12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белянина Светлана Николаевна12318
Россия, Челябинская обл., д.Сарафаново
22

Конспект занятия внеурочной деятельности "Математический калейдоскоп", №1

Конспект занятия внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп».

Занятие №1: Введение в программу кружка. Цели и задачи программы. Табличная логика.

Цель: побуждение и развитие устойчивого интереса к математике, углубление и расширение знаний учащихся, развитие математического кругозора.

Задачи:

-создание актива, способного оказать учителю помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;

-расширение и углубление представлений обучающихся о данном курсе внеурочной деятельности;

-развитие математических способностей и логического мышления у обучающихся.

Формирование УУД:

Регулятивные:

анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, развивать навыки оценки и самоанализа

конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

объяснять выполняемые и выполненные действия;

воспроизводить способ решения задачи; оценивать предъявленное готовое решение задачи;

Познавательные:

сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи. делать выводы на основе обобщения знаний;

анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владение монологической и диалогической формами;

умение сотрудничать с одноклассниками;

Личностные :

положительное отношение к урокам математики;

умение признавать собственные ошибки;

формирование математической компетентности.



Оборудование: компьютер, диапроектор, презентация



План занятия:

Этап занятия

Содержание

Учебно-дидактический материал

слайда в презентации

Орг.момент

(1мин)

Ребята! Рада видеть вас всех сегодня на занятии внеурочной деятельности. Давайте улыбнемся друг другу. Думаю, что занятие принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Вы узнаете чем мы будем заниматься на занятиях, чему вы научитесь к концу учебного года.



Слайд №1

Мотивация к учебной деятельности

(5 мин)

Предлагаю выполнить два задания, но для этого вам нужно разделиться на две команды.

Итак,задание:

Внеурочная деятельность по математике имеет название, которое состоит из двух слов. Как называется курс внеурочной деятельности по математике? Ответ получите после выполнения задания каждой команды.


(выслушивается решение каждой команды, при необходимости учитель оказывает помощь)

Приложение 1

(выполняет команда №1)

Приложение 2

(выполняет команда №2)

Слайд

2

Целеполагание,

Введение в тему занятия.

Изложение темы занятия

(5 мин)

Итак, вы ребята молодцы, дружно, быстро и правильно выполнили свои задания.

Курс внеурочной деятельности по математике называется «Математический калейдоскоп».

В математике господствуют две стихии-числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей. Задача- это всегда поиск, а средства ее решения – это интуиция и догадка, эрудиция и логическое мышление. Эти качества человеческого ума воспитываются, укрепляются, обогащаются у каждого, кто регулярно отдает часть своего досуга умственной гимнастике, лучшим видом которой является решение математических головоломок, ребусов, задач с интригующим содержанием. Эти задачи не похожи на задачи из школьного учебника. Но те и другие нацелены на проникновение разумом в удивительный мир чисел и линий, на раскопку его богатства, на возбуждение математической любознательности и собственной инициативы. Это то, чем мы с вами будем заниматься на занятиях.

Этот курс рассчитан на развитие ваших математических способностей. На занятиях вы будете решать различные нетрадиционные задачи, узнаете о быстрых способах вычислений. Мы поговорим об истории развития математики. Вы научитесь разгадывать кроссворды, ребусы, числовые головоломки. Такие игры как «Поле чудес», «Звездный час», «Кто хочет стать математиком» и другие будут присутствовать практически на каждом занятии. За свою активную работу каждый из вас сможет получить жетоны, на которые в конце каждого полугодия вы сможете получить математический приз.

Думаю, что наше сотрудничество будет полезным и интересным для вас. Желаю всем удачи!



Слайд

3

Математическая разминка

(9 мин)

Игра «Кто быстрее»

В эту игру каждый играет сам за себя. Нужно прослушать вопрос и быстро поднять руку, если знаете ответ. Тот ученик, кто ответит на вопрос правильно получает жетон.

Внимание вопрос:

1.На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10-ти руках? (50)

2.Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)

3.Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? ( 2;4;6)

5.Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на 2 ноги? (2кг)

6.Может ли дождь идти два дня подряд? (Не может. Дни разделяет ночь)

7.Как называют цифры на дверях квартир? (номер)

8.На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)

9.Двое пошли- пять грибов нашли. Четверо пойдут – много ли найдут?

(неизвестно)

10.Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола)

Подводятся итоги. Ученик набравший наибольшее количество жетонов получает медаль «Самый любознательный»


Слайд

4

Физминутка

(5 мин)

Игра «Четность - нечетность»

Все ученики встают в круг. Учитель бросает мяч какому-нибудь ученику, при этом называет число. Если число четное, ученик бросает мяч обратно учителю, если число нечетное, то передает его соседу справа или слева. Игра продолжается до тех пор пока учитель не назовет число 0.Ученик у которого остался мяч должен провести физминутку для одноклассников.


Слайд

5

Основной этап

(10 мин)


Задание: Сосчитай до 82

Ученику предлагается по слайду показать и назвать все числа быстрым темпом от 1 до 82. Остальные учащиеся наблюдают и контролируют.

Пробуют желающие. Постепенно усложнить: ограничить время до 1 минуты.

Табличная логика

Решаем задачу:

Встретились три подруги Ира Белова, Надя Краснова и Оля Чернова. На одной из них было надето чёрное платье, на другой – красное, на третьей – белое. Девочка в белом платье говорит Черновой: «Нам надо поменяться платьями, а то цвета наших платьев не соответствуют фамилиям». Кто в какое платье одет?


