12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зарипова Альфия Мидхатовна239

Частное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «ОР-АВНЕР»

(дошкольное отделение)

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ  

ТЕМА: «Зимующие птицы».

Интегрированное занятие

Выполнила:

Зарипова Альфия Мидхатовна, воспитатель


 

г. Оренбург

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

 

II.

Конспект занятия

 

1)

Организационно-методическая информация.

 

2)

Ход занятия.

 

3)

Дальнейшая разработка темы;

 

III.

Список литературы

 

IV

Приложение

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На сегодняшний день в образовательном процессе большое внимание уделяется интеграции образовательных областей, так как интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. В этом заключается актуальность данного вопроса.

Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом при проведении образовательной деятельности педагог решает несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.

Конспект занятия предназначен для детей 5-7 лет, воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, родителей, заинтересованных в познавательном развитии детей. 

При составлении конспекта использовалась ООПДО, разработанная в соответствии с ФГОС ДО.

Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного занятия, где дети в доступной игровой форме закрепляют знания о зимующих птицах нашего края.


 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема занятия

«Зимующие птицы»

 

2.

Доминирующая

образовательная область

ОО «Познавательное развитие»

 

2.1

Виды деятельности детей

Познавательно-исследовательская. Экспериментирование. Опыт «Как крылья помогают при полете птицам»,«Как раскрываются и складываются перья птиц». Рассматривание иллюстраций, наблюдение, сравнение птиц, решение проблемных ситуаций.

Восприятие художественной литературы (чтение стихотворения о снегире в конце продуктивной деятельности)

Продуктивная. Приклеивание смятой салфетки красного цвета на грудку снегиря.

Конструирование. Оформление коллективной творческой работы.

Игровая (Д/И «Найди перелетных и зимующих птиц»).

Речевая (активизация словарного запаса детей по теме «Зимующие птицы», Речевая игра «Скажи одним словом»).

Двигательная. (М/П игра «Тепло, холодно», гимнастика для глаз ).

Коммуникативная. (построение диалогов, беседа)

Музыкально-художественная. Слушание пения птиц

Трудовая. Приведение в порядок своего рабочего места, подкормка птиц.

 

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

 

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания: закрепление представления о зимующих птицах нашего края.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: правила выполнения аппликации снегиря, выбор цветового решения в раскрашивании частей тела снегиря, пример.

Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность (демонстрационный материал по теме, макет кормушки для птиц, фото полета синички); проблемная ситуация (создание),

 

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Художественное слово, беседа, создание проблемной ситуации, игра малой подвижности, гимнастика для глаз, проведение опыта, общение и взаимодействие со сверстниками в ходе экспериментальной деятельности; слушание пения птиц, рефлексия.

 

3.3

Интеграция образовательных областей

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

- продолжать воспитывать гуманные чувства, формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач;
- воспитывать любовь к птицам нашего края.
ОО «Речевое развитие»

- активизировать словарный запас детей (зимующие и перелетные птицы, кормушка, название птиц (синичка, снегирь, клест, воробей, сорока,..), летит, парит, раскрывает, складывает крылья,

- учить образовывать в речи сложные слова: желтогрудая, красногрудый, белобока, длиннохвостая, чернокрылая.

ОО «Физическое развитие»

- формирование у воспитанников потребность в двигательной активности.

ОО «Познавательное развитие»

- систематизировать знания детей о зимующих птицах,

- сформировать знания об особенности крыльев при полете птиц;
- развивать наблюдательность, умение вычленять основные особенности птиц по внешнему признаку.

- развивать поисковую активность, творческое воображение, поисковое мышление на конкретном материале, умение делать выводы;

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

- учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы закрашивания объекта, закреплять приемы работы с клеем;

- развивать цветовое восприятие;

- формировать умение слушать звуки природы (пение птиц);

-формировать навыки коллективной деятельности;

 

4.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (5-7лет)

 

5.

Цель

Обобщить знания детей о зимующих птицах

 

6.

Задачи

Планируемые результаты

 

6.1

Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы».

Сформировались представления о перелетных и зимующих птицах. Дети по внешнему виду узнают птиц нашего края, выделяют основные их особенности.

