12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Косенко Алёна Геннадьевна1269
Россия, Пермский край, Пермь

Конспект комплексного коррекционно - развивающего занятия

для младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью.

Раздел: «Формирование элементарных математических представлений»

Тема: «Широкий-узкий»

Форма проведения: подгрупповое занятие

Конспект занятия направлен на формирование элементарных математических представлений и активизацию познавательных способностей у детей с нарушениями в развитии.

Цель. Развитие элементарных математических представлений.

Задачи:

1.Коррекционно - образовательные:

- упражнять детей в сравнении нескольких предметов по ширине способом приложения, наложения;

- определять указанные признаки словами – широкий - узкий, одинаковые по ширине, шире – уже, самый широкий,

самый узкий;

- формировать умение группировать предметы по указанным признакам.

2.Коррекционно - развивающие.

- развивать мыслительные операции, зрительное внимание, воображение;

- развивать силу голоса, темп речи;

- развивать мелкую моторику;

- развивать тактильные ощущения, слуховой анализатор;

- развивать активную речь, навыки общения и взаимодействия;

- развивать навыки координация речи с движением.

3.Коррекционно-воспитательные.

- воспитывать навыки сотрудничества с педагогом;

- воспитывать навыки правильного поведения во время занятия.

Оборудование.

Шарфы или ленты разной ширины.

Рисунок с изображением скамеек и ручьёв.

Макеты домиков.

Цветные полоски из бумаги.

Картинка с изображением предметов одежды.

Рабочие тетради.

Цветные карандаши.

Фланелеграф.


Ход занятия.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент, эмоциональный настрой на занятие.

Подгрупповая работа, метод беседы, приветствие обучающихся

Педагог приветствует детей:

-Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Педагог раздаёт детям ленты разной длины.

- Сядут сначала те, у кого длинные ленты, а теперь те, у кого короткие.

Берутся за руки и смотрят друг на друга с улыбкой.

Дети смотрят на ленты, определяют длину и садятся на свои места.

Дети позитивно настроены на занятие, правильно определили длину лент, готовы к дальнейшей работе.

Основная часть.

Подгрупповая работа, метод беседы, показа, рассматривание рисунков, сравнение предметов, работа с наглядным, раздаточным материалом.

1.Сравнение предметов по ширине.

Педагог предлагает рассмотреть два шарфа одинаковой длины, но разной ширины. Один шарф широкий, а другой узкий. t1611249994aa.jpg

- Ребята посмотрите на эти вещи. Что это?

- Чем они отличаются? Как доказать?

Таким же образом проводится работа с разными по ширине лентами.

Дети рассматривают два шарфа, сравнивают их, называют отличия.

Затем выполняют сравнение лент, путём наложения.



Дети правильно выполняют сравнение, и называют отличия. Аккуратно выполняют работы. Активно и правильно отвечают на вопросы.



2.Сравнение предметов по ширине, размеру, высоте.

- Рассмотри рисунок. Сравни скамейки по ширине. Какого цвета широкая скамейка?

t1611249994ab.jpgt1611249994ac.jpg

Назови цвет узкой скамейки. Чем они отличаются? Придумай сам вопросы к рисунку, используя слова:

Широкий-узкий

Большой-маленький

Высокий-низкий

- Рассмотри рисунок. Какой ручей шире, какой уже?

t1611249994ad.jpg

- Через какой ручей легче перейти? Почему?

Дети рассматривают рисунок, отвечают на вопросы.






3.Работа с раздаточным материалом.

Педагог предлагает детям разные макеты домиков и даёт инструкцию.

t1611249994ae.jpg

- Разложите домики в последовательности: широкий, поуже, самый узкий.

- Проложи карандашом дорожки к домикам: к самому широкому-широкая и т. д.

- Расскажи, к какому домику, какая дорожка ведет?

Педагог предлагает детям полоски разного цвета и разной ширины из ткани.

- Разложите полоски, начиная с самой узкой (широкой). Назови цвет полосок.

Дети раскладывают макеты домиков по инструкции педагога.

Проводят карандашом дорожки к домикам.

Раскладывают цветные полоски с самой узкой, называют цвета.





4. Физкультминутка.

Река широкая, а ручеек…

Тропинка узкая, а дорога…

Ремень узкий, а шарф…

Юбка широкая, а брюки…

Диван узкий, а кровать…

Дети сопровождают слова соответствующими движениями.



Дети активно выполняют упражнения физкультминутки.



5. Работа с картинкой.

t1611249994af.jpgt1611249994ag.jpg

-Рассмотри картинку. Педагог задает детям вопросы:

-Какого цвета узкая юбка?

-Какого цвета широкая юбка?

И несколько подобных вопросов на правильное определение цвета предметов.

