Контрольно - оценочные средства по теме «Кровеносная и лимфатическая системы» по биологии в 8 классе
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения тестовой работы по теме «Кровеносная и лимфатическая системы»
по биологии в 8 классе
Предмет: «биология»8 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев
Вид контроля: текущий (тематический)
Тема: «Кровеносная и лимфатическая системы»
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых в работе
код | Описание элементов предметного содержания |
1.1 | Органы кровеносной и лимфатической систем |
1.2 | Малый и большой круги кровообращения |
1.3 | Сердце, его строение и функции |
1.4 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов |
1.5 | Гигиена сердечно - сосудистой системы |
1.6 | Первая помощь при кровотечениях |
Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых в работе
код | Описание элементов метапредметного содержания |
2.1 | Умение узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления (познавательное УУД) |
2.2 | Умение определять признаки понятия (познавательное УУД) |
2.3 | Умение определять биологические объекты, процессы, явления (познавательные УУД) |
2.4 | Умение сравнивать биологические объекты, процессы, явления (познавательное УУД) |
2.5 | Умение строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы |
Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших тему «Кровеносная и лимфатическая системы» в 8 классе
код | Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
3.1 | Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов, их практическую значимость |
3.2 | Применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: описывать биологические объекты и процессы |
3.3 | Использовать составляющие исследовательской деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи |
| |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
для проведения работы по теме «Кровеносная и лимфатическая системы»
для учащихся 8 класса
Предмет: «биология» 8 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев
Вид контроля: текущий (тематический)
Тема: «Кровеносная и лимфатическая системы»
1. Назначение работы
оценить уровень освоения каждым учащимся 8 класса содержания темы «Кровеносная и лимфатическая системы» по предмету «биология».
2. Документы, определяющие содержание и параметры работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
– Примерные программы по учебным предметам (Биология.5-9 класс) основного общего образования.
3.Содержание работы
Тестовая работа состоит из 15 заданий:
Вариант состоит из двух частей и включает 15 заданий, различающееся формой и уровнем сложности (см. таблицу 1).
Часть 1 содержит 12 заданий с выбором ответа. К каждому заданию приводится несколько вариантов ответа, из которых верен только 1.
Часть 1 включает 2 задания: 1 задание на установление соответствия, 2 задание на установление правильной последовательности.
Часть 2 содержит 1 задания, для развёрнутого ответа
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1
Таблица 1
№ задания | уровень | Что проверяется | Тип задания | Примерное время выполнения задания |
1 | Базовый | 1.1,2.2,3.1 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
2 | Базовый | 1.1, 2.3, 3.1 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
3 | Базовый | 1.1,2.3,3.1 | Тест с выбором ответа | 2 мин |
4 | Базовый | 1.6,2.2,3.1 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
5 | Базовый | 1.1,2.3,3.1 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
6 | Базовый | 1.1,2.3,3.1 | Тест с выбором ответа | 2 мин |
7 | Базовый | 1.6,2.2,3.1 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
8 | Базовый | 1.3,2.2,3.1 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
9 | Базовый | 1.2,2.3,3.1 | Тест с выбором ответа | 2 мин |
10 | Базовый | 1.5,2.2,3.1 | Тест с выбором ответа | 2 мин |
11 | Базовый | 1.5,2.3,3.1 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
12 | Базовый | 1.6,2.2,3.1 | Тест с выбором ответа | 2 мин. |
13 | Повышенный | 1.6,2.1,2.4,3.3 | Задание на соответствие | 5 мин. |
14 | Повышенный | 1.4,2.4,2.5,3.3 | Задание на установление последовательности | 5 мин. |
15 | Высокий | 1.4,2.5,3.2,3.3 | Задание, требующее свободного ответа | 6 мин |
Оценка правильности выполнения задания | Базовый | Выполнение теста на знание информации и применения репродуктивных способов деятельности | Сверка с эталоном | Выполняется на следующем уроке, после проверки работы учителем |
Повышенный | | Сверка с выполненной учебной задачей по критериям | ||
| Высокий | | Сверка с выполненной учебной задачей по критериям |
4. Время выполнения работы
На выполнение заданий отводится 40 минут. Работа составляется в 2-х вариантах. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.
Таблица 2
№ задания | Количество баллов |
1 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
2 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
3 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
4 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
5 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
6 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
7 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
8 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
9 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
10 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
11 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
12 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
13 | 2 балла – правильный ответ 1 балл – допущена одна ошибка 0 баллов – неправильный ответ (2 и более ошибок) |
14 | 2 балла – правильный ответ 1 балл – допущена одна ошибка 0 баллов – неправильный ответ (2 и более ошибок) |
15 | 3 балла – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
Оценка правильности выполнения задания | Оценка правильности выполнения задания (регулятивное УУД): после проверки работы учителем попросить проверить учащихся свои работы, сверяя их с эталоном ответов (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать результат выполнения задания. Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится. |
Итого | 19 баллов |
Перевод баллов к 5-бальной отметке представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Баллы | Отметка |
19-18 | Отметка «5» |
17-14 | Отметка «4» |
13- 10 | Отметка «3» |
9 и менее | Отметка «2» |
1 | Отметка «1» |
Показатели уровня освоения каждым обучающимся 8 класса по предмету «биология» определены в таблице 4.
Таблица 4.
Код требования к уровню подготовки | № задания работы | Предметный результат не сформирован | Предметный результат сформирован на базовом уровне | Предметный результат сформирован на повышенном уровне |
3.1 | 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 | Учащимся выполнено частично 6 заданий | Учащимся выполнено 6 заданий | Учащимися выполнены все задания, допускаются небольшие неточности |
3.2 | 1 | Учащимся не выполнено задание | Учащимся выполнено задание | Учащимися выполнено задание |
3.3. | 13,14,5 | Учащимся выполнено 1 задание | Учащимся выполнено 2 задания | Учащимися выполнены задания |
| | | | |
Показатели сформированности у обучающихся 8 класса метапредметных умений определены в таблице 5.
