Рабочая программа по психокоррекции для обучающихся 1 класса по программам обучения детей с умственной отсталостью «Эмоции»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА ПО ПРОГРАММАМ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
«ЭМОЦИИ»
Составитель:
педагог-психолог Е.А. Косарева
Пояснительная записка
Правовой основой программы являются следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 года № 1015;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
Устав государственного казенного общебразовательного учреждения Свердловской области «Туринская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»;
Локальные акты образовательного учреждения;
Общие задачи коррекционной работы
организация углублённого психолого-педагогического изучения каждого воспитанника, поступившего в образовательное учреждение;
анализ структуры дефекта обучающихся, определение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития, проектирование индивидуального образовательного маршрута (индивидуальной коррекционно-развивающей программы);
определение особых образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями, дифференциация программы обучения;
определение особенностей организации образовательного процесса для каждой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности интеллектуального дефекта;
создание условий, способствующих освоению детьми с умственной отсталостью адаптированной образовательной программы общего образования и их интеграции в образовательной организации;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с интеллектуальными нарушениями с учётом индивидуальных психофизических особенностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для обучающихся; реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью;
оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной и методической помощи.
Принципы коррекционной работы
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу.
В 1-ом классе ГКОУ СО «Туринская школа-интернат» обучаются обучающиеся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, ведущей в структуре дефекта которых является умственная отсталость, поэтому сосредоточимся на их основных характерных особенностях.
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Данная категория обучающихся отличается выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Обучающиеся одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Обучающимся трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия
Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Эти обучающиеся способны частично дифференцировать эмоциональное отношение окружающих к ним. Им доступны переживания обиды, страха, радости, удовольствия, гнева, но эмоциональные реакции по глубине обычно не соответствуют причине, их вызвавшей. Характерны узкий диапазоном и незрелость переживаний, низкая способность правильно выражать свои и понимать чужие эмоциональные состояния, своеобразие эмоциональной регуляции поведения, слабый интерес к различным видам деятельности или отказ от нее, своеобразное переживание ситуации оценки своей деятельности, отсутствие навыков просоциального поведения, негативизм, легкая пресыщаемость, эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений. Перечисленные проявления определяют актуальность проведения коррекционных занятий по развитию эмоциональной сферы. Немаловажен факт огромного влияния эмоций на физическое и психическое здоровье. Эмоциональное развитие является одной из важнейших составляющих общего развития человека.
Содержание коррекционной работы в условиях школьного обучения предполагает развитие основных составляющих эмоциональной сферы, а также освоение сферы межличностных отношений через формирование навыков просоциального поведения и основных этических норм и определяется своеобразием эмоционального развития обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталосьбю (интеллектуальными нарушениями). Учитывается то, что эти дети с трудом выделяют другого человека в качестве объекта для взаимодействия, длительно усваивают нормы поведения, не проявляют коммуникативной инициативы, не применяют полученные знания в повседневной жизни, постоянно нуждаются в помощи педагога.
В 2017-2018 учебном году в ГКОУ СО «Туринская школа-интернат» в 1 класс зачислено 2 обучающихся.
Алина – ребёнок с парааутистическими проявлениями. Деятельность игровая, неустойчивая, в совместных играх не участвует. Поведение не всегда адекватное, двигательно расторможена. Находится рядом с детьми, но в контакт не вступает, к групповым занятиям интереса не проявляет. На вопросы не отвечает. Все свойства внимания нарушены.
Иван – двигательно и эмоционально расторможен, суетлив. Поведение хаотичное, не всегда адекватное. Не осознаёт смысла учебной ситуации. Истощаем, быстро утомляется. Фиксировать внимание может только несколько минут. Выраженные нарушения речевого развития, речь лепетная, нечленораздельная.
Общей целью образования обучающихся по 2 варианту АООП является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Цель программы – коррекция и развитие эмоциональной сферы, способствующие максимально возможной социальной адаптации обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
- формирование навыка понимания своих эмоциональных состояний и состояний других людей;
- формирование навыка адекватного проявления своих эмоций в связи с предметом, событием и в ситуациях социального взаимодействия в том числе невербальными средствами общения;
- формирование навыка управления своими эмоциями;
- формирование навыка социально приемлемого взаимодействия;
- накопление словарного запаса;
- коррекция нарушений коммуникации;
- формирование социально приемлемых форм поведения (в семье, классе).
