Конструкт урока по литературному чтению «Слогозвуковой анализ»
Конструкт пробного урока литературному чтению
по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Киселевой Ксении Александровны
Дата: 26.10.2022
Класс: 1 «Б»
Тема урока: «Выделение в слове отдельных звуков. Слогозвуковой анализ».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительный эмоциональный настрой на урок, интерес к теме урока, любознательность, активность
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию, контроль и оценку собственной деятельности); познавательные УУД (умение выстроить речевое высказывание в устной форме, умение выстраивать цель логических рассуждений); коммуникативные УУД (умение выстроить диалог с учителем и сверстниками, умение выслушать мнение другого, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее).
Предметные: обучающиеся умеют делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, умеют выделять ударный слог при произнесении слова (большей силой голоса, протяжным произношением), определять на слух ударный слог в словах, обозначать слог на схеме слова, определять последовательность звуков в слове, выделять и называть звуки в слове по порядку
Цель: формировать у обучающихся умение делить слова на слоги и выделять гласный звук
Задачи:
Коррекционно-воспитательные: формировать у обучающихся положительный эмоциональный настрой на урок, интерес к теме урока, любознательность, активность
Коррекционно-развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию, контроль и оценку собственной деятельности); познавательные УУД (умение выстроить речевое высказывание в устной форме, умение выстраивать цель логических рассуждений); коммуникативные УУД (умение выстроить диалог с учителем и сверстниками, умение выслушать мнение другого, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее).
Коррекционно-образовательные: обучающиеся научатся делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, выделять ударный слог при произнесении слова (большей силой голоса, протяжным произношением), определять на слух ударный слог в словах, обозначать слог на схеме слова, определять последовательность звуков в слове, выделять и называть звуки в слове по порядку
Коррекционная работа: обучающиеся демонстрируют сформированность адекватных представлений о собственных возможностях
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
принцип наглядности;
принцип систематичности и последовательности.
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального подъема;
Стимулирование активности
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
По источнику получения знаний:
словесные: беседа;
наглядные: демонстрация;
практические: упражнения.
Методы эмоционального стимулирования:
создание ситуации успеха;
поощрение и порицание.
Методы формирования ответственности и обязанности:
предъявление педагогических требований;
оперативный контроль.
Методы воспитания:
Методы осмысления детьми своего социального опыта:
беседа.
Методы самоопределения личности ребенка:
рефлексия и самопознание.
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование:
Демонстрационное: аншлаги с темой, аншлаги с обозначениями слогов, гласных звуков и ударения
Индивидуальное: конверт для индивидуальной работы
Обеспечение урока:
Информационное обеспечение:
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утвержден приказом министерства образования и науки российской федерации от 2014г
2. Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 2015г
3. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1 и вариант 7.2)
4. https://yandex.ru/search/?text=загадка+с+ответом+согласные+&lr=11164&clid=2270455&win=436
Структура (план) урока (в соответствии с типом урока):
Этап урока | Время |
Мотивация к учебной деятельности | 3 мин |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы | 7 мин |
Комплексное применение и систематизация знаний | 15 мин |
Физкультминутка | 2 мин |
Проверка, коррекция и оценка знаний и способов действия | 10 мин |
Рефлексия учебной деятельности | 3 мин |
Итого | 40 мин |
Оформление учебного кабинета, макет доски:
| Дата. Классная работа. | |
Ход урока:
Этапы0урока | Образовательные задачи | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля | Планируемые результаты |
