Коррекционно - развивающее занятие «Широкий-узкий» для младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью
Конспект комплексного коррекционно - развивающего занятия
для младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью.
Раздел: «Формирование элементарных математических представлений»
Тема: «Широкий-узкий»
Форма проведения: подгрупповое занятие
Конспект занятия направлен на формирование элементарных математических представлений и активизацию познавательных способностей у детей с нарушениями в развитии.
Цель. Развитие элементарных математических представлений.
Задачи:
1.Коррекционно - образовательные:
- упражнять детей в сравнении нескольких предметов по ширине способом приложения, наложения;
- определять указанные признаки словами – широкий - узкий, одинаковые по ширине, шире – уже, самый широкий,
самый узкий;
- формировать умение группировать предметы по указанным признакам.
2.Коррекционно - развивающие.
- развивать мыслительные операции, зрительное внимание, воображение;
- развивать силу голоса, темп речи;
- развивать мелкую моторику;
- развивать тактильные ощущения, слуховой анализатор;
- развивать активную речь, навыки общения и взаимодействия;
- развивать навыки координация речи с движением.
3.Коррекционно-воспитательные.
- воспитывать навыки сотрудничества с педагогом;
- воспитывать навыки правильного поведения во время занятия.
Оборудование.
Шарфы или ленты разной ширины.
Рисунок с изображением скамеек и ручьёв.
Макеты домиков.
Цветные полоски из бумаги.
Картинка с изображением предметов одежды.
Рабочие тетради.
Цветные карандаши.
Фланелеграф.
Ход занятия.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые результаты | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Организационный момент, эмоциональный настрой на занятие. | Подгрупповая работа, метод беседы, приветствие обучающихся | Педагог приветствует детей: -Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Педагог раздаёт детям ленты разной длины. - Сядут сначала те, у кого длинные ленты, а теперь те, у кого короткие. | Берутся за руки и смотрят друг на друга с улыбкой. Дети смотрят на ленты, определяют длину и садятся на свои места. | Дети позитивно настроены на занятие, правильно определили длину лент, готовы к дальнейшей работе. | |
Подгрупповая работа, метод беседы, показа, рассматривание рисунков, сравнение предметов, работа с наглядным, раздаточным материалом. | 1.Сравнение предметов по ширине. Педагог предлагает рассмотреть два шарфа одинаковой длины, но разной ширины. Один шарф широкий, а другой узкий. - Ребята посмотрите на эти вещи. Что это? - Чем они отличаются? Как доказать? Таким же образом проводится работа с разными по ширине лентами. | Дети рассматривают два шарфа, сравнивают их, называют отличия. Затем выполняют сравнение лент, путём наложения. | Дети правильно выполняют сравнение, и называют отличия. Аккуратно выполняют работы. Активно и правильно отвечают на вопросы. | ||
| | 2.Сравнение предметов по ширине, размеру, высоте. - Рассмотри рисунок. Сравни скамейки по ширине. Какого цвета широкая скамейка? Назови цвет узкой скамейки. Чем они отличаются? Придумай сам вопросы к рисунку, используя слова: Широкий-узкий Большой-маленький Высокий-низкий - Рассмотри рисунок. Какой ручей шире, какой уже? - Через какой ручей легче перейти? Почему? | Дети рассматривают рисунок, отвечают на вопросы. | | |
| | 3.Работа с раздаточным материалом. Педагог предлагает детям разные макеты домиков и даёт инструкцию. - Разложите домики в последовательности: широкий, поуже, самый узкий. - Проложи карандашом дорожки к домикам: к самому широкому-широкая и т. д. - Расскажи, к какому домику, какая дорожка ведет? Педагог предлагает детям полоски разного цвета и разной ширины из ткани. - Разложите полоски, начиная с самой узкой (широкой). Назови цвет полосок. | Дети раскладывают макеты домиков по инструкции педагога. Проводят карандашом дорожки к домикам. Раскладывают цветные полоски с самой узкой, называют цвета. | | |
| | 4. Физкультминутка. Река широкая, а ручеек… Тропинка узкая, а дорога… Ремень узкий, а шарф… Юбка широкая, а брюки… Диван узкий, а кровать… | Дети сопровождают слова соответствующими движениями. | Дети активно выполняют упражнения физкультминутки. | |
| | 5. Работа с картинкой. -Рассмотри картинку. Педагог задает детям вопросы: -Какого цвета узкая юбка? -Какого цвета широкая юбка? И несколько подобных вопросов на правильное определение цвета предметов. | Дети рассматривают картинку и называют где юбка узкая, где широкая, цвета юбок. | | |
| | 6. Работа в тетради. Рисование по клеткам. -Нарисуй по клеткам две ленты одну под другой. Верхняя лента должна быть узкой, а нижняя лента широкой. Раскрась их и назови, какого цвета широкая лента, а какого цвета – узкая. -Нарисуй по клеткам широкие и узкие ворота. | Дети рисуют по клеткам ленты и раскрашивают в разные цвета. Рисуют ворота узкие и широкие. | | |
Заключительный этап. | Беседа с обучающимися, подведение итогов. | -Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? - Что вам больше всего понравилось? -Я думаю, что вы занимались отлично, сделали все работы аккуратно, красиво, и то, что мы сегодня повторяли, обязательно пригодится в будущем. | Дети отвечают на вопросы и оценивают свою деятельность. | Дети активно отвечают на вопросы, занятие вызвало живой интерес. |
Cамоанализ коррекционно-развивающего занятия.
