Конспекта урока по чтению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (1,4,5 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уинская средняя общеобразовательная школа»
Разработка конспекта урока по предмету «Чтение»
для обучающихся по адаптированной образовательной программе
для детей с умственной отсталостью
(1,4,5 классы)
Автор – разработчик: Киселева Н.В., учитель начальных классов
.
с. Уинское
Пояснительная записка
Как построить образовательный процесс на уроке, если в классе обучаются дети разных классов с умственной отсталостью? Этот вопрос постоянно волнует учителя, работающего с данной категорией детей. Очень сложно составить расписание с учетом Санитарных норм и правил, но еще сложнее провести урок в таком классе. Педагогу необходимы знания и умения работы учителя- дефектолога, владеющего дидактическими приемами дифференцированного обучения. Данный конспект урока по чтению (внеклассное чтение) разработан для учащихся с легкой умственной отсталостью, занимающихся по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью в одном классе. Образовательный процесс выстраивается специфично, по принципу обучения в малокомплектных классах, где одновременно обучаются несколько классов. Самостоятельная и фронтальная формы работы на уроке чередуются, при конструировании урока учитывается темп работы каждого класса для правильного распределения времени. Урок в первом классе предполагает работу над звуком и буквой -Б-, идет работа над текстом «Барсук», что соотносится с темой 4-5 классов, которые изучают рассказ Б.Сергеева «Барсук» В уроке используются коррекционно – развивающие упражнения по формированию четкой артикуляции звуков речи, речевого дыхания, дикции и мелкой моторики рук. Урок по теме «Барсук» (по Б.Сергееву) проводится инклюзивно, в обеих параллелях (1 класс- 2 ученика, 4 класс - 2 ученика, 5 класс- 2 ученика). Дети разновозрастные, с разным уровнем познавательного развития, но по интеллектуальным и психическим возможностям близки, поэтому представляется возможным тему и задания объединить в общий урок. На каждого ученика разработана индивидуальная маршрутная карта по теме урока, что обеспечивает учет индивидуально-типологических особенностей развития. Такие карты помогают учителю оценить работу на уроке каждого ученика, для детей это конкретный план их деятельности, выполняя задания которого формируется осознанность чтения, лучше запоминается, т.к. практическая деятельность ребенка с умственной отсталостью приносит наилучший обучающий эффект. Такие карты разрабатываются на каждый класс разные, при этом в данном уроке я использую разные по содержанию карты для каждого ребенка 4 класса, т.к. уровень познавательных способностей у детей разный. Карта состоит из 2х частей: оценки технической стороны чтения, т.е. идет работа над беглостью чтения, задания 2 части направлены на формирование и оценку смысловой стороны чтения. В 1 классе обучение идет по учебнику А.К. Аксеновой, в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В содержании данного урока прослеживаются взаимосвязи с учебными предметами: речевая практика, письмо, мир природы, развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Данная разработка урока актуальна для учителей, работающих в классах подобной структуры (разновозрастные группы) и учителей работающих в инклюзии с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Особенность данного урока: в первом классе для сохранения познавательного интереса и снижения утомляемости используются элементы уроков письма. В своей практике я использую приемы коррекционного обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Формирование мотивации к предмету осуществляю через : занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки. При планировании урока особое внимание уделяется коррекционным задачам, которые будут решены на уроке.
