>

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через виртуальную экскурсию в «Дом офицеров Иркутского гарнизона Министерства обороны России»

3
0
Материал опубликован 12 February

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через виртуальную экскурсию

в «Дом офицеров Иркутского гарнизона Министерства обороны России»



Цель: создать условия для развития у детей связной речи посредством знакомства с Домом офицеров города Иркутск в рамках виртуальной экскурсии.

Задачи: формировать и обогащать словарный запас детей, развивать зрительное и слуховое восприятие,  навыки речевого общения, в увлекательной форме повторить и обобщить знания детей (синонимы, положение звука в слове, счет слогов, муж и жен. род, ед. и мн. числ. ), приобщать к миру культуры, истории своего города, пополнить знания и изучить культурное наследие своего города.

Оборудование: интерактивная доска, презентация «По страницам прошлого Дом офицеров», схематические опорные картинки, словарик, театральная маска, музыка (веселая, музыка Незнайки, музыка космоса).

Планируемые результаты: дети могут сказать имя в уменьшительно-ласкательной форме, характеризовать свое настроение, подбирать похожее по смыслу слово, изменять окончание слова в зависимости от рода (муж/жен.), числа, по опорным схемам - картинкам могут кратко пересказать историю Дома офицеров г. Иркутска.

Предварительная работа: экскурсия в Музей боевой славы при Доме офицеров г. Иркутска.


























Этап

Объект аудио и визуализации

Содержание

Вводная часть

Мотивация

Слайд 1























Слайд 2


Здравствуйте ребята!

Давайте друг с другом поздороваемся и настроимся на занятие:

Я люблю наш детский сад

В нём полным-полно:

(Дети отвечают – ребят!)

Знаю я, когда мы вместе настроение чудесней!

Что ж пора нам заниматься,

Будем очень мы стараться! (все вместе)

Чтобы пасмурное настроение на улице не поселилось у нас в группе, предлагаю вам поздороваться еще раз со всеми. По очереди (по кругу) будем называть друг друга ласковыми именами и передавать тепло своих рук. Например: «Здравствуй Дашенька!», «Здравствуй Костенька!» (изменяем имя, ставим его в уменьшительно-ласкательную форму)

(Дети продолжают)

Какое у вас теперь настроение? (Дети - хорошее, приподнятое и т.д.). Что вы почувствовали? (Дети - радость, умиление, заботу, хорошее настроение и т.д.).

Ребята, помните, мы были в музее боевой славы под открытым небом. Сколько разных интересных зданий мы видели вокруг. История нашего города удивительна и интересна и как в зеркале, она отражается в каждой улице, в каждом доме. Есть на ул. Карла Маркса двухэтажный, каменный дом темно-синего цвета, он имеет очень много окон, похожих на арки. На втором этаже дома можно увидеть балкон. Когда мы ездили на экскурсию и осматривали боевую технику, мы видели, что рядом с боевой техникой располагается такой дом. Догадались, о каком доме идет речь? (Дети вспоминают, предполагают, отвечают - Дом офицеров).

Ребята, а вы хотите узнать о прошлом дома офицеров еще больше и создать альбом для родителей ко Дню защитника отечества. (Ответ детей). Тогда отправляемся в виртуальную экскурсию по страницам прошлого Дома офицеров.

Основная часть

Восприятие

Слайд 3







Слайд 4













Слайд 5







Слайд 6






Слайд 7








Слайд 8





Музыка





Слайд 9






Слайд 10









Слайд 11














Слайд 12










Слайд 13







Слайд 14












Страница №1 «Деревянные склады»

Давным-давно, на месте Дома офицеров, находились деревянные склады Христины Яковлевны Колыгиной. Христина Яковлевна была купчихой, она торговала продуктами, пушниной и предметами быта.

Задание: Подберите похожее слово к слову склад? (Хранилище, ангар, кладовая и т.д.)

(На доске размещается картинка склада)

Страница №2 «Семья Колыгиной»

Семейство Колыгиных очень известное - муж купец Колыгин Василий Федорович, был важным человеком и занимался разными делами, в то время как жена занималась торговлей и благотворительностью. Благотворительность – это помощь во благо тем, кто в ней нуждается, милосердие, милость, доброе дело.

