12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Эдита18
Россия, Тыва респ., Чадан

Технологическая карта

ФИО учителя: Ондар Эдита Эресовна

Класс: 5

Предмет: Русский язык

Тема урока: Лексика. Культура речи

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Вид урока: урок –совершенствование

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: обобщить и систематизировать сведения, полученные учащимися при изучении раздела «Лексика. Культура речи»; расширить представление о словарном составе русского языка; способствовать обогащению словаря школьников, их общему развитию; совершенствовать орфографический и пунктуационный навыки

Планируемые результаты:

Личностные: осознание лексического богатства русского языка, уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию;

Метапредметные : осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности и организовать пути её достижения; оценивать достигнутые результаты, самоанализ и самооценка

Предметные: знать основные понятия в области лексикологии; уметь опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки; самостоятельно работать с разными словарями.

Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, наглядный, словесный, индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор

Условные обозначения: универсальные учебные действия - УУД; Л - личностные; Р - регулятивные; П - познавательные; К - коммуникативные

Урок-повторения по теме: Лексика. Культура речи.

Ход урока

Организационный этап.

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

– Проверим готовность к уроку.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Все ли у вас на месте ребята? Молодцы!

3. Целеполагание

- Сегодня мы проведем урок обобщения полученных знаний по теме: Лексика. Культура речи. А лирическое название темы нашего урока вы дадите в конце нашего урока: «Сила родительской любви», а вот название урока вы сами дадите в конце урока. (Оформление доски и на тетрадях)

- Какие цели мы поставим сегодня на уроке? (повторить и обобщить пройденную тему)

4. Актуализация знаний и пробное учебное действие

.Блицопрос.

Лексика – это (слова языка. Словарный состав)

Многозначные слова – это…(слова с несколькими лексическими значениями)

Антонимы – это…(слова с противоположным лексическим значением)

Синонимы – это слова одной части речи, пишутся и произносятся по- разному, но имеют сходное лексическое значение)

Омонимы – это……(слова одной части речи, пишутся одинаково, произносятся одинаково, имеют разное лексическое значение

Переносное значение слова – это… (перенос названия одного предмета на другой или на другое явление)

Фразеологизмы – это….(устойчивые выражения)

5. Открытие нового знания

- Ребята, посмотрите на экран и скажите, кто видел этого человека раньше, может быть, он вам знаком? (СЛАЙД1) хорошо, если вы не знаете этого человека, мы повесим его портрет на доску.

- Кто это может быть? (дедушка, старик, человек, мужчина)

- Теперь посмотрите еще раз на экран. (СЛАЙД 2) Поднимите руку, кто видел эту картину раньше? А может быть, кто-то знает, как называется эта картина? Хорошо, эту картину мы тоже повесим на другую половину доски.

- Кого вы видите?

- Как вы думаете, есть связь между портретом и картиной? (СЛАЙД 3) (этот человек написал эту картину)

На портрете изображен знаменитый итальянский художник, живописец Леонардо да Винчи. Картина, которую мы с вами увидели, написал он. Она называется «Мона Лиза», и является одним из самых известных произведений живописи в мире. (СЛАЙД4)

Словарная работа

- Какие слова вам были непонятны? Значения непонятных слов вы можете прочитать на своих листочках.

Пеликан - крупная птица с длинным клювом и мешком под ним;

Крадучись – тихо, скрытно;

Зловещий – предвещающий несчастье, зло;

Расправа – насилие над кем-то;

Безмятежно – ничем не тревожимый;

Злодейка – тот, кто совершает зло, плохие поступки;

Учинённый – устраивать;

Потрясённые – глубокое, тяжёлое переживание;

Причитал – громко плакать, оплакивая кого-нибудь;

Хлынула – начать литься с сильным потоком;

Разверзшейся – широко открытое отверстие;

Окропляя – падать мелкими каплями;

Испустил дух – умер.

5. Первичное закрепление

Творческая работа в парах. (СЛАЙД 5) Подберите к ним антонимы и синонимы, вы можете взять те слова, которые вам известны.

