Конспект занятия в младшей группе по теме: «Песочная история Грузовичка Лёвы»
Конспект занятия в младшей группе по теме:
«Песочная история Грузовичка Лёвы»
Маслова Марина Анатольевна
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: младшая группа.
Тема занятия: «Песок и его свойства».
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей.
Задачи:
образовательные познакомить детей со свойствами песка, учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать, актуализировать интерес к работе с песком, формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы, разучить с детьми новую игру «Песчинки»;
развивающие: развивать моторику рук детей, обогащать словарный запас, развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности;
воспитательные: воспитывать чувства сопереживания, сострадания, воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей (опрятность, аккуратность), поддерживать у детей самостоятельность, активность.
Предварительная работа: Проведение беседы. Проведение игр с песком. Проведение игровых занятий. Опытно – экспериментальная деятельность.
Оборудование: контейнер с мокрым песком, контейнер с сухим песком, контейнер с кинетическим песком, набор формочек, совочки, салфетки, воронка, поднос, картинки с изображением детей (ребенок обсыпается песком, ребенок ест песок, ребенок трёт глаза, стол с песком для рисования).
1.Организационный момент, начало занятия. Цель: организация внимания детей, настрой детей на активную деятельность. Методы и приемы: проблемная ситуация – Грузовичок Лёва потерял детали от машины из кузова | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого. Дети охотно отвечают на вопросы и предложения педагога. | Дети входят в группу. Становятся в круг, держась за руки. В: Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей. Станем рядышком по кругу, Скажем «Здравствуйте» друг другу. Нам здороваться не лень. Всем «Привет» и «Добрый день». Если каждый улыбнётся Утро доброе начнётся. Дети слышат музыку из м/ф Лёва грузовичок. Заезжает Грузовичок Лёва, в его кузове лежит машина, но несколько деталей не хватает. У меня есть волшебный мешочек. Если мы поймем что внутри него, то сможем найти потерянные детали. (рассматривание мешочка) Ребята, как вы думаете, где могут быть детали? (в песке) В песке. Я вам предлагаю помочь Лёве найти детали. | Проблемная ситуация – Грузовичок Лёва потерял детали от машины из кузова Содержание: выяснение где искать детали определило цель занятия. Результат организационного момента: -дети включились в занятие; -у 100% детей сформировался стойкий интерес к происходящему. | |
2. Основная часть занятия. Цель: расширение знаний детей о песке, его свойствах и видах в процессе экспериментирования. Методы и приемы: игровая ситуация; рассказ воспитателя, проведение опытов, грузовик с машинкой, детали машины спрятанные в контейнерах, контейнер с мокрым песком, контейнер с сухим песком, контейнер с кинетическим песком, формочки для песка. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети проявляют интерес к решению проблемной ситуации, внимательно слушают педагога. Дети, охотно отвечают на вопросы педагога. Некоторые дети отвечают быстро, некоторым воспитатель задаёт дополнительные наводящие вопросы. Все дети целеустремлённо стараются узнать информацию о березе. | К нам в гости сегодня приехал Грузовичок Лёва, он хотел показать нам новую машину, но потерял некоторые детали. Где же он играл? Воспитатель показывает детям песок. На мольберте развешаны картинки: песок, горы, вулканы, скалы, солнце, море, дождь. Воспитатель: - Это песок. Песок - это то, что осталось от скал, валунов, обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце разрушили горы, осыпали скалы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок, сделав из них песок. Поэтому песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Песчинки бывают разного цвета и имеют разную форму - маленьких камешек. Давайте поэкспериментируем и попробуем сделать песок…. Берется 2 камня, нужно потереть друг о друга камни над белым листом бумаги. Ребята, что у нас получилось?(это песок, мелкие камни) Предлагаю вам с ним немного поиграть и познакомиться с его свойствами. Но сначала давайте проговорим правила: - песок в рот не берём; - не трём глаза грязными руками; - песком не обсыпаемся. Поздороваемся с нашим волшебным песком. Положите ладошки на песок и давайте поздороваемся каждым пальчиком. Поднимите сначала указательные пальчики и пошевелите ими, поздоровайтесь пальчиками. А теперь пошевелите средними, безымянными… Песочек тоже хочет поздороваться с нами. Возьмите его в кулачок и медленно пересыпьте струйкой. Слышите, как он с нами разговаривает (с-с-с-с) Воспитатель: Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? Дети: Сухой, тёплый, сыпется. Воспитатель: Правильно, песок сухой, тёплый, он сыпучий. Скажем вместе: сухой, тёплый, сыпучий. (повторить 2-3 детям) Воспитатель: Посмотрите, ребята, как сухой песок сыпется. Игра с песком Воспитатель: Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют). Воспитатель: Посмотрите, из чего состоит песок? (Ответы детей: из мелких песчинок, из маленьких камешек) Воспитатель: Песок состоит из мелких-мелких песчинок. Скажем вместе: из песчинок. Они очень маленькие. (Повторить 2-3 детям) Воспитатель: Как трудно держать их в руках. Песчинки сыпятся, как струйка. Этот песок сухой. (Педагог сопровождает свои слова демонстрацией опыта). Воспитатель: Ребята, в песке у нас спрятан сюрприз. Давайте найдем его.