Супруги воспитывали девять дочерей. Христина Яковлевна участвовала в добрых делах сестер милосердия, была их начальницей. Она устраивала концерты, делала крупные пожертвования деньгами и вещами в пользу Красного Креста.

Пожертвования – это дар, помощь, могут быть деньги, вещи, товары (игрушки).

Задание: муж – купец, а жена …? (Купчиха)

(На доске размещается картинка мужчина и женщина)

Страница №3 «Большой Иркутский пожар»

В далекие годы, летом, произошло большое горе, случился большой Иркутский пожар, который уничтожил большую часть города, и склады Х. Я. Колыгиной полностью сгорели.

Задание: Определите, где стоит звук (Ж) в слове пожар, в начале, в середине или в конце слова? ( В середине слова)

(На доске размещается картинка огонь)

Страница №4 «Купеческая усадьба – Колыгинский дворец»

Весной, через 5 лет после пожара, слуга купчихи обратился к Иркутской главе и попросил разрешения на строительство двухэтажного каменного дома с подвалом на месте складов. Архитектурная особенность дома в том, что фундамент его стоит на каменных шарнирах. Благодаря этому во время землетрясения дом даже не колышется. Раньше здание отапливалось печами, всего в доме было 18 печей, они хорошо просушивали все 45 комнат. Подвалы в здании были в полноценный этаж, для того, чтобы разместить на этом этаже погибшие в пожаре склады. Подвалы уходили под землю за много метров от здания. Около здания располагался сад за воротами. В итоге получился не дом, а целый дворец.

Задание: Сколько слогов в слове дворец? (Дво-рец)

(На доске размещается картинка каменного дома)

Страница №5 «Дом – театр»

Во дворце два огромных зала, один актовый, другой бальный, и множество комнат для собраний.  В доме разместилась библиотека, театр, устраивали любительские спектакли, балы, продажу книг и занимались благотворительностью.

Игра «Я - актер»: Дети встают в круг и передают маску по кругу, звучит музыка (веселая, музыка Незнайки, музыка космоса). Когда музыка останавливается, ребенку нужно интонационно сказать фразу: «Я читаю книги!» (весело, вопросительно, задумчиво)

(На доске размещается картинка театра, библиотеки)

Страница №6 «Дом - училище»

Потом в доме Колыгиной было открыто начальное училище. В первый учебный год в нем обучалось 26 мальчиков и 18 девочек Задание: Игра в 2 командах. Распределить игрушки на 2 корзины мальчики и девочки (муж. и жен. род). Например, свекла, огурец, машина, кукла, кубик и т.д.

(На доске размещается картинка училища)

Страница №7 «Дом – народный комиссариат иностранных дел»

Дальше купеческий особняк с надворными постройками был передан государству. В доме разместилась служба иностранных дел. Говорят, что в те годы здесь бывали известные командиры армии.

Задание: Как зовут людей, которые живут в России? В Африке? В Монголии? В Китае? В Беларуси? В Узбекистане? В Таджикистане? В Англии? В Америке?

(На доске размещается картинка иностранных флагов или иностранцев)

Страница №8 «Дом офицеров Красной армии»

Через некоторое время, бывший особняк перешел к военным, и стал домом Красной армии, в нем учились командиры Красной Армии и их дети. На территории усадьбы работал детский сад для красноармейцев.

Перед ВОВ приезжал Георгий Жуков и Иван Конев. Ребята, это генералы красной армии, которые командовали нашими войсками во время второй мировой войны.

При Доме офицеров работали библиотека, кинозал, музыкальная студия и всевозможные кружки.

Игра « Один и много»: Один - воин, много -…(войнов)

Один – командир, много – (командиров), один – орден, много -…(орденов), один - герой, много -… (героев).

