Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Малышарики»
Сведения об авторе:
Куликова Людмила Геннадьевна
Педагог-психолог, высшая квалификационная категория
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»
ЯНАО, г. Лабытнанги
Дополнительная общеобразовательная программа
социально-педагогической направленности
«Малышарики»
Период младшего дошкольного возраста называют «кризисом трёх лет». Для ребёнка это возраст становления личности, приобретения самостоятельности, период больших открытий и мира и себя. Для родителей это возраст капризов, упрямства, негатива со стороны ребёнка, «трудный возраст», не упустить важные «сенситивные периоды» для развития важных процессов. Очень важно создать максимально благоприятные условия для физического, эмоционального и интеллектуального роста трёхлетнего малыша. Наша программа поможет оказать посильную помощь родителям младших дошкольников.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Малышарики» социально-педагогической направленности разработана с учетом:
Закона Российской Федерации «Об образовании»;
Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р)
Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 N 196
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41
Методических рекомендаций Министерства Образования и Науки России № 09-3242 от 18.11.2015
В программе учитывается следующее:
современные теории и технологии в области методики обучения и воспитания;
возрастные психолого-физиологические особенности детей;
потребности детей и социальный заказ общества.
Актуальность:
Период младшего дошкольного возраста очень важный и сложный этап развития ребёнка. Осознание собственного «Я», осознание себя личностью - результат этого непростого периода. Понятие «кризис трех лет» не должно пугать родителей. Кризисы приводят к новым приобретениям. Ребёнок в три года становится наиболее открыт ко всему новому, к своему окружению, потому что он начинает выделять себя из окружения, отделять себя от родителей, формировать личностную автономию. Один из выдающихся отечественных психологов – А.В. Запорожец считал дошкольные годы возрастом огромных возможностей, которые могут полностью проявиться в том случае, если целью дошкольного образования станет не ускорение (акселерация), а обогащение (амплификация) детского развития. Амплификация в первую очередь предполагает развитие способностей детей, становление активной, творческой личности ребенка. Основными условиями развития личности ребенка является: наличие привлекательных видов деятельности; предоставление возможности проявлять инициативу; сотрудничество детей друг с другом внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей; подлинное сотрудничество взрослого с детьми.
Трёхлетнего малыша теперь интересуют не только предметы, но и люди. Активное взаимодействие с родителями и со сверстниками вступление в сложные социальные взаимоотношения, расширяется эмоциональный репертуар, усложняются способы реагирования на ситуацию.
Ведущей деятельностью ребёнка становится игра. В игре проявляются психофизические особенности, развиваются познавательные процессы. Игра имеет большой обучающий и воспитательный потенциал, и трёхлетний ребёнок полностью готов к обучению в игре.
Ведущей познавательной функцией в 3 года является восприятие. Младший дошкольник воспринимает мир предметно. Свойства предмета (цвет, форма, вкус) не отделяются у ребенка от предмета. Преобладает наглядно-действенное мышление - решение простых задач, манипулируя предметами.
Чем сложнее становится мелкая моторика, тем скорее идёт мыслительный процесс, возрастает познавательная активность. Ребёнка начинают интересовать не только предметы, но и их признаки, способы взаимодействия с ними. Дети в этом возрасте задают много вопросов «Что это?», «Какое это?», «Как это работает?», «Почему это такое?» Развитие процессов сравнения и обобщения приводит к тому, что часть мыслительных задач ребёнок начинает решать мысленно. Действия отрываются от конкретного предмета.
Воображение ребёнка в 3-4 года тесно связано с его опытом, знаниями, кругозором. Большую роль играют сказки, беседы со взрослыми. Ребёнку в этом возрасте трудно отделить реальность от вымысла. Сказочные и вымышленные персонажи для него реальны. Ребёнок в играх легко перевоплощается не только в различных героев, но и в предметы, природные явления (ветер, снег и др.). Игра постепенно переходит из предметно-манипулятивной в образно-ролевую, начинает наполняться сюжетом.
В памяти дошкольника 3-4-х преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.
Усложняются представления о себе и о людях. Осознание собственного «Я» позволяет сравнивать себя с другими людьми, усложняется взаимодействие, эмоциональные реакции на окружающих.
На этапе 3-4 лет:
У детей формируется наглядно-образное мышление.
Новые знания о признаках и свойствах предметов приводят развитию речи – появляются прилагательные.
Память и внимание непроизвольны, но начинают формироваться зачатки произвольности.
От простого манипулирования предметами ребёнок переходит к к конструированию и экспериментированию.
Взрослый для ребёнка становится не только источником тепла и заботы, но источником новых знаний и умений.