Мотивация к учебной деятельности | Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | По источнику получения знаний: словесные: беседа; Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. | -Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке литературного чтения! Меня зовут Ксения Александровна и сегодня урок у вас проведу я. -Посмотрите на ваших партах не должно ничего лежать -Я сейчас послушаю как садятся девочки, а сейчас как садятся мальчики -Помните ребята как сидят настоящие ученики. Ноги ровно на полу, спинка ровная, руки лежат на парте -Смотрю как вы сидите, вижу ваши внимательные глазки -Сегодня нам с вами предстоит много работать, но я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями -Поднимите руку, кто готов много работать и узнать много нового -Вижу, что все готовы, начинаем наш урок! | -Приветствуют педагога -Проверяют готовность к уроку -Рефлексируют | Ф | _____ | Само, учитель | Личностные: обучающиеся демонстрируют положительный эмоциональный настрой на урок Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию); |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. | актуализировать знания детей, сформулировать тему урока | По источнику получения знаний: словесные: беседа; Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. | -Перед началом урока я предлагаю вам выполнить гимнастику, чтобы чётко и правильно проговаривать слова. Я буду показывать, а вы повторяйте за мной -Сейчас мы с вами будем улыбаться вытягивать губки в хоботочек. Посмотрите, как это делаю я и повторяйте за мной -Умнички! Следующее задание называется "Сытый хомячок ". Мы будем надумаешь и сдавать наши щечки. Посмотрите, как это делаю я повторяйте за мной. Надеемся правую щёчку и тихонько ударим по щечке, левая надумаете, а потом снова ударяем по шапке и надевает правую -Молодцы, закончим это упражнение. -И последнее, "Часики". Влиянием губки в улыбку, а языком будем по очереди касаться уголков рта. Посмотрите, как это делаю я и повторяйте за мной -Закончили! Вы большие молодцы, теперь наш ротик готов а работе и мы сможем правильно и чётко проговаривать слова -Тема нашего урока спряталась в загадках, нам нужно их разгадать. Слушайте внимательно и у вас все получится! Предлагаю вам загадку, Чтоб пошло все по порядку! Если буду я молчать как меня можно понять? А выручить всегда готово Любимое родное … (слово) -Молодцы! Вот первая часть нашей темы -А кто нам скажет, на что делятся слова? -Молодец! На слоги. Это вторая часть нашей темы! И последнюю часть мы узнаем снова из загадки Звуки тянутся, поют, Без преград они живут. Цветом они красные, Это звуки... -Молодцы. Это лесные звуки? А какие ещё бывают звуки? -Умнички! -Вот и третья часть нашей темы. Тема урока: Слова. Слоги. Звуки | -слово -на слоги -гласные -гласные и согласные | Ф | аншлаги с темой | Само, учитель | Личностные: обучающиеся демонстрируют положительный эмоциональный настрой на урок, интерес к теме урока, любознательность, активность Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию); познавательные УУД (умение выстроить речевое высказывание в устной форме, умение выстраивать цель логических рассуждений); коммуникативные УУД (умение выстроить диалог с учителем и сверстниками, умение выслушать мнение другого). Коррекционная работа: обучающиеся демонстрируют сформированность адекватных представлений о собственных возможностях |
Комплексное применение и систематизация знаний | выявить пути решения проблемы. | По источнику получения знаний: словесные: беседа; наглядные: демонстрация; практические: упражнения. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа. | -Кто нам скажет еще раз на что делятся слова? -Умничка! Слова делятся на слоги -А как они обозначаются в схеме? -Замечательно! Слоги обозначаются прямоугольником на схеме -Попробуем с вами разделить слово на слоги. -Первое слово спряталась в загадке. Вам нужно угадать какое слово мы будем сейчас делить на слоги Всех зверей она хитрей, Шубка рыдая на ней. Пышный хвост её краса, А зовут её... -Поставьте правую руку к подбородку. Сколько раз подбородок ваш отодвинет руку, столько и слогов в слове Давайте проговорим его. Приготовили руки и все вместе Ли-са -Сколько слогов в слове? -Верно! 