Контрольно-диагностический тест по литературе в 10 классе по УМК Ю.В. Лебедева, В.П. Журавлёва
Фамилия, имя ______________________________________________________________________________
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
10 КЛАСС
1 ПОЛУГОДИЕ
Инструкция к выполнению теста
Дорогой десятиклассник!
Данная работа проверяет, насколько ты усвоил произведения писателей второй половины XIX века, изученные в 1 полугодии. Контрольный тест состоит из десяти блоков, каждый из которых посвящён какому-то одному произведению. Тебе предстоит прочитать отрывок или полное произведение и выполнить задания к нему. Всего 6 произведений-блоков, в каждом из блоков 5 вопросов, общее количество вопросов – 30.
Одни задания требуют краткого ответа (слово, словосочетание, имя собственное, название произведения), который надо записать в специально отведённой для этого строчке. Другие задания требуют краткого связного ответа (до 3-х предложений), который также надо записать в специально отведённых строчках. Ряд заданий требует установления соответствия – цифры нужно вписать под соответствующими буквами в таблицу. Наконец, ряд заданий требует выбора от одного до нескольких вариантов из предложенных – буквы, соответствующие выбранным вариантам, надо просто обвести.
Время выполнения – 90 минут (2 урока). Во время выполнения теста нельзя пользоваться никакими материалами (учебником, тетрадями, текстами и др.) Если тебе нужно исправить ответ, просто зачеркни его и впиши новый. Постарайся выполнить как можно больше заданий за предложенное время.
Желаем успеха!
БЛОК 1
Прочитайте отрывок из художественного произведения и выполните задания
Д и к о й. Ишь ты, замочило всего. (К у л и г и н у.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!
К у л и г и н . Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза
Д и к о й. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?
К у л и г и н . Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу, и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять, или прочие, которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение — для глаз оно приятней.
Д и к о й. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли? Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.
К у л и г и н . Кабы я со своим делом лез, ну, тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше степенство. Ну, что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится. Д и к о й. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.
К у л и г и н . Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают; про меня никто дурно не скажет.
Д и к о й. Ну, и пущай знают, а я тебя знать не хочу.
К у л и г и н . За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?
Д и к о й. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.
К у л и г и н . Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»
Д и к о й. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!
К у л и г и н . Никакой я грубости вам, сударь, не делаю, а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, иного; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов. Д и к о й (гордо). Все суета!
К у л и г и н . Да какая же суета, когда опыты были.
Д и к о й. Какие такие там у тебя громовые отводы?
К у л и г и н . Стальные.
Д и к о й (с гневом). Ну, еще что?
К у л и г и н . Шесты стальные.
Д и к о й (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?
К у л и г и н . Ничего больше.
Д и к о й. Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говори!
К у л и г и н . Электричество.
Д и к о й (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? говори! Татарин?
К у л и г и н . Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.
Д и к о й. А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные! прислушайте-ка, что он говорит!
К у л и г и н . Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)
Д и к о й. Что ж ты, украдешь, что ли, у кого? Держите его! Этакой фальшивый мужичонка! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу.) Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил-таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито.) Перестал, что ль, дождик-то?
1-й. Кажется, перестал.
Д и к о й. Кажется! А ты, дурак, сходи да посмотри. А то: кажется!
1-й. (выйдя из-под сводов). Перестал!
Д и к о й уходит, и все за ним.
Сцена несколько времени пуста. Под своды быстро входит Варвара и, притаившись, высматривает.
Варвара и потом Борис.
В а р в а р а. Кажется, он!
Борис проходит в глубине сцепы.
Сс-сс!
Борис оглядывается.
Поди сюда.
Манит рукой, Борис входит.
Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!
Б о р и с. А что? Варвара. Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не ждали его, а он приехал.
Б о р и с. Нет, я не знал.
В а р в а р а. Она просто сама не своя сделалась.
Б о р и с. Видно, только я и пожил десять деньков, пока его не было. Уж теперь и не увидишь ее!
