12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куликова Людмила Геннадьевна94
Психолог. Работаю в Центре детского творчества. Профиль- психология творчества, раннее развитие детей.
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Лабытнанги
3

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Малышарики»

Сведения об авторе:

Куликова Людмила Геннадьевна

Педагог-психолог, высшая квалификационная категория

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

ЯНАО, г. Лабытнанги

Дополнительная общеобразовательная программа

социально-педагогической направленности

«Малышарики»

Период младшего дошкольного возраста называют «кризисом трёх лет». Для ребёнка это возраст становления личности, приобретения самостоятельности, период больших открытий и мира и себя. Для родителей это возраст капризов, упрямства, негатива со стороны ребёнка, «трудный возраст», не упустить важные «сенситивные периоды» для развития важных процессов. Очень важно создать максимально благоприятные условия для физического, эмоционального и интеллектуального роста трёхлетнего малыша. Наша программа поможет оказать посильную помощь родителям младших дошкольников.

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Малышарики» социально-педагогической направленности разработана с учетом:

Закона Российской Федерации «Об образовании»;

Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р)

Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 N 196

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41

Методических рекомендаций Министерства Образования и Науки России № 09-3242 от 18.11.2015

В программе учитывается следующее:

современные теории и технологии в области методики обучения и воспитания;

возрастные психолого-физиологические особенности детей;

потребности детей и социальный заказ общества.

Актуальность:

Период младшего дошкольного возраста очень важный и сложный этап развития ребёнка. Осознание собственного «Я», осознание себя личностью - результат этого непростого периода. Понятие «кризис трех лет» не должно пугать родителей. Кризисы приводят к новым приобретениям. Ребёнок в три года становится наиболее открыт ко всему новому, к своему окружению, потому что он начинает выделять себя из окружения, отделять себя от родителей, формировать личностную автономию. Один из выдающихся отечественных психологов – А.В. Запорожец считал дошкольные годы возрастом огромных возможностей, которые могут полностью проявиться в том случае, если целью дошкольного образования станет не ускорение (акселерация), а обогащение (амплификация) детского развития. Амплификация в первую очередь предполагает развитие способностей детей, становление активной, творческой личности ребенка. Основными условиями развития личности ребенка является: наличие привлекательных видов деятельности; предоставление возможности проявлять инициативу; сотрудничество детей друг с другом внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей; подлинное сотрудничество взрослого с детьми.

Трёхлетнего малыша теперь интересуют не только предметы, но и люди. Активное взаимодействие с родителями и со сверстниками вступление в сложные социальные взаимоотношения, расширяется эмоциональный репертуар, усложняются способы реагирования на ситуацию.

Ведущей деятельностью ребёнка становится игра. В игре проявляются психофизические особенности, развиваются познавательные процессы. Игра имеет большой обучающий и воспитательный потенциал, и трёхлетний ребёнок полностью готов к обучению в игре.

Ведущей познавательной функцией в 3 года является восприятие. Младший дошкольник воспринимает мир предметно. Свойства предмета (цвет, форма, вкус) не отделяются у ребенка от предмета. Преобладает наглядно-действенное мышление - решение простых задач, манипулируя предметами.

Чем сложнее становится мелкая моторика, тем скорее идёт мыслительный процесс, возрастает познавательная активность. Ребёнка начинают интересовать не только предметы, но и их признаки, способы взаимодействия с ними. Дети в этом возрасте задают много вопросов «Что это?», «Какое это?», «Как это работает?», «Почему это такое?» Развитие процессов сравнения и обобщения приводит к тому, что часть мыслительных задач ребёнок начинает решать мысленно. Действия отрываются от конкретного предмета.

Воображение ребёнка в 3-4 года тесно связано с его опытом, знаниями, кругозором. Большую роль играют сказки, беседы со взрослыми. Ребёнку в этом возрасте трудно отделить реальность от вымысла. Сказочные и вымышленные персонажи для него реальны. Ребёнок в играх легко перевоплощается не только в различных героев, но и в предметы, природные явления (ветер, снег и др.). Игра постепенно переходит из предметно-манипулятивной в образно-ролевую, начинает наполняться сюжетом.

В памяти дошкольника 3-4-х преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.

Усложняются представления о себе и о людях. Осознание собственного «Я» позволяет сравнивать себя с другими людьми, усложняется взаимодействие, эмоциональные реакции на окружающих.

На этапе 3-4 лет:

У детей формируется наглядно-образное мышление.

Новые знания о признаках и свойствах предметов приводят развитию речи – появляются прилагательные.

