Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятие» (4 класс)
.
Рабочая программа по учебному предмету
«Коррекционно-развивающие занятие»
4 класс
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
на 2019/2020 учебный год
Структура программы по учебному предмету
«Коррекционно-развивающие занятие»:
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи учебного курса
3. Место учебного предмета в учебном плане
4. Структура и содержание учебного курса
5. Результаты изучения учебного курса
6. Целевая ориентация настоящей рабочей программы в практике конкретного образовательного учреждения
7. Критерии оценки умений и навыков обучающихся
8. Календарное планирование
9. Материально – техническое обеспечение
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Данная программа разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей со сложной структурой дефекта.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с интеллектуальными нарушениями.
В классах для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью обучаются
дети со сложными дефектами, эти дети отличаются низким уровнем познавательной активности, сниженной способностью к приему и переработке полученной информации, несформированностью операций анализа синтеза, сравнения.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование психических процессов происходит со значительной задержкой.
Обучение детей с тяжелыми нарушениями в развитии требуют особых условий, которые способствуют приобщению и вовлечению ребенка в окружающий мир людей, вещей, действий, отношений и других явлений жизни. Основными условиями и факторами, способствующими продвижению психического развития детей, являются их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними. Обучение имеет практическую направленность, а доступная деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, трудовая и др.) является источником знаний об окружающем мире и формирует социальный опыт ребенка.
Создание данной программы вызвано отсутствием программ для коррекционно- развивающей работы с обучающихся данной категории, необходимостью систематизировать основные направления коррекционно –
развивающей работы педагога – дефектолога в формировании познавательной сферы обучающихся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности.
Цели и задачи учебного курса
Цели, задачи и принципы программы.
Основная цель рабочей программы – формирование у обучающихся знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и стимулирование мыслительной деятельности.
Задачи:
развивать у детей интерес к окружающему миру, стимулировать развитие познавательной активности;
развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление;
Формировать элементарные математические представления;
Развивать манипулятивную функцию рук, зрительно – моторную координацию;
развивать сенсорно – перцептивную деятельность обучающихся;
повышать речевую активность детей, развивать коммуникативную функцию их речи на занятиях, в играх, стимулировать детей к общению с взрослыми и сверстниками;
Формировать умение определять пространственное расположение предметов относительно себя, ориентироваться на листе бумаги;
развивать элементарную наблюдательность детей, их желание и умение наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире;
Формировать умение устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими: выслушивать сверстников, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
Воспитывать личностные качества ребенка: трудолюбие, усидчивость,
аккуратность, самостоятельность, доброжелательность, самоконтроль.
Принципы и подходы к реализации рабочей программы
Образовательная, развивающая, воспитательная, коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья строится на основе следующих методологических принципов:
принцип оптимистического подхода: при организации развивающей ситуации является необходимым со стороны педагога (родителя) поощрение ситуативных достижений ребенка в различных видах детской деятельности, что является операциональной составляющей формирования интегративных качеств личности ребенка;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития: работа с детьми строится на базе основных закономерностей психического развития с учетом сенситивных периодов, на основе понимания значения полноценного проживания последовательных возрастных стадий;
принцип деятельностного подхода: психофизиологическое развитие ребенка определяется его активностью в рамках ведущей для возраста деятельности;
принцип дифференциации и индивидуализации: создание условий для развития способностей каждого ребенка и своевременной коррекции проблем в его развитии;
принцип единства коррекции и развития: целенаправленная коррекционная работа осуществляется с опорой на клинико-психолого-педагогический анализ внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;
принцип единства диагностики и коррекции: коррекционные мероприятия сопровождаются постоянной фиксацией происходящих изменений (качественных и количественных) в состоянии и развитии ребенка;
принцип взаимосвязи коррекции и компенсации: система коррекционной работы нацелена на компенсацию нарушений в развитии, на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с ОВЗ;
принцип интеграции и координации: организация согласованной работы всех субъектов в системе «педагоги-дети-родители».
Общая характеристика коррекционной деятельности
В ходе организации групповой деятельности детей с умеренной умственной отсталостью и сложными дефектами используются игровые, коррекционно-развивающие технологии обучения. Занятия проходят в форме совместной деятельности педагога и обучающихся.
Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, практическая работа, самостоятельная работа и др. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
сенсорное и сенсомоторное развитие;
формирование пространственно-временных отношений;
Развитие мелкой моторики
формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений
формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности,
обогащение словаря, развитие связной речи;
готовность к восприятию учебного материала;
формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом.
Структурные компоненты занятия
Каждое занятие состоит из трех частей: вводно-мотивационной, операционно - исполнительной, оценочно-рефлексивной.
Вводно-мотивационная (3 мин) включает ритуал приветствия, установление и поддержание эмоционально-положительного контакта, что способствует созданию установок на позитивную ориентацию на занятии и совместную деятельность.
Содержание операционно-исполнительной предусматривает реализацию определенного этапа программы обучения.
Оценочно - рефлексивная (2—5 мин) представляет собой подведение итогов, оценивание деятельности детей, рефлексирование происходящего.
Материалы для занятий подбираются так, чтобы они:
соответствовали содержанию занятия; были понятны ребенку, (например, если ребенок не соотносит предметы и их изображения, то для него нужно подобрать реальные предметы по изучаемой теме);
были интересны ребенку, с одной стороны, а с другой — не привлекали преимущественного внимания к свойствам, не относящимся к содержанию занятия.
Предполагается индивидуальная система поощрения ребенка, социальные поощрения: эмоционально окрашенная похвала, тактильный контакт и т.п.
Организация коррекционных занятий
Занятия проводятся в специально оснащённом кабинете учителя – дефектолога, у детей есть отдельное рабочее место. В начале занятия создается благоприятный эмоциональный настрой с помощью занимательных, игровых приемов. Подача учебного материала осуществляется небольшими, логически законченными дозами. С целью предотвращения утомления, пресыщения деятельностью на занятиях используются здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, гимнастика для глаз.
Форма занятий: групповая. Продолжительность занятий– 30 минут. Систематичность: 2 раза в неделю по утвержденному расписанию.
Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.
Задачи:
1) формирование психолого - педагогических знаний родителей;
2) приобщение родителей к сотрудничеству с образовательным учреждением;
3) оказание помощи семьям обучающихся в развитии, воспитании и обучении детей;
4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
ознакомление родителей с результатами диагностики обучающихся;
ознакомление родителей с содержанием работы направленной на психическое и социальное развитие обучающихся;
обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
3. Описание места учебного коррекционного курса в учебном плане
Коррекционно - развивающие занятия включены в учебный план и входят в коррекционно - развивающую область. Групповые коррекционные занятия проводятся с обучающимися 4 года обучения 2 раза в неделю. 1 четверть - 16 часов, 2 четверть - 16 часов, 3 четверть - 20 часов, 4 четверть - 16 часов. Всего за год - 68 часов. Количество часов на каждый раздел программы определяется с учетом индивидуальных возможностей ребенка на основании личностно - ориентированного подхода.
Направления и содержание коррекционной работы
Описание коррекционно – развивающей деятельности в соответствии с разделами программы:
Социально- коммуникативное развитие
Основные задачи данного направления:
развитие положительного отношения обучающегося к себе и другим людям; - развитие коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно - социальной компетентности, развития игровой деятельности.
Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию, знать элементарные правила культурного поведения в обществе, иметь знания о себе. Формирование представлений о базовых эмоциональных состояниях: радость, злость, грусть, нивелирование агрессивности.
Развитие представлений об окружающем мире
Развитие у детей познавательный интерес к окружающему социальному, предметному и природному миру; обогащение знаний о природе и обществе, расширение и закрепление представлений обучающихся о предметах быта, явлениях природы, макросоциальном окружении, животном мире; развитие элементарную наблюдательность. Развитие математических представлений. Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей сопоставлять, сравнивать, представления о числе, счете, арифметических действиях.
Развитие представлений о пространственных отношениях
Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию познавательной активности.
Формирование представления о пространственном расположении частей тела (вверх, низ, слева, справа, спереди, сзади). Выполнение действий по инструкции (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.).
Определение размещенности предметов в пространстве (ближе — дальше, впереди — сбоку и т. д.). Определять свое местоположение среди окружающих предметов и относительно другого человека.
Развитие манипулятивной функции рук.
Цель: развивать у обучающихся мелкую моторику пальцев рук, учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением. С помощью практических упражнений развивать у детей зрительно-двигательную координацию, формировать умения детей пользоваться всеми видами застежек, учить различным видам шнуровок, учить детей обводить по контуру, трафарету, по пунктирным линиям, штриховать в одном направлении, раскрашивать простые изображения по номерам (математические раскраски), выполнять графические упражнения.
