Конспект занятия учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ТНР по теме "Звуки Д-Дь. Буква Д".

0
0
Материал опубликован 18 October

Технологическая карта занятия в подготовительной группе для детей с ТНР.

Учитель-логопед: Вавилова А.В.

Тема занятия:

«Звуки [Д], [Дь]. Буква Д».

Цель:

Создать условия для формирования навыка звукового анализа и синтеза через знакомство со звуками [Д], [Дь] и буквой Д в коммуникативной деятельности.

Задачи:


Коррекционно-обучающие:

- познакомить с артикуляцией и характеристикой звуков [Д], [Дь], и графическим обозначением буквы «Д»;

Коррекционно-развивающие:

- различать согласные звуки по твердости- мягкости, звонкости- глухости;

- развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слогов, слов;

- обеспечить развитие умения делить слова на слоги; составлять и читать слоги, составлять из слогов слова;

-следить за правильным произношением звуков, составлять развернутые предложения, фиксировать графическое изображение буквы;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятиях, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование:

Интерактивная доска, ноутбук, зеркала для каждого ребенка, предметные картинки, схема для составления характеристики звуков, условные обозначения для звуков (красный, синий, зелёный), мешочек с картонными буквами, индивидуальные тетради, цветные карандаши, клей, салфетки, книжка с пустыми страницами, картинки и буквы для вклеивания в книжку.

Этапы работы:

Деятельность педагога, примеры работы

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1. Введение в ситуацию

Слайд 1: «В гости пришли Даша и Дима»

Отгадывание загадок от Даши и Димы (картинки на звук Д).

-Как вы думаете, что общего между словами-отгадками?

-С каким звуком нас хотят познакомить Даша и Дима?

-Наши гости принесли книжку, но все картинки из нее сбежали, и она пуста. Но они знают, что вы изучаете звуки и буквы и сможете им помочь.

-Поможем Даше и Диме заполнить их пустую книжку? Как мы можем им помочь?

Коммуникативная

Дети формулируют цель и способы решения проблемы.



2. Актуализация знаний и умений

Беседа о звуках.

Для того чтобы справиться с заданием, давайте с вами вспомним:

- Какими бывают звуки?

- Какие звуки называют гласными?

- Согласными?

- Какими бывают согласные звуки?

- Как мы обозначаем гласные? Твердые и мягкие согласные?

- Чем отличаются звуки от букв?

(на доске карточки с символикой для характеристики звуков).

Коммуникативная

Игровая


Перечисляют признаки гласных и согласных звуков, подбирают условные обозначения. Называют различия между понятиями «звук» и «буква».








3. Затруднение в ситуации

Игра «Волшебный мешочек» (развитие тактильного гнозиса).

-Ребята, давайте назовем звуки и буквы, которые мы уже знаем. Сможете?

На ощупь узнать букву из картона, назвать звук.

Коммуникативная

Игровая


Узнают на ощупь буквы и называют звуки.

4. Открытие нового знания

Знакомство со звуками [Д], [Дь]

Возьмем зеркала.

- Произнесем звук [Д]: Как работает язычок? Твердо или мягко произносится звук? Работает ли голосовой моторчик? Каким символом обозначим этот звук?

(Аналогично со звуком [Дь]).


Физминутка «Головою три кивка».

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Игра «Дразнилки» (развитие фонематических процессов и слухового внимания).

- Даша и Дима очень любят дразниться. Давайте покажем им, как мы умеем играть.

Да-да-да – дя-дя-дя,

До-до-до- дё-дё-дё и др.

(педагог произносит слоги)


Слайд 2: Игра «Подари подарки Даше и Диме» (развитие звукового анализа).

- Ребята, какой первый звук в имени Даши? Димы?

- Из портфелей Даши и Димы просыпались картинки, и они теперь никак не могут их поделить. Что мы можем сделать? Как будем помогать?

Правильно, давайте им поможем: если слово начинается на звук [Д], эту картинку подарим Даше, а если на звук [Дь] - то Диме.

Знакомство с буквой «Д» (развитие пространственной ориентировки)

- В ваших тетрадях начерчены точки и стрелочки, указывающие на то, в какой последовательности необходимо соединить точки.

- Ребята, какая буква у нас получилась? («Д»)


Чтение слоговой таблицы (развитие зрительного праксиса; формирование звуко- буквенного анализа и синтеза)

-Посмотрите на слоги. Прочитайте их. (чтение открытых слогов: да, до, ду, ды, ди).

-Под первым слогом нарисованы синий и красный кружки. Что они обозначают? (звук [Д]- согласный и твердый, [А]- гласный).

-Поставьте самостоятельно кружки под каждым слогом.

Коммуникативная

Игровая

Двигательная

Участвуют в диалоге. Совместно с педагогом характеризуют звуки.







Согласуют движение с текстом.

Положительный эмоциональный настрой, двигательная активность.









Образуют слоги с мягким звуком [Дь].






Называют картинку, определяют первый звук в слове, распределяют картинки на 2 группы.










Соединяют точки по заданию, получают изображение буквы «Д»







Читают слоги хором, затем по одному.

Выполняют звуко- буквенный анализ слогов.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка

Составление слов из слогов. (формирование слогового анализа и синтеза и звуко-буквенного анализа слогов и слов)

- Произнесем имена «Даша», «Дима» и определим, сколько слогов в этих словах? Какой 1й слог? 2й слог?

- Возьмите карточки и самостоятельно составить их имена, выбрав нужные слоги из коробочки. А сейчас вклейте их в книжку.

- Давайте раскрасим буквы нужными цветами (твердые согласные – синим, мягкие согласные - зеленым, гласные - красным).

- А что вы сейчас будете делать? Под именем Даши наклейте картинки на звук [Д], а Димы- на звук [Дь].

Коммуникативная

Делят устно слова на слоги с помощью хлопков.

Составляют слова из слогов.

Закрашивают буквы слов необходимыми цветами.


Вклеивают буквы «Д» и картинки на звуки [Д], [Дь] в книжку малышку.

6. Осмысление

Подведение итогов. О чем говорили. В чём испытывали затруднения, что понравилось.

-Чему мы научились?

-Что вам больше всего понравилось, запомнилось?

-Что было самым сложным? А самым простым?

-Ребята, получилось ли у нас с вами помочь Даше и Диме?

-В каком центре пригодится нам наша книжка-малышка?

Коммуникативная

Рефлексия

Оценивают свою деятельность на занятии.

Называют полученные навыки анализа звуков.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.