Урок русского языка в 5 классе «Лексика. Культура речи»
Технологическая карта
ФИО учителя: Ондар Эдита Эресовна
Класс: 5
Предмет: Русский язык
Тема урока: Лексика. Культура речи
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Вид урока: урок –совершенствование
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: обобщить и систематизировать сведения, полученные учащимися при изучении раздела «Лексика. Культура речи»; расширить представление о словарном составе русского языка; способствовать обогащению словаря школьников, их общему развитию; совершенствовать орфографический и пунктуационный навыки
Планируемые результаты:
Личностные: осознание лексического богатства русского языка, уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию;
Метапредметные : осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности и организовать пути её достижения; оценивать достигнутые результаты, самоанализ и самооценка
Предметные: знать основные понятия в области лексикологии; уметь опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки; самостоятельно работать с разными словарями.
Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, наглядный, словесный, индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор
Условные обозначения: универсальные учебные действия - УУД; Л - личностные; Р - регулятивные; П - познавательные; К - коммуникативные
Урок-повторения по теме: Лексика. Культура речи.
Ход урока
Организационный этап.
- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке.
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
– Проверим готовность к уроку.
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Все ли у вас на месте ребята? Молодцы!
3. Целеполагание
- Сегодня мы проведем урок обобщения полученных знаний по теме: Лексика. Культура речи. А лирическое название темы нашего урока вы дадите в конце нашего урока: «Сила родительской любви», а вот название урока вы сами дадите в конце урока. (Оформление доски и на тетрадях)
- Какие цели мы поставим сегодня на уроке? (повторить и обобщить пройденную тему)
4. Актуализация знаний и пробное учебное действие
.Блицопрос.
Лексика – это (слова языка. Словарный состав)
Многозначные слова – это…(слова с несколькими лексическими значениями)
Антонимы – это…(слова с противоположным лексическим значением)
Синонимы – это слова одной части речи, пишутся и произносятся по- разному, но имеют сходное лексическое значение)
Омонимы – это……(слова одной части речи, пишутся одинаково, произносятся одинаково, имеют разное лексическое значение
Переносное значение слова – это… (перенос названия одного предмета на другой или на другое явление)
Фразеологизмы – это….(устойчивые выражения)
5. Открытие нового знания
- Ребята, посмотрите на экран и скажите, кто видел этого человека раньше, может быть, он вам знаком? (СЛАЙД1) хорошо, если вы не знаете этого человека, мы повесим его портрет на доску.
- Кто это может быть? (дедушка, старик, человек, мужчина)
- Теперь посмотрите еще раз на экран. (СЛАЙД 2) Поднимите руку, кто видел эту картину раньше? А может быть, кто-то знает, как называется эта картина? Хорошо, эту картину мы тоже повесим на другую половину доски.
- Кого вы видите?
- Как вы думаете, есть связь между портретом и картиной? (СЛАЙД 3) (этот человек написал эту картину)
На портрете изображен знаменитый итальянский художник, живописец Леонардо да Винчи. Картина, которую мы с вами увидели, написал он. Она называется «Мона Лиза», и является одним из самых известных произведений живописи в мире. (СЛАЙД4)
Словарная работа
- Какие слова вам были непонятны? Значения непонятных слов вы можете прочитать на своих листочках.
Пеликан - крупная птица с длинным клювом и мешком под ним;
Крадучись – тихо, скрытно;
Зловещий – предвещающий несчастье, зло;
Расправа – насилие над кем-то;
Безмятежно – ничем не тревожимый;
Злодейка – тот, кто совершает зло, плохие поступки;
Учинённый – устраивать;
Потрясённые – глубокое, тяжёлое переживание;
Причитал – громко плакать, оплакивая кого-нибудь;
Хлынула – начать литься с сильным потоком;
Разверзшейся – широко открытое отверстие;
Окропляя – падать мелкими каплями;
Испустил дух – умер.
5. Первичное закрепление
Творческая работа в парах. (СЛАЙД 5) Подберите к ним антонимы и синонимы, вы можете взять те слова, которые вам известны.