Учебная программа предусматривает также работу по следующим направлениям:
Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца, - с заданными качественными параметрами
Коррекция и развитие познавательных процессов:
Памяти:
-запоминание и воспроизведение предметных картинок, объединенных лексической темой;
-отсроченное воспроизведение.
Внимания:
- нахождение недостающих деталей;
-нахождение одинаковых предметов, фигур, цифр;
- слуховое внимание;
Сенсорное развитие и конструктивная деятельность:
- зрительное восприятие (узнавание и различение цвета объектов.)
- слуховое восприятие (соотнесение звука с его источником, нахождение одинаковых по звучанию объектов)
- конструирование из природного и бросового материалов
Формирование и развитие элементарных математических представлений, навыков счета:
- цвет, форма, величина предметов;
- количественные представления;
- пространственно представления
5. Планируемые результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения АООП, программа направлена на формирование 2-х групп результатов:
- личностных, включающих сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
- предметных, включающих освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению. Результаты освоения программы рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями учащихся.
Личностные результаты освоения программы включают:
• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
• формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
• формирование уважительного отношения к окружающим;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные результаты освоения программы:
• Овладение элементарными представлениями по пройденным лексическим темам (профессии, посуда, мебель, игрушки, животные, насекомые, овощи, фрукты, ягоды, школьные принадлежности)
• Узнавание изображения предметов;
• Узнавание предметов по тактильному ощущению (по пройденным лексическим темам);
• Конструирование из природного и бросового материалов
• Формирование умения собирать разрезные картинки (с опорой и без опоры на образец
• Ориентировка в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
• Определение пространственное положение предметов (вверху, внизу, впереди, сзади);
• Соотнесение чисел с соответствующим количеством предметов, обозначение его цифрой.
• Самостоятельно работать с внешним и внутренним трафаретом, штриховать, в разных направлениях;
• Раскрашивать в пределах контурного изображения;
• Формирование умения обводить по пунктирным линиям, опорным точкам карандашом, ручкой,
• Формирование умения штриховать в заданном направлении по показу, образцу, инструкции; выполнение правил поведения на занятиях;
• Формирование интереса к обучению, предметному миру;
• Выполнение правил работы с раздаточным материалом;
• Выполнение инструкции педагога;
• Использование по назначению учебных материалов;
• Выполнение действия по образцу и по подражанию.
6. Целевая ориентация рабочей программы
Для учащихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Внимание у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности. Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений. У других - повышенная возбудимость сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью.
Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
7. Система оценки достижения планируемых результатов
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная или на начало учебного года) диагностика;
- итоговая диагностика (конец учебного года).
Входящая, итоговая диагностика осуществляется по протоколу дефектологического обследования, заполняется индивидуальный дефектологический аспект, который носит качественную оценку. При оценке результативности коррекционной работы у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью тяжелыми множественными нарушениями развития учитываются:
- особенности психофизического развития обучающегося;
- умения активно, адекватно применяет полученные знания на практике;
- степень самостоятельности ребенка.