Пеликан-

Птенцы-

Змея-

Расправа-

Горе-

Любовь-

Ожили-

- Подберите к этим словам синонимы и антонимы.

- Составьте из данных слов небольшой рассказ. (ответы учащихся)

- Мы попробовали составить текст по ключевым словам. А теперь сопоставим свой текст с исходным текстом, который я вам прочитаю.

6. Анализ текста. Чтение текста учителем

Пеликан

Как только пеликан отправился на поиски корма, сидевшая в засаде гадюка тут же поползла, крадучись, к его гнезду. Пушистые птенцы мирно спали, ни о чем не ведая. Змея подползла к ним вплотную. Глаза ее сверкнули зловещим блеском - и началась расправа. 
Получив по смертельному укусу, безмятежно спавшие птенцы так и не проснулись. 
Довольная содеянным злодейка уползла в укрытие, чтобы оттуда вдоволь насладиться горем птицы. 

Вскоре вернулся с охоты пеликан. При виде зверской расправы, учиненной над птенцами, он разразился громкими рыданиями, и все обитатели леса притихли, потрясенные неслыханной жестокостью. 

- Без вас нет мне теперь жизни!- причитал несчастный отец, смотря на мертвых детишек.- Пусть я умру вместе с вами! 

И он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. Горячая кровь ручьями хлынула из разверзшейся раны, окропляя бездыханных птенцов. 

Теряя последние силы, умирающий пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо с погибшими птенцами и вдруг от неожиданности вздрогнул. 

О чудо! Его пролитая кровь и родительская любовь вернули дорогих птенцов к жизни, вырвав их из лап смерти. И тогда, счастливый, он испустил дух. 


Леонардо да Винчи

- Как вы думаете, верно, ли мы угадали основное содержание текста?

- Обратите, кто написал эту притчу? (Л. Да Винчи не только живописец, но и писатель-сказочник. Разносторонне одаренный человек)

- О чем вы узнали из текста? (пеликане, который спас своих детей)

- Почему пеликан стал раздирать себе грудь (он не хотел жить, глядя на своих бездыханных детей)

- Что же хотел сказать автор своим текстом (о силе родительской любви, что добро всегда добро побеждает зло)

- Какой вывод можно сделать? (сила родительской любви вернула птенцов к жизни)

Вывод: Поэтому изображение пеликана со своими птенцами стал символом конкурса «Учитель года» (СЛАЙД 6). Я думаю, что учителя вас тоже любят по-матерински, по-отцовски как ваши родители.

7. Физминутка (Слайд 7)

Физминутка ,конечно, с антонимами.

- Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот.

 Встать – сесть

Руки вверх – вниз

Наклон вперёд – наклон назад

Наклон  вправо – влево

Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко

( Палец) Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко.

Скажу я слово потолок, а ты ответишь –пол

Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл.

Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты  - храбрец.

Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, - конец!

Закрепление.

Верные и неверные утверждения. Игра «Да-нет». (Слайд 8)

- Пеликан отправился на поиски корма. (да)

-Гадюка сидела в засаде. (да)

- Птенцы громко пищали. (нет)

- Змея жестоко расправился с птенцами. (да)

- Обитатели леса не сочувствовали пеликану. (нет)

- Несчастный пеликан стал раздирать себе грудь (да)

- Пролитая кровь и родительская любовь вернули птенцов к жизни. (да)

- Пеликан остался жив. (нет)

9. Формулировка лирической темы урока

- Вот мы с вами прочитали притчу Леонардо да Винчи «Пеликан». А теперь давайте попробуем сформулировать лирическую тему нашего урока: «Сила родительской любви». (СЛАЙД 9)

10. Итоги урока. Рефлексия (СЛАЙД 10)

- Какие темы сегодня мы повторили?

- Какой жизненный урок вы для себя получили? (что надо любить, ценить и заботиться о близких и родных людях).

Синквейн (Слайд 11)

Пеликан - 1. Существительное, 2. Два прилагательных.3. три глагола; фраза из 4-х слов: родительская любовь спасла детей; 5. Обобщающее существительное: отец.

11. Домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки близкие по содержанию притче.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.