12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Сорокина Наталья Викторовна47
Мой опыт включает работу в разных сферах: социальной, сфере занятости, образовании. Люблю соединять несоединимое - так интереснее!
Россия, Коми респ., инта
2

Конспект занятия-тренинга для учащихся 10-11 классов по теме: «Взаимоотношения мужского и женского начал в культурных архетипах наших предков»



Конспект занятия-тренинга для учащихся 10-11 классов по теме: «Взаимоотношения мужского и женского начал в культурных архетипах наших предков»

Педагог-психолог: Сорокина Наталья Викторовна

Класс: 10-11.

Предметная область: половое воспитание, общеинтеллектуальная, развивающая, психологическое просвещение, психопрофилактика, познавательная, творческая.

Вид работы: внеурочная деятельность.

Форма проведения: занятие-тренинг с элементами арттерапии.

Методы: творческая беседа, психогимнастика, арттерапия, подвижные и малоподвижные игры, драматизация.

Тема занятия: «Взаимоотношения мужского и женского начал в культурных архетипах наших предков».

Цель: приобщение к нравственному культурному наследию в области гендерных взаимоотношений, формирование потребности в нравственном, осознанном поведении у юношей и девушек, самоопределение.

Задачи:

Раскрыть через символизм известных предметов быта и повседневности сакральные (глубинные) мотивы гендерных отношений на примере символов «колодец», «водоем», «вода», обрядовых традиций.

Создать условия для адекватного эмоционально-личностного восприятия темы гендерных взаимоотношений.

Показать степень нравственного и серьезного отношения наших предков к теме досупружеских отношений.

Помочь учащимся сформировать и выразить свое отношение к затрагиваемой теме средствами арттерапии;

Планируемый результат: понимание учащимися глубины традиций, истоков некоторых обрядов, ритуалов и мета-культурной символики; снижение излишней напряженности в восприятии темы гендерных отношений, формирование индивидуального восприятия подростками смысла досупружеских отношений, развитие эмпатии и тактичности в межличностных отношениях.

Время занятия: 2 академических часа.

Оборудование: компьютер, звуковые колонки, проектор, доска, краски, кисти, цветные карандаши, столы, стулья.

Ход занятия-тренинга:

1 этап. Организационная часть.

Слово ведущего: Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодняшнее занятие будет включать в себя различную деятельность: мы будем слушать музыку, смотреть презентацию, играть, размышлять, общаться, рисовать. Мне не терпится поделиться с вами темой нашей встречи, но прежде я предлагаю настроиться на работу и сделать упражнения.

Упр. 1 «Камень-ножницы-бумага» (групповой вариант, в кругу).

Цель: сплочение группы, настрой на работу.

Содержание: участники одновременно выбрасывают на пальцах символы. Упражнение повторяется 3-5 раз. Постараться достигнуть большее количество выброшенных одинаковых символов, не договариваясь. Чем больше одинаковых символов, тем выше сплоченность и включенность группы.

Определение правил группы.

Слово ведущего: общение требует определенных правил, чтобы оно принесло пользу и хорошие впечатления каждому участнику. Я предлагаю несколько простых правил:

- мы не критикуем высказывания участников группы;

-правило «стоп!» - когда тема затрагивает слишком личные переживания и категорически не хочется отвечать на вопрос, можно сказать «стоп!»;

- конфеденициальность (уважение друг к другу, не обсуждать поведение и происходящее с другими людьми).

Хотите ли вы что-нибудь добавить, уточнить?

Упр. 2. Название: упражнение-разминка «Социальная агнозия».

Предназначение. Процедура группового психологического тренинга. Участники на время «забывают» друг друга, помогают вспомнить.

Цели: саморефлексия, переключение внимания, развитие эмпатии.

Содержание:

Ведущий сообщает участникам, что они все якобы потеряли на время память. Но потеряли память только на собственную личность. Как зовут, чем занимаются, возраст, семейное положение – все это позабыто. Участники должны помочь друг другу «вспомнить» себя.

Для этого они свободно передвигаются по комнате и задают друг другу один и тот же вопрос:

– Кто я?

Человек, которому задали этот вопрос, должен ответить на него максимально развернуто. После этого эти два человека могут разойтись или же поменяться ролями. Теперь уже другой спрашивает:

– Кто я?

У этого упражнения есть другой вариант. Этот вариант можно использовать сразу после первого (если позволяет время) или же во время следующей разминки. Теперь участники помнят себя, но не помнят других людей. Они ходят и в таком же режиме спрашивают друг друга:

– Кто ты?

Рефлексия: какие эмоции вызвало это упражнение? Какие были трудности в ходе упражнения? Каким вы видитесь окружающим? Удалось ли почувствовать разницу между собственным мнением о себе и мнением окружающих? Как было характеризовать других?