При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
8.Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Задачи и основное содержание деятельности | Количество часов | ||||
Социально - коммуникативное развитие | |||||||
1-2 | Здравствуй, школа! | Формирование позиции школьника, Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников Дидактическая игры: «Урок или перемена», «Что в портфеле», «Раз, два, три, шепчи», «Для чего ходят в школу» | 2 | ||||
3 | Школьные принадлежности | Стимулирование познавательной активности, активизация психических процессов: памяти, внимания, восприятия. Упражнения «Что в портфеле», «Что изменилось», «Снежным ком», «Раскрась картинку», «Чудесный мешочек», | 1 | ||||
4 | «Мой класс» | Создание условий для развития групповой сплоченности обучающихся. Формирование социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления конструктивных межличностных отношений со сверстниками Упражнение «Кто позвал тебя, скажи!», игры «Правильно – неправильно», «Разыскивается…» | 1 | ||||
5 | Моя семья | Закрепление представлений о семье и ее членах, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Семья»; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Упражнения: «Радость и печаль», «Коврик», «В нашем доме» | 1 | ||||
6 – 7 | Учимся работать дружно | Формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу, сплочение детского коллектива. Упражнение «Рисуем вместе», «Эхо», «Один или два» | 2 | ||||
8 | «Я+ТЫ = МЫ | Развитие навыков адекватного социального взаимодействия, групповой сплочённости в детском коллективе. Игры «Сделай так», «Эхо», «Угадай, кто?», «Ласковое имя», «Что я люблю делать» | 1 | ||||
9-12 | Общаемся играя | Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, установление положительного эмоционального настроя. Упражнения: «Что растёт после дождя», «Что на свете жёлтого цвета», «Доброе животное» | 4 | ||||
13 | «Музыка волшебных слов» | Формирование умения использовать вежливые формы обращения к человеку, формирование навыков доброжелательного общения с окружающими людьми: приветливость, сдержанность, умение внимательно слушать взрослого
| 1 | ||||
14 | «В мире эмоций» Радость | Ознакомление с базовой эмоцией «радость», Формирование умения распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам: мимика, интонация. Игры «Корректурная проба», «Собери картинку», Этюд «В лес за грибами» | 1 | ||||
15 | «В мире эмоций» Грусть | Ознакомление с базовой эмоцией «грусть», формирование умения понимать эмоции других людей. Упражнение «Раскрась картинку», «Собери грустного человечка» (работа с крупой), «собери картинку» | 1 | ||||
16 | «В мире эмоций» Злость | Ознакомление с базовой эмоцией «злость», формирование умения выражать гнев в приемлемой форме Упражнения «Костёр дружбы», «Рубка дров», «Собери картинку» | 1 | ||||
17 - 19 | «Я учусь владеть собой» | Снижение эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя, нивелирование агрессии. Упражнения «Стул любви», «Бумажные мячики», «Колокол», «Доброе животное», «Рубка дров», пластилинография. | 3 | ||||
20 - 21 | «Азбука настроения» | Закрепление знаний обучающихся об основных эмоциональных состояниях, формирование доброжелательного отношения друг к другу. Упражнения «Зачеркни картинку», «Лесенка настроения», «Подари камешек» | 2 | ||||
Развитие представлений об окружающем мире | |||||||
22- 23 | В мире профессий | Познакомить и закрепить названия профессий. Развитие произвольного внимания, зрительного гнозиса, активизация словаря. Упражнения «Инструменты», «Кто чем занимается», «Кто чем управляет», Дидактическая игра « В мире профессий» | 2 | ||||
24 | Инструменты | Закрепление и расширение знаний об инструментах, используемых представителями разных профессий. Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, произвольного внимания. Упражнения «Отгадай», «Что изменилось», «Что лишнее», «Зашумлённые картинки» | 1 | ||||
25 | Насекомые | Обобщение и закрепление знаний детей о насекомых. Развитие манипулятивной функции рук, развитие зрительной, слуховой памяти. Упражнения «Что пропало», игра «Насекомые», «Какие насекомые спрятались на картинке», «Хлопаем в ладоши» | 1 | ||||
26 - 27 | Домашние животные | Обобщение знаний о домашних животных. Развитие произвольного внимания, зрительного гнозиса, пространственных представлений, активизация словаря. Упражнения «Кто спрятался на картинке», «Кто лишний», «Что забыл раскрасить художник». «Сосчитай – ка», «Ласковый котёнок», «Кто слева, а кто справа» | 2 | ||||
28 - 29 | Дикие животные | Обобщение знаний о диких животных. Развитие слухового внимания, стимулирование мыслительной деятельности, развитие слуховой памяти. Игра «Телефон», «кого не стало?», «Отгадай загадку», «Кто лишний», «Зашумлённые картинки» | 2 | ||||