Цель урока:
1 класс | 4 класс | 5 класс |
Знакомство со звуком и буквой - Б- | Развитие навыка осознанного чтения текста и восприятия его содержания | Развитие навыка осознанного чтения и восприятия его содержания |
Задачи урока:
Задачи | 1 класс | 4 класс | 5 класс |
Обучающие | Познакомиться со звуком и буквой -Б-; Учить читать слоги и слова с буквой -Б-; Формировать навык соотнесения звука и буквы; | Познакомить с рассказом – описанием Б.Сергеева «Барсук»; Закреплять навык правильного чтения вслух. Тренировать чтению «про себя»; Учить самостоятельной работе с текстом; Учить осознанному прочитыванию вопроса и формулированию ответа на него; | Познакомить с рассказом – описанием Б.Сергеева «Барсук»; Закреплять навык правильного чтения вслух и «про себя»; Учить самостоятельной работе с текстом; Формировать осознанное восприятие содержания произведения; Формировать навык выборочного чтения; |
Коррекционно- развивающие | Развивать фонематический слух на основе упражнений на выделение звука и буквы; Развивать слуховое и зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании звука и буквы; Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук; Развивать внимание, память, мыслительные операции анализа и синтеза. | Коррегировать произвольное внимание на основе зрительного восприятия и умения удерживать цель в течение всего урока; Развивать Внимание и память; Развивать мыслительные операции анализа и синтеза при работе по заданиям карты; | Коррегировать произвольное внимание на основе зрительного восприятия и умения удерживать цель в течение всего урока; Развивать мыслительные операции анализа, сравнения; Развивать мыслительные операции при работе по заданиям карты; |
Воспитательные | Воспитывать личностные качества: самостоятельность, доведение начатого дела до конца; Формировать понимание необходимости бережного отношения к животному миру. . | Формировать понимание бережного отношения к животному миру; Формировать мотивационную сферу интереса к чтению книг о животных, самоконтроля. | Формировать понимание бережного отношения к животному миру; Формировать мотивационную сферу интереса к чтению книг о животных, самоконтроля. |
Тип урока: комбинированный
Вид: усвоение новых знаний
Методы: словесные, наглядные, практические
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная. Оборудование: 4-5 класс - компьютер, проектор, слайды с фото барсука, индивидуальные маршрутные карты в конвертах, карточки трудных слов, тексты для чтения;
1 класс: карточки - домики, картинки со звуком Б, карточки для отработки звука –б-, касса букв, бусы, наждачная бумага.
Карта урока
Этапы урока, время | 1 класс | 4-5 класс | ||||||||
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
Организационный момент 1 мин. | Фронтальная работа - Здравствуйте, поприветствует друг друга. -Какое сейчас время суток? - Как можем поздороваться? Присаживайтесь, проверьте готовность к уроку. | Встают, приветствуют учителя, затем проверяют готовность к уроку. | ||||||||
Подготовительные упражнения: 4 мин. артикуляция речевое дыхание, ударение дикция | Фронтальная работа Мы будем читать, нужно сделать подготовку к чтению. Повторите за мной упражнения: «Заборчик – трубочка», «Лошадка цокает», «Массаж для языка» «Надуй щеки»; «Задуй свечу» Чистоговорки: «ба-бо- бу- бы, па-по-пу-пы» 2 раза Послушай и ударь голосом на слог(стучу карандашом с ударением) БА- БА- Ба Бо-Бо-Бо Бо- Бо-Бо -Вдох через нос, на выдохе проговариваем чистоговорку: Барсучата милее любого добра Для мамы барсучихи и папы барсука. | Выполняют упражнения Выполняют упражнения Проговаривают чистоговорку | ||||||||
Актуализация знаний 2 мин. | Фронтальная работа -Что знаете о барсуке? -Давайте узнаем больше об этом интересном животном. Поможет нам в этом писатель Б.Сергеев с рассказом «Барсук», первоклассники прочитают о барсуке в Букваре. -Посмотрите на слайд (фото барсука) | Ответы детей Рассматривают фото барсука | ||||||||
