Коррекционное занятие с учащимися первых классов на развитие внимания
Пояснительная записка к презентации
Актуальность выбранной темы.
В настоящее время все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. К сожалению, растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся.
Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах.
Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал. Первоклассники очень любознательны, отзывчивы на все окружающее, расположены к усвоению нового, и интерес их не должен угасать на протяжении всего урока. А интерес проявляется только тогда, когда все понятно и доступно. И различные развивающие игры помогают в этом. Пробуждение интереса однозначно приводит к пробуждению внимания.
Учитывая все это необходимо развивать внимание первоклассников и целесообразно включать в урок разнообразные виды деятельности, чередуя упражнения и игры, для развития различных видов внимания.
Теоретическое обоснование.
Известно, что в процессе любой учебной деятельности от ребенка постоянно требуется внимание, дающее ему возможность хорошо воспринять, запомнить, осмыслить материал, действовать в соответствии с указаниями учителя.
Рассматривая проблему развития внимания у детей в работах отечественных психологов, можно выделить два основных пути ее решения. Подавляющее большинство исследователей приоритетное направление видит в развитии личности ребенка - ее направленности (Б.Г. Ананьев, 1946; Е.Т. Коробов, 1988; К.Т. Патрина, 1970; В.И. Страхов, 1975; М.Н. Шардаков, 1980). Значительная роль в развитии внимания у детей отводится рядом авторов организации учебной деятельности (Ф.Н. Гоноболин, 1972; О.Ю. Ермолаев, 1987; А.Н. Леонтьев, 1950).
Особо подчеркнем, что все вышеуказанные авторы определяют внимание как «направленность и (или) сосредоточенность сознания на тех или иных объектах или видах деятельности». Они смотрят на него не как на самостоятельный процесс, а лишь как на сторону других процессов, прежде всего познавательных (восприятия, мышления, памяти и других). При рассмотрении проблемы воспитания внимания у детей они рекомендуют формировать чувство ответственности, интересы, дисциплинированность и т.п. Внимание должно появиться как результат воспитания личности. Авторы рекомендуют и общие пути организации деятельности учащихся, считая их также важными при воспитании внимания: порядок и дисциплина на уроках, использование разнообразных и рациональных приемов их проведения, создание благоприятной общей обстановки. В основном рекомендуются не способы воспитания, формирования внимания, а организация тех условий, без которых никакая учебная деятельность вообще не может протекать успешно.
Описание демонстрируемой технологии.
Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, наблюдений педагогов и родителей первоклассников каждый год выделяется группа детей, имеющих низкий уровень развития внимания, что является одной из основных причин их неуспешности. В нашей школе возникла необходимость упорядочить имеющийся материал по данной проблеме, составить программу коррекционно-развивающих занятий, включающих в себя методические приёмы, развивающие задания, игры и упражнения.
Цель: преодоление трудностей в развитии внимания при обучении в школе.
Задачи:
Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.
Развить волевую сферу.
Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.
Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.
Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.
Данная программа ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 6-10 человек. В группу включаются учащиеся, показавшие в результате проведения психолого-педагогической диагностики низкий уровень развития внимания, и испытывающие трудности в учёбе по причине невнимательности. Программа включает в себя 20 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Длительность каждого занятия – 1 час.
Структура занятийЗанятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.
В структуре занятий можно выделить следующие этапы:
1. Ритуалы приветствия-прощания.
2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.
3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.
4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.
Предлагаю вашему вниманию одно из занятий.
Упражнение – приветствие. Ребята встают в круг, соединяют руки так, что бы правая рука лежала на ладошке соседа справа, а левая держала ладонь соседа слева. Участники по кругу дотрагиваются правой рукой ладони соседа с улыбкой и со словами: «Я рад(а) видеть тебя, (называют имя)»
Упражнение «10 предметов». На экране в течение 30 секунд дети наблюдают 10 различных предметов. Затем картинка растворяется, и ребята должны записать запомнившиеся им предметы в бланки, как можно больше. ( Приложение 1).
