Конспект занятия в старшей логопедической группе по дополнительной общеобразовательной программе социально-педагогической направленности «Волшебный мир общения» на тему «Мои зеленые друзья».
Конспект занятия в старшей логопедической группе по дополнительной общеобразовательной программе социально-педагогической направленности «Волшебный мир общения» на тему «Мои зеленые друзья».
Цели:
- Учить понимать и любить красоту окружающего мира;
- Бережно относиться к растениям, ухаживать за ними;
- Понимать значение растительного мира для состояния человека, его настроения, самочувствия;
- Развивать мышление, речь ребенка, память, логику и интеллект;
Оборудование: игрушка Петрушка – пальчиковая кукла; иллюстрации овощей: морковь, картофель, помидор, огурец, свекла, капуста, кабачок, чеснок, баклажан; маски овощей: морковь, капуста, свекла, лук, перец; платок и фартук для воспитателя; пластмассовые овощи и фрукты, две корзины; пиктограммы на картинках «радость», «грусть», «злость», «удивление» - по количеству детей.
Ход занятия
Организационный момент
(Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются).
Приветствие:
Таю, таю, налетаю,
Я в игру вас приглашаю,
А в какую – не скажу!
Как придете – покажу!
Кто опоздает – в небо улетает.
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем.
Вот и все в сборе.
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Доброе утро, дети!
Дети: доброе утро … (называют по имени отчеству воспитателя).
Мотивация
(Появляется кукла Петрушка)
Петрушка: Я сейчас загадаю загадку про моих друзей. Их очень много на нашей планете Земля. Вы их видите каждый день. Они помогают людям дышать, кормят, приносят радость.
Людей повсюду окружают,
Газ углекислый поглощают
Имеют стебли, ветки, почки,
Корни, стволы, плоды, листочки.
- Кто это?
Дети: растения.
- Да, это мои друзья.
Назовите разные растения: деревья…
Кустарники…
Цветы…
Овощи и фрукты…
Игра «Оживи картинку».
- Вы все превратились в деревья. Дерево корнями крепко держится за землю, а веточки тянутся к солнышку (дети стоят, расставив ноги, а руками тянутся вверх). Весной на веточках появляются зеленые листочки (шевелят пальчиками), они шелестят – это деревья так разговаривают друг с другом, с птицами. Вечером листочки замирают, веточки склоняются и дерево засыпает до самого утра (руки опускаются, глаза закрываются).
Дидактическая игра «Загадки об овощах».
Петрушка: скажите пожалуйста, какие растения нас кормят?
(Дети называют овощи и фрукты).
- Отгадайте загадки про овощи
Любят зайцы похрустеть,
В салат можно потереть,
Цвет оранжевый и яркий,
Каждый год растет на грядке.
(Морковь)
В земле клубнями растет,
На пюре она пойдет,
Пожарю я еще немножко,
Моя любимая...
(Картошка)
Важный-важный, красный-красный,
Щёки он раздул на ветке,
Очень яркий и нарядный,
Его любят даже детки.
(Помидор)
Он похож на крокодила —
Зелен, длинен и шершав,
Но в салате очень милый,
Поскорей его добавь!
(Огурец)
В еду ее мы добавляем,
Суп без нее не представляем,
Покраснеет наш бульон,
Станет сразу борщом он.
(Свекла)
Лист за листом на ней срываешь,
В салат смело нарезаешь,
В щи ее добавишь густо,
Зовем овощ мы...
(Капуста)
Целый день он загорает —
Не краснеет всё ж бочок.
Зато длинным вырастает
Вкусный, свежий...
(Кабачок)
Он на дольки поделён,
Жгучей силой наделён,
При простуде твой дружок —
Белый остренький...
(Чеснок)
Он по форме — кабачок,
Мой фиолетовый дружок,
Приготовлю из него икру,
А как его я назову?
(Баклажан)
Хороводная игра «Огород наш хорош».
(Дети надевают маски овощей, воспитатель надевает фартук и платок, и превращается в «бабушку»).
Бабушка:
Рано утром я встаю, выхожу на грядки. (обходит огород)
Постою, посмотрю, все ли тут в порядке.
Ты, морковка, выходи, на народ посмотри. (Ребенок – морковка идет по кругу.)
Песню звонкую споем, хоровод заведем.
