Консультация для педагогов: «Развитие полушарий мозга у детей дошкольного возраста»
«Развитие полушарий мозга у детей дошкольного возраста»
Развитие функций обеих рук и связанное с этим
формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт
человеку преимущество в интеллектуальном развитии
И. П. Павлов
Развитие полушарий мозга — это процесс, направленный на стимуляцию и совершенствование работы обоих полушарий мозга.
И. П. Павлов считал, что развитие функций обеих рук даёт человеку преимущества в интеллектуальном развитии. По его мнению, это повышает уровень организации и распределения функций между левым и правым полушариями мозга, а также их взаимодействием.
Также Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах: первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как «сигналу сигналов» мозг людей отражает реальность в обобщённой форме, вследствие чего изменяется характер регуляции поведения.
Каждое из полушарий выполняет свои функции.
Левое контролирует речь, математические и аналитические способности, планирование, логику и детальное восприятие.
Правое отвечает за обработку интуитивной и эмоциональной информации, креативность, визуальное восприятие и пространственное мышление.
Каждое полушарие нашего мозга отвечает за определенную сферу деятельности.
Правое – за пространственную ориентацию, творческие (музыкальные, театральные, художественные и другие) способности, невербальное отношение, воображение.
Специализация левого полушария – аналитическое и логическое мышление, математические способности, восприятие речи – устной и письменной, память, склонности к изучению иностранных языков. Умственные способности человека напрямую зависят от согласованной работы обоих полушарий.
Левое полушарие контролирует:
усвоение фактов;
речевые навыки, чтение, письмо;
обработку, запоминание и структурирование языковой информации;
оперирование цифрами и математическими понятиями;
анализ и поэтапную логику;
планирование.
Правое полушарие контролирует:
обработку и хранение образов;
интуитивное мышление и основанную на нём пространственную ориентацию;
творческий потенциал;
воображение;
способность воспринимать метафорические образы;
чувство юмора.
Признаки плохого межполушарного взаимодействия
слабая способность к запоминанию;
необоснованная агрессия у ребенка;
проблемы с речью — нечеткое проговаривание, сбивчивость, дошкольник путает слова, часто забывает;
ребенку сложно выстроить нормальные отношения с одногодками;
малышу трудно описать ситуацию по представленной картинке;
Причины
Недостаточное развитие межполушарных связей может быть обусловлено врожденными или приобретенными нарушениями.
родовая травма;
тяжело протекающие детские болезни в возрасте до 1 года;
осложнения после общего наркоза;
длительный стресс.
Для развития полушарий мозга можно выполнять следующие упражнения:
Для тренировки левого полушария полезны логические задачи, разгадывание кроссвордов, ребусов, судоку.
Работу правого полушария можно улучшить с помощью более абстрактных и творческих упражнений — визуализации (представления образов), сочинения историй, рисования или письма левой рукой.
Для развития детского мозга обязательно нужны упражнения, без которых не будут формироваться синапсы – нейронные узлы. Если время от времени не повторять выученное стихотворение, то оно может со временем позабыться. То же происходит и с синапсами, которые, будучи без дела, слабеют, и, в конце концов, могут полностью разрушиться, если не используются упражнения для развития мозга.
Рисование двумя руками
Сначала нужно симметрично обводить обеими руками контуры простых рисунков, используя кисть с краской, фломастер или простой карандаш. Руки должны двигаться параллельно друг другу, одна не должна обгонять вторую.
Лепка и оригами
Это обязательно нужно выполнять обеими руками. Упражнение не только улучшает зрительно-моторную координацию, но и развивает воображение.
«Играем в разные цвета»
На листе бумаги разными цветами пишут названия разных оттенков так, чтобы они не совпадали, например, слово «желтый» пишем красным цветом, а «синий» – зеленым и т.д. Теперь следует быстро произносить названия тех цветов, которые использовались при написании слов, не обращая внимания на сами слова.