30 - 31 | Фрукты | Закрепление знаний обучающихся о фруктах. Стимулирование мыслительной деятельности, развитие мелкой моторики, произвольного внимания. Игры «Кто запомнит больше слов?», «Сад и огород», «Отгадай загадки», «Выложи фрукт» | 2 | ||||
32 - 33 | Овощи | Закрепление знаний обучающихся об овощах. Активизация словаря, развитие сенсорно – перцептивной деятельности: зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, зрительной памяти. Упражнения: «Подскажи словечко», «Назови ласково», «Чудесный мешочек», «Нарисуй овощи» (работа с трафаретом). | 2 | ||||
34 | Ягоды | Расширение и конкретизация представлений о ягодах. Уточнение, расширение и активизация словаря, развитие манипулятивной функции рук, слухового внимания, стимулирование мыслительной деятельности. Упражнения «Что лишнее», «Чего не стало», «Выложи из фасоли», «Раскрась картинку» | 1 | ||||
35 | Мебель | Расширение и конкретизация представлений о мебели, её назначении, расширение словарного запаса, развитие общей и мелкой моторики, слухового внимания, зрительного гнозиса, представления о пространственных отношениях. Упражнения: «Сложи из палочек», «Чего не хватает», «Четвёртый лишний», «Для чего», «Доскажи словечко», «Слушай внимательно» | 1 | ||||
36 | Посуда | Расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении. Стимулирование мыслительной деятельности, развитие зрительной и слуховой памяти, произвольного внимания. Упражнения: «Четвёртый лишний», «Сосчитай – ка», «Будь внимательным», «Отгадай загадки». | 1 | ||||
37 | Игрушки | Обобщение знаний обучающихся об игрушках. Развитие тактильно-двигательное осязательного восприятия, развитие графомоторных функций; обучение сличению игрушки с картинкой, развитие концентрации внимания. Упражнения «Расставь игрушки правильно», «Найди тень», «Разрезные картинки». Игра с пуговицами «Флажки». | 1 | ||||
Формирование пространственных представлений | |||||||
38 | Схема тела | Формирование и закрепление представлений о частях тела, о собственном лице. Развитие внимания, зрительного восприятия, слуховой памяти. Упражнения: «Назови правильно», «Найди у соседа», «Будь внимателен», «Человечки» | 1 | ||||
39 | Части лица | Формирование и закрепление представлений о частях тела. Развитие зрительно-пространственного гнозиса, развитие мелкой моторики. Упражнения: «Путаница», «Выложи свой портрет» (использование семян), «Кто внимательный», «Зеркало» | 1 | ||||
40 | Части туловища | Формирование и закрепление представлений о частях тела. Употребление слов, обозначающих пространственное расположение предметов относительно собственного тела. Упражнения: «Встань, где я скажу», «Разведчики», «Выполни задание», «Откуда и чей голос» | 1 | ||||
41 - 43 | Ориентировка на ограниченной плоскости | Формирование умения ориентироваться в микропространстве (на столе, на листе бумаги, в тетради, в книге). Употребление слов, обозначающих пространственное взаиморасположение предметов. Упражнения: «Расскажи про свой узор», «Зрительный диктант», «Нарисуй орнамент по образцу» | 3 | ||||
44 - 45 | Пространственные направления «спереди – сзади» (перед, за) | Обучение пониманию и использованию в практической деятельности понятий спереди - сзади (перед, за). Упражнение в понимании и употреблении в речи этих понятий. Упражнения «Кто за кем», «Где что находится», «Раскрась картинку», «Человечки» | 2 | ||||
46 | Пространственные направления «вверху - внизу» | Обучение пониманию и использованию в практической деятельности понятий «вверху – внизу». Упражнение в понимании и употреблении в речи этих понятий. Дидактические игры: «Слушай и выполняй», «Что вверху, а что внизу», «Пустыня». | 1 | ||||
47 - 49 | Пространственные направления «слева - справа» | Формирование умения находить правое и левое в окружающем пространстве. Учить ориентироваться в собственном теле и в окружающем пространстве относительно себя. Развивать слуховое внимание. Дидактические игры: «Какая рука», «Повторяй за мной», «Где что лежит», «Выполни задание», «Самый внимательный», «Покажи правильно». | 3 | ||||
50 - 51 | Ориентировка в окружающем пространстве | Определение местонахождения предмета по условным координатам с ориентацией. Закрепление и обобщение знаний о пространственных представлениях. Игры: «Назови фигуры», «Что изменилось», «Лабиринты», «»Найди пару», «Покажи правильно». | 2 | ||||
Развитие манипулятивной функции рук | |||||||
52 - 53 | Весёлые пальчики. | Развитие мелкой моторки и координации пальцев рук, графомоторных навыков, развитие слухового внимания, развитие зрительного гнозиса. Пальчиковый игротренинг, кинезиологические упражнения. | 2 | ||||
54- 56 | Озорной карандашик. | Развитие мелких и точных движений пальцев рук, обучение детей овладению графическими, навыками: штриховка в разных направлениях, обводить контуры предметов, раскрашивать картинки, соблюдая правила. Развитие математических представлений, навыка счёта Упражнения « Математические раскраски», «соедини о точкам», «Заштрихуй предметы» | 3 | ||||
