Конспект занятия: «Спасем лес от опасности».
Цель:
Развитие экологического сознания и формирование ответственного отношения к природе у детей через обсуждение проблем загрязнения лесов и поисков возможных решений для их сохранения в повседневной жизни.
Задачи:
Повысить осведомленность детей о вредных факторах, угрожающих лесу.
Развивать навыки командной работы и критического мышления.
Воспитывать бережное отношение к природе и экологии.
Организационный момент:
1. Введение:
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня мы будем говорить о лесах. Кто из вас бывал в лесу?
Дети: Мы! Я! Я был, когда ходили на пикник!
Воспитатель: Замечательно! А кто может рассказать, какие бывают леса?
Дети: Они бывают большие и маленькие!
Воспитатель: Да, ребята, правильно. Леса могут быть очень разными. Например, существуют хвойные леса, где растут елки и сосны. А еще есть лиственные леса, где мы видим дубы и березы. Также существуют смешанные леса, где можно найти и те, и другие деревья.
Дети: А в лесу еще живут животные!
Воспитатель: Совершенно верно. В лесах действительно живут разные животные. Кто может назвать каких-нибудь?
Дети: Лисы!
Дети: Зайцы!
Дети: Медведи!
Воспитатель: Отлично! В лесах обитают много разных животных: лисы, зайцы, медведи, волки, белки и многие другие. А как вы думаете, какую роль играют леса в нашей природе?
Дети: Они красивые!
Воспитатель: Да, они действительно очень красивые. Но они делают еще кое-что важное. Леса очищают воздух, которым мы дышим, и являются домом для множества животных и растений. Они помогают нам сохранять баланс в экосистеме. Но, к сожалению, леса могут сталкиваться с разными опасностями. Какими, например?
Дети: Мусор?
Воспитатель: Правильно, ребята. Мусор – это одна из самых больших проблем для лесов. В особенности пластиковый мусор. Что еще может угрожать лесам?
Дети: Огонь?
Воспитатель: Молодцы. Огонь – очень опасная угроза. Лесные пожары могут уничтожать огромные территории леса. А что еще?
Дети: Свалки?
Воспитатель: Все верно. Неправильно расположенные свалки могут нанести огромный вред лесам. Мусор и токсичные вещества могут загрязнять почву и воду. Давайте повторим термины: мусор, пластик, огонь, свалки. Все это – опасности для леса.
Все дети вместе: Мусор, пластик, огонь, свалки.
Воспитатель: Молодцы ребята! Очень важно помнить об этих опасностях и уметь защищать леса. Сегодня мы с вами будем учиться, как это делать. Готовы?
Все дети вместе: Да!
Воспитатель: Отлично! Пойдемте дальше!
Основная часть:
2. Разработка ролей:
Воспитатель: Доброе утро, ребята! У меня для вас сегодня очень интересная новость. Мы с вами станем настоящими лесными рейнджерами! Кто знает, кто такие рейнджеры?
Дети: Я! Я знаю! Это такие люди, которые защищают природу!
Воспитатель: Правильно, молодцы! Рейнджеры — это люди, которые заботятся о лесах, следят за их состоянием и защищают от разных опасностей. Сегодня мы с вами тоже будем рейнджерами. Звучит интересно?
Дети: (взявшись за руки и с энтузиазмом): Даааа!
Дети: Отлично! Давайте поговорим о том, что делают рейнджеры. Во-первых, они постоянно наблюдают за состоянием природы. Если с деревьями, растениями или животными что-то не так, рейнджеры сразу это замечают. Как вы думаете, зачем это нужно?
Дети: Чтобы помочь природе, если что-то не так?
Дети: Совершенно верно. Если они замечают недомогание или болезни у деревьев, то могут принять меры, чтобы их спасти. Ведь лес — это дом для множества животных и растений, и его нужно защищать. Во-вторых, рейнджеры выявляют опасности. Кто помнит, что угрожает лесам?