Библиографическая ссылка

1. Упражнение разминки «Социальная агнозия» [Электронный ресурс] // А. Я. Психология ( azps.ru ): [web-сайт]. 3.02.2016. – Режим доступа: http:// azps.ru /training/razminka/socialnaya_agnozia.html (3.02.2016).

2 этап. Основная часть.

Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости.

А.С. Пушкин.

Слово ведущего: как знакомятся современные подростки? Что бы вы предприняли, если бы захотели познакомиться с другими ребятами и девушками не из вашего класса?

Типичные ответы:

- в социальных сетях;

- на улице;

- через друзей;

-на внешкольных мероприятиях;

- в спортивных секциях;

-на дискотетах.

Давайте отправимся в историческое прошлое наших предков-славян, допустим, живших в селениях. Как вы думаете, как знакомились юноши и девушки тогда? Особенно, если парень или девушка достигали предбрачного возраста, и пора было создавать семью?

Высказывания участников.

Просмотр презентации «Взаимоотношения мужского и женского начал в культурных архетипах наших предков» (см.Приложение).

Упр. 2. Название: игра-драматизация в группах «Звучащая картина».

Цель: развитие культуры общения с противоположным полом, коммуникативных навыков, навыков социального взаимодействия.

Содержание: ведущий предлагает участникам озвучить сюжет происходящего на картинах «У колодца» из презентации, придумать диалог героев:

- современные юноша и девушка;

- герои времени, изображенного на картинах.

Рефлексия: какие эмоции вы испытали в ходе упражнения? Можете ли вы сделать свой вывод о современных взаимоотношениях подростков, сравнив их с поведением исторических предков? В чем для вас сходство? В чем различие?

Упр.3. Название: игра в группах «Был бы купец, а товар есть».

Цель: способствовать осознанию подростками социальных умений, положительных и отрицательных качеств личности и характера; развитие саморефлексии.

Содержание: участники делятся на группы, им раздаются старинные русские поговорки и пословицы, отражающие различные качества личности человека. Ведущий предлагает определить, какое качество зашифровано в каждой поговорке, объяснить переносный смысл.

Раздаточный материал:

Держи кулак в кармане, а язык – на аркане.

И платье чисто, и речь честна.

Иной хлеб достанет горлом, а иной – горбом.

На спор не будь скор.

Невестушка, полно молоть, отдохни – потолки.

Ни ткаха, ни пряха, а язык как плаха.

Поступь павлиная, речь соловьиная.

Ты ему слово, а он тебе десять.

Чужое время не кради, свое побереги.

Живет как птица небесная; не сеет, не жнет.

Живи для людей, поживут люди для тебя.

Жизнь без цели – выстрел без прицела

Жить заодно – делиться пополам.

И такой родится, что ни дома, ни в людях не годится.

Тянись да прямись, а в бок не задавайся.

Беда не страшит, а путь кажет.

Беда, коли на дорогу лошадь худа.

Горе тому, кто непорядком живет в дому.

Добро быть в радости и жить в сладости.

Доброго человека в красный угол сажают.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Иной плачет – свой нрав тешит.

Кривой не беда, а горе – криводушный.

Кто сам худой, у того и все вокруг худо.

Куда ни поедет, семь верст не доедет.

На свои руки топора не уронит.

Нашему Ивану нигде нет талану (удачи): к обедне пришел – обедня отошла, к обеду пришел – отобедали.

Не хитер парень, да удачлив; неказист, да таланен.

Взглянет, так лес вянет.

Во поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.

Глядит, ровно семерых проглотил, осьмым поперхнулся

Готов рубашку с себя снять.

Для такого характера и сатана не пугало.

Ест, как ржа железо.

Жжется, как крапива, а колется, как еж.

Злобный муж всем не дюж.

Золото и в грязи блестит.

Как через пень колоду валит.

Лей на него масло – скажет: деготь.

Он мухи не убьет.

Сам с воробья, а сердце с кошку.

Словно топор: не обрежет, так зашибет.

У кого во рту желчь, тому все горько.

Горяч почин, да скоро остыл.

Без осанки и конь – корова.

Брови соболиные, очи соколиные, сам орел.

Будто кровь с молоком.

Будь прям, да не упрям.

В голове солома, а шапка с заломом.

Видно сокола по полету, а добра молодца по делам.

Глаза с поволокой, роток с позевотой.

Душа у него нараспашку.

И редко шагает, да твердо ступает.

Идет, словно павушка плывет.

Из милости ступает, травы не мнет; ненароком взглянет – что рублем подарит

Красна пава пером, а жена нравом.

Красота приглядится, ум пригодится.

Кто в нраве крут, тот никому не друг.

Может, и красива, да сквозь румяна не видать (ироническая).

