12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Боровских Наталья Юрьевна227
Россия, Хакасия респ., Саяногорск
3

Коррекционное занятие с учащимися первых классов на развитие внимания



Актуальность выбранной темы.

В настоящее время все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. К сожалению, растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся.

Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах.

Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал. Первоклассники очень любознательны, отзывчивы на все окружающее, расположены к усвоению нового, и интерес их не должен угасать на протяжении всего урока. А интерес проявляется только тогда, когда все понятно и доступно. И различные развивающие игры помогают в этом. Пробуждение интереса однозначно приводит к пробуждению внимания.

Учитывая все это необходимо развивать внимание первоклассников и целесообразно включать в урок разнообразные виды деятельности, чередуя упражнения и игры, для развития различных видов внимания.

Теоретическое обоснование.

Известно, что в процессе любой учебной деятельности от ребенка постоянно требуется внимание, дающее ему возможность хорошо воспринять, запомнить, осмыслить материал, действовать в соответствии с указаниями учителя.

Рассматривая проблему развития внимания у детей в работах отечественных психологов, можно выделить два основных пути ее решения. Подавляющее большинство исследователей приоритетное направление видит в развитии личности ребенка - ее направленности (Б.Г. Ананьев, 1946; Е.Т. Коробов, 1988; К.Т. Патрина, 1970; В.И. Страхов, 1975; М.Н. Шардаков, 1980). Значительная роль в развитии внимания у детей отводится рядом авторов организации учебной деятельности (Ф.Н. Гоноболин, 1972; О.Ю. Ермолаев, 1987; А.Н. Леонтьев, 1950).

Особо подчеркнем, что все вышеуказанные авторы определяют внимание как «направленность и (или) сосредоточенность сознания на тех или иных объектах или видах деятельности». Они смотрят на него не как на самостоятельный процесс, а лишь как на сторону других процессов, прежде всего познавательных (восприятия, мышления, памяти и других). При рассмотрении проблемы воспитания внимания у детей они рекомендуют формировать чувство ответственности, интересы, дисциплинированность и т.п. Внимание должно появиться как результат воспитания личности. Авторы рекомендуют и общие пути организации деятельности учащихся, считая их также важными при воспитании внимания: порядок и дисциплина на уроках, использование разнообразных и рациональных приемов их проведения, создание благоприятной общей обстановки. В основном рекомендуются не способы воспитания, формирования внимания, а организация тех условий, без которых никакая учебная деятельность вообще не может протекать успешно.

Описание демонстрируемой технологии.

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, наблюдений педагогов и родителей первоклассников каждый год выделяется группа детей, имеющих низкий уровень развития внимания, что является одной из основных причин их неуспешности.  В нашей школе возникла необходимость упорядочить имеющийся материал по данной проблеме, составить программу коррекционно-развивающих занятий, включающих в себя методические приёмы, развивающие задания, игры и упражнения.

Цель: преодоление трудностей в развитии внимания при обучении в школе.

Задачи:

Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.

Развить волевую сферу.

Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.

Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.

Формировать  социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.

Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

Данная программа ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 6-10 человек. В группу включаются учащиеся, показавшие в результате проведения психолого-педагогической диагностики низкий уровень развития внимания, и испытывающие трудности в учёбе по причине невнимательности. Программа включает в себя 20 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Длительность каждого занятия – 1 час.

Структура занятий

Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.

В структуре занятий можно выделить следующие этапы:

1. Ритуалы приветствия-прощания.

2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.

3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.

4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Предлагаю вашему вниманию одно из занятий.

Упражнение – приветствие. Ребята встают в круг, соединяют руки так, что бы правая рука лежала на ладошке соседа справа, а левая держала ладонь соседа слева. Участники по кругу дотрагиваются правой рукой ладони соседа с улыбкой и со словами: «Я рад(а) видеть тебя, (называют имя)»

Упражнение «10 предметов». На экране в течение 30 секунд дети наблюдают 10 различных предметов. Затем картинка растворяется, и ребята должны записать запомнившиеся им предметы в бланки, как можно больше. ( Приложение 1).