2 слога. -Кто выйдет к доске и обозначит слоги на схеме? -Выходи! Поставь около изображения лисы столько прямоугольников, сколько слогов мы насчитали -Молодец, присаживайся! -Попробуем поставить ударение. Какой слог мы называем ударным в слове? -Давайте произнесем его вместе и тот слог, который мы произнесем с усилением или пропоем и будет ударным -Произнесем вместе слово лиса Ли- СА -Какой слог? -Умнички! Второй слог будет ударным. Обозначим это на схеме -Следующее слово мы тоже узнаем из загадки Все зимой его боятся Больно может он кусаться. Прячьте уши шеки, нос, Ведь на улице.... -Молодцы. Приготовили руку. Вместе проговорим Мо-роз - Сколько раз подбородок ударил об руку? -Сколько слогов в этом слове? -Умнички! В этом слове 2 слога. -Кто у нас смелый и выйдет к доске для обозначения на схеме? -Выходи к доске! Поставь около изображения столько прямоугольников сколько слогов мы насчитали в этом слове -Молодец! В слове 2 слога, и ты обозначил на схеме 2 прямоугольника. Присаживайся! -Попробуем поставить ударение. Какой слог будет ударным в слове мороз? -Давайте произнесем его вместе и тот слог, который мы произнесем с усилением и будет ударным Мо-РОЗ -Какой слог? -Умнички! Второй слог будет ударным. Обозначим это на схеме -Следующее слово, оно будет немного сложнее. Посмотрите на доску, кто там изображён? -Приготовили руку, проговариваем. - Сколько раз ударил подбородок о руку? -Сколько слогов? -молодец – 3 слога -Кто хочет выйти к доске? -Выходи! Поставь около изображения коровы столько прямоугольников, сколько слогов мы насчитали -Отлично! -Попробуем поставить ударение. Какой слог будет ударным в слове корова? -Давайте произнесем его вместе и тот слог, который мы произнесем с усилением и будет ударным Ко-РО-ва -Какой слог? -Умнички! Второй слог будет ударным. Обозначим это на схеме -Вот мы с вами и справились с этим заданием. -Вижу, что вы немного устали. Поднимайтесь со стульчиков! Немного отдохнем. Я буду проговаривать стихотворение и выполнять движения, а вы повторяйте за мной Громко тикают часы (Ходьба на месте) Тик-так, тик-так. (Наклоны вправо-влево головы) В школу нам пора идти, (Ходьба на месте) Тик-так, тик-так. (Наклоны вправо-влево.) Мы учебники собрали, (разводим руки и обнимаем себя) Тик-так, тик-так. (повороты туловищем влево - вправо.) В школу дружно зашагали, (Ходьба на месте.) Тик-так, тик-так. (поднимаем плечи вверх и опускаем вниз) -Какие вы молодцы. Присаживайтесь на свои места. Покажите, как сидят правильные ученики -Умнички! -Кто скажет, на что у нас делятся слоги? -Верно! Слоги делятся на звуки! А какие мы уже знаем звуки? -Верно! Гласные и согласные. А как мы их отличаем? -Гласные звуки как отличаются от согласных? -Умнички! Мы можем их пропеть и не встретим преграды. Давайте пропоем звук «а» все вместе -А как мы его обозначаем на схеме? Каким цветом? -Умнички! Гласные звуки обозначаются красным цветом на схеме -Это у нас гласные звуки, а как мы поймем, что звук согласный? -Верно! Мы их трудно проговариваем, голос встречает встречают преграду, им мешают наш язык и зубки. Давайте месте проговорим звук «б» -Это согласный. Когда мы этот звук произносим, голос встречает преграду, мы не можем его пропеть. -А каким цветом обозначаем на схеме согласный звук? -Молодцы! Они обозначаются синим цветом. - Сегодня на уроке мы потренируемся находить только гласный звук. Какой это звук? | -на слоги -прямоугольниками -Лиса -2 -который произнесем с усилением -2 -мороз -2 -2 -2 -корова -3 -3 -2 -выполняют -на звуки -гласные и согласные -у которого при произношении голос не встречает препятствия, и мы можем его пропеть. -красным -звук будет встречать преграду и мы не можем его пропеть -синим -который при произношении тянется и не встречает преграду | Ф, И | аншлаги с темой, аншлаги с обозначениями слогов, гласных звуков и ударения | Само, учитель | Личностные: обучающиеся демонстрируют положительный эмоциональный настрой на урок, интерес к теме урока, любознательность, активность Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию); познавательные УУД (умение выстроить речевое высказывание в устной форме, умение выстраивать цель логических рассуждений); коммуникативные УУД (умение выстроить диалог с учителем и сверстниками, умение выслушать мнение другого, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее). Предметные: обучающиеся умеют делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, умеют выделять ударный слог при произнесении слова (большей силой голоса, протяжным произношением), определять на слух ударный слог в словах, обозначать слог на схеме слова, определять последовательность звуков в слове, выделять и называть звуки в слове по порядку Коррекционная работа: обучающиеся демонстрируют сформированность адекватных представлений о собственных возможностях |