Все: Раз-два, каблучок, потанцуй со мной, дружок. (дети ставят ножку на каблучок, руки на пояс и делают «пружинку»)
Три-четыре, громче пой, потанцуй со мной. (дети хлопают в ладоши)
(Морковка пляшет)
Бабушка:
Рано утром я встаю, выхожу на грядки. (обходит огород)
Постою, посмотрю, все ли тут в порядке.
Ты, капуста, давай, выходи смелее,
И с собой приводи свёклу поскорее. (Капуста со свёклой идут по кругу)
Все:
Раз-два, каблучок, потанцуй со мной, дружок. (дети выставляют ножку на каблучок, руки на пояс и делают «пружинку»)
Три-четыре, громче пой, потанцуй со мной. (дети хлопают в ладоши)
(Капуста и свекла пляшут)
Бабушка: Огород наш хорош, не найдешь такого, (обходит огород)
Много перца растет, лука молодого.
Ты, лучок, выходи, перец за тобою.
(Лук и перец идут по кругу)
Руки ставь под бочок, вас в салате двое.
Все:
Раз-два, каблучок, потанцуй со мной, дружок. (дети выставляют ножку на каблучок, руки на пояс и делают «пружинку»)
Три-четыре, громче пой, потанцуй со мной. (дети хлопают в ладоши)
(Лук и перец пляшут).
Упражнение на расслабление «Дождик»
(На ковре)
- Ребята, давно не было дождика и наши растения завяли, сначала опустили цветы свои головки, потом листики, потом согнулся стебелек почти до самой земли. (Дети показывают, как завяли растения. На счет «раз» - опускают головы, на счет «два» - роняют руки вдоль туловища, на счет «три» - приседают).
- Вдруг закапал дождь и наши растения начали оживать. (Дети выполняют движения в обратно порядке).
- Подул ветерок. Стебельки закачались. (Дети поднимают вверх руки и качаются).
-Ветерок стих. (Дети опускают руки вниз).
Подвижная игра «Овощи и фрукты»
- Теперь в огороде и в саду мы должны собрать урожай овощей и фруктов. Делимся на две команды. Первая команда – овощи. Вторая – фрукты. По команде: «Раз, два, три, урожай собери!» - собираем овощи и фрукты в корзинки.
(По группе разложены «овощи» и «фрукты»)
- Смотрим какая команда справилась быстрее и правильно собрала овощи или фрукты.
- Очень хороший урожай мы собрали в нашем огороде!
7. Пальчиковая гимнастика «Овощи»
-Мы собрали урожай на огороде и теперь нам нужно приготовить из него обед, поэтому нужно размять наши пальчики. Приготовили ручки.
Хозяйка однажды с базара пришла, («Шагают» пальчиками по столу).
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох, (Загибают по одному пальчику на слово)
Петрушку и свеклу. на обеих руках
Ох!.. (Хлопок.)
Вот овощи спор завели на столе — (попеременные удары кулачками и ладонями)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? (Загибают пальчики на обеих руках)
Петрушка иль свекла?
Ох! (Хлопок.)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох, (загибают пальчики)
Петрушку и свеклу.
Ох! (Хлопок)!
Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони склад. крест-накрест на столе)
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка, горох, (загибают пальчики)
Петрушка и свекла.
Ох! (Хлопок).
И суп овощной оказался не плох!
8.Массаж «Капуста»
-Смотрите, что это? (показ картинки с капустой)
-Давайте посалим капусту. Разбейтесь на пары. Один поворачивается спиной к другому.
-Представим, что спина вашего напарника - это капуста, и вам ее нужно посолить. Приступим. Только делаем массаж так, чтобы было не больно.
Мы капусту рубим, рубим. (Стучат по спине ребрами ладоней.)
Мы морковку трём, трём. (Гладят спину пальцами вверх-вниз)
Мы капусту солим, солим. («Бегают» пальчиками по спине.)
Мы капусту жмём, жмём. («Жмут»)
Сок капустный пьём, пьём. (Гладят спину.)
-Молодцы, теперь меняемся местами.
9. Рефлексия.
Петрушка: молодцы, ребята! Хорошо я с вами поиграл. Вижу, что вы любите моих друзей, и они вам помогают. Не только кормят, помогают дышать, но и создают хорошее нестроение!
- У кого какое настроение – выбирайте эмоцию и показывайте мне!
(Дети выбирают на столе из пиктограмм «радость», «грусть», «злость», «удивление» нужную себе и поднимают вверх).
Петрушка: расскажите, ребята, какие игры вам сегодня понравились.