12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ерохина Татьяна Николаевна879
Россия, Алтайский край, Барнаул

Координирующая функция педагога в период интенсивного использования дистанционных образовательных технологий

Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения и реализуемые средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, при которой информационные технологии становятся ведущим средством.


Дистанционное обучение – серьезный вызов для детей и родителей, преподавателей и руководителей образовательных учреждений, жесткий тест на степень самостоятельности и ответственности детей, на умение организовывать свою жизнь и управлять ею, на сформированность умения учиться и навыков делать это самостоятельно.

При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на первый план выходит важная задача – сохранить индивидуальность ребенка, создать условия для его самовыражения. Эту задачу следует решать с помощью дифференцированного обучения, которое будет учитывать темпы развития обучающегося, общий уровень его развития, сформированность умений и навыков. Те учащиеся, которые осваивают учебную программу по индивидуальному плану, имеют несколько конфигураций программы. Таким образом, дистанционное обучение сегодня очень популярно, поскольку оно позволяет составлять программу персонально для каждого учащегося путем комбинации различных модулей.

Сейчас, когда уже был приобретён некоторый опыт, часто отмечается, что важным блоком в деятельности образования стала работа с коллективами педагогов, детей и родителей.

У всех этих категорий возникли психологические проблемы восприятия первых дней дистанционного образования, проблемы «втягивания» в процесс, проблемы «удержания» интереса к обучению.


Серьезным сдерживающим фактором стало техническое обеспечение как педагогов, так и детей компьютерами и иными устройствами, а также скорость и качество сети Интернет, провайдерские услуги.

Вернее, когда эти средства являются сопутствующими, то как нам казалось ресурсов вполне хватает. Когда же информационные технологии становятся единственным средством, остро понимается не столько качество ресурсов, сколько разный уровень доступных средств и разный уровень подготовленности в работе с ними.


Безусловно, специалисты системы образования в общем оказались способны оперативно перестроиться для реализации стоящих задач в форс-мажорных обстоятельствах.

И режим работы всего педагогического коллектива трансформировался в почти круглосуточный.


В сложившейся ситуации на первое место выходит способность составлять алгоритмы работы для себя, обучающихся, коллег и способность действовать в рамках этих и предлагаемых другими алгоритмов (правила, инструкции, пошаговое описание того или иного вида деятельности).

Важным становится понимание системности деятельности: взаимосвязанности всех процессов, людей, документооборота и др.

Но у современных систем есть важное качество – самоорганизация, которая особенно свойственная педагогам (создание чатов на различных платформах для передачи информации, документов, обменом опытом).


Все структуры и виды педагогической деятельности не останавливаются, а иногда усиливаются, в том числе и работа ПЦК (то что раньше можно было показать и посмотреть, теперь необходимо объяснять и письменно, документально доказывать).


Из опыта стали видны те процессы, нуждающиеся в координации в режиме удаленной работы:

Проведение дистанционных занятий, взаимодействие с обучаемыми(организация и контроль)

Организация творческой деятельности обучаемых (работа с кураторами, организация обучаемых на участие в дистанционных программах, мероприятиях, конкурсах, конференциях)

Организация и проведение экзаменов (составление инструкции, само проведение экзамена, отчетность)

Взаимодействие с руководством организации всех уровней (оперативная отчетность, выполнение поручений, заданий)

Решение текущих вопросов ПЦК, в том числе требующих очного вмешательства

Работа с методической документацией в текущем и оперативном режиме

Работа с внутренними психологическими изменениями, связанными с принятием новых условий работы.



Система образования в настоящее время имеет ученикоцентричную направленность.

Проактивную позицию занимают родители и сами обучающиеся.

Учиться самостоятельно очень сложно! Постоянно возникают вопросы с оптимальным объемом самостоятельной работы учащихся, использования разными педагогами разных образовательных платформ, ресурсов, способов, что вызывает неудобство и перегруженность как обучающихся, так и преподавателей.


Трансформировалось само понятие «времени». Не пара (1 час 20 минут) сейчас важна, а процесс и алгоритм. Время сжимается в секунды, когда мы доносим информацию до коллег и обучающихся и увеличивается в часы и дни, когда мы несколько раз объясняем разным людям одно и тоже (так как есть возможность в любое время обратиться (позвонить, написать) лично к преподавателю), ждем и проверяем ответы, работы обучающихся, документы от коллег и т.д.



Таким образом,

Необходимые принципы взаимодействия в условиях дистанционной работы

Коммуникация

Основная проблема — отсутствие объемного понимания позиций между участниками системы образования и разсинхронизированность действий.

Осознанность

Один из главных акцентов— умение распознать свой собственный запрос и выстроить путь его реализации.

Материальная обеспеченность

Стало Важно иметь в своем пользовании технику соответствующего современного уровня, качественную связь, позволяющую быстро обмениваться большим объемом информации.

«Прокачка» умений и навыков

Просто необходимо быстро обучаться и владеть навыками работы с различными ресурсами, платформами, способами, сервисами и т.д.

Открытость информационно-медийного пространства позволяет включить в систему дистанционного обучения родителей и всех заинтересованных лиц, делая процесс обучения детей с ОВЗ еще и процессом социального, культурного взаимодействия. Наличие специальных программ, электронных пособий, участие в вебинарах помогает педагогу выбрать удобную для себя форму работы. Роль педагога здесь – организаторская, консультативная. И если педагог ориентируется в мультимедийном пространстве, он легко найдет время для каждого ребенка и поможет ему дистанционно. Адекватное применение форм дистанционного взаимодействия выводит образовательный процесс на новый уровень, который отличается конвергентностью и открытостью.






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.