Упражнение «Разминка для глаз». Ребята следят глазами за движущимися предметами на экране, не двигая при этом головой. При мигании предмета надо закрывать и открывать глаза.

Упражнение «Найдите 10 отличий». На экране представлены 2 картинки с 10 отличиями, которые и нужно отыскать.

Игра «3, 13, 33» Психолог называет в любой очередности цифры «3», «13», «33». Если названа цифра «3» - дети поднимают руки вверх, когда звучит цифра «13», все приседают, а на цифре «33» делают поворот вокруг себя. Отмечаются самые внимательные.

Упражнение «Корректурная проба». В бланках у учащихся таблица с изображением разных фигур. Необходимо зачеркнуть грибочки, подчеркнуть флажки и обвести кружком елочки. Затем посчитать количество домиков, звездочек и цветочков.

Упражнение «Разминка с бананом». Ребята повторяют танцевальные движения за бананами на экране под веселую музыку.

Упражнение «Узнай по звуку». Психолог демонстрирует ребятам звуки соприкосновения со столом разных предметов: ножницы, карандаш, линейка, маркер и ручка. Затем участники закрывают глаза, психолог стучит одним из предметов, а дети в своих бланках ставят «+» в графу того предмета, который по их мнению был использован.

Рефлексия. Беседа, что понравилось на занятии, что было труднее всего, для чего нужны полученные навыки.

Домашнее задание: Сколько ступенек на крыльце школы? Каким цветом покрашена ограда вокруг школы?

Описание достижений, проблем и перспектив в опыте работы.

Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Поэтому ребята с удовольствием наблюдают яркие красочные изображения на мультимедийном оборудовании, им это ново и пока необычно, а значит интересно.

Первоклассники всегда готовы поиграть, игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Уже в момент реализации программы учителя стали отмечать более устойчивое внимание у ребят, испытывающих с этим серьезные проблемы. Родители заметили, что дети с большим позитивом стали отзываться о школе, идут на занятия с удовольствием, вовлекают в игры родителей после школы, сами пытаются придумывать задания, подмечать ранее незамеченное и т.д.

На первых занятиях основные трудности были с недостаточным словарным запасом при рефлексии, детям трудно формулировать мысли, ограничивались словами «понравилось», но через 5-6 занятий развитие речи было очень заметно.

Но следует отметить также, что в данной группе два ученика испытывали явное утомление. Предположительно, в связи с меланхолическим темпераментом и с тем, что занятия проводились после уроков, ребята выглядели уставшими и их результаты были практически без изменений. С ними проводится индивидуальная работа, а так же работа с их родителями.

Литература.

Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.

Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте

проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.

Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных

детей М. 1994 – 189 с.

Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 –

189 с.

Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.

Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под

редакцией Дубровиной М. 1987 – 235 с.

Козлов Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения», Екатеринбург, 1998 - 136 с.

Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991 - 335 с.

Никитин Б. П. «Развивающие игры», М. 1994 – 189 с.

Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 1999 – 261 с.

«Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста» под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 1988 – 189 с.

Рогов Н. И. «Настольная книга практического психолога», М. 1999 – кн. 1, 214 с.

Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., 1978 – 301 с.

Приложение 1

Ф.И._________________________________________________класс___________________

1. «10 предметов»:

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Зачеркни грибочки, подчеркни флажки и обведи кружком елочки

Посчитай:

Сколько домиков ? _________________________

Сколько звездочек? _________________________

Сколько цветочков? ________________________

3. «Узнай по звуку».

Ручка

линейка

ножницы

карандаш

маркер

Ручка

линейка

ножницы

карандаш

маркер

Ручка

линейка

ножницы

карандаш

маркер

Ручка

линейка

ножницы

карандаш

маркер

Ручка

линейка

ножницы

карандаш

маркер

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.