Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через виртуальную экскурсию в «Дом офицеров Иркутского гарнизона Министерства обороны России»
Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через виртуальную экскурсию
в «Дом офицеров Иркутского гарнизона Министерства обороны России»
Цель: создать условия для развития у детей связной речи посредством знакомства с Домом офицеров города Иркутск в рамках виртуальной экскурсии.
Задачи: формировать и обогащать словарный запас детей, развивать зрительное и слуховое восприятие, навыки речевого общения, в увлекательной форме повторить и обобщить знания детей (синонимы, положение звука в слове, счет слогов, муж и жен. род, ед. и мн. числ. ), приобщать к миру культуры, истории своего города, пополнить знания и изучить культурное наследие своего города.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «По страницам прошлого Дом офицеров», схематические опорные картинки, словарик, театральная маска, музыка (веселая, музыка Незнайки, музыка космоса).
Планируемые результаты: дети могут сказать имя в уменьшительно-ласкательной форме, характеризовать свое настроение, подбирать похожее по смыслу слово, изменять окончание слова в зависимости от рода (муж/жен.), числа, по опорным схемам - картинкам могут кратко пересказать историю Дома офицеров г. Иркутска.
Предварительная работа: экскурсия в Музей боевой славы при Доме офицеров г. Иркутска.
Этап | Объект аудио и визуализации | Содержание |
Вводная часть Мотивация | Слайд 1 Слайд 2 | Здравствуйте ребята! Давайте друг с другом поздороваемся и настроимся на занятие: Я люблю наш детский сад В нём полным-полно: (Дети отвечают – ребят!) Знаю я, когда мы вместе настроение чудесней! Что ж пора нам заниматься, Будем очень мы стараться! (все вместе) Чтобы пасмурное настроение на улице не поселилось у нас в группе, предлагаю вам поздороваться еще раз со всеми. По очереди (по кругу) будем называть друг друга ласковыми именами и передавать тепло своих рук. Например: «Здравствуй Дашенька!», «Здравствуй Костенька!» (изменяем имя, ставим его в уменьшительно-ласкательную форму) (Дети продолжают) Какое у вас теперь настроение? (Дети - хорошее, приподнятое и т.д.). Что вы почувствовали? (Дети - радость, умиление, заботу, хорошее настроение и т.д.). Ребята, помните, мы были в музее боевой славы под открытым небом. Сколько разных интересных зданий мы видели вокруг. История нашего города удивительна и интересна и как в зеркале, она отражается в каждой улице, в каждом доме. Есть на ул. Карла Маркса двухэтажный, каменный дом темно-синего цвета, он имеет очень много окон, похожих на арки. На втором этаже дома можно увидеть балкон. Когда мы ездили на экскурсию и осматривали боевую технику, мы видели, что рядом с боевой техникой располагается такой дом. Догадались, о каком доме идет речь? (Дети вспоминают, предполагают, отвечают - Дом офицеров). Ребята, а вы хотите узнать о прошлом дома офицеров еще больше и создать альбом для родителей ко Дню защитника отечества. (Ответ детей). Тогда отправляемся в виртуальную экскурсию по страницам прошлого Дома офицеров. |
Основная часть Восприятие | Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Музыка Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 | Страница №1 «Деревянные склады» Давным-давно, на месте Дома офицеров, находились деревянные склады Христины Яковлевны Колыгиной. Христина Яковлевна была купчихой, она торговала продуктами, пушниной и предметами быта. Задание: Подберите похожее слово к слову склад? (Хранилище, ангар, кладовая и т.д.) (На доске размещается картинка склада) Страница №2 «Семья Колыгиной» Семейство Колыгиных очень известное - муж купец Колыгин Василий Федорович, был важным человеком и занимался разными делами, в то время как жена занималась торговлей и благотворительностью. Благотворительность – это помощь во благо тем, кто в ней нуждается, милосердие, милость, доброе дело. Супруги воспитывали девять дочерей. Христина Яковлевна участвовала в добрых делах сестер милосердия, была их начальницей. Она устраивала концерты, делала крупные пожертвования деньгами и вещами в пользу Красного Креста. Пожертвования – это дар, помощь, могут быть деньги, вещи, товары (игрушки). Задание: муж – купец, а жена …? (Купчиха) (На доске размещается картинка мужчина и женщина) Страница №3 «Большой Иркутский пожар» В далекие годы, летом, произошло большое горе, случился большой Иркутский пожар, который уничтожил большую часть города, и склады Х. Я. Колыгиной полностью сгорели. Задание: Определите, где стоит звук (Ж) в слове пожар, в начале, в середине или в конце слова? ( В середине слова) (На доске размещается картинка огонь) Страница №4 «Купеческая усадьба – Колыгинский дворец» Весной, через 5 лет после пожара, слуга купчихи обратился к Иркутской главе и попросил разрешения на строительство двухэтажного каменного дома с подвалом на месте складов. Архитектурная особенность дома в том, что фундамент его стоит на каменных шарнирах. Благодаря этому во время землетрясения дом даже не колышется. Раньше здание отапливалось печами, всего в доме было 18 печей, они хорошо просушивали все 45 комнат. Подвалы в здании были в полноценный этаж, для того, чтобы разместить на этом этаже погибшие в пожаре склады. Подвалы уходили под землю за много метров от здания. Около здания располагался сад за воротами. В итоге получился не дом, а целый дворец. Задание: Сколько слогов в слове