Запишите название этого произведения, жанр и автора. ___________________________________________________________________________________
Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности
А) Дикой | 1) образованность, ум, конформизм |
Б) Борис | 2) невежество, грубость, алчность |
В) Кулигин | 3) приспособленчество, праздность, бездуховность |
4) покорность, бесхарактерность, чувствительность |
А | Б | В |
| | |
Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
А) Дикой | 1) Уезжает в Сибирь |
Б) Борис | 2) вытаскивает Катерину из воды |
В) Кулигин | 3) высылает племянника из Калинова |
4) бросает упрёк матери |
А | Б | В |
| | |
Характеры и взгляды на жизнь Дикого и Кулигина противоположны. Каким термином в литературном произведении обозначается непримиримое противоречие между героями? _____________________________________________________________________________
Почему Кулигин называет себя «маленьким человеком» и в каких произведениях русской литературы раскрывается тема «маленького человека»? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БЛОК 2
Прочитайте стихотворение и выполните задания
К. Б.
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-
Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
26 июля 1870
2.1 Кто автор этого стихотворения? _________________________________________________________________________________________
2.2 Как связано содержание первой и второй строф стихотворения:
Противопоставляется
Сопоставляется
Первая содержит причину второй
Вторая является следствием первой
2.3 Какова тема стихотворения? ________________________________________________________________________________________
2.4 Выберите три названия выразительных средств, использованных автором в 4-5 строфах:
Гипербола
Сравнение
Анафора
Эпитет
Эпифора
2.5 Какое стихотворение другого поэта на эту же тему сходно с данным? ________________________________________________________________________________________
БЛОК 3
Прочитайте отрывок из художественного произведения и выполните задания
Павел Петрович вышел, а Базаров постоял перед дверью и вдруг воскликнул: "Фу ты, черт! как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали! Ученые собаки так на задних лапах танцуют. А отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и тогда... (Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы.) Тогда пришлось бы задушить его, как котенка". Он возвратился к своему микроскопу, но сердце у него расшевелилось, и спокойствие, необходимое для наблюдений, исчезло. "Он нас увидел сегодня, - думал он, - но неужели ж это он за брата так вступился? Да и что за важность поцелуй? Тут что-нибудь другое есть. Ба! да не влюблен ли он сам? Разумеется, влюблен; это ясно как день. Какой переплет, подумаешь!.. Скверно! - решил он наконец, - скверно, с какой стороны ни посмотри. Во-первых, надо будет подставлять лоб и во всяком случае уехать; а тут Аркадий... и эта божья коровка, Николай Петрович. Скверно, скверно".
День прошел как-то особенно тихо и вяло. Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке. Николай Петрович имел вид озабоченный. Ему донесли, что в его пшенице, на которую он особенно надеялся, показалась головня. Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью. Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол. "Умру, - подумал он, - узнают; да я не умру. Нет, я еще долго на свете маячить буду". Он велел Петру прийти к нему на следующий день чуть свет для важного дела; Петр вообразил, что он хочет взять его с собой в Петербург. Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны... Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться. Петр разбудил его в четыре часа; он тотчас оделся и вышел с ним.
3.1 Запишите название этого произведения, жанр и автора. _________________________________________________________________________________________
3.2. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности:
| А) Евгений Базаров | 1) мягкость, поэтичность | ||||
Б) Павел Петрович | 2) гордость, вспыльчивость | |||||
В) Николай Петрович | 3) неуверенность, тщеславие | |||||
| 4) «самоломанность», цинизм | |||||
А | Б | В | | |||
|
3.3 Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
| А) Евгений Базаров | 1) отправляется по делам в Москву | ||||
Б) Павел Петрович | 2) женится на Кате | |||||
В) Николай Петрович | 3) умирает от заражения крови | |||||
| 4) женится на Фенечке | |||||
А | Б | В | | |||
|
3.4 Какие средства психологической характеристики Базарова используются в данном фрагменте?
Авторские сообщения о внутреннем мире героя
Высказывания героя, дающие представления о его душевном состоянии
Исповедь героя
Внутренний монолог
Психологический портрет
Психологический пейзаж
Несобственно-прямая речь
3.5 Догадайтесь, с кем из героев предшествующей литературы Д.И.Писарев сравнивает Базарова: «____________________________________» и Базаров совершенно не похожи друг на друга по характеру своей деятельности; они совершенно сходны между собой по типическим особенностям натуры: они очень умные и вполне последовательные эгоисты».
БЛОК 4
Прочитайте стихотворение и выполните задания
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
2 августа 1877
4.1 Кто автор этого стихотворения? ______________________________________________________________________________________
4.2 Какой художественный приём использует автор во второй и четвёртой строфах для выражения состояния лирического героя? ______________________________________________________________________________________
4.3 Как называется элемент композиции, изображающий картины природы? (см.1 строфу) _____________________________________________________________________________________
4.4 Из приведённого перечня выберите три названия художественных средств, использованных в 3 строфе:
Гипербола
Анафора
Олицетворение
Эпитет
Звукопись
4.5 В каких произведениях русской литературы (в том числе прозаических) встречаются похожие мотивы, образы, идеи в изображении чувства любви? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БЛОК 5
Прочитайте отрывок из художественного произведения и выполните задания
Обломов пошел в обход, мимо горы, с другого конца вошел в ту же аллею и, дойдя до средины, сел в траве, между кустами, и ждал.
«Она пройдет здесь, — думал он, — я только погляжу незаметно, что она, и удалюсь навсегда».
Он ждал с замирающим сердцем ее шагов. Нет, тихо. Природа жила деятельною жизнью; вокруг кипела невидимая, мелкая работа, а все, казалось, лежит в торжественном покое.
Между тем в траве все двигалось, ползало, суетилось. Вон муравьи бегут в разные стороны так хлопотливо и суетливо, сталкиваются, разбегаются, торопятся, все равно как посмотреть с высоты на какой-нибудь людской рынок: те же кучки, та же толкотня, так же гомозится народ.
Вот шмель жужжит около цветка и вползает в его чашечку; вот мухи кучей лепятся около выступившей капли сока на трещине липы; вот птица где-то в чаще давно все повторяет один и тот же звук, может быть, зовет другую.
Вот две бабочки, вертясь друг около друга в воздухе, опрометью, как в вальсе, мчатся около древесных стволов. Трава сильно пахнет; из нее раздается неумолкаемый треск...
«Какая тут возня! — думал Обломов, вглядываясь в эту суету и вслушиваясь в мелкий шум природы, — а снаружи так все тихо, покойно!..»
А шагов все не слыхать. Наконец, вот... «Ох! — вздохнул Обломов, тихонько раздвигая ветви. — Она, она... Что это? плачет! Боже мой!»
Ольга шла тихо и утирала платком слезы; но едва оботрет, являются новые. Она стыдится, глотает их, хочет скрыть даже от деревьев и не может. Обломов не видал никогда слез Ольги; он не ожидал их, и они будто обожгли его, но так, что ему от того было не горячо, а тепло.
Он быстро пошел за ней.
— Ольга, Ольга! — нежно говорил он, следуя за ней.
Она вздрогнула, оглянулась, поглядела на него с удивлением, потом отвернулась и пошла дальше.
Он пошел рядом с ней.
— Вы плачете? — сказал он.
У ней слезы полились сильнее. Она уже не могла удержать их и прижала платок к лицу, разразилась рыданием и села на первую скамью.
— Что я наделал! — шептал он с ужасом, взяв ее руку и стараясь оторвать от лица.
— Оставьте меня! — проговорила она. — Уйдите! Зачем вы здесь? Я знаю, что я не должна плакать: о чем? Вы правы, да, все может случиться.
— Что делать, чтоб не было этих слез? — спрашивал он, став перед ней на колени. — Говорите, приказывайте: я готов на все...
— Вы сделали, чтоб были слезы, а остановить их не в вашей власти... Вы не так сильны! Пустите! — говорила она, махая себе платком в лицо.
5.1 Назовите название произведения, жанр и автора ________________________________________________________________________________________
5.2. Что именно вызвало слёзы Ольги? _________________________________________________________________________________________
5.3 Общение героев в этом фрагменте представляет собой обмен репликами. Как называется такая форма организации речи? _________________________________________________________________________________________
5.4. В приведённом фрагменте трижды упоминается платок, которым Ольга вытирает слёзы. Как называется такая значимая подробность? _________________________________________________________________________________________
5.5. Как изображение картин природы в этом фрагменте связано с идейным содержанием всего произведения? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БЛОК 5
Прочитайте стихотворение и выполните задания
Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим,-
Нам рано предаваться ей!
Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты -
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска...
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны...
1850
6.1 Кто автор стихотворения? _______________________________________________________________________________________
6.2 Как называется средство художественной выразительности, основанное на переносном значении слова: «кипим сильней», «в сердце холод»? _________________________________________________________________________________________
6.3. Какое средство художественной выразительности использует поэт: «тайный (холод)», «бушующие (волны)»? _________________________________________________________________________________________
6.4 В основе стихотворения – противопоставление «горячо любивших» и «холода и тоски» в сердце. Каким термином обозначается подобное противопоставление? _________________________________________________________________________________________
6.5 В чём особенность любовной лирики этого поэта? Назовите другие стихотворения этого поэта на тему любви. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ
Спецификация работы
Проверяемые знания и умения | Номера заданий | ||||||
Знание изученных произведений второй половины 19 века, их жанровой принадлежности и их авторов | 1.1 | 2.1 | 3.1 | 4.1 | 5.1 | 6.1 | |
Умение анализировать систему образов произведения | 1.2 | 3.2 | | | | | |
Знание содержания изученных произведений второй половины 19 века | 1.3 | 3.3 | 5.2 | | | | |
Знание основных теоретико-литературных понятий | 1.4 | 4.3 | 5.3 | 5.4 | 6.2 | 6.3 | 6.4 |
Умение выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | 1.5 | 2.5 | 3.5 | 4.5 | | | |
Умение анализировать особенности композиции произведения | 2.2 | 4.2 | | | | | |
Умение определять тему стихотворения | 2.3 | | | | | | |
Умение анализировать произведение, опираясь на изобразительно-выразительные средства | 2.4 | 3.4 | 4.4 | | | | |
Умение анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения | 5.5 | 6.5 | | | | | |
Ключ к проверке работы
Номер задания | Эталон ответа | Количество баллов | |
1.1 | А.Н.Островский, драма «Гроза» | 1 | |
1.2 | А-2, Б-4, В-1 | 1 | |
1.3 | А-3, Б-1, В-2 | 1 | |
1.4 | Конфликт | 1 | |
1.5 | Примерный ответ: Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. А.С.Пушкин «Станционный смотритель», «Медный всадник», Н.В.Гоголь «Шинель». (Возможны и другие произведения) Объяснено понятие «маленького человека» - 1 балл Указаны произведения – 1 балл | 2 | |
2.1 | Ф.И.Тютчев | 1 | |
2.2 | Б | 1 | |
2.3 | Любовь | 1 | |
2.4 | А, В, Г | 1 | |
2.5 | А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье…» | 1 | |
3.1 | И.С.Тургенев, роман «Отцы и дети» | 1 | |
3.2 | А-4, Б-2, В-1 | 1 | |
3.3 | А-3, Б-1, В-4 | 1 | |
3.4 | А, Б, Г | 1 | |
3.5 | Печорин | 1 | |
4.1 | А.А.Фет | 1 | |
4.2 | повторение | 1 | |
4.3 | Пейзаж | 1 | |
4.4 | Б, Г, Д | 1 | |
4.5 | А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…», Ф.И.Тютчев «Я встретил вас…», И. А. Гончаров «Обломов» (Возможны и другие произведения) | 1 | |
5.1 | И.А.Гончаров, роман «Обломов» | 1 | |
5.2 | Письмо Обломова | 1 | |
5.3 | Диалог | 1 | |
5.4 | Деталь | 1 | |
5.5 | Примерный ответ: Жизнь природы (насекомых в траве) напоминает Обломову жизнь высшего света, Петербурга, которую он не приемлет из-за мелкой, пустой и бесполезной суеты, лишённой истинных ценностей: вечной природы, красоты, искусства. Автор размышляет о России на переломе двух эпох: отживает свой век патриархальная Россия, с которой связано поэтическое восприятие жизни, но этот уклад не жизнеспособен, ему на смену приходит новый уклад – капиталистический, наполненный деятельностью, но эта деятельность не имеет духовного наполнения Объяснено символическое содержание пейзажной зарисовки -1 балл Указана связь с идейным содержанием романа – 1 балл | 2 | |
6.1 | Н.А.Некрасов | 1 | |
6.2 | Метафора | 1 | |
6.3 | Эпитет | 1 | |
6.4 | Антитеза | 1 | |
6.5 | Примерный ответ: Чувство любви лишено возвышенности, прозаизировано. Герой и героиня проходят, как правило, широкий спектр чувств: от накала страстей до охлаждения и равнодушия. «Ты всегда хороша несравненно…», Мы с тобой бестолковые люди…», «О письма женщины, нам милой!..», «Давно, отвергнутый тобою…», «Прости! Не помни дней паденья…», «Как ты кротка, как ты послушна…» и другие. Указаны особенности любовной лирики – 1 балл Даны названия других стихотворений на тему любви – 1 балл | 2 | |
ИТОГО | 33 балла |
Менее 15 баллов – «2»
от 15 до 22 – «3»
от 23 до 29 – «4»
от 30 до 33 – «5»
Волкова Светлана Ивановна
Стригачева Татьяна Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Стригачева Татьяна Николаевна