Пеликан-
Птенцы-
Змея-
Расправа-
Горе-
Любовь-
Ожили-
- Подберите к этим словам синонимы и антонимы.
- Составьте из данных слов небольшой рассказ. (ответы учащихся)
- Мы попробовали составить текст по ключевым словам. А теперь сопоставим свой текст с исходным текстом, который я вам прочитаю.
6. Анализ текста. Чтение текста учителем
Пеликан
Как только пеликан отправился на поиски корма, сидевшая в засаде гадюка тут же поползла, крадучись, к его гнезду. Пушистые птенцы мирно спали, ни о чем не ведая. Змея подползла к ним вплотную. Глаза ее сверкнули зловещим блеском - и началась расправа.
Получив по смертельному укусу, безмятежно спавшие птенцы так и не проснулись.
Довольная содеянным злодейка уползла в укрытие, чтобы оттуда вдоволь насладиться горем птицы.
Вскоре вернулся с охоты пеликан. При виде зверской расправы, учиненной над птенцами, он разразился громкими рыданиями, и все обитатели леса притихли, потрясенные неслыханной жестокостью.
- Без вас нет мне теперь жизни!- причитал несчастный отец, смотря на мертвых детишек.- Пусть я умру вместе с вами!
И он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. Горячая кровь ручьями хлынула из разверзшейся раны, окропляя бездыханных птенцов.
Теряя последние силы, умирающий пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо с погибшими птенцами и вдруг от неожиданности вздрогнул.
О чудо! Его пролитая кровь и родительская любовь вернули дорогих птенцов к жизни, вырвав их из лап смерти. И тогда, счастливый, он испустил дух.
Леонардо да Винчи
- Как вы думаете, верно, ли мы угадали основное содержание текста?
- Обратите, кто написал эту притчу? (Л. Да Винчи не только живописец, но и писатель-сказочник. Разносторонне одаренный человек)
- О чем вы узнали из текста? (пеликане, который спас своих детей)
- Почему пеликан стал раздирать себе грудь (он не хотел жить, глядя на своих бездыханных детей)
- Что же хотел сказать автор своим текстом (о силе родительской любви, что добро всегда добро побеждает зло)
- Какой вывод можно сделать? (сила родительской любви вернула птенцов к жизни)
Вывод: Поэтому изображение пеликана со своими птенцами стал символом конкурса «Учитель года» (СЛАЙД 6). Я думаю, что учителя вас тоже любят по-матерински, по-отцовски как ваши родители.
7. Физминутка (Слайд 7)
Физминутка ,конечно, с антонимами.
- Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот.
Встать – сесть
Руки вверх – вниз
Наклон вперёд – наклон назад
Наклон вправо – влево
Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко
( Палец) Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко.
Скажу я слово потолок, а ты ответишь –пол
Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл.
Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты - храбрец.
Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, - конец!
Закрепление.
Верные и неверные утверждения. Игра «Да-нет». (Слайд 8)
- Пеликан отправился на поиски корма. (да)
-Гадюка сидела в засаде. (да)
- Птенцы громко пищали. (нет)
- Змея жестоко расправился с птенцами. (да)
- Обитатели леса не сочувствовали пеликану. (нет)
- Несчастный пеликан стал раздирать себе грудь (да)
- Пролитая кровь и родительская любовь вернули птенцов к жизни. (да)
- Пеликан остался жив. (нет)
9. Формулировка лирической темы урока
- Вот мы с вами прочитали притчу Леонардо да Винчи «Пеликан». А теперь давайте попробуем сформулировать лирическую тему нашего урока: «Сила родительской любви». (СЛАЙД 9)
10. Итоги урока. Рефлексия (СЛАЙД 10)
- Какие темы сегодня мы повторили?
- Какой жизненный урок вы для себя получили? (что надо любить, ценить и заботиться о близких и родных людях).
Синквейн (Слайд 11)
Пеликан - 1. Существительное, 2. Два прилагательных.3. три глагола; фраза из 4-х слов: родительская любовь спасла детей; 5. Обобщающее существительное: отец.
11. Домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки близкие по содержанию притче.