Память и внимание непроизвольны, но начинают формироваться зачатки произвольности.

От простого манипулирования предметами ребёнок переходит к к конструированию и экспериментированию.

Взрослый для ребёнка становится не только источником тепла и заботы, но источником новых знаний и умений.

Осознание своего «Я» приводит к противопоставлению себя и окружающих, капризам, смене настроения, упрямству.

Противоречивость поведения трёхлетнего малыша обусловлена с одной стороны желанием всё сделать самостоятельно, с другой стороны отсутствие достаточных навыков взаимодействия с предметами. В возрасте трех-четырех важно помочь детям формировать эти навыки – развивать сенсорику, моторику, мышление, речь. Взаимодействие со взрослыми должно помогать, а не мешать развитию самостоятельности и познавательной активности ребёнка.

Развитие ребёнка в этом сложном возрасте очень сильно зависит от взрослых. Успешно преодолеть кризис трёх лет поможет грамотный подход к выбору занятий для ребёнка, определение зон актуального и ближайшего развития, разнообразие видов деятельности и предметной среды, баланса игры и обучения. Данная программа призвана помочь в решении этих задач.

1.2 Цели и задачи программы

Цель программы:

Содействовать разностороннему развитию целостной личности ребенка, широкого взаимодействия с миром, создавать условия творческой самореализации.

Задачи:

личностные

развитие познавательной активности, самостоятельности, потребности во взаимодействии со взрослыми и сверстникам, формирование коммуникативных навыков, развитие эмоционального интеллекта.

метапредметные -

интеллектуальное и речевое развитие, формирование наглядно-образного мышления;

развитие наблюдательности, способности сравнения и обобщения;

развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики.

развитие произвольности, формирование навыков самоконтроля.

образовательные (предметные) -

освоение приёмов счёта, понимание пространственных, цветовых и количественных соотношений;

освоение приемов работы с различными художественными материалами и в разных техниках;

формирование умений работать с различными инструментами;

развитие музыкальности, пластичности, чувства ритма;

формирование умений различать и выражать эмоции, интонации.

Принципы реализации программы:

личностно-ориентированный подход;

культуросообразность на основе общечеловеческих ценностей культуры;

сотрудничество как опыт взаимодействия с окружающими для позитивно-направленного самопознания, эстетического самоопределения;

принцип природосообразности на основе научного понимания взаимосвязи естественных и социальных процессов согласия с общими законами природы и человека;

Дидактическими принципами построения занятий и выбора методов являются принципы:

приоритетности старта (у каждого ребенка своя зона ближайшего развития, начинать нужно с того уровня, что есть у детей);

развития ассоциативных связей;

фиксации успеха на всех этапах занятия;

синтеза интеллекта, аффекта и действия;

учета возрастных особенностей.

По направленности программа социально-педагогическая, уровень освоения знаний - базовый. Программа рассчитана на 1 год обучения (144часов). Возраст обучающихся 3-4 года. Продолжительность занятия с группой: 2 занятия по 25 минут 2 раза в неделю.

1.3 Содержание программы

Программа состоит из 4х модулей.

«Мыслители» - занятия, направленные на развитие интеллектуальной сферы. Формирование представлений о количестве, форме, времени и пространстве помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Формирование операций сравнения, обобщения, абстрагирования, анализа и синтеза.

На занятии используется пальчиковая гимнастика, работа со счётным материалом, разрезными картинками, деревянными и пластиковыми геометрическими фигурами, простыми пазлами, тематическими лото, домино, картинками для классификации, сюжетными картинками.

«Художники» - занятия, направленные на развитие творческих способностей, воображение, эстетическое воспитание. Формирование художественных навыков, умений работать с различными материалами (краски, пластилин, бумага, песок и т.д.), умение работать с ножницами, клеем.

На занятиях используется кинетический песок с пластиковыми формами, пальчиковые краски, гуашь, пластилин, бумага. Дети учатся работать ножницами, осваивают приёмы лепки из пластилина (разминание, раскатывание. расплющивание, намазывание идр.) , осваивают простые приёмы оригами , аппликации.

«Артисты» - развитие музыкальности, пластичности, двигательной и речевой активности, умение владеть телом, мимикой, жестом. Занятия способствуют снятию психоэмоционального напряжения и мышечных зажимов, способствуют расширению эмоционального репертуара, развитию эмоционального интеллекта.