Упражнение «Разминка для глаз». Ребята следят глазами за движущимися предметами на экране, не двигая при этом головой. При мигании предмета надо закрывать и открывать глаза.
Упражнение «Найдите 10 отличий». На экране представлены 2 картинки с 10 отличиями, которые и нужно отыскать.
Игра «3, 13, 33» Психолог называет в любой очередности цифры «3», «13», «33». Если названа цифра «3» - дети поднимают руки вверх, когда звучит цифра «13», все приседают, а на цифре «33» делают поворот вокруг себя. Отмечаются самые внимательные.
Упражнение «Корректурная проба». В бланках у учащихся таблица с изображением разных фигур. Необходимо зачеркнуть грибочки, подчеркнуть флажки и обвести кружком елочки. Затем посчитать количество домиков, звездочек и цветочков.
Упражнение «Разминка с бананом». Ребята повторяют танцевальные движения за бананами на экране под веселую музыку.
Упражнение «Узнай по звуку». Психолог демонстрирует ребятам звуки соприкосновения со столом разных предметов: ножницы, карандаш, линейка, маркер и ручка. Затем участники закрывают глаза, психолог стучит одним из предметов, а дети в своих бланках ставят «+» в графу того предмета, который по их мнению был использован.
Рефлексия. Беседа, что понравилось на занятии, что было труднее всего, для чего нужны полученные навыки.
Домашнее задание: Сколько ступенек на крыльце школы? Каким цветом покрашена ограда вокруг школы?
Описание достижений, проблем и перспектив в опыте работы.
Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Поэтому ребята с удовольствием наблюдают яркие красочные изображения на мультимедийном оборудовании, им это ново и пока необычно, а значит интересно.
Первоклассники всегда готовы поиграть, игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Уже в момент реализации программы учителя стали отмечать более устойчивое внимание у ребят, испытывающих с этим серьезные проблемы. Родители заметили, что дети с большим позитивом стали отзываться о школе, идут на занятия с удовольствием, вовлекают в игры родителей после школы, сами пытаются придумывать задания, подмечать ранее незамеченное и т.д.
На первых занятиях основные трудности были с недостаточным словарным запасом при рефлексии, детям трудно формулировать мысли, ограничивались словами «понравилось», но через 5-6 занятий развитие речи было очень заметно.
Но следует отметить также, что в данной группе два ученика испытывали явное утомление. Предположительно, в связи с меланхолическим темпераментом и с тем, что занятия проводились после уроков, ребята выглядели уставшими и их результаты были практически без изменений. С ними проводится индивидуальная работа, а так же работа с их родителями.
Литература.
Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.
Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте
проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных
детей М. 1994 – 189 с.
Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 –
189 с.
Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под
редакцией Дубровиной М. 1987 – 235 с.
Козлов Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения», Екатеринбург, 1998 - 136 с.
Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991 - 335 с.
Никитин Б. П. «Развивающие игры», М. 1994 – 189 с.
Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 1999 – 261 с.
«Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста» под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 1988 – 189 с.
Рогов Н. И. «Настольная книга практического психолога», М. 1999 – кн. 1, 214 с.
Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., 1978 – 301 с.
Приложение 1
Ф.И._________________________________________________класс___________________
1. «10 предметов»:
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Зачеркни грибочки, подчеркни флажки и обведи кружком елочки
Посчитай:
Сколько домиков ? _________________________
Сколько звездочек? _________________________
Сколько цветочков? ________________________
3. «Узнай по звуку».
Ручка |
линейка |
ножницы |
карандаш |
маркер |
Ручка |
линейка |
ножницы |
карандаш |
маркер |
Ручка |
линейка |
ножницы |
карандаш |
маркер |
Ручка |
линейка |
ножницы |
карандаш |
маркер |
Ручка |
линейка |
ножницы |
карандаш |
маркер |