Не пригожа, да пригодна.

Не человек, а дрожжи: в какую квашню ни сунь, всякое тесто забродит.

Обличье соколье, а сердце воронье.

Он напоказ до Москвы без спотычки пробежит.

Он не даст наступить себе на ногу.

Он пороху не выдумает.

С ним и молоко киснет.

Таких со свечкой поискать.

Тяжел на подъем.

Рефлексия: какие эмоции вызвало у вас это задание? Какой вывод можно сделать о том, какие качества личности и характера ценились нашими предками? А за какие человека не любили и высмеивали?

Библиографическая ссылка

http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-pro-zhenu/

Просмотр презентации «Взаимоотношения мужского и женского начал в культурных архетипах наших предков». Знакомство с некоторыми обрядами и традициями подготовки к семейной жизни. (см. Приложение)

Основные понятия: сватовство, рушник, смотрины, отрок.

Слово ведущего: наши предки славяне строго придерживались традиций и ритуалов, регламентирующих все стороны жизни. Психологическая подготовка к роли невесты, жены, жениха, мужа начиналась с того, что в каждой семье женщины вышивали особые полотенца – рушники. Эти рушники участвовали во всех праздниках, радостных и горестных событиях. В символах вышивки рушника скрывался особый смысл.

Например, главный мотив - Дерево Жизни. Этот символ воплощает в себе весь Космос и его проявления. Исходя корнями из глубин прошлого, ствол Дерева олицетворяет Вселенную, а высокая пышная крона обращена вверх, к Небу, к божественному. В Древе воплощено представление славян о бесконечности Мира и Жизни.

Растительный орнамент: травка, цветы, листья являются частью древнего культа матери-Природы. Старинные вышитые рушники являются образцом бережного отношения к природе, стремления людей жить с ней в гармонии.

Восьмиугольную звезду называют в христианстве Звездой Матери. Восьмилучевую звезду получают, наложив друг на друга прямой крест и косой. Прямой крест символизирует мужское начало, знак Солнца, а косой крест – женское начало, знак Луны. Единство мужского и женского начал обеспечивает продолжение и бесконечность жизни, поэтому такую звезду считают символом Природы.

Самыми популярными живыми существами, которые изображались на рушниках, были птицы. На старинных рушниках большинство птиц вышивали символически, схематично, не стараясь изобразить конкретный вид. Особый культовый смысл в сюжете вышивки несли изображения орлов, павлинов и голубей. В древности орел считался символом мудрости, власти и величия. Павлин символизирует в древнеславянской мифологии Богородицу. Эту птицу изображали с женским лицом, ее образ казался прекрасным и величественным. А голуби символизируют счастливую семейную жизнь, нежную любовь, постоянную заботу друг о друге.

В рушники для благословения молодоженов брали хлеб, иконы. Рушником укрывали невесту на свадьбе, на рушник невеста и жених становились в знак начала нового пути вместе.

Упр. 4. Название: «Коллективный рисунок» (две группы участников).

Цель: общение участников, обмен мыслями и идеями, развитие творческого мышления.

Содержание: если бы традиция вышивать рушники в каждой семье жила бы до сих пор, представьте, какие символы были бы изображены на рушнике? Я предлагаю одной группе изобразить «старинный» рушник, используя те символы, с которыми мы познакомились, а другой группе изобразить рушник «нашего времени». (Во время рисования звучит обрядовая песня «Туман яром»).

Рефлексия: какие эмоции вызвало это задание? Какие трудности возникали? Что было легко делать? Как вы думаете, почему наши предки придерживались ритуалов? Давайте представим, что было бы, если бы не было обрядов сватовства, свадьбы? Что вам запомнилось больше всего на тренинге?

Ссылка на информационный источник. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dahl_proverbs/128/%D0%A1%D0%92%D0%90%D0%A2%D0%9E%D0%92%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E

3 этап. Заключительная часть.

Ритуал завершения тренинга.

Слово ведущего: «Сейчас вспомните, как начинался сегодняшний день тренинга. Вспомните все занятия, которые были, как вы недавно собирались на этот заключительный ритуал прощания, заходили в это помещение, как вы сели на то место, на котором сидите сейчас…

Вспомните весь тренинг от начала до конца, вспомните всех тех ребят, с которыми вы общались за это время, почувствуйте их присутствие в этой комнате и затем вдохните этот тренинг со всеми знаниями, опытом, переживаниями, общением и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было…

Тренинг закончен. Впереди жизнь, которой и был посвящен этот тренинг».

Ссылка на источник:

https://psy.wikireading.ru/56066


"Взаимоотношения мужского и женского в культурных архетипах
PPTX / 2 Мб

Обрядовая песня "Туман яром"
MP3 / 7.44 Мб

 

Дата проведения:  8 мая 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.