Сформировались навыки выполнения аппликации, как индивидуальная форма работы и совместно со сверстниками. Опираются на словесную инструкцию по выполнению работы.

 

6.2

Развивать память, творческое воображение, поисковое мышление на конкретном материале;

-умение делать вывод и умозаключения;

- развивать интерес к занятию через использование различных методов и форм взаимодействия взрослого с детьми.

Дети активно проявляют интерес к познавательной, творческой и экспериментальной деятельности. Устанавливают причинно-следственные связи. Делают выводы в конце опыта. Активно участвуют в образовательном процессе.

 

6.3

Воспитывать наблюдательность, желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремление беречь их. Формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам.

Испытывают потребность в самостоятельном познании темы «Зимующие птицы», проявляют желание заботиться о зимующих птицах, бережному отношению к ним.

 

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

 
 

Затруднения

Способы преодоления

 
 

Проведение опытно – экспериментальной деятельности «Как раскрываются и складываются перья птиц», «Как крылья помогают при полете птице»

Выполнение творческой работы «Снегирь»

Использование наглядности (проведение опыта, фото полете синицы).

Индивидуальные рекомендации, помощь

 

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Демонстрационный материал: для опыта: 2 листа белой бумаги, веер, фото синицы в полете; для Д/И : комплект демонстрационных картинок птиц (зимующих, перелетных), 2 мольберта, 2 круга (желтый голубой), схема «общие особенности птиц», образец выполненной работы Снегиря, кормушка для птиц.

Раздаточный материал: фломастеры черный и серый, клей, тарелочки, клеенки, заготовка снегиря, салфетки красного цвета 4*4 для аппликации

Литературный ряд: чтение стиха о снегире (подведение итога выполненной коллективной работы)

Музыкальный ряд: Фонограмма "Пение птиц" (выбрать по желанию интернет-ресурс)

Изобразительный ряд: ватман с заготовленным фоном для выполнения коллективной работы «Снегири»

 

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Рассматривание энциклопедий, книг, сюжетных картинок, фотография

Просмотр видео презентаций «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Строение пера птиц»

Отгадывание загадок о птицах нашего края

Наблюдение за птицами на прогулках

Чтение : Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы). В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова «Воробьишко», «Умная птичка», Л.Н Толстой «Галка и кувшин». Разучивание стихов С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», «Где обедал воробей» /из цикла «Детки в клетке»
Задания для детей:
«Птичка-невеличка» - рисование, «Раскрась птиц», вылепи из пластилина воробья.
«Посчитай птиц», «Расскажи о птице» с использованием мнемотаблиц.
Понаблюдай за птицами в течение дня, нарисуй на бумаге «Кормушка для птиц», Игры Дидактическая игра «Кто как кричит?» Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Найди свое гнездо», «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Зимующие и перелетные птицы»
Опыт: «Летает не летает», рассматривание под лупой перо птицы.

Беседы «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Меню птиц», «Зимние гости», «Зачем помогать птицам зимой»
 

 

ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ.

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

 

1.1

Введение в тему

Создание проблемной ситуации с птичьей кормушкой. Порассуждать о том, каких птиц можно покормить из этой кормушки в холодный период времени, а каких в теплый. Активизация в речи понятий: «перелетные», «зимующие» птицы

2мин

1.2

Мотивация деятельности детей

Педагог подводит к двум мольбертам с желтым и синим кружочками. С помощью детей выясняется, что эти цвета могут обозначать? (зима и осень)

3 мин

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Подвести детей к мысли, что необходимо узнать и уточнить какие птицы зимующие, а какие перелетные с помощью Д/И «Найди перелетных и зимующих птиц». Акцентировать внимание детей на зимующих птицах нашего края, обратить внимание на основные внешние черты птиц.

5 мин

Приложение

схема

II.

Основная часть:

 

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Воспитатель предлагает вспомнить, опираясь на ранее полученный опыт детьми, как ведут себя воробьи в природе. Подводится м/п игра «Тепло-холодно»

2 мин

2.2

Самостоятельная деятельность детей по обобщению полученных знаний

Педагог предлагает вместе с детьми пройти к столам и выполнить аппликацию птицы «Снегиря» с элементами раскрашивания. Обратить внимание на аккуратность выполнения работы. Далее все выполненные работы детьми приклеиваются на общий фон, создается коллективная работа «Снегири на ветке рябины».