Дети: Мусор!
Дети: Огонь!
Дети: Свалки!
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Лесные рейнджеры следят за тем, чтобы в лесу не было мусора и чтобы не возникали пожары. Как вы думаете, что делают рейнджеры, когда видят мусор?
Дети: Они его убирают?
Воспитатель: Правильно! Они организовывают уборку леса, чтобы он оставался чистым и красивым. А если увидят, что где-то начинается пожар, сразу звонят в пожарную службу и стараются его потушить.
Дети: А как они узнают про опасности?
Воспитатель: У них есть специальные маршруты, по которым они регулярно ходят и проверяют состояние леса. Они могут использовать бинокли, карманные компьютеры и даже дроны, чтобы облетать большие территории. А теперь представьте, что мы с вами — лесные рейнджеры. Представьте, что у нас есть свои маршруты и инструменты. Что мы будем делать?
Дети: Ходить и смотреть, чтобы в лесу все было хорошо!
Воспитатель: Правильно! Мы будем осматривать лес, проверять, чтобы животные были в порядке, чтобы не было мусора и пожаров. А если что-то заметим — сразу принимать меры. Как думаете, можем справиться?
Дети (хором): Да!!!
Воспитатель: Отлично, рейнджеры! Тогда за работу! Помните, мы делаем важное дело для защиты нашего леса! Всем удачи и будьте внимательны!
3. Игра «Поиск опасностей»
Правила игры: Разделить детей на небольшие группы (по 4-5 человек).
Обозначить территорию для поиска (можно использовать класс или двор).
Каждой группе выдать задания: найти предметы, которые могут нанести вред лесу (мусор, пластиковые бутылки, остатки еды, поджоги и т.д.).
Воспитатель: Привет, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие и станем настоящими лесными рейнджерами! Наша задача – защитить лес от опасностей и научиться заботиться о природе. Готовы?
Все дети: Даааа!
Воспитатель: Отлично! Сейчас мы разделимся на небольшие группы по 4-5 человек. Каждая группа получит задание: искать предметы и действия, которые могут нанести вред лесу. Мы должны найти мусор, пластиковые бутылки, остатки еды и даже показать небезопасные действия, такие как выбрасывание мусора или разжигание огня. Понятно?
Дети: А где мы будем искать эти предметы?
Воспитатель: Мы с вами обозначим территорию для поиска. Это может быть наш класс или двор, как вам удобнее. Когда вы найдёте что-то, возьмите это с собой или покажите мне имитацию опасного действия. После завершения поиска каждая группа представит свои находки и расскажет, почему эти предметы опасны для леса. Готовы начать?
Дети: Да, мы готовы! А можно ли использовать корзины или пакеты для сбора мусора?
Воспитатель: Конечно, у каждой группы будет пакет для сбора мусора. Помним, что пластик и стекло, мы не трогаем руками, используем перчатки. Всё понятно?
Дети: А можно мы сами придумаем, как будем изображать опасные действия?
Воспитатель: Конечно, ребята! Это будет очень интересно! Чем креативнее, тем лучше. Главное, чтобы все поняли, почему это может быть опасно для леса. Но помните, что имитация должна быть безопасной для вас самих и окружающих.
Дети: А что если мы не сможем найти реальные предметы, которые могут нанести вред лесу?
Воспитатель: Не переживайте! Если вы не найдёте реальные предметы, просто покажите какую-то ситуацию, где мог бы возникнуть вред лесу, и объясните, почему это опасно. Это тоже очень важно.
Воспитатель: Ну что ребята начнем? Давайте разделимся на группы и начнём. Не забывайте работать дружно и быть внимательными. Лесные рейнджеры – вперёд!
(Дети разбиваются на группы и начинают выполнение заданий, после чего представляют свои находки и объясняют, почему эти предметы или поведение могут быть опасны для леса.)