«В чужой шкуре»
Выполняем привычные действия (размешиваем чай, чистим зубы и даже пишем) не обычной, а второй рукой: правши делают все это левой рукой, левши – правой.
Для развития обоих полушарий мозга можно выполнять следующие упражнения и заниматься определённой деятельностью:
Танцы, танцевальные движения, музыка . Участие в музыкальных занятиях и танцах помогает развивать синхронизацию движений с музыкой, что стимулирует взаимодействие между музыкальными и двигательными навыками.
Творчество и рисование. Развитие творческих навыков через рисование, лепку или другие формы творчества помогает ребёнку развивать воображение, пространственное восприятие и креативное мышление, вовлекая оба полушария.
Игры на развитие мозга. Головоломки, конструкторы и игры с логическими заданиями могут стимулировать оба полушария и способствовать развитию межполушарных связей.
Чтение и рассказывание, придумывание различных историй. Помогает развивать языковые навыки и воображение ребёнка. При этом он воспринимает текст (левое полушарие) и визуализирует события и образы (правое полушарие).
Физические упражнения. Физическая активность, такая как ползание, ходьба, бег или прыжки, способствует развитию межполушарных связей. Она активирует двигательные навыки (правое полушарие) и координацию движений (левое полушарие).
Переключение руками и ногами. Нужно попросить ребёнка выполнить определённые движения (например, кидание мяча, рисование или обруч), используя соответствующие руки и ноги в разных комбинациях. Это поможет активировать и синхронизировать работу обеих полушарий.
Упражнения для развития обоих полушарий мозга
Есть несколько эффективных способов, которые годятся не только для детей, но и для взрослых людей. Упражнения для развития мозга приводят полушария в баланс посредством физической активности тела и эмоций.
«Ушко и носик»
Нужно прикоснуться к кончику носа левой рукой, а правой взяться за левое ухо. После хлопка в ладоши поменять положение рук на противоположное. Многим взрослым поначалу это упражнение не даётся, чему радуются дети.
«Морская волна»
Ритмично сжимать в кулак правую руку, а левой одновременно изображать волну. Затем поменять движения между руками. Сколько раз кулак сделает волну?
«Погладь себя»
Таким упражнением пользовались раньше во время пятиминуток. Правой рукой нужно постукивать себе по макушке, а левой гладить по животу. Можно усложнить упражнение, поднимая ногу и вращая ей, а затем быстро сменить движения рук и ногу.
«Перекрёстные движения рук»
Правой рукой коснуться левой пятки, а потом левой рукой – правой пятки. Затем изменить движения – правая рука к правой же пятке, и соответственно левая. Выполнять последнее упражнение минимум 6 раз, потом вернуться к перекрестным касаниям и постепенно увеличивая скорость выполнения, стремясь не сбиться с ритма.
«Волшебное колечко»
Хорошее упражнение для пальцев рук, тренирующее их мелкую моторику и соответствующие отделы в коре головного мозга. Большой палец нужно по очереди соединять в кольцо с указательным, далее со средним, безымянным и мизинцем. Вначале нужно потренировать одну руку, затем другую, а потом попытаться работать сразу обеими руками, шевеля пальцами как можно быстрее.
«Ладошка, кулачок, ребро»
Это вариант известной игры «камень, ножницы, бумага». Упражнение выполняется сидя за столом. При слове «ладонь» нужно положить ладонь плашмя на стол, при команде «ребро – кладем ладонь вертикально, при слове «кулак» нужно поставить сжатый кулак. Действуйте сначала левой рукой, потом правой, затем двумя сразу. Постепенно усложняйте задачу, увеличивая быстроту движений.
Чем более развиты межполушарные связи, тем легче человеку осваивать чтение, письмо, достигать успехов в спорте и даже строить межличностные отношения.
Чем более развито взаимодействие двух полушарий у детей, тем проще ему обучаться новому, строить отношения с людьми, достигать спортивных высот.