Осознание своего «Я» приводит к противопоставлению себя и окружающих, капризам, смене настроения, упрямству.
Противоречивость поведения трёхлетнего малыша обусловлена с одной стороны желанием всё сделать самостоятельно, с другой стороны отсутствие достаточных навыков взаимодействия с предметами. В возрасте трех-четырех важно помочь детям формировать эти навыки – развивать сенсорику, моторику, мышление, речь. Взаимодействие со взрослыми должно помогать, а не мешать развитию самостоятельности и познавательной активности ребёнка.
Развитие ребёнка в этом сложном возрасте очень сильно зависит от взрослых. Успешно преодолеть кризис трёх лет поможет грамотный подход к выбору занятий для ребёнка, определение зон актуального и ближайшего развития, разнообразие видов деятельности и предметной среды, баланса игры и обучения. Данная программа призвана помочь в решении этих задач.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы:
Содействовать разностороннему развитию целостной личности ребенка, широкого взаимодействия с миром, создавать условия творческой самореализации.
Задачи:
личностные –
развитие познавательной активности, самостоятельности, потребности во взаимодействии со взрослыми и сверстникам, формирование коммуникативных навыков, развитие эмоционального интеллекта.
метапредметные -
интеллектуальное и речевое развитие, формирование наглядно-образного мышления;
развитие наблюдательности, способности сравнения и обобщения;
развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики.
развитие произвольности, формирование навыков самоконтроля.
образовательные (предметные) -
освоение приёмов счёта, понимание пространственных, цветовых и количественных соотношений;
освоение приемов работы с различными художественными материалами и в разных техниках;
формирование умений работать с различными инструментами;
развитие музыкальности, пластичности, чувства ритма;
формирование умений различать и выражать эмоции, интонации.
Принципы реализации программы:
личностно-ориентированный подход;
культуросообразность на основе общечеловеческих ценностей культуры;
сотрудничество как опыт взаимодействия с окружающими для позитивно-направленного самопознания, эстетического самоопределения;
принцип природосообразности на основе научного понимания взаимосвязи естественных и социальных процессов согласия с общими законами природы и человека;
Дидактическими принципами построения занятий и выбора методов являются принципы:
– приоритетности старта (у каждого ребенка своя зона ближайшего развития, начинать нужно с того уровня, что есть у детей);
– развития ассоциативных связей;
– фиксации успеха на всех этапах занятия;
– синтеза интеллекта, аффекта и действия;
–учета возрастных особенностей.
По направленности программа социально-педагогическая, уровень освоения знаний - базовый. Программа рассчитана на 1 год обучения (144часов). Возраст обучающихся 3-4 года. Продолжительность занятия с группой: 2 занятия по 25 минут 2 раза в неделю.
1.3 Содержание программы
Программа состоит из 4х модулей.
«Мыслители» - занятия, направленные на развитие интеллектуальной сферы. Формирование представлений о количестве, форме, времени и пространстве помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Формирование операций сравнения, обобщения, абстрагирования, анализа и синтеза.
На занятии используется пальчиковая гимнастика, работа со счётным материалом, разрезными картинками, деревянными и пластиковыми геометрическими фигурами, простыми пазлами, тематическими лото, домино, картинками для классификации, сюжетными картинками.
«Художники» - занятия, направленные на развитие творческих способностей, воображение, эстетическое воспитание. Формирование художественных навыков, умений работать с различными материалами (краски, пластилин, бумага, песок и т.д.), умение работать с ножницами, клеем.
На занятиях используется кинетический песок с пластиковыми формами, пальчиковые краски, гуашь, пластилин, бумага. Дети учатся работать ножницами, осваивают приёмы лепки из пластилина (разминание, раскатывание. расплющивание, намазывание идр.) , осваивают простые приёмы оригами , аппликации.
«Артисты» - развитие музыкальности, пластичности, двигательной и речевой активности, умение владеть телом, мимикой, жестом. Занятия способствуют снятию психоэмоционального напряжения и мышечных зажимов, способствуют расширению эмоционального репертуара, развитию эмоционального интеллекта.
На занятиях дети учатся играть на простых музыкальных инструментах, использовать их в танцевальных композициях, двигаться под музыку в соответствии с ритмом и характером мелодии. Знакомятся с танцевальными движениями различных народов (в том числе, народов Севера). Инсценировка сказок позволяет развить актёрские способности, учит понимать характеры героев, давать нравственную оценку их поступкам.
«Конструкторы» - занятия направленные на использование наглядно-действенного мышления, подготовку к развитию наглядно-образного мышления. Конструирование способствует развитию мелкой моторики, кинестетической чувствительности, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.