Работа по теме 3 мин. 6 мин. 6 мин. | Самостоятельная работа Словарный синтез: Задание: «Составь слово по картинке из букв» ДОМ, КОШКА, САНКИ Работа с учителем Звуковой анализ: - Я покажу картинку, проговори и хлопни в ладоши, если есть -Б-: барабан, баран, букет, батон, бегемот, барсук. «Оденем платье» на этот звук. Посмотрите на букву в Букваре. Напиши на бумаге, выложи из бусинок. Трудно или легко звучит? Гласный или согласный? Самостоятельная работа Работа по карточкам 1.Соедини картинку с буквой 2.Пропиши элементы буквы | Выполняют задание Выполняют задание Отвечают на вопросы | Работа с учителем Словарная работа -Прочитаем слова, разберем значение Грандиозное сооружение, отнорки, необщительный, промышляют, соплеменники, вбешенные. Работа над чтением текста. -Прочитайте про себя и ответьте на вопрос: - Почему барсук полезеный для лесного хозяйства зверь? Самостоятельная работа Работа с учителем Ответьте на вопрос (Слайд) Чтение текста вслух по одному предложению. | Читают слова объясняют значение Читают Отвечают на вопрос Читают по предложению | ||||||
Физминутка | Фронтальная работа -Встали в круг. Закрыли глаза , вытянули руки и повернули ладошки вверх. -Что я положила в ладошку. Прощупай, определи. Скажи какой он? Какая она? Опиши. Камень, пластилин, резина, ткань, бумага, вата. | |||||||||
Работа по теме 15 мин. 10 мин. | Самостоятельная работа Пропиши элементы буквы - б- Работа с учителем Чтение по Букварю стр.10 Самостоятельная работа Работа по карточкам -обведи букву -Б-, раскрась картинку | Пишут элементы буквы Чтение слогов, слов Обводят только букву –Б-, работают цветными карандашами | Работа с учителем - На столах ваши маршрутные карты. -Посмотрите последнее задание. -Вы сможете поставить себе оценку за работу. Самостоятельная работа Выполнение заданий по индивидуальной карте. Работа с учителем Проверим выполненные задания и поставим баллы. | Выполняют задание Читают вопросы и ответы, исправляют ошибки | ||||||
Домашнее задание 2 мин. | Творческое задание: нарисовать барсука (привлечь к помощи родителей) | | 4 класс: нарисовать иллюстрацию к тексту «Барсук», найти ответ на вопрос: - На что похожи лапы барсука? Найти и записать в тетрадь. 5 класс: Записать 2 вопроса по тексту для учеников 4 класса, найти ответ на вопрос: - На что похожи лапы барсука? Записать в тетрадь. | Прочитывают задание на обратной стороне листа с текстом. | ||||||
Итог урока 1 мин. | Фронтальная работа Как оценили свою работу? Молодцы! Первоклассники приклейте свои наклейки в тетрадь за свой труд. Спасибо за работу. | |
Приложения:
Текст «Барсук»;
Индивидуальная маршрутная карта;
Текст для 5 класса
Барсук.
Когда – то барсуков много водилось в наших русских лесах. Обычно селится барсук в глухих местах, возле болот, рек, ручьев. Барсучья нора – грандиозное для зверя сооружение. В ней много отнорков, входов и выходов. В норе - абсолютная чистота. Подстилку – сухие листья, мох, траву – барсуки выносят по утрам из норы проветривать и сушить. Барсуки необщительны. Близкого соседства даже своих соплеменников, других барсуков, не терпят. Днем спят в норах, ночью промышляют личинок насекомых, лягушек, ящериц, змей, зайчат, птиц – всех, кого могут одолеть.
Немало шмелиных гнезд разоряет барсук. Взбешенные шмели его кусают, а он, когда ему невмоготу, катается по земле, давит их. Потом опять спешит к гнезду, чтобы съесть медку.
Барсук почти все солнечные дни проводит в подземелье. Лишь иногда, прерывая дневной сон, он выходит погреться на солнце. Лежит, сидит у норы, на припеке или бродит вокруг. Когда барсучата родятся, мать их тоже выносит на солнце.
К зиме барсуки сильно жиреют, увеличивая в два раза свой вес, старые барсуки могут достигать веса в тридцать два килограмма. Зимою они, так же как и ежи и медведи, впадают в спячку. Там, где зимы холодные, звери спят с октября по апрель.
Барсук безобидное и очень полезное для лесного хозяйства животное – много он истребляет майских и других вредных жуков. В тех местах, где всех барсуков перебили, гибнут тот жуков – вредителей деревья.
Барсук умный лесной зверь. Он никому не причиняет вреда. К неволе барсук привыкает трудно, и в зоопарках днем барсуки спят в своих темных конурах.
По Б. Сергееву.
Текст для 4 класса
Барсук.
Когда – то барсуков много водилось в наших русских лесах. Обычно селится барсук в глухих местах, возле болот, рек, ручьев. Барсучья нора – грандиозное для зверя сооружение. В ней много отнорков, входов и выходов. В норе - абсолютная чистота. Подстилку – сухие листья, мох, траву – барсуки выносят по утрам из норы проветривать и сушить. Барсуки необщительны. Близкого соседства даже своих соплеменников, других барсуков, не терпят. Днем спят в норах, ночью промышляют личинок насекомых, лягушек, ящериц, змей, зайчат, птиц – всех, кого могут одолеть.