Мною было проведено коррекционно-развивающее занятие с подгруппой детей младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью. В нём участвовало 4 человека (2 мальчика и 2 девочки). Для данных детей характерна быстрая утомляемость, снижение уровня мотивации, мыслительных процессов, внимания, памяти, воображения, восприятия.
Форма занятия: игровая, так как данная форма является наиболее эффективной для развития и коррекции познавательной сферы детей с умственной отсталостью. Кроме этого, игровая деятельность является ведущей у детей в начальной школе.
На занятии предполагалась реализации цели: развитие элементарных математических представлений. На занятии решались следующие задачи:
1.Коррекционно - образовательные:
- упражнять детей в сравнении нескольких предметов по ширине способом приложения, наложения;
- определять указанные признаки словами – широкий - узкий, одинаковые по ширине, шире – уже, самый широкий, самый
узкий;
- формировать умение группировать предметы по указанным признакам.
2.Коррекционно - развивающие.
- развивать мыслительные операции, зрительное внимание, воображение;
- развивать силу голоса, темп речи;
- развивать мелкую моторику;
- развивать тактильные ощущения, слуховой анализатор;
- развивать активную речь, навыки общения и взаимодействия;
- развивать навыки координация речи с движением.
3.Коррекционно-воспитательные.
- воспитывать навыки сотрудничества с педагогом;
- воспитывать навыки правильного поведения во время занятия.
Занятие организовано с учётом временного режима обучения - было проведено в утренний отрезок времени, использование ТСО и обеспечение комфортного доступа детей к образованию, специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим образовательным потребностям - мною использовалось следующее оборудование: фланелеграф, магнитная доска, демонстрационный материал, дидактические игры и пособия.
Занятие несло максимальную нагрузку, и было выстроено с учётом психофизиологических индивидуальных особенностей, и имело связь со всеми образовательными областями:
социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребенка с учителем – дефектологом, сверстниками, формирование позитивной установки к занятию, развитие умения работать в подгруппе);
познавательное развитие (закрепление пройденного материала, знакомство с новыми понятиями);
речевое развитие (ответы на вопросы, рассуждения);
художественно-эстетическое развитие (много красиво оформленного материала);
физическое развитие (на занятии, для снятия утомления использовалась физкультминутка).
Всё это дало положительное влияние на детскую деятельность.
Задачи занятия реализовались через следующие методы: показ, серию вопросов (опорные, уточняющие, поисковые, проговаривание ответов - индивидуально, хором, побуждение (скажи правильно и т. д.).
Содержание деятельности детей на занятии соответствовало поставленным целям, задания были выстроены по нарастающей сложности.
Организационный момент помог сконцентрировать внимание детей и настроить на взаимодействие детей с педагогом. В занятии мною были подобраны задания на закрепление, полученных ранее, элементарных математических представлений и развитие речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным занятиям.
Эмоциональный настрой обеспечивался занимательностью игровых приёмов, образностью и красочностью материала, а также доверительными отношениями между педагогом и детьми, созданием ситуации успеха, поощрением.
Занятие проходило со сменой деятельности (за столами, у доски) дети полностью погрузились, в атмосферу занимательных заданий и с особым интересом их выполняли. В течение всего занятия были использованы следующие формы детской деятельности: индивидуальная, подгрупповая.
Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (выслушивание мнение каждого ребенка, поддержание их рассуждения положительной оценкой) помогло создать ситуацию успеха для каждого из них.
В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над словообразованием, составлением предложений; логическое мышление, зрительное восприятие (через разрезные картинки). Как необходимый элемент занятия, мною использовались задания на развитие мелкой моторики (работа в тетради - рисование по клеткам).
В заключительной части занятия был, подведён итог занятия и дана положительная оценка деятельности каждого ребёнка на занятии. Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приёмов для занятия.