На занятиях используются конструктор-липучка Bunmches, конструктор-пазл, конструктор из пластиковых трубочек, конструктор «Объёмные кубы», конструктор Лего. На занятиях дети выполняют задания по образцу и учатся импровизировать, придумывать свои конструкции.
Чередование занятий из разных модулей обеспечивают смену подвижных и сидячих видов деятельности. Это позволяет детям не утомляться, поддерживать интерес и работоспособность.
Для реализации программы используются различные формы и методы обучения:
- словесные, наглядные, практические;
- методы показа, упражнения, творческой деятельности;
- игра, драматизация, импровизация.
Учебно-тематический план
Модуль «Мыслители»
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1 | Счёт, понятия «больше-меньше», геометрические фигуры. | 4 | 1 | 3 | Практическое выполнение задания |
2 | Счёт, сравнение геометрических фигур | 4 | 1 | 3 | Практическое выполнение задания |
3 | Счёт, группировка фигур по форме, цвету, размеру | 4 | 1 | 3 | Практическое выполнение задания |
4 | Счёт, классификация предметов, картинок | 4 | 1 | 3 | Практическое выполнение задания |
5 | Счёт, обобщение предметов и картинок. | 4 | 1 | 3 | Практическое выполнение задания |
6 | Счёт, разрезные картинки, фигуры | 4 | 1 | 3 | Практическое выполнение задания |
7 | Счёт, противоположности (антонимы) | 4 | 1 | 3 | Практическое выполнение задания |
8 | Счёт, свойства и качества предметов | 4 | 1 | 3 | Практическое выполнение задания |
9 | Счёт. Сравнение величин и пространственного расположения | 4 | 1 | 3 | Практическое выполнение задания |
| Итого | 36 | 9 | 27 | |
Модуль «Художники»
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1 | Игры с кинетическим песком | 5 | 1 | 4 | Практическое выполнение задания |
2 | Пальчиковые краски. Рисование | 4 | 1 | 3 | Практическое выполнение задания |
3 | Пластилин. Лепка. Панно. | 9 | 1 | 8 | Практическое выполнение задания |
4 | Оригами. Аппликация. | 9 | 1 | 8 | Практическое выполнение задания |
5 | Гуашь. Рисование | 9 | 1 | 8 | Практическое выполнение задания |
| Итого | 36 | 5 | 31 | |
Модуль «Артисты»
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1 | Игра на музыкальном инструменте (деревянные ложки) Танцы и песни. | 5 | 1 | 4 | Практическое выполнение задания |
2 | Игра на музыкальном инструменте (маракасы) Танцы и песни. | 5 | 1 | 4 | Практическое выполнение задания |
3 | Игра на музыкальном инструменте (трещотки и кастаньеты) Танцы и песни. | 5 | 1 | 4 | Практическое выполнение задания |
4 | Разучивание новогодних песен и танцев. | 3 | 1 | 2 | Практическое выполнение задания |
5 | Сказки – инсценировки (Колобок, Теремок, Красная Шапочка, Три медведя, Три поросёнка, Волк и семеро козлят и др.) | 18 | 1 | 17 | Практическое выполнение задания |
| Итого | 36 | 5 | 31 | |
Модуль «Конструкторы»
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1 | Конструктор-липучка Bunmches | 7 | 1 | 6 | Практическое выполнение задания |
2 | Объёмные кубы | 7 | 1 | 6 | Практическое выполнение задания |
3 | Конструктор-пазл | 7 | 1 | 6 | Практическое выполнение задания |
4 | Конструктор из пластиковых трубочек | 7 | 1 | 6 | Практическое выполнение задания |
5 | Конструктор Лего | 8 | 1 | 7 | Практическое выполнение задания |
| Итого | 36 | 7 | 29 | |
1.3.Содержание учебно-тематического плана
Модуль «Мыслители»
Счёт, понятия «больше-меньше», геометрические фигуры.(4 часа). Счёт в пределах 3х. Формирование количественных представлений. Сравнение количества предметов, фигур. Определение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг).
Счёт, сравнение геометрических фигур. (4 часа). Счёт в пределах 3х. Сравнение геометрических фигур по форме, размеру, цвету.
Счёт, группировка фигур по форме, цвету, размеру. (4 часа). Счёт в пределах 5ти. Сравнение фигур, объединение в группы по размеру, цвету, форме.
Счёт, классификация предметов, картинок. (4 часа). Счёт в пределах 5ти. Сравнение предметов и картинок, объединение в группы по размеру, цвету, форме.