На занятиях дети учатся играть на простых музыкальных инструментах, использовать их в танцевальных композициях, двигаться под музыку в соответствии с ритмом и характером мелодии. Знакомятся с танцевальными движениями различных народов (в том числе, народов Севера). Инсценировка сказок позволяет развить актёрские способности, учит понимать характеры героев, давать нравственную оценку их поступкам.

«Конструкторы» - занятия направленные на использование наглядно-действенного мышления, подготовку к развитию наглядно-образного мышления. Конструирование способствует развитию мелкой моторики, кинестетической чувствительности, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.

На занятиях используются конструктор-липучка Bunmches, конструктор-пазл, конструктор из пластиковых трубочек, конструктор «Объёмные кубы», конструктор Лего. На занятиях дети выполняют задания по образцу и учатся импровизировать, придумывать свои конструкции.

Чередование занятий из разных модулей обеспечивают смену подвижных и сидячих видов деятельности. Это позволяет детям не утомляться, поддерживать интерес и работоспособность.

Для реализации программы используются различные формы и методы обучения:

- словесные, наглядные, практические;

- методы показа, упражнения, творческой деятельности;

- игра, драматизация, импровизация.

Учебно-тематический план

Модуль «Мыслители»

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы контроля

1

Счёт, понятия «больше-меньше», геометрические фигуры.

4

1

3

Практическое выполнение задания

2

Счёт, сравнение геометрических фигур

4

1

3

Практическое выполнение задания

3

Счёт, группировка фигур по форме, цвету, размеру

4

1

3

Практическое выполнение задания

4

Счёт, классификация предметов, картинок

4

1

3

Практическое выполнение задания

5

Счёт, обобщение предметов и картинок.

4

1

3

Практическое выполнение задания

6

Счёт, разрезные картинки, фигуры

4

1

3

Практическое выполнение задания

7

Счёт, противоположности (антонимы)

4

1

3

Практическое выполнение задания

8

Счёт, свойства и качества предметов

4

1

3

Практическое выполнение задания

9

Счёт. Сравнение величин и пространственного расположения

4

1

3

Практическое выполнение задания


Итого

36

9

27



Модуль «Художники»

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы контроля

1

Игры с кинетическим песком

5

1

4

Практическое выполнение задания

2

Пальчиковые краски. Рисование

4

1

3

Практическое выполнение задания

3

Пластилин. Лепка. Панно.

9

1

8

Практическое выполнение задания

4

Оригами. Аппликация.

9

1

8

Практическое выполнение задания

5

Гуашь. Рисование


9

1

8

Практическое выполнение задания


Итого

36

5

31



Модуль «Артисты»

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы контроля

1

Игра на музыкальном инструменте (деревянные ложки) Танцы и песни.

5

1

4

Практическое выполнение задания

2

Игра на музыкальном инструменте (маракасы) Танцы и песни.

5

1

4

Практическое выполнение задания

3

Игра на музыкальном инструменте (трещотки и кастаньеты) Танцы и песни.

5

1

4

Практическое выполнение задания

4

Разучивание новогодних песен и танцев.

3

1

2

Практическое выполнение задания

5

Сказки – инсценировки (Колобок, Теремок, Красная Шапочка, Три медведя, Три поросёнка, Волк и семеро козлят и др.)

18

1

17

Практическое выполнение задания


Итого

36

5

31



Модуль «Конструкторы»

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы контроля

1

Конструктор-липучка Bunmches

7

1

6

Практическое выполнение задания

2

Объёмные кубы

7

1

6

Практическое выполнение задания

3

Конструктор-пазл

7

1

6

Практическое выполнение задания

4

Конструктор из пластиковых трубочек

7

1

6

Практическое выполнение задания

5

Конструктор Лего

8

1

7

Практическое выполнение задания


Итого

36

7

29



1.3.Содержание учебно-тематического плана

Модуль «Мыслители»

Счёт, понятия «больше-меньше», геометрические фигуры.(4 часа). Счёт в пределах 3х. Формирование количественных представлений. Сравнение количества предметов, фигур. Определение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг).

Счёт, сравнение геометрических фигур. (4 часа). Счёт в пределах 3х. Сравнение геометрических фигур по форме, размеру, цвету.

Счёт, группировка фигур по форме, цвету, размеру. (4 часа). Счёт в пределах 5ти. Сравнение фигур, объединение в группы по размеру, цвету, форме.

Счёт, классификация предметов, картинок. (4 часа). Счёт в пределах 5ти. Сравнение предметов и картинок, объединение в группы по размеру, цвету, форме.

Счёт, обобщение предметов и картинок. (4 часа). Счёт в пределах 5ти. Сравнение предметов и картинок, нахождение общего признака.

