12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пархоменко Надежда Сергеевна3192
Учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Россия, Свердловская обл., Верхняя Пышма

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, как выполнять звуко-буквенный анализ слов и анализировать предложение.

Что такое «звуко-буквенный анализ слов»? Это умственные действия, направленные на последовательный анализ звуков и букв, из которых состоит слово. Звуко-буквенный анализ слова позволяет выделить в слове звуки, определить их характеристики, соотнести звуки с буквами, обозначающими эти звуки на письме.

В русском языке 33 буквы, из которых составляются слова и записываются  на бумаге. Когда человек произносит слово, то слышит звуки в определенном порядке, в этом же порядке звуки на письме обозначаются буквами - таким образом пишется слово.

В прошлом учебном году дети последовательно изучили все звуки русского языка, научились анализировать их артикуляцию, давать характеристику каждому звуку (гласный или согласный, если согласный, то - глухой или звонкий, твердый или мягкий). Мы с детьми уже знаем, что звуки невидимы. Поэтому их можно только услышать и произнести.

В этом учебном году ребята стали на год старше. И предлагаемый к изучению учебный материал усложнился. Теперь звуки, которые нельзя увидеть, они на письме обозначают буквами. Следовательно, анализ слова, который мы с детьми выполняем, называется звуко-буквенным.

Перед тем, как показать, как выполнить звуко-буквенный анализ слова, предлагаю вашему вниманию ряд правил, которые помогут такой анализ слова сделать правильно:

-звуки бывают гласные, согласные твердые, согласные мягкие, согласные глухие и согласные звонкие;

- гласные звуки состоят из голоса, при их произнесении преграды не встречается;

- согласные звуки состоят из голоса и шума, при их произнесении на пути воздуха изо рта встречается преграда: губы, зубы или язык;

- звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим и пишем;

- всегда твёрдые звуки: [Ш]  [Ж]  [Ц];  ЖИ, ШИ – пиши с буквой И, читай - [Ы];

- всегда мягкие звуки: [Ч], [Щ], [Й]; ЧА, ЩА – пиши с буквой А, читай мягко, так как звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие; ЧУ, ЩУ – пиши с буквой У (правило то же);

- буквы бывают гласные (первого и второго ряда) и согласные;

- гласные И, Я, Е, Ё, Ю, стоящие в слове ПОСЛЕ согласной буквы, обозначают мягкость согласного звука, «живущего» в этой согласной букве. В этом случае гласная буква И (она всегда обозначает один гласный звук [И]) и  гласные второго ряда (Я, Е, Ё, Ю) обозначают ОДИН гласный звук;

- если гласные буквы Я, Е, Ё, Ю стоят в начале слова или перед гласной буквой, то они обозначают два звука: согласный всегда мягкий [Й] и гласный звук первого ряда ([А], [Э], [О], [У]) соответственно, но записывается ОДНА буква. Так Я обозначает звуки [ЙА], Е обозначает звуки [ЙЭ], Ё обозначает звуки [ЙО],  Ю обозначает звуки [ЙУ].

- сколько в слове гласных букв, столько и слогов;

- переносить или оставлять на строчке одну букву (даже гласную) нельзя. Когда делишь слово на слоги, смотри, чтобы слог не заканчивался двумя согласными звуками

(КНИЖ – КА, МА – ШИН – КА, ЯБ – ЛО - КО);

- все буквы в одном слове пишутся рядом, без пропусков;

- а слова пишутся друг от друг отдельно;

- слово можно разделить на слоги (1, 2, 3 … слогов): сколько в слове гласных – столько и слогов;

- из слов можно составить предложение, слова в предложении "дружат";

- слова в предложении пишутся отдельно друг от друга. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения обязательно нужно поставить точку.


Знакомство с этими правилами происходит постепенно, по мере знакомства  детей с буквами.


Последовательность выполнения звуко-буквенного анализа слова


Условные обозначения:


m1669439328.JPG


1.Запиши слово 


g1669439341.JPG

2. Раздели его на слоги («прохлопай» слово по частям или посчитай количество гласных букв в слове. Сколько гласных букв – столько и слогов.

3. Поставь ударение.

4. Обозначь слово чертой.

5. Под словом зарисуй звуковую схему этого слова (по клеточкам).

m1669439361.jpg

6. Составь с этим словом предложение (если ребёнок затрудняется – то предложение составляется по вопросам взрослого).

7. Зарисуй схему предложения.

8. Назови каждое слово по порядку.

9. Объясни, как обозначается начало предложения, конец предложения. Расскажи, как  пишутся слова в предложении (отдельно друг от друга).

c1669439179.jpgУважаемые родители!

Упражняйте ваших детей в звуко-буквенном анализе слов и в составлении предложений с этими словами, и вы поможете ребятам в последующем обучении в школе, так как в результате такой деятельности дети изучат все буквы, научатся думать, анализировать, читать слова и предложения, самостоятельно составлять предложения,  писать слова и предложения на листе бумаги правильно.

Успехов вам и вашим детям!

С уважением, учитель-логопед Надежда Сергеевна

Наглядный материал для родителей будет показан в виде презентации с помощью проектора:


презентация "Наглядный материал для родителей"
PPT / 1.16 Мб

Дата проведения: 28 ноября 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Трефилова Раиса Поликарповна, 20.12.22 в 20:26 0Ответить Пожаловаться
Надежда Сергеевна, поздравляю Вас с победой в конкурсе!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.