Физкультминутка | снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности. | Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль | -Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Повторяйте за мной -Положите обе руки на парту ладошками вниз, а теперь правую руку согнем в кулачок. Теперь поменяем местами. Правая рука будет лежать ладошкой вниз, а левая будет в кулачке -Поменяем, поменяем, поменяем -Как хорошо у вас получается! Встряхните ручки -Теперь сядем как настоящие ученики -Вижу, что можем продолжать урок дальше | | Ф | | Само, учитель | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию); |
Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности | закрепить полученные знания | По источнику получения знаний: словесные: беседа; наглядные: демонстрация; практические: упражнения. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа. | -Сейчас мы с вами потренируемся определять гласный звук на схеме, ставить ударения и делить на слоги. Кто-то будет работать у доски, а остальные на парте самостоятельно -У вас на партах сейчас лежат конверты, откройте их и достаньте все содержимое -Что мы видим? -Молодцы! Там лежат прямоугольники, красные квадраты и черточки. Прямоугольниками мы будем определять слоги в слове, черточкой ставить ударение, а красными квадратиками обозначать звуки. Какой звук мы обозначаем красным цветом? -Умнички! -мы будем с вами работать у доски и самостоятельно каждый -К доске пойдет ….. выходи! -Первое слово мы узнаем из изображения. Кто изображен на доске?
-А у кого из вас дома живет собака? -Как зовут ваших собак? -Опишите свою собаку, добрая она или злая, большая или маленькая -А у меня дома живет сразу 2 собаки. Одна большая, а вторая маленькая, они очень добрый и дружат друг с другом -Давайте произнесём слово, подставим ладонь к подбородку. -Сколько слогов получилось? -Верно! 3 слога. У себя на парте каждый обозначает это прямоугольниками, а …. На доске -Какой слог будет ударный? Произнесем с усилением Со-БА-ка -Умнички! 2 слог будет ударным, обозначаем на схеме черточкой
-Давайте ещё раз произнесём 1-ый СЛОГ все вместе - Соо -давайте вместе выделим и произнесем первый звук -С - Он встречает преграду или тянется? -Значит какой это звук? -Будем обозначать на схеме? -Молодцы! Теперь произнесем второй звук -Он встречает преграду или тянется? -Какой это звук? -Будем обозначать на схеме? -Давайте ещё раз произнесём 2-ой СЛОГ все вместе - баа -давайте вместе выделим и произнесем первый звук -б - Он встречает преграду или тянется? -Значит какой это звук? -Будем обозначать на схеме? -Молодцы! Теперь произнесем второй звук -Он встречает преграду или тянется? -Какой это звук? -Будем обозначать на схеме? -Давайте ещё раз произнесём 3-ий СЛОГ все вместе - каа -давайте вместе выделим и произнесем первый звук - Он встречает преграду или тянется? -Значит какой это звук? -Будем обозначать на схеме? -Молодцы! Теперь произнесем второй звук -Он встречает преграду или тянется? -Какой это звук? -Будем обозначать на схеме? -Умнички! Сколько гласных звуков у нас получилось? -Верно! 3 гласных звука -Предлагаю вам немного отдохнуть. Поднимайтесь со своих мест. Я буду проговаривать стихотворение и делать движения, а вы повторяйте за мной. Быстро встали, улыбнулись. Выше-выше потянулись. Ну-ка плечи распрямите. Поднимите, опустите. Вправо, влево поверните, Рук коленями коснитесь. Сели встали, сели встали И на месте побежали. -Присаживайтесь на свои места, а теперь я смотрю кто сидит как настоящий ученик и тихо-тихо -Молодцы! -Теперь к доске выйдет кто-то другой. Кто у нас самый смелый в классе? -Выходи! -Следующее слово спряталась среди других животных. Посмотрите на изображение и найдите домашнее животное. Кто уже нашёл, что это за животное? -Умничка! Это кошка -Поднимите руку у кого дома живет кошка? -Вижу, что есть те, у кого живут кошки. И у меня ребята тоже живет маленькая рыжая кошка. В нашем классе у многих дома живёт домашнее животное, это очень хорошо, ведь домашние животные — это наши друзья. -Сколько в нем слогов, давайте посчитаем. Приготовили руку и вместе проговариваем -Сколько слогов получилось? -Верно! 