- формировние умения к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;
- формирование учебного поведения (направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание, умение выполнять инструкции педагога, умение выполнять действия по образцу и по подражанию).
Коррекционная работа по эмоциональному развитию проводится поэтапно. Материал программы структурирован по блокам. Работа планируется таким образом, что программное содержание предыдущих блоков повторяется в каждом последующем. Таким образом не только уточняется качество усвоения программного содержания предыдущего блока, но и расширяется и разнообразится деятельность обучающихся. На начальном этапе обучающимся предлагаются готовые образцы поведенческих и эмоциональных реакций. Обучающихся мотивируют на повторение, копирование, воспроизведение вместе с педагогом, частично самостоятельно, самостоятельно.
Общая структура занятия
1. Вводная часть.
2. Основное содержание занятия.
3. Заключительная часть
Вводная часть.
Начало занятия – это ритуал, чтобы обучающиеся могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других.
Во вводную часть включены упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, создание благоприятной атмосферы и настрой на занятие.
Основное содержание занятия
Упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы. Задания составлены из следующих разделов:
Пропедевтический этап работы.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы.
Развитие правильного понимания и использования выразительных движений рук (жесты, пантомимика).
Формирование умения распознавать и воспроизводить эмоциональные состояния.
Развитие коммуникативных способностей и просоциального поведения.
Этическая грамматика.
Заключительная часть
Окончание занятия – это завершение определенного вида деятельности, ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Упражнения на заключительном этапе направлены на формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе); повышение социального статуса ребенка в коллективе.
Содержание работы
Период диагностики, установления положительного эмоционального контакта с одноклассниками. Пропедевтический этап работы.
Формирование чувства уверенности в окружающем, создание
положительной установки, положительного впечатления о школе, желания посещать школу.
Выбор удобного места; освоение окружающей среды: знакомство с кабинетом, педагогм;
знакомство со школой (другими классами, кабинетами, помещениями); знакомство со школьным двором; знакомство с другими педагогами и персоналом.
Сближение детей друг с другом и педагогом, установление открытых
доверительных отношений.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы.
Продуцирование положительных переживаний. Нейтрализация негативных реакций на совместную деятельность, снятие повышенной агрессивности. Использование отвлекающих физических действий для блокировки отрицательных эмоций: манипуляция с любимым предметом (игрушкой); получение приятных ощущений (музыка, массаж); ослабление возбуждения эмоционально расторможенных детей (игры «В кляксы», «Мыльные пузыри» и т.п.).
Развитие правильного понимания и использования выразительных
движений рук.
Жесты. Утвердительный «Да», отрицательный «Нет»; указывающие жесты «Там», «Тут», «Это я», «Это мое», «Это там», «Это тут», «Чье это?». Приветствующие жесты: здороваться, прощаться, используя вербальные и/или невербальные средства (установление зрительного контакта, улыбка, кивок головой, взмах рукой).
Формирование пантомимических умений. Подражание движениям зайца, медведя и др. сказочных героев.
IV. Формирование умения распознавать и воспроизводить эмоциональные состояния.
Формирование умения понимать свое эмоциональное состояние.
Формирование умения «читать» эмоциональное состояние другого человека.
Формирование умения проявлять эмоции различными социально приемлемыми способами (вербальными, невербальными).
Эмоции: радость — грусть (печаль, горе).
V. Развитие коммуникативных способностей и просоциального поведения.
Развитие внимания детей к людям, поддержание потребности в доброжелательном отношении и общении с окружающими взрослыми и детьми (желание и умение взаимодействовать).
Развитие умения открыто проявлять эмоции и чувства различными социально приемлемыми способами («Давайте познакомимся», «Мое имя», «Чей голос?», «Встаньте те, кто…», «Веселые и грустные краски», «Внимательный мальчик»).
VI. Этическая грамматика.
Воспитанность как этическая норма общения: «Школа вежливости» («Волшебные слова», «Если вы вежливы», «Вежливый ребенок», «Пожалуйста» и т.п.).
Предполагаемые результаты (примерный результативный минимум) освоения программы «Эмоции».