1 способ (рассуждение). Из разговора девочек ясно, что на Беловой надето не белое платье, на Черновой не чёрное, на Красновой не красное. Значит, на Черновой платье белое или красное. Но девочка в белом платье разговаривает с Черновой, поэтому на Черновой платье не белое. Не станет же она разговаривать сама с собой, если рядом стоят две её подруги? Поэтому платье на Черновой может быть только красное. Тогда на Беловой может быть надето только чёрное платье, а на

Красновой белое.

2 способ (граф). Выпишем фамилии девочек, а рядом цвета их платьев. Так как Чернова не Краснова красный может быть ни в чёрном, ни в белом платьях, то на ней красное платье. На рисунке это показано Чернова чёрный стрелкой. Белова не может быть в белом, поэтому на ней чёрное платье. Проведём на рисунке вторую стрелку от фамилии Белова к слову «чёрный». Красновой остаётся только белый цвет. Посмотрите на чертёж ещё раз. Вы увидите, что теперь у каждой девочки свой цвет платья. Говорят, что установлено соответствие между фамилиями девочек и цветами их платьев. В дальнейшем мы подробнее познакомимся с соответствиями между разными множествами.

3 способ (логическая таблица). Вы уже, наверное, заметили, что мы не сразу определили, какого цвета платье у каждой девочки, а вначале выяснили, какого цвета платьев у них не может быть. Это легко показать, если использовать следующую таблицу.


белый

красный

черный

Белова

-

-

+

Чернова

+

-

-

Краснова

-

+

-



Так как на Беловой не белое платье, на Черновой не чёрное, на Красновой не красное, то поставим в таблице прочерк каждый раз в той клетке, где «встречаются» фамилия девочки и цвет платья. Например, фамилия Белова написана в первой строке, а белый цвет – в первом столбике. Значит, надо вычеркнуть первую клетку первой строки. Для Красновой – вторую клетку второй строки, для Черновой третью клетку третьей строки.

Девочка в белом платье разговаривает с Черновой. Следовательно, платье на Черновой не белое. Вычёркиваем первую клетку третьей строки.

Посмотрите на первый столбик таблицы. В нём свободной осталась только одна вторая клетка. Это значит, что на Красновой белое платье. Поставим в этой клетке знак «+» или любой другой, чтобы отличить её от всех остальных. Теперь посмотрим на третью строку таблицы. В ней свободной осталась вторая клетка. Поставим в ней тоже «+».

Теперь мы знаем, что на Черновой красное платье. Тогда Беловой остаётся только чёрное платье. Тогда надо поставить «+» в третьей клетке первой строки.

Ответ. Белова в чёрном, Краснова в белом, Чернова в красном.



Слайд

6









Слайд

7

Закрепление

(5 мин)

Задача 1 команде:

В одной школе учатся три друга: Сергей, Коля и Максим. Их фамилии Петров, Семёнов и Иванов. Сергей учится в пятом классе, мама Коли инженер.

Иванов учится в шестом классе, его мама бухгалтер. Сергей и Семёнов болеют за разные футбольные клубы. Как зовут Петрова, Семёнова и Иванова?

Ответ: Петров Сергей, Семёнов Коля, Иванов Максим.

Задача 2 команде:

На одном заводе работают три друга: слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии Борисов, Иванов и Семёнов. У слесаря нет ни братьев, ни сестёр, он самый младший из друзей. Семёнов старше токаря и женат на сестре Борисова. Назови фамилии слесаря, токаря и сварщика.

Ответ:Борисов – токарь, Иванов – слесарь, а Семёнов – сварщик.

Приложение 3


2 минуты

Найти 10 отличий на картинках

t1597743922aa.gif


Приложение 4

(для каждой команды)

Слайд

8

Подведение итогов

(1мин)

Подводятся итоги. Подсчитываются жетоны у каждого ученика и у команды. Объявляются победители. Команда победителей получает дополнительный жетон.



Рефлексия

(2 мин)


Каждый ученик продолжает фразу


Слайд

9


Приложение №!
DOCX / 519.72 Кб

Приложение №2
DOCX / 13.39 Кб

Приложение №3
DOCX / 379.16 Кб

Приложение №4
DOCX / 83.08 Кб

/d


Презентация
PPTX / 883.03 Кб

/data/files/c1597744115.pptx (Презентация)ata/files/c1597744002.docx (Приложение №!) 





Литература:

1.Математика.Предметная неделя в школе. авт.-сост.: Г.И.Григорьева.-М.:Глобус,2008

2.Подготовка школьников к олимпиадам по математике:5-6 классы. авт.-сост. Г.И.Григорьева.-М.:Глобус,2009

3.Математический кружок, тетрадь №1,часть1- межрегиональный центр инновационных технологий в



Опубликовано


Комментарии (5)

Горбачёва Марина Юрьевна, 18.08.20 в 12:53 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную работу!
Белянина Светлана Николаевна, 18.08.20 в 15:19 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за внимание, Марина Юрьевна!
Фролова Надежда Михайловна, 18.08.20 в 13:07 3Ответить Пожаловаться
Отличная разработка!
Белянина Светлана Николаевна, 18.08.20 в 15:19 1Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам,Надежда Михайловна!
Елена Владимировна, 18.08.20 в 19:20 2Ответить Пожаловаться
Светлана Николаевна, спасибо Вам за качественную и интересную разработку занятия!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.