Конспект занятия в рамках программы психолого-педагогической подготовки к школьному обучению «Страна общения»
МБ ДОУ №54 « Белоснежка».
Конспект занятия
в рамках программы психолого-педагогической подготовки к школьному обучению
Тема: «Страна общения»
Подготовила и провела
Завадская
Юлия Николаевна
Педагог-психолог
МБДОУ№54 г. Южно-Сахалинск
Адрес: проспект Мира, 195А
Телефон:43-27-60
e-mail: julifi@yandex.ru
г. Южно-Сахалинск 2021г
Пояснительная записка
В процессе деятельности дошкольников, которая идет в подготовительных группах детского сада от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Представленный конспект НОД входит в Программу психолого-педагогической подготовки детей к школе, которая представляет собой систематические интеллектуально-развивающих занятия c применением дидактических игр для детей в возрасте 6-7 лет, которые по итогам диагностики психологической готовности к школьному обучению показали уровень развития ниже средней возрастной нормы. Курс включает 36 занятия из расчета: 2 занятие в неделю, 8-10 занятий за месяц.
Представленный НОД отличается от НОД в группе тем, что ребенку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для дошкольника. То есть принципиальной задачей предлагаемого курса выступает именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Систематический курс, построенный на разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. НОД построена таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Задания по данной программе создают условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. А это означает, что возникает интерес к учебе.
Цель : Развитие базовых психических познавательных процессов.
Задачи:
- развитие связной речи в игровой деятельности;
- развитие словесно-логического мышления, речевого внимания;
- содействие налаживанию диалогического общения детей в процессе совместных игр;
- учить передавать словесно содержание картинки.
Материалы и оборудование:
- магнитная доска;
- картинки для загадок;
- набор карточек детского лото- профессии;
- раздаточный материал для письменного задания.
Ход занятия:
Орг. Момент ( приветствие) – 2-3 мин.
Дети (малая группа 6 чел) входят в кабинет психолога. Психолог: «Здраствуйте, ребята! Все вы воспитанники подготовительной группы, а почему ваша группа так называется? К чему вы готовитесь? (Дети отвечают). Правильно вы готовитесь к поступлению в школу, ведь все будущие первоклассники и первоклассницы! Тогда я приглашаю вас вместе со мной нарисовать портрет первоклассника, но рисовать мы будем ни красками и карандашами, а разными играми!»
2. Вводная часть (логическая разминка – отгадывание загадок) – 3-5 мин.
Психолог продолжает : «Скажите ребята, а вы знаете что помогает нам в общении? Что бы попасть в эту страну вы должны разгадать несколько загадок, в них загаданы те части тела, которые помогают людям в общении. На доске закреплены карточки с подсказками, при Вашем правильном ответе я переверну карточку картинкой вверх!
«Если б не было его, не сказал бы ничего» (Рот) (Дети отвечают - показываем картинку)
«Два соседа – непоседы, день на работе, ночь на отдыхе» (Глаза) (Дети отвечают - показываем картинку)
«Не сеют, не сажают, сами вырастают» (Зубы, улыбка) (Дети отвечают - показываем картинку)
3.Основная часть. (Дидактическая игра на развитие мышления и речи) – 10 мин.
Дети садятся на стулья расставленные полукругом. Психолог рассказывает правила игры в которую сейчас они будут играть (Игра на развитие мышления и речи «Картинки-загадки») : «В стране общения очень много жителей самых разных профессий. У меня есть коробочка в которой лежат небольшие картинки с изображением людей известных вам профессий, сейчас один из вас будет водящим, водящий берет одну из картинок и не показывая ее остальным и не называя. Задача водящего описать как он общается или общался бы с человеком профессии нарисованной на картинке, задача остальных – отгадать что это за профессия. Следующим водящим становиться тот кто первый дал правильный ответ.»
4. Веселая переменка (Фикультминутка «Игра с песком»)
– 2 -3 мин.
Психолог предлагает детям встать и построиться в кружок. Далее психолог говорит: «Представьте что мы с вами на пляже, вокруг нас много песка… Наберите в руки воображаемый песок, сильно сожмите пальцы удерживая песок в руках. Постепенно раскрывайте пальчики, почуствуйте как песок высыпается из ладошек. Стряхивайте песок с ручек, расслабляйте руки, пальцы. Ой и ноги тоже в песке потрясите и ножками тоже, хорошенько трясите чтобы ни песчинки не осталось… Достаточно, очень хорошо.»
5. Развитие мелкой моторики (Выполнение письменных заданий – «Подготовка руки к письму») – 5 мин.
Детям предлагается разместиться за столами, один из ребят раздает листочки с заданиями. Психолог дает устную инструкцию к выполнению : «Как вы наверно знаете общаться с другими людьми можно не только словесно, но и письменно, попробуйте выполнить задания, предложенные на листе, чтобы в будущем уметь писать настоящие письма.»
6.Заключительная часть.
Психолог говорит: «Наше занятие подошло к концу. Чем оно вам понравилось? Чем оно вам было полезным?» После того, как каждый ребенок ответил, происходит процедура прощание до следующего занятия.
Список использованной литературы
1. Ануфриев А.Ф. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. [Текст] - М.: АСТ, 2005.
2. Ермолаева Л.М. Психологическая карта дошкольника. [Текст]: учебное пособие – М.-В., 2006.
3. Зайцева Л.М. Учите детей отгадывать загадки. [Текст]: учебное пособие. - М., 1986.
4. Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. [Текст] – М., 2005.