Счёт, разрезные картинки, фигуры. (4 часа). Счёт в пределах 5ти. Сравнение сюжетных картинок, нахождение сходства и отличия

Счёт, противоположности (антонимы) (4 часа). Счёт в пределах 5ти. Противоположные свойства предметов и явлений.

Счёт, свойства и качества предметов. (4 часа). Счёт в пределах 5ти. Описание различных свойств и качеств предметов.

Счёт, свойства предметов. (4 часа). Счёт в пределах 5ти. Описание различных свойств и качеств понятий, явлений.

Счёт. Сравнение величины и пространственного расположения предметов (4 часа). Счёт в пределах 10ти. Сравнение предметов с использованием понятий «больше-меньше», «ближе-дальше», «выше-ниже».

Модуль «Художники»

Игры с кинетическим песком (5 часов). Релаксирующие игры с кинетическим песком. Работа с пластиковыми формами. Изготовление изделия по образцу.

Пальчиковые краски. Рисование (4 часов). Приёмы работы с пальчиковыми красками, выполнение рисунков по образцу. Свободное фантазирование.

Пластилин. Лепка. Панно. (9 часов). Приёмы работы с пластилином. Изготовление объёмных фигур, изготовление панно-открыток с помощью пластилиновой аппликации.

Оригами. Аппликация. (9 часов). Знакомство с простыми приёмами складывание фигур из бумаги, работа с ножницами, клеем.

Гуашь. Рисование (9 часов). Приёмы работы с кисточкой и гуашевыми красками. Выполнение рисунков по образцу, Свободное фантазирование.

Модуль «Артисты»

Игра на музыкальном инструменте (деревянные ложки) Танцы и песни. (5 часов). Знакомство с музыкальным инструментом «деревянные ложки». Разучивание танцев и песен с использованием деревянных ложек (Матрёшки, Барыня и др.)

Игра на музыкальном инструменте (маракасы) Танцы и песни. 5 часов). Знакомство с музыкальным инструментом «маракасы». Разучивание танцев и песен с использованием маракасов. (Чунга-чанга, Шоколадка и др.)

Игра на музыкальном инструменте (трещотки и кастаньеты) Танцы и песни. (5 часов). Знакомство с музыкальным инструментом «трещотки», «кастаньеты» ложки». Разучивание танцев и песен с использованием трещоток и кастаньет.

Разучивание новогодних песен и танцев. (3 часа). Танцы и песни к Новогоднему празднику (В лесу родилась ёлочка, Российский Дед Мороз, Замела метелица и др.)

Сказки – инсценировки (18 часов). Инсценировка сказок, выбор ролей. использование подручного материала для декораций. Развитие актёрских способностей, речевое развитие. Понимание и оценка поступков, характеров сказочных героев, выражение и понимание эмоций. (Сказки Колобок, Теремок, Красная Шапочка, Три медведя, Три поросёнка, Волк и семеро козлят и др.).

Модуль «Конструкторы»

Конструктор-липучка Bunmches (7 часов). Знакомство с конструктором. Выполнение изделий по образцу. Свободное конструирование. Пространственные и цветовые соотношения.

Конструктор «Объёмные кубы» (7 часов). Знакомство с конструктором. Выполнение изделий по образцу. Свободное конструирование. Пространственные и цветовые соотношения.

Конструктор-пазл (7 часов). Знакомство с конструктором. Выполнение изделий по образцу. Свободное конструирование. Пространственные и цветовые соотношения.

Конструктор из пластиковых трубочек (7 часов). Знакомство с конструктором. Выполнение изделий по образцу. Свободное конструирование. Пространственные и цветовые соотношения.

Конструктор Лего (8 часов). Знакомство с конструктором. Выполнение изделий по образцу. Свободное конструирование. Пространственные и цветовые соотношения.

1.4 Планируемые результаты

В результате занятий по программе «Малышарики» должны быть достигнуты определенные результаты.

Предметные результаты:

освоение приёмов счёта, счёт в пределах 10;

понимание количественных соотношений (больше-меньше-одинаково, на сколько больше - меньше);

понимание пространственных соотношений (выше –ниже-спереди-сзади и и.д.)

знание цветов и понимание цветовых соотношений (яркий, тёмный, светлый и т.д.)

умение использовать приемы работы с различными художественными материалами и в разных техниках: мелки, пальчиковые краски, гуашь, пластилин, оригами и др.