Таблица 5.
Код метапредметного результата | № задания контрольной работы | Продемонстрировал сформированность | Не продемонстрировал сформированность |
2.1 | 1 | Выполнено заданий | Не выполнено задание |
2.2 | 1,4,7,8,10,12 | Сделано три и более заданий | Сделано менее трёх заданий |
2.3 | 2,3,5,6,9,11, | Выполнено три и более заданий | Выполнено менее трёх заданий |
2.4 | 13,14 | Выполнено одно задание | Выполнено менее одного задания |
2.5 | 14,15 | Выполнено одно задание | Выполнено менее одного задания |
Тестовая работа по теме «Кровеносная и лимфатическая системы»
1 вариант
Часть1
1.Капилляры – это
А) самые крупные кровеносные сосуды в организме человека
Б) мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит газообмен
В) крупные сосуды, по которым кровь движется к сердцу
2. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца -это…
А) вены
Б) артерии
В) капилляры
3. Аорта - это
А) самая крупная вена
Б) самая крупная артерия
В) самый маленький сосуд кровеносной системы
4. Накладывая жгут можно только на…
А) 5 часов
Б) 2 часа
В) 6 часов
Г) 24 часа
5. Лимфатическая система служит для
А) переноса веществ из крови в тканевую жидкость
Б) возврата веществ из тканевой жидкости в кровь
В) снабжения органов кислородом
Г) обеспечения иммунного ответа на заражение
6. Вены- это кровеносные сосуды, по которым кровь движется..
А) к сердцу
Б) от сердца
7. Первая помощь при капиллярном кровотечении
А) наложить жгут
Б) наложение шины
В) обработать йодом
8. Сколько в среднем весит сердце взрослого человека?
А)150 г
Б) 300г
В)500г
Г) 1 кг
9. Малый круг кровообращения заканчивается
А) левом предсердии
Б) правом предсердии
В) левом желудочке
Г) правом желудочке
10. Одышка - ….
А) выраженная общая слабость
Б) головокружение
В) кратковременная потеря сознания
Г) тягостное чувство нехватки воздуха
11.Гипертония – это..
А) повышение артериального давления
Б) понижение артериального давления
12. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит
А) в наложении шины
Б) обработке раны йодом
В) наложении жгута
Г) воздействие холодом
13. Установите соответствие между видом кровотечения и его особенностями
ОСОБЕННОСТИ КРОВОТЕЧЕНИЕ
А) кровоточит вся раневая поверхность 1. Венозное
Б) кровь вытекает равномерной не пульсирующей струёй 2. Артериальное
В) кровь алого цвета и вытекает фонтанирующей струёй 3. Капиллярное
Г) вытекает кровь тёмного цвета
14. Установите, в какой последовательности надо расположить кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них кровяного давления
А) вены
Б) аорта
В) артерии
Г) капилляры
Часть2
С какой целью человеку измеряют пульс?
Тестовая работа по теме «Кровеносная и лимфатическая системы»
2 вариант
Часть1.
1.Артерии – это
А) самые крупные кровеносные сосуды в организме человека
Б) мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит газообмен
В) крупные сосуды, по которым кровь движется к сердцу
2. Кровеносные сосуды, по которым осуществляется газообмен - это…
А) вены
Б) артерии
В) капилляры
3. Аорта - это
А) самая крупная вена
Б) самая крупная артерия
В) самый маленький сосуд кровеносной системы
4. Накладывая жгут можно только на…
А) 5 часов
Б) 2 часа
В) 6 часов
Г) 24 часа
5.Лимфатическая система служит для
А)переноса веществ из крови в тканевую жидкость
Б)возврата веществ из тканевой жидкости в кровь
В)снабжения органов кислородом
Г) обеспечения иммунного ответа на заражение
6. Артерии- это кровеносные сосуды, по которым кровь движется..
А) к сердцу
Б) от сердца
7. Первая помощь при артериальном кровотечении
А) наложить жгут
Б) наложение шины
В) обработать йодом
8. Сколько в среднем весит сердце взрослого человека?
А)350 г
Б) 300г
В)500г
Г) 1 кг
9. Большой круг кровообращения заканчивается
А) левом предсердии
Б) правом предсердии
В) левом желудочке
Г) правом желудочке
10. Одышка - ….
А) выраженная общая слабость
Б) головокружение
В) кратковременная потеря сознания
Г) тягостное чувство нехватки воздуха
11.Гипотония – это..
А) повышение артериального давления
Б) понижение артериального давления
12. Первая доврачебная помощь при капиллярном кровотечении состоит
А) в наложении шины
Б) обработке раны йодом
В) наложении жгута
Г) воздействие холодом
13. Установите соответствие между видом кровотечения и его особенностями
ОСОБЕННОСТИ КРОВОТЕЧЕНИЕ
А) кровоточит вся раневая поверхность 1. Артериальное
Б) кровь вытекает равномерной не пульсирующей струёй 2. Капиллярное
В) кровь алого цвета и вытекает фонтанирующей струёй 3. Венозное
Г) вытекает кровь тёмного цвета
14. Установите, в какой последовательности надо расположить кровеносные сосуды в порядке увеличения в них кровяного давления
А) вены
Б) аорта
В) артерии
Г) капилляры
Часть 2
Чем отличаются кровеносные сосуды?
Трефилова Раиса Поликарповна