Конспект занятия в подготовительной группе: «Кто такие птицы?»
Конспект занятия в подготовительной группе: «Кто такие птицы?»
Цели ООД:
- закрепить знания и дать новые представление о птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);
- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;
- активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой), наука орнитология;
- развивать связную речь;
- воспитывать у детей бережное отношение к ним.
Оборудование: Презентация «птицы», аудиозапись «Голоса птиц», кроссворд, перья, емкости с водой, свеча, картон, загадки, изображение вида перелета птиц, мяч.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята послушайте, что я хочу вам рассказать. Наше занятие будет состоять из двух частей. В первой части, я вам расскажу про птиц и что с ними связано, а во второй части занятия, я проведу с вами опыты, которые называются «Волшебные пёрышки»
Есть такая наука, называется ОРНИТОЛОГИЯ которая изучает птиц и все, что с ними связано.
В природе существует большое разнообразии птиц, но их меньше, чем насекомых, но все-таки их довольно много - около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, (просмотр презентации), есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов (просмотр презентации), это птица- Колибри - самая маленькая птичка в мире - это колибри-пчёлки, обитающие на Кубе. Её вес - 1,6 г, а длина равна 5,7 см.
Есть птицы, которые живут в лесу, другие только в степи, третьи – и там и тут. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, или на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные, которые поедают других зверей и птиц, а есть и «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. (просмотр презентации)
Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу, - повсюду ты встретишь птиц и услышишь их голоса. (прослушивание аудиозаписи).
Птицы – кто это?
Ответы детей:…
Воспитатель: Правильно ребята, это животные с перьями и крыльями.
Скажите ребята, а где живут птицы?
Ответы детей:…
Воспитатель: Молодцы ребята, одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле, в ветках деревьев и кустов, но некоторые птицы живут в кучках камней. (просмотр презентации).
Воспитатель: Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. У одних птиц, птенцы появляются на свет совсем голенькие и беспомощные, а у других едва вылупившись из яйца, сразу встают на ножки и бегут за своей мамочкой. Они почти сразу могут находить себе пищу и прятаться в случае опасности.
Воспитатель: а давайте назовем по очереди птиц, которых вы знаете и видели.
Ответы детей:……
Воспитатель: Вы большие молодцы, много назвали птиц.
Ребята, я вам загадаю загадки, а вы попробуете отгадать?
Загадки про птиц:
1.На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его…(скворец) | 3. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это -… (снегири) |
2. Озорной мальчишка По двору шныряет, Крошки собирает. (Воробей) | 4. На скале он строит дом. Разве жить не страшно в нем? Хоть кругом и красота, Но такая высота! Нет, хозяин не боится Со скалы крутой скатиться- Два могучих крыла У хозяина …. (орла) |
5. Черный, проворный, Кричит «КРАК» Червякам он враг! (грач) | 6. Кто на елке, на суку Счет ведет «ку-ку», «ку-ку»? (кукушка) |
Воспитатель: Молодцы! А как вы думаете, как птицы получают свои имена?
Ответы детей:….
Воспитатель: Правильно. За голос, за свой цвет, за свое поведение.
А каких насекомоядных птиц вы знаете?
Ответы детей: (Делают предположения)
Воспитатель: Как их отличить? Знаете?
Ответы детей:…..
Воспитатель: Умнички, правильно. По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка (просмотр презентации).
Воспитатель: а каких перелётных птиц вы знаете?
Ответы детей:…
Воспитатель: Молодцы! А почему они перелетные?
Ответы детей:…
Воспитатель: а сейчас назовите зимующих (оседлых) птиц?
Воспитатель: Отлично! А вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку (просмотр презентации)
Физкультурная минутка в виде подвижной игры «Летает, не улетает»
Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия не летающей птицы, или домашнюю – дети приседают на корточки.
Далее воспитатель предлагает поиграть в словесная игру «Кто как голос подаёт» (с мячом)
Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.
Соловей…(поёт) | Ласточка…(щебечет) | Ворона … (каркает) | Кукушка… (кукует) |
Журавль…(курлычет) | Утка…(крякает) | Курица…(квохчет) | Голубь…(воркует) |
Воробей…(чирикает) | Петух…(кукарекает) | | |
Итог
Воспитатель: О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали нового? В какие игры играли? Что понравилось?
Ответы детей:…
Воспитатель: я вас благодарю за наше занятие и в конце я хочу вам дать кроссворд-загадку, приметы про птиц. Который вы дома вместе с мамами и папами попробуете разгадать.