Конспект занятия-игры с использованием полифункциональной развивающей игрушки «Лого-робот пчелка Bee-Bot» по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР в рамках лексической темы: «Домашние Животные».
Конспект занятия-игры
с использованием полифункциональной развивающей игрушки «Лого-робот пчелка Bee-Bot»
по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
в рамках лексической темы:
«Домашние Животные».
Актуальность: В современном мире очень быстро развиваются передовые цифровые и проекционные технологии. Наши дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Воспитание и образование детей уже сложно представить без использования технических и компьютерных средств. Для того чтобы дети развивались с учётом инноваций, внедрение таких средств, я считаю необходимостью.
Одним из таких технических средств является лого-робот «Bee-Bot».
Применение лого-робота помогает решить задачи речевого развития.
Цель:
- Расширять знания детей в области речевого развития с использованием высокотехнологических игрушек
- Организация воспитательно-образовательного процесса с включением в него современные технологии, в виде программируемого мини-робота Bee-Bot «Умная пчела»,
- Обеспечить развитие умения детей алгоритмическому мышлению, видеть цель, стартовые условия.
- Способствовать умению разбивать задачу на отдельные более мелкие этапы.
- Способствовать формированию умения выстраивать простые умозаключения по результатам деятельности,
- учить детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице,
- закрепить и систематизировать представления детей о домашних животных.
Лого-робота мы можем использовать в решении любых педагогических задач:
Задачи:
1). Образовательные:
- Продолжать учить детей программировать мини-робот Bee-Bot «Умная пчела», проговаривать каждый её шаг.
- учить детей составлять описательные рассказы о домашних животных, используя при этом план – схему
- формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
- формировать умение планировать действия, задавать последовательность команд для достижения желаемого результата
2). Развивающие:
- Развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность дошкольников.
- совершенствовать умение образования имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-совершенствовать умение согласования имен существительных с числительными;
- развитие образовывать притяжательные прилагательные;
- развитие связной речи;
- закрепить умение составлять простые распространенные предложения
- развивать умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы;
- развитие зрительного внимания;
- развитие мелкой моторики;
- развитие памяти, внимания, наблюдательности.
3). Воспитательные:
-воспитывать умение действовать согласно инструкции учителя-логопеда;
- воспитывать умение работы в коллективе;
- прививать любовь к домашним животным;
- воспитывать чувство самоконтроля.
Предварительная работа:
- Знакомство детей с лого-роботом пчелка « Bee-Bot»,
- знакомство с управлением робота, используя команды, соответствующие кнопкам управления,
- выполнение пробного задания,
- повторение домашних животных (детенышей),
-рассматривание картинок с изображением домашних животных (показ частей тела, где живут, чем питаются, польза для человека)
- рисование домашних животных.
При работе с лого-роботом соблюдаются методические рекомендации:
Прежде чем дать игрушку ребенку, взрослый осваивает ее сам.
Перед началом игры педагог готовит игровую площадку. Она должна быть достаточной площади и иметь гладкую, без трещин и бугорков, поверхность.
Если у ребенка не получилось с первого раза выполнить задание, нужно дать ему еще один шанс исправить свои ошибки. Помочь ему спланировать маршрут.
Очень важно , что игры с роботом-пчелой нужно проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими занятиями. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.
Оборудование:
- лого-робот пчелка « Bee-Bot»
- игровое поле
- мнемокарточки «Домашние животные»;
- мнемокарточки для скороговорки «Кошка на окошке…»
- карточки с изображением животных и их жилищ;
- карточки с загадками и карточки с ответами (домашние животные)
- мнемотаблица для составления описательного рассказа «Домашние животные» (разрезана на отдельные карточки)
Ход НОД:
Все задания объясняет и показывает образец выполнения логопед.
Задание 1. – развитие слухового внимания
Отгадай загадку.
Логопед загадывает загадку о животном , дети должны на игровом поле найти ответ и запрограммировать робота таким образом, чтобы он останавливался у карточек с правильными ответами.
Все действия, сопровождаются рассуждениями детей.
Задание 2. Развитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа
Жилище домашних животных.
Логопед показывает карточки с животными и предлагает детям найти домик каждого животного, в котором есть заданный слог и назвать его, запрограммировать робота таким образом, чтобы он останавливался у карточек с правильными ответами.
Предварительно на коврик выкладываются картинки с домашними животными и картинки с изображением их домиков.
Все действия, сопровождаются рассуждениями детей.
Задание 3. Развитие связной речи
Польза, которую приносят домашние животные человеку.
(Составление предложения с опорой на карточки)
Логопед предлагает детям вспомнить, как домашние животные помогают людям. Предварительно на коврик выкладываются картинки с домашними животными и картинки с изображением того, чем они помогают людям. Дети должны запрограммировать робота таким образом, чтобы он останавливался у карточек с правильными ответами.
Все действия, сопровождаются рассуждениями детей.
Задание 4. Развитие связной речи
Расскажи скороговорку.
На коврик выкладываются карточки с изображением зашифрованных слов скороговорки. Ребенок должен правильно составить по карточкам скороговорку и запрограммировать робота таким образом, чтобы он останавливался у карточек с правильными ответами.
Все действия, сопровождаются рассуждениями детей
Задание 5. Уточнение и активизация словаря
Расскажи о животном. (Составление рассказа описания с опорой на мнемокарточки)
Ребенок сам выбирает животное, о котором будет рассказывать.
На коврик выкладываются карточки – символы (мнемотехника) в разной последовательности. Ребенок должен запрограммировать робота, чтобы он приближался по очереди к каждому символу схемы, и по этим символам попробовать составить рассказ о выбранном животном.
Все действия, сопровождаются рассуждениями детей.
Итог занятия:
Чем мы с вами занимались? (играли с роботом)
О каких животных мы сегодня говорили на занятии?
Почему их так называют?
Какие задания мы выполняли?
Какое задание больше всего понравилось?
Трудно или легко было работать с роботом ?
Выводы: Можно с уверенностью сказать, что внедрение ИКТ является новой ступенью в образовательном процессе, позволяя оптимизировать и индивидуализировать обучение детей, вызывать интерес к процессу обучения. Практика показала, что при систематическом использовании интерактивных технологий в сочетании с традиционными методами обучения эффективность работы с детьми значительно повышается. Кроме этого данная игрушка обладает значительным педагогическим потенциалом. При грамотной организации детской деятельности и соблюдении методических рекомендаций при помощи робота пчелы, возможно, решить некоторые задачи:
-развитие логического мышления у дошкольников;
-развитие умения составлять алгоритмы;
-развитие пространственной ориентации дошкольников;
-закрепление умения считать в пределах десятка;
-развитие мелкой моторики;
- развитие связной речи;
-развитие коммуникативных навыков детей, создание дружеских взаимоотношений в группе.
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить.