем в гости к фермеру? (Да). А на чем можно поехать? (В автобусе, на машине, в поезде).
Воспитатель: — Я предлагаю вам поехать на поезде.
Педагог: Чтобы поезд тронулся, нам нужно его завести, сказав волшебные слова:
Поезд мчится, скрежеща,
Жа-ша-ча-ща. (Дети повторяют).
Воспитатель: — Вот мы и приехали с вами на ферму!
Фермер: — Здравствуйте, детушки! Какие вы красивые, нарядные. Живу я на ферме,не один, а со своими друзьями. Хотите узнать, кто мои друзья? Отгадайте загадки?
1. Голодна – мычит,
сыта – жуёт,
Малым ребяткам молока даёт.
(корова)
(слайд 1).
- А какая корова? (Большая, рогатая, пятнистая и др.)
2. Нос, как лепёшка,
копытца на ножках,
Круглое брюшко,
хвостик, как стружка.
(свинья)
— Правильно, это свинья. (слайд 2)
- А что есть у свиньи? (Ушки, короткий хвост, лапы, спинка и т. д.)
3. В мягких тапочках ступает.
Схватит мышь и убегает.
(Кошка)
— Правильно, это кошка. (слайд 3)
- А какая кошка? (Маленькая, красивая, пушистая и др.)
Физминутка
Кошка утречком проснулась,
Вверх изящно потянулась,
Вниз красиво наклонилась,
Вправо-влево покрутилась,
И тихонько удалилась! (повторяют слова)
4. Даёт молоко нам, хотя не корова,
Шерстью своею делиться готова.
Она непоседа и егоза… Как называем её мы?
(коза)
— Правильно, это коза. (слайд 4).
- Ребята, повторяйте за мной!
ЗА-ЗА-ЗА – На лугу стоит коза.
ЗУ-ЗУ-ЗУ — Мы пасём козу.
ЗУ-ЗУ-ЗУ — Мы видели козу.
ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ — Дадим траву козе.
— Молодцы ребята, вы хорошо отгадываете загадки и узнали, кто мои друзья. А каких еще вы знаете животных, которые живут на ферме?
(Корова, коза, свинья, лошадь, баран.)
Воспитатель показывает слайд №5.
— Всех моих друзей назвали, а как можно назвать одним словом?
(Домашние животные.)
Бабушка: — А почему их так называют? (Потому, что они живут дома, рядом с человеком.)
— Молодцы, правильно. Дети, у меня случилась беда, ножки мои разболелись, а мне нужно моих друзей загнать в их домики, скоро вечер, им надо спать. Поможете мне? (Да)
— А вы знаете, кто, где живет? (Да, животные живут в сарае.)
— Подойдите каждый и возьмите карточку на которой изображено животное, садитесь и рассмотрите их. А теперь давайте загоним их в свои домики.
Дети встают по одному, относят картинку с животным к доске и говорят:
Корова — живет в коровнике.
Коза — живет в сарае.
Свинья — живет в свинарнике.
Лошадь — живет в стойле.
Собака живет в конуре.
Овца живет в овчарне.
(задание с подвохом, у некоторых ребят животные, которые не относятся к домашним).
— Дети! Понравились вам мои друзья? Я хочу с вами поиграть:
Загадки-звукоподражания
— Отгадайте загадку и вставьте подходящие звукоподражания с подходящей интонацией:
Кто похлебку съел мою? – свинка хрюкает: (Хрю-хрю).
Дайте свежей травки мне! – блеет козочка: (Мээ-мээ).
Молочка налили мало! – кот мяукал: (Мяу-мяу).
Хватай вора за рукав! – пес залаял: (Гав-гав-гав).
Мой хозяин далеко! – ржет лошадка: (И-го-го).
Где теленок – не пойму? – замычит корова: (Му-у-у).
— Рассмотрите картинку (слайд 5). Кого вы узнали, назовите маму и ее детеныша.
Дети: Корова-теленок, лошадь – жеребенок, коза – козленок и др.
Подвижная игра «Телёнок».
Координация речи с движением. Дети становятся в круг.
Бу-бу, Два прыжка на двух ногах.
Я рогатый. Показывают «рожки» из пальчиков.
Бу-бу, Два прыжка на двух ногах.
Я хвостатый. Показывают «хвостик».
Бу-бу, Два прыжка на двух ногах.
Я ушастый, Показывают «ушки» из ладошек.
Бу-бу, Два прыжка на двух ногах.
Очень страшный. Показывают «рожки» из пальчиков.
Бу-бу, Два прыжка на двух ногах.
Испугаю, Топают.
Бу-бу, Два прыжка на двух ногах.
Забодаю. «Бодаются».
Дидактическая игра: «Опиши любимое домашнее животное по схеме»
— Посмотрите на корову (воспитатель выставляет картинку с изображением коровы). Опишите, какая она. Описать нужно по схеме (слайд № 6):
Кто это.
Части тела.
Домашнее или дикое животное.
Где живет.
Чем питается.
Детеныши животного.
Какой издает звук.
Какую пользу приносит.
Примерный план ответа: Это корова. Она большая, у нее есть голова, рога, четыре лапы, копыта, длинный хвост. Корова — домашнее животное. Живет в сарае. Любит жевать траву, ест сено. У коровы – маленький теленок. Она мычит: му-у. Корова дает молоко.
— Теперь расскажите о собаке. (Дети по схеме рассказывают о собаке). Выслушиваются ответы 1-2 детей. Дети дополняют ответы своих товарищей.
— Молодцы! Вы очень хорошо рассказали о моих друзьях – домашних животных. Почему их так назвали? (потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу, а человек заботится о них).
— А теперь настала пора нам прощаться. Я жду вас еще в гости. До свидания, ребята!
Воспитатель: — А нам пора в детский сад, поехали на поезде.
Чтобы поезд тронулся, нам нужно его завести, сказав волшебные слова:
Поезд мчится, скрежеща,
Жа-ша-ча-ща. (Дети повторяют).
3. Заключительная часть.
Воспитатель: — Ребята, где мы свами были? Что вам понравилось больше всего? Какие игры и задания вам понравились? Сегодня мы научились рассказывать о домашнем животном по схеме.
- Молодцы, все справились с заданиями!