умений работать с различными инструментами: ножницы, клей, кисточка, карандаш;

умение двигаться под музыку, повторяя движения, в соответствии с ритмом;

умение играть на простых музыкальных инструментах (ложки, трещотки, маракасы, металлофон и т.д.)

умение определять характер музыки;

умений различать и выражать эмоции, интонации голоса;

знание сюжета и героев сказок, их характеры;

назвать свойства предметы;

конструировать по заданному образцу;

использовать воображение для конструирования без образца;

Личностные результаты:

познавательная активность (высокий интерес к занятиям);

проявление самостоятельности;

потребность во взаимодействии со взрослыми и сверстникам;

открытость в общении, использование различных средств коммуникации;

отсутствие скованности, стеснительности, капризности на занятиях и в общении со взрослыми.

Метапредметные результаты-

интеллектуальное и речевое развитие соответствует возрасту,

использование наглядно-образного мышления при решении поставленной задачи;

наблюдательность, способность сравнивать и обобщать предметы и явления;

сенсомоторная координация соответствует возрасту, мелкая моторика развита.

проявления произвольности, самоконтроля.

Формой подведения итогов реализации программы является:

Выполнение практических заданий;

Выставки работ обучающихся.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Календарный учебный график

Количество учебных недель: 36 недель. I полугодие - 16 недель, II полугодие - 20 недель Продолжительность каникул: 103 дня.

2.2. Условия реализации программы:

Материально-техническое обеспечение

Характеристика помещения для занятий по программе:

Обязательным оборудованием кабинета являются:

рабочая зона, оборудованная столами;

зона хранения учебных пособий, материалов, инструментов, работ;

- помещение для танцевальных и игровых занятий;

санитарно-гигиеническая зона (раковина);

Оборудование, непосредственно задействованное в процессе:

индивидуальные рабочие столы, стулья, соответствующие возрасту, стол для учителя, доска;

музыкальный центр, ноутбук, экранная панель

Расходные материалы:

материалы

количество

1

Пальчиковые краски в упаковках

5 шт.

2

Альбомы для рисования

10 шт.

3

Гуашь в упаковках

10 шт.

4

Восковые мелки в упаковках

5 шт.

5

Пластилин (12 цветов) в упаковках

10 шт.

6

Цветная бумага

10 шт.

7.

Цветной картон

10 шт.

8.

Фломастеры 6 цветов в упаковке

10 шт

9.

Бумага для ксерокса упаковка

1 шт

10

Клей-карандаш

10 шт

Учебно-методические материалы:

-конструктор Лего, конструктор-липучка Bunmches, конструктор-пазл, конструктор из пластиковых трубочек, конструктор «Объёмные кубы».

- счётный материал;

- материал для классификации (фигуры, картинки и т.д.);

- детские лото на различные темы;

-детские музыкальные инструменты (ложки, трещотки, маракасы, металлофоны и т. д.)

- ножницы, кисточки

2.3.Информационное обеспечение

Литература:

Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М.: Смысл, 2003.

Волков Б. С., Волкова Н.В. Детская психология от рождения до школы. СПб., 2009.

Выготский Л. С. Воображение и его развитие // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. М., 1983.

Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992.

Мухина, В. С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2015

Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. М., 2005.

Петрова, Л. И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире. / Л.И. Петрова. - М.: Феникс, 2012.

Цифровые образовательные ресурсы:

https://www.twirpx.com/ps://studfiles.net/preview/4465462/page:4/ Волков Б. С. Детская психология в вопросах и ответах / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/11/29/vozrastnye-osobennosti-detey-3-4-let Возрастные особенности детей 3-4 лет

http://www.psyparents.ru/- Детская психология для родителей

http://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/title_main.htm Психология, методики, дошкольное образование

http://www.maaam.ru/- Социальный образовательный интернет – проект “Мааам.ру”

http://www.moi-detsad.ru/zanatia.htm Сайт для работников дошкольного образования.

http://playroom.com.ru/ Детская игровая комната.

https://solnet.ee/ Портал Солнышко для детей, родителей и педагогов.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/11/25/rol-detskogo-konstruktora-v-razvitii-detey Роль детского конструктора в развитии детей дошкольного возраста.

http://kladraz.ru/blogs/olga-egorovna-barminova/razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-doshkolnikov-na-zanjatijah-izobrazitelnoi-dejatelnosti-v-kontekste-fgos.html Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности в контексте ФГОС.

http://mozgid.ru/myshlenie/vidy-myshleniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html Виды мышления у детей дошкольного возраста

2.4.Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог-психолог Куликова Людмила Геннадьевна, стаж работы 30 лет, квалификационная категория высшая.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.