Счёт, обобщение предметов и картинок. (4 часа). Счёт в пределах 5ти. Сравнение предметов и картинок, нахождение общего признака.
Счёт, разрезные картинки, фигуры. (4 часа). Счёт в пределах 5ти. Сравнение сюжетных картинок, нахождение сходства и отличия
Счёт, противоположности (антонимы) (4 часа). Счёт в пределах 5ти. Противоположные свойства предметов и явлений.
Счёт, свойства и качества предметов. (4 часа). Счёт в пределах 5ти. Описание различных свойств и качеств предметов.
Счёт, свойства предметов. (4 часа). Счёт в пределах 5ти. Описание различных свойств и качеств понятий, явлений.
Счёт. Сравнение величины и пространственного расположения предметов (4 часа). Счёт в пределах 10ти. Сравнение предметов с использованием понятий «больше-меньше», «ближе-дальше», «выше-ниже».
Модуль «Художники»
Игры с кинетическим песком (5 часов). Релаксирующие игры с кинетическим песком. Работа с пластиковыми формами. Изготовление изделия по образцу.
Пальчиковые краски. Рисование (4 часов). Приёмы работы с пальчиковыми красками, выполнение рисунков по образцу. Свободное фантазирование.
Пластилин. Лепка. Панно. (9 часов). Приёмы работы с пластилином. Изготовление объёмных фигур, изготовление панно-открыток с помощью пластилиновой аппликации.
Оригами. Аппликация. (9 часов). Знакомство с простыми приёмами складывание фигур из бумаги, работа с ножницами, клеем.
Гуашь. Рисование (9 часов). Приёмы работы с кисточкой и гуашевыми красками. Выполнение рисунков по образцу, Свободное фантазирование.
Модуль «Артисты»
Игра на музыкальном инструменте (деревянные ложки) Танцы и песни. (5 часов). Знакомство с музыкальным инструментом «деревянные ложки». Разучивание танцев и песен с использованием деревянных ложек (Матрёшки, Барыня и др.)
Игра на музыкальном инструменте (маракасы) Танцы и песни. 5 часов). Знакомство с музыкальным инструментом «маракасы». Разучивание танцев и песен с использованием маракасов. (Чунга-чанга, Шоколадка и др.)
Игра на музыкальном инструменте (трещотки и кастаньеты) Танцы и песни. (5 часов). Знакомство с музыкальным инструментом «трещотки», «кастаньеты» ложки». Разучивание танцев и песен с использованием трещоток и кастаньет.
Разучивание новогодних песен и танцев. (3 часа). Танцы и песни к Новогоднему празднику (В лесу родилась ёлочка, Российский Дед Мороз, Замела метелица и др.)
Сказки – инсценировки (18 часов). Инсценировка сказок, выбор ролей. использование подручного материала для декораций. Развитие актёрских способностей, речевое развитие. Понимание и оценка поступков, характеров сказочных героев, выражение и понимание эмоций. (Сказки Колобок, Теремок, Красная Шапочка, Три медведя, Три поросёнка, Волк и семеро козлят и др.).
Модуль «Конструкторы»
Конструктор-липучка Bunmches (7 часов). Знакомство с конструктором. Выполнение изделий по образцу. Свободное конструирование. Пространственные и цветовые соотношения.
Конструктор «Объёмные кубы» (7 часов). Знакомство с конструктором. Выполнение изделий по образцу. Свободное конструирование. Пространственные и цветовые соотношения.
Конструктор-пазл (7 часов). Знакомство с конструктором. Выполнение изделий по образцу. Свободное конструирование. Пространственные и цветовые соотношения.
Конструктор из пластиковых трубочек (7 часов). Знакомство с конструктором. Выполнение изделий по образцу. Свободное конструирование. Пространственные и цветовые соотношения.
Конструктор Лего (8 часов). Знакомство с конструктором. Выполнение изделий по образцу. Свободное конструирование. Пространственные и цветовые соотношения.
1.4 Планируемые результаты
В результате занятий по программе «Малышарики» должны быть достигнуты определенные результаты.
Предметные результаты:
освоение приёмов счёта, счёт в пределах 10;
понимание количественных соотношений (больше-меньше-одинаково, на сколько больше - меньше);
понимание пространственных соотношений (выше –ниже-спереди-сзади и и.д.)
знание цветов и понимание цветовых соотношений (яркий, тёмный, светлый и т.д.)
умение использовать приемы работы с различными художественными материалами и в разных техниках: мелки, пальчиковые краски, гуашь, пластилин, оригами и др.