2 слога. У себя на парте каждый обозначает это прямоугольниками, а …. На доске -Какой слог будет ударный? Произнесем с усилением КОШ-ка -Умнички! 1 слог будет ударным, обозначаем на схеме черточкой -Давайте ещё раз произнесём 1-ый СЛОГ все вместе - кош -давайте вместе выделим и произнесем первый звук - Он встречает преграду или тянется? — Значит, какой это звук? -Будем обозначать на схеме? -Молодцы! Теперь произнесем второй звук -Он встречает преграду или тянется? -Какой это звук? -Будем обозначать на схеме? -Молодцы! Теперь произнесем третий звук -Он встречает преграду или тянется? -Какой это звук? -Будем обозначать на схеме? -Давайте ещё раз произнесём 2-ой СЛОГ все вместе -давайте вместе выделим и произнесем первый звук - Он встречает преграду или тянется? — Значит, какой это звук? -Будем обозначать на схеме? -Молодцы! Теперь произнесем второй звук -Он встречает преграду или тянется? -Какой это звук? -Будем обозначать на схеме? -Умнички! Сколько гласных звуков у нас получилось? -Верно! 2 гласных звука -Сделаем с вами небольшой вывод. Слова состоит из слогов, а слоги из звуков. Они бывают гласные и согласные. Посмотрите, сколько в слове гостевых, столько и слогов будет в слове | -прямоугольники, красные квадраты, черточки -гласный -собака -3 -2 -соо -с -встречает преграду -согласный -нет -о -тянется -гласный -да -баа -б -встречает преграду -согласный -нет -ааа -тянется -гласный -да -каа -к -встречает преграду -согласный -нет -ааа -тянется -гласный -да -3 -кошка -2 -1 Коош -к -встречает преграду -согласный -нет Ооо -тянется -гласный -да -Ш -встречает преграду -согласный -нет -каа -к -встречает преграду -согласный -нет -аа -тянется -гласный
-да -2 | Ф, И | аншлаги с темой, аншлаги с обозначениями слогов, гласных звуков и ударения, конверт для индивидуальной работы | Само, учитель | Личностные: обучающиеся демонстрируют положительный эмоциональный настрой на урок, интерес к теме урока, любознательность, активность Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию, контроль и оценку собственной деятельности); познавательные УУД (умение выстроить речевое высказывание в устной форме, умение выстраивать цель логических рассуждений); коммуникативные УУД (умение выстроить диалог с учителем и сверстниками, умение выслушать мнение другого, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее). Предметные: обучающиеся умеют делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, умеют выделять ударный слог при произнесении слова (большей силой голоса, протяжным произношением), определять на слух ударный слог в словах, обозначать слог на схеме слова, определять последовательность звуков в слове, выделять и называть звуки в слове по порядку |
Рефлексия учебной деятельности | подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течении урока. | Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия и самопознание | -Кто помнит, какие задания мы с вами сегодня делали? -Молодец! Мы с вами делили слова на слоги, искали ударный звук и потренировались определять на схеме звуки -Мы проделали с вами большую работы. Вы такие умнички! -Сейчас покажите 5 пальцев если на уроке вам было легко и у вас все получалось и покажите 3 пальца, если у вас были трудности, но вы с ними справились -Ребята, я вижу, что у многих из вас пять пальцев. Я очень рада! -Я хочу похвалить вас за работу на уроке -Спасибо за урок. До свидания! | -делили слова на слоги, искали ударный звук и потренировались определять на схеме звуки -рефлексируют | Ф | аншлаги с темой | Само, учитель | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию, контроль и оценку собственной деятельности); познавательные УУД (умение выстроить речевое высказывание в устной форме); коммуникативные УУД (умение выстроить диалог с учителем и сверстниками, умение выслушать мнение другого). |