Немало шмелиных гнезд разоряет барсук. Взбешенные шмели его кусают, а он, когда ему невмоготу, катается по земле, давит их. Потом опять спешит к гнезду, чтобы съесть медку.
Барсук почти все солнечные дни проводит в подземелье. Лишь иногда, прерывая дневной сон, он выходит погреться на солнце. Лежит, сидит у норы, на припеке или бродит вокруг. Когда барсучата родятся, мать их тоже выносит на солнце.
К зиме барсуки сильно жиреют, увеличивая в два раза свой вес, старые барсуки могут достигать веса в тридцать два килограмма. Зимою они, так же как и ежи и медведи, впадают в спячку. Там, где зимы холодные, звери спят с октября по апрель.
Барсук безобидное и очень полезное для лесного хозяйства животное – много он истребляет майских и других вредных жуков. В тех местах, где всех барсуков перебили, гибнут тот жуков – вредителей деревья.
Барсук умный лесной зверь. Он никому не причиняет вреда. К неволе барсук привыкает трудно, и в зоопарках днем барсуки спят в своих темных конурах.
По Б. Сергееву.
5 класс
Индивидуальная маршрутная карта
_____________________________
Отметь, где ты закончил читать, до выделенного слова или после.
| необщительны | |
Выполни задания
Отметь, где может селиться барсук?
В глухих местах
0 | 1 |
На деревьях
Возле рек
Возле ручьев
2.Как устроена нора барсука? Ответ подчеркни в тексте.
0 | 1 |
3.Отметь близкие по значению слова к слову грандиозное (сооружение)
Огромное
0 | 1 |
Мощное
4.Докажи, что барсуки очень чистоплотные животные. Подчеркни ответ в тексте.
0 | 2 |
5. Чем заняты барсуки днем? Запиши кратко.___________________
0 | 1 |
6. В какое время суток барсуки промышляют (питаются)?
Днем
0 | 1 |
Ночью
Утром
7. Кого могут одолеть барсуки? Ответ подчеркни в тексте.
0 | 2 |
8.Сколько месяцев барсук в спячке? Посчитай, запиши. _____________месяцев
0 | 3 |
9.Отметь верные высказывания. Подчеркни.
Барсуки к зиме вдвое увеличивают свой вес
Барсуки необщительны
Барсуки очень неаккуратны
Барсуки зимуют в берлогах.
0 | 1 |
10. На что похожи лапы барсука? Найди в тексте и отметь.
0 | 1 |
Посчитай, сколько баллов ты набрал, соедини с оценкой
Баллы Оценка 12-13 «5» 9-11 «4» 6-8 «3» |
Индивидуальная маршрутная карта_____________________________
Отметь, где ты закончил читать, до выделенного слова или после.
| выносят | |
Выполни задания
1.Отметь, где может селиться барсук?
0 | 2 |
Возле болот
На деревьях
Возле рек
Возле ручьев
2.Как устроена нора барсука? Ответ подчеркни в тексте.
0 | 1 |
3.Докажи, что барсуки очень чистоплотные животные. Подчеркни ответ в тексте.
0 | 1 |
4. Чем заняты барсуки днем? Запиши кратко.___________________
0 | 1 |
5. В какое время суток барсуки промышляют (питаются)?
Днем
Вечером
Ночью
Утром
0 | 1 |
6. Кого могут одолеть барсуки? Ответ подчеркни в тексте.
0 | 2 |
7.Какой вес имеют взрослые старые барсуки? Выбери ответ и отметь.
0 | 1 |
32 килограмма
12 килограммов
8.Отметь верные высказывания:
0 | 1 |
Барсуки необщительны
Барсуки очень неаккуратны
Барсуки зимуют в берлогах.
9. На что похожи лапы барсука? Найди в тексте и подчеркни.
0 | 1 |
Посчитай, сколько баллов ты набрал, соедини с оценкой
Баллы Оценка 9-10 «5» 7-8 «4» 5-6 «3» |