умений работать с различными инструментами: ножницы, клей, кисточка, карандаш;
умение двигаться под музыку, повторяя движения, в соответствии с ритмом;
умение играть на простых музыкальных инструментах (ложки, трещотки, маракасы, металлофон и т.д.)
умение определять характер музыки;
умений различать и выражать эмоции, интонации голоса;
знание сюжета и героев сказок, их характеры;
назвать свойства предметы;
конструировать по заданному образцу;
использовать воображение для конструирования без образца;
Личностные результаты:
познавательная активность (высокий интерес к занятиям);
проявление самостоятельности;
потребность во взаимодействии со взрослыми и сверстникам;
открытость в общении, использование различных средств коммуникации;
отсутствие скованности, стеснительности, капризности на занятиях и в общении со взрослыми.
Метапредметные результаты-
интеллектуальное и речевое развитие соответствует возрасту,
использование наглядно-образного мышления при решении поставленной задачи;
наблюдательность, способность сравнивать и обобщать предметы и явления;
сенсомоторная координация соответствует возрасту, мелкая моторика развита.
проявления произвольности, самоконтроля.
Формой подведения итогов реализации программы является:
• Выполнение практических заданий;
• Выставки работ обучающихся.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Календарный учебный график
Количество учебных недель: 36 недель. I полугодие - 16 недель, II полугодие - 20 недель Продолжительность каникул: 103 дня.
2.2. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение
Характеристика помещения для занятий по программе:
Обязательным оборудованием кабинета являются:
– рабочая зона, оборудованная столами;
– зона хранения учебных пособий, материалов, инструментов, работ;
- помещение для танцевальных и игровых занятий;
– санитарно-гигиеническая зона (раковина);
Оборудование, непосредственно задействованное в процессе:
– индивидуальные рабочие столы, стулья, соответствующие возрасту, стол для учителя, доска;
– музыкальный центр, ноутбук, экранная панель
Расходные материалы:
№ | материалы | количество |
1 | Пальчиковые краски в упаковках | 5 шт. |
2 | Альбомы для рисования | 10 шт. |
3 | Гуашь в упаковках | 10 шт. |
4 | Восковые мелки в упаковках | 5 шт. |
5 | Пластилин (12 цветов) в упаковках | 10 шт. |
6 | Цветная бумага | 10 шт. |
7. | Цветной картон | 10 шт. |
8. | Фломастеры 6 цветов в упаковке | 10 шт |
9. | Бумага для ксерокса упаковка | 1 шт |
10 | Клей-карандаш | 10 шт |
Учебно-методические материалы:
-конструктор Лего, конструктор-липучка Bunmches, конструктор-пазл, конструктор из пластиковых трубочек, конструктор «Объёмные кубы».
- счётный материал;
- материал для классификации (фигуры, картинки и т.д.);
- детские лото на различные темы;
-детские музыкальные инструменты (ложки, трещотки, маракасы, металлофоны и т. д.)
- ножницы, кисточки
2.3.Информационное обеспечение
Литература:
Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М.: Смысл, 2003.
Волков Б. С., Волкова Н.В. Детская психология от рождения до школы. СПб., 2009.
Выготский Л. С. Воображение и его развитие // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. М., 1983.
Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992.
Мухина, В. С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2015
Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. М., 2005.
Петрова, Л. И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире. / Л.И. Петрова. - М.: Феникс, 2012.
Цифровые образовательные ресурсы:
https://www.twirpx.com/ps://studfiles.net/preview/4465462/page:4/ Волков Б. С. Детская психология в вопросах и ответах / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/11/29/vozrastnye-osobennosti-detey-3-4-let Возрастные особенности детей 3-4 лет
http://www.psyparents.ru/- Детская психология для родителей
http://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/title_main.htm Психология, методики, дошкольное образование
http://www.maaam.ru/- Социальный образовательный интернет – проект “Мааам.ру”
http://www.moi-detsad.ru/zanatia.htm Сайт для работников дошкольного образования.
http://playroom.com.ru/ Детская игровая комната.
https://solnet.ee/ Портал Солнышко для детей, родителей и педагогов.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/11/25/rol-detskogo-konstruktora-v-razvitii-detey Роль детского конструктора в развитии детей дошкольного возраста.
http://kladraz.ru/blogs/olga-egorovna-barminova/razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-doshkolnikov-na-zanjatijah-izobrazitelnoi-dejatelnosti-v-kontekste-fgos.html Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности в контексте ФГОС.
http://mozgid.ru/myshlenie/vidy-myshleniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html Виды мышления у детей дошкольного возраста
2.4.Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог-психолог Куликова Людмила Геннадьевна, стаж работы 30 лет, квалификационная категория высшая.