(Первая деталь от машины) Игра с песком «Найди игрушку» Дети в песке ищут спрятанную деталь. Воспитатель: У вас лежат формочки, скажите какого они цвета? Дети: красный, желтый, зеленый и т. д. Воспитатель: Давайте насыплем в формочки песок и сделаем разные фигурки. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки. Переверните формочки. (Дети выполняют задание.) Получились фигурки? (Ответы детей). Почему не получились? (Песок сухой, рыхлый.) Фикульминутка «Песчинки» (повторяется 2-3 раза). Воспитатель: Давайте поиграем, подойдите ко мне. Сейчас мы превратимся в песчинки. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Звучит музыка. Дети имитируют полёт песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. (Дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки). Воспитатель: Ребята, мы с вами попробовали сделать фигурки из сухого песка. Получилось ли у нас это сделать? (ответы: налить воды, добавить воду). Правильно. Я уже подготовила для вас такой песок. Предлагаю пройти за стол. Дети проходят к контейнеру с мокрым песком..(Спрятана 2я деталь от машины) Воспитатель: Потрогайте его и скажите какой он. Дети: Мокрый и др. Воспитатель: Если в песок налить воду, он станет мокрым. Воспитатель: Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Ответы детей) Воспитатель: Мокрый песок не сыпется. Воспитатель: Из мокрого, сырого песка можно делать фигурки? (Ответы детей) Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Осторожно переверните формочку с песком. Снимите формочку. Получились фигурки? (Ответы детей) Воспитатель: Вот какие красивые фигурки мы с вами сделали, молодцы. Дети проходят к контейнеру с кинетическим песком. (Спрятана 3я деталь от машины) Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, а этот песок, похож на тот, который до этого с вами рассматривали ? ( Ответы детей). - А теперь поиграем с песочком. «Прыгают кенгуру» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»). Воспитатель: - Посмотрите, какой необычный песок, Давайте попробуем слепить из него шарики. Молодцы, у вас получилось. Песочек к вашим рукам прилипал? (Ответы детей) А сейчас, возьмите мячики в руки и попробуйте разровнять поверхность песка (мячики лежат каждого ребёнка). Молодцы у всех получилось. Этот песок необычный, с ним можно играть дома. Песок мягкий, гладкий, приятный на ощупь. Он не прилипает к рукам, не рассыпается, он всегда влажный из него можно лепить различные фигурки, оставлять следы предметов на нём можно рисовать, пересыпать, строить различные постройки. На песке можно рисовать. Понравилось с ним играть. Похож кинетический песок на тот, с которым вы играете на улице? Но нам надо помочь Лёве собрать машинку. | Дети внимательно слушают воспитателя. Пополняется словарный запас детей. | |
3. Заключительная часть занятия. Цель: закрепить знание детей о свойствах песка и его видах. Активизировать речь и обогащать словарь детей. Методы и приемы: сюрпризный момент- собираем машину. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Каждый ребенок работает в своем темпе. Дети совместно с воспитателем делают вывод, обсуждают выполненную работу. | Воспитатель: Ребята, давайте нашему гостю Грузовичку напомним всё, что мы узнали о песке. Сухой песок, какой он? (ответы детей). Мокрый песок какой? (ответы детей). Как из сухого песка сделать мокрый песок? (ответы детей). А кинетический какой? (Ответы детей). Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что на песке можно рисовать? У меня есть для вас сюрприз. Предлагаю подойти к столу с песком. (Лежит последняя деталь от машины) Дети проходят к столу, рисуют и находят последнюю деталь от машины. Включается подсветка у стола. Собирают машину. (экскаватор). Воспитатель: Ребята именно эти машины нужны для того чтобы привезти песок на стройку. (Экскаватор грузит песок в самосвал, самосвал перевозит песок )
Грузовичку Лёве и Экскаватору очень понравилось у нас в гостях, но им пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ними. | Результат заключительной части: дети, отвечая на вопросы воспитателя, анализируют свою деятельность, делают вывод об усвоенном материале. Оценивают свою деятельность, и испытывают радость от результата. |