дворец? (Дво-рец) (На доске размещается картинка каменного дома) Страница №5 «Дом – театр» Во дворце два огромных зала, один актовый, другой бальный, и множество комнат для собраний. В доме разместилась библиотека, театр, устраивали любительские спектакли, балы, продажу книг и занимались благотворительностью. Игра «Я - актер»: Дети встают в круг и передают маску по кругу, звучит музыка (веселая, музыка Незнайки, музыка космоса). Когда музыка останавливается, ребенку нужно интонационно сказать фразу: «Я читаю книги!» (весело, вопросительно, задумчиво) (На доске размещается картинка театра, библиотеки) Страница №6 «Дом - училище» Потом в доме Колыгиной было открыто начальное училище. В первый учебный год в нем обучалось 26 мальчиков и 18 девочек Задание: Игра в 2 командах. Распределить игрушки на 2 корзины мальчики и девочки (муж. и жен. род). Например, свекла, огурец, машина, кукла, кубик и т.д. (На доске размещается картинка училища) Страница №7 «Дом – народный комиссариат иностранных дел» Дальше купеческий особняк с надворными постройками был передан государству. В доме разместилась служба иностранных дел. Говорят, что в те годы здесь бывали известные командиры армии. Задание: Как зовут людей, которые живут в России? В Африке? В Монголии? В Китае? В Беларуси? В Узбекистане? В Таджикистане? В Англии? В Америке? (На доске размещается картинка иностранных флагов или иностранцев) Страница №8 «Дом офицеров Красной армии» Через некоторое время, бывший особняк перешел к военным, и стал домом Красной армии, в нем учились командиры Красной Армии и их дети. На территории усадьбы работал детский сад для красноармейцев. Перед ВОВ приезжал Георгий Жуков и Иван Конев. Ребята, это генералы красной армии, которые командовали нашими войсками во время второй мировой войны. При Доме офицеров работали библиотека, кинозал, музыкальная студия и всевозможные кружки. Игра « Один и много»: Один - воин, много -…(войнов) Один – командир, много – (командиров), один – орден, много -…(орденов), один - герой, много -… (героев). (На доске размещается картинка военные и детский сад) Страница №9 «Дом офицеров – музей боевой славы» В послевоенное время, к 30-летию со дня победы в Великой Отечественной войне, Андрей Герасимович Сутормин - ветеран, организовал музей вооруженных сил. Участники войны и их семьи передавали ему фотографии, личные вещи и награды. Здесь можно увидеть холодное и огнестрельное оружие советской армии в период Великой Отечественной войны, и копии боевых знамен. К 55-летию Великой Победы у здания появилась военная техника, ставшая музейными экспонатами. (На доске размещается картинка с музеем) Страница №10 «Дом офицеров – молодежный центр» Затем Дом офицеров стал иркутским домом молодежи. Здесь находились волонтерские, патриотические организации, студенческие стройотряды, детская киностудия, работал шахматный кружок и клуб реконструкторов. В Доме офицеров традиционно проходила подготовка к 9 мая. (На доске размещается картинка дети и шахматы, танцы, военные, видеокамера) Страница №11 «Новая жизнь каменного дворца» Сейчас каменный дворец, построенный Христиной Колыгиной, находится на реконструкции и реставрации и закрыт для посетителей. (На доске размещается картинка с ремонтными работами) Легенда «Дом офицеров – хранитель сокровищ» Однажды в доме нашли сокровища. Солдаты строительного батальона пристроили с западной стороны двухэтажный кирпичный корпус для зрительного зала. Подошел к ним, рассказывают, какой-то мужичок с рюкзачком и просит: "Ребята, вы тут киркой стукните". Солдаты ударили по стене, а из дыры посыпались золотые монеты. Мужичок большую часть в рюкзак собрал и ушел. А у солдат монеты забрали. Второй клад обнаружили позже, когда на месте одной из печей на втором этаже устанавливали сейф. В стене оказалось крысиное гнездо, а в нем - драгоценности и украшения. Поговаривают, что Х. Я. Колыгина спрятала в здании три клада, значит, есть в доме и другой тайник. А еще - «комната смотрителя», где спрятано много хороших вещей. Но где эта комната, не знает никто. (На доске размещается картинка с сокровищами) Легенда «Дом с привидением» Есть легенда, что дух купчихи Колыгиной до сих пор бдительно охраняет свои бывшие владения. Есть даже очевидцы, которые клянутся, что не раз воочию видели купчиху. (На доске размещается картинка с привидением) Дети по схеме на доске, рассказывают историю «Дома офицеров» (1-2 пересказа) |
Заключительная часть Осмысление | Слайд 15 | Предлагаем детям разложить страницы альбома по порядку с опорой на схему и составить альбом. Ребята то, что для вас оказалось самым интересным на занятии? Самым сложным? О чем вам хочется рассказать родителям? Вы хотели бы побывать в здании Дома офицеров после реставрации? Как нам пригодятся наши знания в жизни? Спасибо за внимание!/data/files/q1739365459.pptx (Виртуальная экскурсия в Дом офицеров г. Иркутск) |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Интернет ресурсы:
1) История дома офицеров: от купеческой усадьбы до молодежного центра. https://www.irk.ru/news/articles/20200117/house/
2) Сибирский краевед. https://m.ok.ru/group/70000002209350/topic/156064815065926
3) Иркутский Дом офицеров. http://irkipedia.ru/content/irkutskiy_dom_oficerov4) Историческая рубрика #другойиркутск. https://vk.com/wall-35699624_881632
5) Глагол. Иркутское обозрение. Что с домом офицеров? https://glagol38.ru/text/17-07-2019/dom_oficerov