Конспект занятия учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ТНР по теме "Звуки Д-Дь. Буква Д".
Технологическая карта занятия в подготовительной группе для детей с ТНР.
Учитель-логопед: Вавилова А.В.
Тема занятия: | «Звуки [Д], [Дь]. Буква Д». | ||
Цель: | Создать условия для формирования навыка звукового анализа и синтеза через знакомство со звуками [Д], [Дь] и буквой Д в коммуникативной деятельности. | ||
Задачи: | Коррекционно-обучающие: - познакомить с артикуляцией и характеристикой звуков [Д], [Дь], и графическим обозначением буквы «Д»; Коррекционно-развивающие: - различать согласные звуки по твердости- мягкости, звонкости- глухости; - развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слогов, слов; - обеспечить развитие умения делить слова на слоги; составлять и читать слоги, составлять из слогов слова; -следить за правильным произношением звуков, составлять развернутые предложения, фиксировать графическое изображение буквы; Коррекционно-воспитательные: -воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятиях, самостоятельность, инициативность, ответственность. | ||
Оборудование: | Интерактивная доска, ноутбук, зеркала для каждого ребенка, предметные картинки, схема для составления характеристики звуков, условные обозначения для звуков (красный, синий, зелёный), мешочек с картонными буквами, индивидуальные тетради, цветные карандаши, клей, салфетки, книжка с пустыми страницами, картинки и буквы для вклеивания в книжку. | ||
Этапы работы: | Деятельность педагога, примеры работы | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1. Введение в ситуацию | Слайд 1: «В гости пришли Даша и Дима» Отгадывание загадок от Даши и Димы (картинки на звук Д). -Как вы думаете, что общего между словами-отгадками? -С каким звуком нас хотят познакомить Даша и Дима? -Наши гости принесли книжку, но все картинки из нее сбежали, и она пуста. Но они знают, что вы изучаете звуки и буквы и сможете им помочь. -Поможем Даше и Диме заполнить их пустую книжку? Как мы можем им помочь? | Коммуникативная | Дети формулируют цель и способы решения проблемы. |
2. Актуализация знаний и умений | Беседа о звуках. Для того чтобы справиться с заданием, давайте с вами вспомним: - Какими бывают звуки? - Какие звуки называют гласными? - Согласными? - Какими бывают согласные звуки? - Как мы обозначаем гласные? Твердые и мягкие согласные? - Чем отличаются звуки от букв? (на доске карточки с символикой для характеристики звуков). | Коммуникативная Игровая | Перечисляют признаки гласных и согласных звуков, подбирают условные обозначения. Называют различия между понятиями «звук» и «буква». |
3. Затруднение в ситуации | Игра «Волшебный мешочек» (развитие тактильного гнозиса). -Ребята, давайте назовем звуки и буквы, которые мы уже знаем. Сможете? На ощупь узнать букву из картона, назвать звук. | Коммуникативная Игровая | Узнают на ощупь буквы и называют звуки. |
4. Открытие нового знания | Знакомство со звуками [Д], [Дь] Возьмем зеркала. - Произнесем звук [Д]: Как работает язычок? Твердо или мягко произносится звук? Работает ли голосовой моторчик? Каким символом обозначим этот звук? (Аналогично со звуком [Дь]). Физминутка «Головою три кивка». Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.) Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.) Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.) Головою три кивка. (Движения головой.) На четыре - руки шире, (Руки в стороны.) Пять - руками помахать, (Махи руками.) Шесть — на место сесть опять. (Присели.) Игра «Дразнилки» (развитие фонематических процессов и слухового внимания). - Даша и Дима очень любят дразниться. Давайте покажем им, как мы умеем играть. Да-да-да – дя-дя-дя, До-до-до- дё-дё-дё и др. (педагог произносит слоги) Слайд 2: Игра «Подари подарки Даше и Диме» (развитие звукового анализа). - Ребята, какой первый звук в имени Даши? Димы? - Из портфелей Даши и Димы просыпались картинки, и они теперь никак не могут их поделить. Что мы можем сделать? Как будем помогать? Правильно, давайте им поможем: если слово начинается на звук [Д], эту картинку подарим Даше, а если на звук [Дь] - то Диме.
Знакомство с буквой «Д» (развитие пространственной ориентировки) - В ваших тетрадях начерчены точки и стрелочки, указывающие на то, в какой последовательности необходимо соединить точки. - Ребята, какая буква у нас получилась? («Д») Чтение слоговой таблицы (развитие зрительного праксиса; формирование звуко- буквенного анализа и синтеза) -Посмотрите на слоги. Прочитайте их. (чтение открытых слогов: да, до, ду, ды, ди). -Под первым слогом нарисованы синий и красный кружки. Что они обозначают? (звук [Д]- согласный и твердый, [А]- гласный). -Поставьте самостоятельно кружки под каждым слогом. | Коммуникативная Игровая Двигательная | Участвуют в диалоге. Совместно с педагогом характеризуют звуки. Согласуют движение с текстом. Положительный эмоциональный настрой, двигательная активность. Образуют слоги с мягким звуком [Дь]. Называют картинку, определяют первый звук в слове, распределяют картинки на 2 группы. Соединяют точки по заданию, получают изображение буквы «Д» Читают слоги хором, затем по одному. Выполняют звуко- буквенный анализ слогов. |
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка | Составление слов из слогов. (формирование слогового анализа и синтеза и звуко-буквенного анализа слогов и слов) - Произнесем имена «Даша», «Дима» и определим, сколько слогов в этих словах? Какой 1й слог? 2й слог? - Возьмите карточки и самостоятельно составить их имена, выбрав нужные слоги из коробочки. А сейчас вклейте их в книжку. - Давайте раскрасим буквы нужными цветами (твердые согласные – синим, мягкие согласные - зеленым, гласные - красным). - А что вы сейчас будете делать? Под именем Даши наклейте картинки на звук [Д], а Димы- на звук [Дь]. | Коммуникативная | Делят устно слова на слоги с помощью хлопков. Составляют слова из слогов. Закрашивают буквы слов необходимыми цветами. Вклеивают буквы «Д» и картинки на звуки [Д], [Дь] в книжку малышку. |
6. Осмысление | Подведение итогов. О чем говорили. В чём испытывали затруднения, что понравилось. -Чему мы научились? -Что вам больше всего понравилось, запомнилось? -Что было самым сложным? А самым простым? -Ребята, получилось ли у нас с вами помочь Даше и Диме? -В каком центре пригодится нам наша книжка-малышка? | Коммуникативная Рефлексия | Оценивают свою деятельность на занятии. Называют полученные навыки анализа звуков. |