Учащиеся могут:
• назвать свое имя, имена родителей и некоторых одноклассников или указать на носителя имени;
• здороваться, прощаться, благодарить («спасибо»), просить прощения
(«извините»), используя вербальные и невербальные средства коммуникации;
• поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте, в классе;
• использовать жесты для невербальной коммуникации (согласно программному содержанию);
• использовать, по возможности, эмоциональный словарь (весело, хорошо, плохо и др.);
• выражать мимикой и пантомимикой основные эмоции (радость, печаль, спокойствие, злость, страх);
• делать элементарную мимическую гимнастику.
Учащие демонстрируют:
• положительные эмоции к одноклассникам, уважение к старшим;
• просоциальные чувства: желание помогать, угощать, жалеть, делиться, оказывать посильную помощь по отношению к одноклассникам и членам своей семьи;
• интерес к совместной деятельности с другими детьми, положительную реакцию на похвалу;
• адекватные эмоциональные реакции в повседневных ситуациях (на занятиях, на прогулке, на переменке и т.п.).
Учащиеся дифференцируют (понимают):
• основные эмоции (радость, печаль, спокойствие, злость, страх) на фото, картинках, портретах;
• эмоциональный характер несложной мелодии (веселая, грустная) и реагирует на нее соответствующими ритмическими движениями;
• полярные эмоции, проявляемые другими людьми;
• некоторые черты характера (добрый, злой, ласковый, вежливый, грубый, жадный, щедрый и могут дать оценку с помощью педагога).
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг учебных действий, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используем следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. Мониторинг заполняется педагогом индивидуально.
Материально-техническое обеспечение программы «Эмоции»
Технические средства обучения (компьютер с программным обеспечением; магнитная доска).
Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага.).
Набор бумажных кукол.
Театр бумажный по сказкам .
Куклы .
Мелкие игрушки.
Мягкие и пластмассовые игрушки: дикие и домашние животные.
Демонстрационный материал: иллюстрации к занятиям, книжки, презентации, видеоматериалы, мультфильмы.
Большое настенное зеркало.
Методическое обеспечение программы «Эмоции»
Программа коррекционных занятий«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ» учебного плана
второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью I—IX классы – Минск, 2017;
2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Под ред. И.М.Бгажноковой – М.: ВЛАДОС, 2007;
3. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под ред. И.М.Бгажноковой – М.: ВЛАДОС, 2007;
4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – С-П.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой
5. Использованы пособия: Рисования с детьми раннего возраста . Методическое пособие для воспитателей и родителей. Е.А.Янушко – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010;
6. Первые слова. Серия «Суперраскраска» – г. Тверь: Комбинат детской литературы имени 50-летия СССР.
Содержание занятий
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Цель |
Содержание |
Методическое информационно-техническое обеспечение |
1-2 |
Диагностика |
2 |
Исследование актуального развития и зоны ближайшего. |
Диагностическое обследование |
Диагностические методики. Наблюдение в процессе деятельности. |
|
3-4 |
Игры на ориентировку в пространстве, на взаимодействие с педагогом. |
2 |
Формирование чувства уверенности в окружающем, создание положительной установки, положительного впечатления о школе, желания посещать школу. Выбор удобного места; освоение окружающей среды: знакомство с кабинетом, педагогм. |
«Где это лежит», «Давайте познакомимся», «Хоровод». |
||
5-6 |
Игры на общение и взаимодействие с педагогом и друг другом. |
2 |
Сближение детей друг с другом и с педагогом, установление открытых доверительных отношений. |
Игры: «Найди игрушку», «Чьи вещи?», «Как пройти?», «Кто это делает?», «Что для чего» и т. п. |
Мелкие игрушки, иллюстрации, набор бумажных кукол |
|
7 |
Коллективное рисование. |
1 |
Сближение детей друг с другом и педагогом, установление открытых доверительных отношений. |
Коллективное рисование на большом листе бумаги |
Ватман, фломастеры |
|
8 |
Создание эмоционально благоприятной атмосферы |