10 мин

2.3

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Создание проблемной ситуации «Как же летают птицы?». Предположения детей, подвести детей к проведению опытов «Как раскрываются и складываются перья птиц», «Как крылья помогают при полете птице». Обсудить с детьми, что помогает птицам при полете. Сделать выводы.

5 мин

III.

Заключительная часть

 

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Детям предлагается вспомнить, что нового мы узнали? Какой опыт проделывали? Что получилось и какие сделали выводы? Воспитатель обобщает занятие. Релаксация. Итог.

3 мин

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ


 

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Подборка для родителей художественной литературы о птицах для детей 5-7 лет.

Размещение на информационном стенде «Читаем с детьми», с целью закрепления освоенного материала в домашних, бытовых условиях.

.

Выполняется родителями совместно с детьми

1.2

Выставка детских работ на тему: «Зимующие птицы»

Оформление выставки.

Выполняется с педагогом в детском саду.

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

 

2.1

Ребенок сам

Дома и в д/саду расширяет полученные знания о зимующих птицах. Просмотр видеороликов, презентаций, фото, энциклопедий о птицах, наблюдение в природе за птицами.

 

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Участвует в выставке поделок

 


 

Список литературы.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — с.

Е.А. Мартынова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»; издательство «Учитель», Волгоград, 2015.

Рощупкина Н. А. Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 311-313. 

http://morestihov.ru

http://nsportal.ru

 


 

Приложение.


Речевая игра « скажи, одним словом»

У этой птицы желтая грудка ----желтогрудая синичка

У этой птицы черные крылья ----чернокрылая ворона

У этой птицы красная грудка----красногрудый снегирь

У этой птицы белый бок ------белобокая сорока,

длинный хвост ------длиннохвостая сорока.

Молодцы, ребята.

Подвижная игра «Тепло, холодно»

Дети - это воробьи. По команде «тепло» - летают и чирикают, а по команде «холодно» - нахохливаются и садятся на корточки рядышком друг с другом. 

Гимнастика для глаз «Снегирь»

Проследить глазами за полетом снегиря. Вот снегирь полетел вверх. Полетела влево. Вниз опустилась. Вправо полетела. Закружился над деревьями.

Опыт «Как крылья помогают при полете»

Цель: расширить представления детей о полете птиц.

Материал: два листа бумаги

Два листа бумаги, один ровный, гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему? А давайте проверим.

Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может лететь. Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом,  она опирается на воздух.

Опыт «Как раскрываются и складываются перья птиц»

Цель: пополнить познавательные знания детей о приеме складывания и раскладывания перьев при полете у птиц.

Материал: веер

На примере веера можно увидеть как складываются и раскладываются перья, когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.


 

Художественное слово

Снегири рябину ели
— Нет вкуснее ужина!
Даже брюшки покраснели
От такого кушанья

Образец Снегиря для коллективно- творческой работы

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Зарипова Альфия Мидхатовна, 23.03.19 в 20:11 3Ответить Пожаловаться
Впервые участвую в конкурсе на данном сайте. Интересно проверить свои силы, получить оценку жюри. Всем участникам желаю удачи.
Любовь Витальевна, 23.03.19 в 20:36 1Ответить Пожаловаться
Молодец Альфия Мидхатовна
Кушнарева Татьяна Николаевна, 29.05.19 в 14:20 1Ответить Пожаловаться
Поздравляю с ПОБЕДОЙ!!!

Ватолина Светлана Анатольевна, 30.05.19 в 11:53 1Ответить Пожаловаться
Альфия Мидхатовна, поздравляю с Победой в конкурсе!!! Отличная разработка!!!

Отредактировано 30-05-2019 11:54

Порошина Ольга Анатольевна, 31.05.19 в 23:15 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с ПОБЕДОЙ в конкурсе, Альфия Мидхатовна!!!
Зарипова Альфия Мидхатовна, 07.06.19 в 20:07 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за поздравления.)))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.