57 -58 | Волшебные узоры | Совершенствование манипулятивной функции рук, развитие графомоторных навыков, развитие зрительной памяти. Упражнение «Обведи по контуру», «Лишняя фигура», «Какой фигуры не стало» | 2 | ||||
59 - 61 | Моделирование | Стимулирование мыслительной деятельности, развитие сенсорно – перцептивной деятельности, произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти. Упражнения: «Выложи из палочек», «Геометрический узор», работа с трафаретами. | 3 | ||||
62- 65 | Творческие упражнения | Стимулирование мыслительной деятельности, совершенствование манипулятивной функции рук, развитие творческой активности. Упражнения: «Порядковые соединения», изображения из простых форм, аппликация, пластилинография | 4 | ||||
66 - 68 | Игры с предметами | Развитие мелкой моторики через выполнение предметно – практических действий, активизация тактильного опыта, развитие произвольного внимания, пространственной ориентировки, зрительной памяти. Дидактические игры: «Приключения фасолинки», «Танграм», «Волшебные палочки», «Весёлые пуговки» | 3 |
9. Материально – техническое обеспечение
Методические и учебные пособия:
Программа курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева.
Алябьева Е.А. «Психогимнастика в начальной школе», М: «Творческий центр», 2004
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н., Как преодолеть трудности в обучении детей Издательство: М.: Ось , 1997
Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности. М.: 2002
Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.: Аграф, 1997.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // психология. М.: ЭКСМО – пресс, 2000.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. М., 1997.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: кн. для учителя. М.: БУК-МАСТЕР, 1993.
Коррекционные, развивающие адаптирующие игры: Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей / Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. М.: Книголюб», 2007.
Мищенкова Л.В. Развитие познавательных способностей. М.: Издательство «Рост», 20112008, рабочая тетрадь (1, 2,3,4 класс)
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология». М.: Просвещение,1986.
Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. М.: АРКТИ, 2003 г.
Симановский А.Э. Развитие мышления для детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: ТОО «ГРИНГО», 1996..
К. Фопель «Как научить детей сотрудничать», М, Генезис, 2000
Холодова О. Юным умникам и умницам: М.: Росткника, 2008 (рабочая тетрадь (1, 2,3,4 класс)
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие т мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: ТОО «ГРИНГО», 1995.
Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.
Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 240 с.
Электронные пособия:
1. Презентации: «Величина предметов», «Веселый счет», «Времена года», «Животные леса», «Найди пару».
2. Интерактивные тренажеры: «Математика. Устный счет», «Лесная математика».
Дидактический и раздаточный материал:
Материал для развития зрительной функции (цвет, форма, величина предметов, целостность и контактность и дифференцированность зрительных образов):, наборы геометрических фигур, набор цветных предметов, трафареты, вкладыши деревянные и мягкие, разрезные картинки, пазлы, наложенные изображения, контурные изображения,
Наборы деревянных кубиков, муляжи фруктов и овощей, коррекционно-развивающие игры и пособия.
Материал для развития тактильного восприятия (внимания к тактильным стимулам и их локализация, тактильного исследования, восприятия и памяти): резиновые и пластмассовые игрушки, наборы в мешочке, контейнера с природным материалом.
Материал для развития общей и мелкой моторики: набор мячей, наборы для манипулирования с предметами, набор мелких игрушек, набор счетных палочек, пособия для развития графомоторных навыков, пальчиковые игры.
Материал для развития памяти и внимания: пособия (развитие зрительной памяти, развитие внимания, «учимся сравнивать», «обведение заданной цифры, числа, буквы), компьютерные игры.
Материал для развития пространственно – временной ориентировки: пособия («изучаем время», карточки «лево-право», «расположи на поле предметы», «времена года»), магнитная доска «времена года».
Материал для развития мыслительных операций, дидактические игры ( «Умный шнурок», «Танграм»).
Материал для развития речи и представлений об окружающем: пособия
(предметные картинки, наглядный материал сезонных изменений в природе, игры (домино, лото).
Материал для формирования учебных умений и навыков: сложения, умножения, тренажеры математические, дидактические пособия и игры.