Дети рассматривают картинку и называют где юбка узкая, где широкая, цвета юбок.





6. Работа в тетради. Рисование по клеткам.

-Нарисуй по клеткам две ленты одну под другой. Верхняя лента должна быть узкой, а нижняя лента широкой. Раскрась их и назови, какого цвета широкая лента, а какого цвета – узкая.

-Нарисуй по клеткам широкие и узкие ворота.

Дети рисуют по клеткам ленты и раскрашивают в разные цвета. Рисуют ворота узкие и широкие.


Заключительный этап.

Беседа с обучающимися, подведение итогов.

-Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?

- Что вам больше всего понравилось?

-Я думаю, что вы занимались отлично, сделали все работы аккуратно, красиво, и то, что мы сегодня повторяли, обязательно пригодится в будущем.

Дети отвечают на вопросы и оценивают свою деятельность.

Дети активно отвечают на вопросы, занятие вызвало живой интерес.


Cамоанализ коррекционно-развивающего занятия.

Мною было проведено коррекционно-развивающее занятие с подгруппой детей младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью. В нём участвовало 4 человека (2 мальчика и 2 девочки). Для данных детей характерна быстрая утомляемость, снижение уровня мотивации, мыслительных процессов, внимания, памяти, воображения, восприятия.

Форма занятия: игровая, так как данная форма является наиболее эффективной для развития и коррекции познавательной сферы детей с умственной отсталостью. Кроме этого, игровая деятельность является ведущей у детей в начальной школе.

На занятии предполагалась реализации цели: развитие элементарных математических представлений. На занятии решались следующие задачи:

1.Коррекционно - образовательные:

- упражнять детей в сравнении нескольких предметов по ширине способом приложения, наложения;

- определять указанные признаки словами – широкий - узкий, одинаковые по ширине, шире – уже, самый широкий, самый

узкий;

- формировать умение группировать предметы по указанным признакам.

2.Коррекционно - развивающие.

- развивать мыслительные операции, зрительное внимание, воображение;

- развивать силу голоса, темп речи;

- развивать мелкую моторику;

- развивать тактильные ощущения, слуховой анализатор;

- развивать активную речь, навыки общения и взаимодействия;

- развивать навыки координация речи с движением.

3.Коррекционно-воспитательные.

- воспитывать навыки сотрудничества с педагогом;

- воспитывать навыки правильного поведения во время занятия.

Занятие организовано с учётом временного режима обучения - было проведено в утренний отрезок времени, использование ТСО и обеспечение комфортного доступа детей к образованию, специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим образовательным потребностям - мною использовалось следующее оборудование: фланелеграф, магнитная доска, демонстрационный материал, дидактические игры и пособия.

Занятие несло максимальную нагрузку, и было выстроено с учётом психофизиологических индивидуальных особенностей, и имело связь со всеми образовательными областями:

социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребенка с учителем – дефектологом, сверстниками, формирование позитивной установки к занятию, развитие умения работать в подгруппе);

познавательное развитие (закрепление пройденного материала, знакомство с новыми понятиями);

речевое развитие (ответы на вопросы, рассуждения);

художественно-эстетическое развитие (много красиво оформленного материала);

физическое развитие (на занятии, для снятия утомления использовалась физкультминутка).

Всё это дало положительное влияние на детскую деятельность.

Задачи занятия реализовались через следующие методы: показ, серию вопросов (опорные, уточняющие, поисковые, проговаривание ответов - индивидуально, хором, побуждение (скажи правильно и т. д.).

Содержание деятельности детей на занятии соответствовало поставленным целям, задания были выстроены по нарастающей сложности.

Организационный момент помог сконцентрировать внимание детей и настроить на взаимодействие детей с педагогом. В занятии мною были подобраны задания на закрепление, полученных ранее, элементарных математических представлений и развитие речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным занятиям.

Эмоциональный настрой обеспечивался занимательностью игровых приёмов, образностью и красочностью материала, а также доверительными отношениями между педагогом и детьми, созданием ситуации успеха, поощрением.

Занятие проходило со сменой деятельности (за столами, у доски) дети полностью погрузились, в атмосферу занимательных заданий и с особым интересом их выполняли. В течение всего занятия были использованы следующие формы детской деятельности: индивидуальная, подгрупповая.

Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (выслушивание мнение каждого ребенка, поддержание их рассуждения положительной оценкой) помогло создать ситуацию успеха для каждого из них.

В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над словообразованием, составлением предложений; логическое мышление, зрительное восприятие (через разрезные картинки). Как необходимый элемент занятия, мною использовались задания на развитие мелкой моторики (работа в тетради - рисование по клеткам).

В заключительной части занятия был, подведён итог занятия и дана положительная оценка деятельности каждого ребёнка на занятии. Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приёмов для занятия.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.