1 |
Продуцирование положительных переживаний. Нейтрализация негативных реакций на совместную деятельность, снятие повышенной агрессивности. |
Использование отвлекающих физических действий для блокировки отрицательных эмоций: манипуляция с любимым предметом (игрушкой); получение приятных ощущений (музыка, массаж); ослабление возбуждения эмоционально расторможенных детей |
Игры «В кляксы», «Мыльные пузыри» и т.п., массаж, аудиозапись. «мультяшной» музыки |
|
9-10 |
Развитие правильного понимания и использования выразительных движений рук. Жесты. Утвердительный «Да». |
2 |
Развитие правильного понимания и использования выразительных движений рук. |
|||
11-12 |
Жесты. Отрицательный «Нет». |
2 |
||||
13-14 |
Жесты. «Дай», «На»; |
2 |
||||
15-16 |
Жесты. Указывающие жесты «Там», «Тут», «Это я», «Это мое», «Чье это?», «Кому дать?» |
2 |
Набор бумажных кукол с одеждой |
|||
17-18 |
Приветствующие жесты. Установление зрительного контакта, улыбка, кивок головой, взмах рукой. |
2 |
Формирование навыков социального взаимодействия: здороваться, прощаться, используя вербальные и/или невербальные средства. |
Отработка жестикуляции, умения улыбаться. |
Картинки, презентация, зеркало. |
|
19-20 |
Пантомима. Русская народная сказка «Теремок» |
2 |
Формирование пантомимических умений. |
Подражание движениям зайца, медведя и др. сказочных героев. |
Бумажный кукольный театр, мультфильм по сказке. |
|
21-22 |
Русская народная сказка «Три медведя» |
2 |
Формирование пантомимических умений. |
Подражание движениям. сказочных героев |
Бумажный кукольный театр, мультфильм по сказке. |
|
23-26 |
Эмоции: радость — грусть (печаль, горе) |
4 |
Формирование умения распознавать и воспроизводить эмоциональные состояния. Формирование умения понимать свое эмоциональное состояние. Формирование умения «читать» эмоциональное состояние другого человека. Формирование умения проявлять эмоции различными социально приемлемыми способами (вербальными, невербальными). |
Последовательность работы: 1) воспроизведение эмоций радости, горя. Педагог демонстрирует: «Мне подарили подарок. Я очень рад!». «Сломалась любимая вещь (игрушка). У меня горе». обучающиеся повторяют эмоционально выразительные движения педагога; 2) узнавание эмоций радости и горя на лице другого человека. Педагог или ученик имитируют эмоциональные состояния, обучающиеся называют; 3) различение эмоций радости и горя на картинке (четкое изображение лица человека, сказочного персонажа, выражающего определенную эмоцию); 4) воспроизведение эмоции с помощью мимики. |
В начале занятия делать мимическую гимнастику. |
|
27-28 |
Развитие коммуникативных способностей и просоциального поведения. |
2 |
Развитие внимания обучающихся к людям, воспитание потребности в доброжелательном отношении и общении с окружающими взрослыми и детьми (желание и умение взаимодействовать). Развитие умения открыто проявлять эмоции и чувства различными социально приемлемыми способами |
Игры и упражнения: «Давайте познакомимся», «Мое имя», «Чей голос?», «Встаньте те, кто…». |
Упражнения в знакомстве с новыми людьми. |
|
29-31 |
Этическая грамматика. |
2 |
||||
32-33 |
Контрольная диагностика |
2 |
Мониторинг развития обучающегося 1 класса по программе «Эмоции»
Ф.И.______________________________________________________
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
2020-2021 |
||||||
сентябрь |
декабрь |
май |
декабрь |
май |
декабрь |
май |
декабрь |
май |
|
Назвать свое имя |
|||||||||
Называть имена одноклассников |
|||||||||
Взаимодействовать с педагогом, друг с другом |
|||||||||
Здороваться, прощаться используя вербальные и невербальные средства коммуникации |
|||||||||
Благодарить («спасибо»), просить прощения («извините»), используя вербальные и невербальные средства коммуникации |
|||||||||
Использовать жесты для невербальной коммуникации «Да», «Нет» |
|||||||||
Использовать жесты для невербальной коммуникации «Дай», «На» |
|||||||||
Указывающие жесты «Там», «Тут», «Это я», «Это мое», «Чье это?», «Кому дать?» |
|||||||||
Использовать эмоциональный словарь (весело, хорошо, плохо и др.); |
|||||||||
Выражать мимикой и пантомимикой основные эмоции (радость, грусть) |
|||||||||
Делать элементарную мимическую гимнастику |
|||||||||
Устанавливать зрительный контакт |
|||||||||
Обратиться с элементарной просьбой |