4. Обсуждение:
Воспитатель: Дорогие ребята, хочу поздравить всех вас с успешным завершением нашего задания! Вы сегодня прекрасно потрудились и сделали очень важное дело для нашей природы. Теперь давайте попросим каждую группу поделиться, что они нашли, и объяснить, как эта находка может навредить лесу.
Воспитатель: Начнем с первой группы. Расскажите, что вы нашли.
Первая группа (Дети): Мы нашли пластиковую бутылку и несколько оберток от конфет. Пластиковая бутылка может лежать в лесу сотни лет, не разлагаясь, и сильно загрязняет почву и воду. Обертки тоже долго не разлагаются и могут быть опасны для животных, которые их случайно съедят.
Воспитатель: Отличная работа, ребята! Теперь вторая группа, ваша очередь.
Вторая группа (Дети): Мы нашли остатки еды и старые газетные листы. Еда быстро портится, привлекая животных, которые могут заболеть, а остатки еды могут привлекать вредителей. Газеты разлагаются быстрее, но все равно могут засорять лес и мешать растениям. Мы увидели, как кто-то был готов разжечь костёр. Это очень опасно, потому что лесные пожары могут уничтожить большие площади леса и нанести огромный вред животным и растениям.
Воспитатель: Прекрасно! Вы молодцы!
Отличная работа, ребята! Мы узнали сегодня несколько важных вещей. Например, пластиковые отходы могут загрязнять наши леса на несколько сотен лет. Еда и другие, быстро гниющие материалы могут привлекать вредителей и распространять болезни. А лесные пожары могут нанести непоправимый вред всей экосистеме, уничтожая растения и убивая животных.
Воспитатель: Очень важно убирать мусор и бережно относиться к природе. Существует несколько методов утилизации: пластик и стекло можно сдавать на переработку, органические отходы можно компостировать, а для опасных отходов, таких как батарейки, существуют специальные пункты приёма.
Воспитатель: Мы должны всегда помнить, что природа – наш дом, и от того, как мы её защищаем, зависит наше будущее. Большое вам спасибо за ваше участие и старание. Вы настоящие защитники леса!
Все дети: Спасибо, мы будем стараться бережно относиться к природе!
Воспитатель: Вы большие молодцы ребята! Я вами горжусь. Давайте продолжать следить за чистотой и вместе заботиться о нашей планете.
5. Заключительная часть:
Рефлексия.
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы провели очень важное занятие, и я хочу узнать, чему вы научились. Давайте обсудим.
Дети: Мы узнали, что пластик и другой мусор очень вредят природе и что они остаются в лесу на очень долгое время.
Воспитатель: Отлично. А как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы помочь лесу в повседневной жизни?
Дети: Мы можем участвовать в акциях по уборке леса, чтобы там было чисто и красиво.
Дети: И еще, когда мы разжигаем костры, нужно быть очень осторожными, чтобы не было пожара.
Дети: Мы можем отказаться от использования пластика и выбирать многоразовые вещи, чтобы не загрязнять природу.
Воспитатель: Замечательные идеи! Более того, мы можем активно информировать наших друзей и семью о рисках для окружающей среды и вместе создавать добрую и чистую планету.
Рекомендации для будущих занятий:
Организовать выезд на природу с реальной уборкой: В следующий раз мы сможем отправиться в настоящий лес и провести уборку своими руками. Это поможет нам ощутить, насколько важно сохранять природу чистой.
Включить проекцию с изображениями лесных экосистем и выброшенного мусора: На следующем занятии мы можем посмотреть на экране различные изображения лесных экосистем и увидеть, как мусор влияет на природу. Это будет очень наглядно.
Провести занятие по защитным мерам в случае лесных пожаров с приглашением специалиста: Мы могли бы пригласить специалиста, который расскажет нам о том, как защитить лес от пожаров и что делать в случае их возникновения.
Воспитатель: Такие занятия не только помогут нам понять важность чистоты лесов, но и сформируют ответственное отношение к окружающей среде. Спасибо всем за отличную работу сегодня!