(На доске размещается картинка военные и детский сад)

Страница №9 «Дом офицеров – музей боевой славы»

В послевоенное время, к 30-летию со дня победы в Великой Отечественной войне, Андрей Герасимович Сутормин - ветеран, организовал музей вооруженных сил. Участники войны и их семьи передавали ему фотографии, личные вещи и награды. Здесь можно увидеть холодное и огнестрельное оружие советской армии в период Великой Отечественной войны, и копии боевых знамен. К 55-летию Великой Победы у здания появилась военная техника, ставшая музейными экспонатами.

(На доске размещается картинка с музеем)

Страница №10 «Дом офицеров – молодежный центр»

 Затем Дом офицеров стал иркутским домом молодежи. Здесь находились волонтерские, патриотические организации, студенческие стройотряды, детская киностудия, работал шахматный кружок и клуб реконструкторов. В Доме офицеров традиционно проходила подготовка к 9 мая.

(На доске размещается картинка дети и шахматы, танцы, военные, видеокамера)

Страница №11 «Новая жизнь каменного дворца»

Сейчас каменный дворец, построенный Христиной Колыгиной, находится на реконструкции и реставрации и закрыт для посетителей.

(На доске размещается картинка с ремонтными работами)

Легенда «Дом офицеров – хранитель сокровищ»

Однажды  в доме нашли сокровища. Солдаты строительного батальона пристроили с западной стороны двухэтажный кирпичный корпус для зрительного зала. Подошел к ним, рассказывают, какой-то мужичок с рюкзачком и просит: "Ребята, вы тут киркой стукните". Солдаты ударили по стене, а из дыры посыпались золотые монеты. Мужичок большую часть в рюкзак собрал и ушел. А у солдат монеты забрали.

Второй клад обнаружили позже, когда на месте одной из печей на втором этаже устанавливали сейф. В стене оказалось крысиное гнездо, а в нем - драгоценности и украшения. 

Поговаривают, что Х. Я. Колыгина спрятала в здании три клада, значит, есть в доме и другой тайник. А еще - «комната смотрителя», где спрятано много хороших вещей. Но где эта комната, не знает никто.

(На доске размещается картинка с сокровищами)

Легенда «Дом с привидением»

Есть легенда, что дух купчихи Колыгиной до сих пор бдительно охраняет свои бывшие владения. Есть даже очевидцы, которые клянутся, что не раз воочию видели купчиху.
Стало страшно? Не пугайтесь, если призрак и существует, то он вполне дружелюбный и не мешает людям там работать.

(На доске размещается картинка с привидением)

Дети по схеме на доске, рассказывают историю «Дома офицеров» (1-2 пересказа)

Заключительная часть

Осмысление

Слайд 15

Предлагаем детям разложить страницы альбома по порядку с опорой на схему и составить альбом.

Ребята то, что для вас оказалось самым интересным на занятии?

Самым сложным?

О чем вам хочется рассказать родителям?

Вы хотели бы побывать в здании Дома офицеров после реставрации?

Как нам пригодятся наши знания в жизни?

Спасибо за внимание!/data/files/q1739365459.pptx (Виртуальная экскурсия в Дом офицеров г. Иркутск)































t1739364593aa.png











t1739364593ab.gift1739364593ac.gif

t1739364593ad.gif



t1739364593ae.png



t1739364593af.jpg

t1739364593ag.jpg



t1739364593ah.jpg



t1739364593ai.png

t1739364593aj.png

t1739364593ak.jpg

t1739364593al.gift1739364593am.jpg



t1739364593an.jpg





t1739364593ao.gift1739364593ap.jpgt1739364593aq.gif










t1739364593ar.jpg

t1739364593as.png



t1739364593at.jpg










































Интернет ресурсы:


1) История дома офицеров: от купеческой усадьбы до молодежного центра. https://www.irk.ru/news/articles/20200117/house/

2) Сибирский краевед. https://m.ok.ru/group/70000002209350/topic/156064815065926

3) Иркутский Дом офицеров. http://irkipedia.ru/content/irkutskiy_dom_oficerov

4) Историческая рубрика #другойиркутск. https://vk.com/wall-35699624_881632

5) Глагол. Иркутское обозрение. Что с домом офицеров? https://glagol38.ru/text/17-07-2019/dom_oficerov









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации