Коррекционное занятие «Путешествие Иво»

6
0
Материал опубликован 20 December 2019

Тема: «Путешествие Иво».


Цель: 1. Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое.


Развивать осознанное восприятие контрастных изменений ритма во времени и пространстве.


Снимать состояние напряженности, усталости.


Развивать внимание.


Вводная ситуация (5 мин.)


Педагоги снова возобновляют контакт с детьми краткой непринужденной беседой о том, как дети себя чувствовали, что делали, что случилось с ними со времени предыдущего занятия.


Музыкально – двигательные упражнения с ритмической декламацией (5 мин.)


Упражнение 1. Дети маршируют в колонне по одному под ритмичную маршевую (2/4) импровизацию психолога. Ведет колонну кто-нибудь из детей. На полу в помещении разложены маты, и дети маршируют между ними. По звуковому сигналу (литавры) дети должны как можно скорее занять их, а при контрастном изменении ритма музыки на размер ¾ взмахом рук и хлопком в ладони они имитируют удар в литавры. Чтобы звуковая имитация была более точной, дети ритмически декламируют слово «дзинь». После 4-х тактов размера


дети встают и маршируют, но уже под руководством другого ребенка. Упражнение 2. Дети маршируют в колонне по 2 между матами. Во


время игры они не должны касаться друг друга и наступать на маты. По звуковому сигналу литавр дети, как и в предыдущем упражнении, должны как можно быстрее занять маты и имитировать бой в литавры в сопровождении ритмической декламации «дзинь». Потом марш продолжается, пока не прозвучит второй звуковой сигнал (барабан). По сигналу барабана дети садятся по-турецки на маты и хлопками по бедрам, чередуя правую и левую руки, в 4-х тактах 2/4, имитируют игру на тамтамах, сопровождая ее ритмической декламацией слов «бам-бам».


Музыкальный рассказ (20 мин.)


Учебный год закончился. Одиннадцатилетний Иво впервые в жизни ехал совсем один пассажирским поездом к бабушке в село. Чтобы успеть на поезд, Иво должен был в этот день проснуться очень рано. Мама проводила его на станцию, снова и снова повторяя, чтобы он был внимателен и не пропустил свою остановку. Иво попрощался с мамой и, счастливый от того, что путешествует самостоятельно, сел в поезд.



Поезд тронулся и перед Иво, как в цветном фильме, замелькали поля, леса, луга и села. Потом пришел проводник, и Иво гордо вручил ему свой билет.


А что, парень, ты один путешествуешь?


Совсем один, - ответил ему Иво с той же гордостью, с какой вручал свой билет. – Я еду к бабушке на каникулы.


Проводник сказал задумчиво: «гм» - и пошел дальше.


Пассажирский поезд медленно взбирался на гору, укачивая Иво, и монотонный стук колес усыпил мальчика. Иво даже не заметил, как его голова опустилась, и глаза закрылись. Он погрузился в приятный сон. Ему приснилось, что он уже у бабушки, на зеленом лугу, по которому течет прозрачный ручей с цветными отполированными камешками на дне. Было очень жарко, и Иво с удовольствием опустил руку в приятную прохладную воду, чтобы вытащить самый красивый камешек. «Принесу его домой и покажу ребятам», - подумал он. Иво уже дотянулся до камешка, как вдруг почувствовал на плече что-то большое и тяжелое. Он вздрогнул и дернулся так, что чуть было не упал. Испуганно открыл глаза и удивленно посмотрел на проводника, который тряс его за плечи.


Эй, парень! Ты куда едешь? Слышишь, проснись, а то проспишь станцию, на которой тебе выходить.


Ваня долго не мог понять, где он и что ему говорит проводник.


В Речаны, - выдавил он, - еду к бабушке.


Фиу-ить! Хорошо ты, парень, поспал. Речаны мы уже проехали. И после них еще три станции!


Перепуганный Иво схватил чемоданчик. «Какой стыд! – подумал он. – Наконец-то я путешествую самостоятельно, и именно сейчас заснул, как маленький мальчик!» Иво беспомощно посмотрел на проводника, так как в этот момент совсем не знал, что ему делать.



Ну, ну, не пугайся сразу, парень. Знаешь, что мы сделаем? На следующей станции сойдешь, а я попрошу начальника станции посадить тебя на ближайший поезд, который поедет в Речаны.


Спасибо, - пробурчал Иво, так как ему не нравилось, что его посадят в поезд, как малого ребенка, - но я сам…


Собирайся, парень, через минуту мы уже приедем.


Когда поезд остановился, проводник спрыгнул на перрон, а вслед за ним сошел и Иво. Проводник подошел к высокому мужчине в форме с круглой красной табличкой в руке и стал ему что-то быстро рассказывать. Потом вскочил на ступеньки поезда и кивнул Иво. Дежурный по станции свистнул в свисток, поднял свою табличку, и поезд медленно тронулся.


Ну, пойдем, - сказал дежурный. – Да, а как тебя зовут?


Иво.


Гм, гм, красивое имя. Знаешь, Иво, поезд в Речаны идет только через 2 часа. Если хочешь, можешь пока посидеть в моем кабинете и порисовать или почитать что-нибудь.


Знаете, дядя дежурный, - сказал застенчиво Иво, - я бы лучше… - и мечтательно посмотрел на красную табличку в руках дежурного.


Вот как! – засмеялся дежурный. – Ты бы хотел отправлять поезда,


но для этого ты еще слишком молод. Ведь это не так просто. Это ответственность за многие человеческие жизни. У тебя должны быть зоркие и очень внимательные глаза. Но чтобы тебе не было обидно, будешь помогать мне отправлять поезда, пока не придет твой поезд.


Так начались интересные события и приключения Иво. Целых два часа он выходил вместе с дежурным на перрон, стоял возле него и по-военному приветствовал все прибывающие и отправляющиеся поезда. Дежурный объяснил ему, когда нужно свистнуть и поднимать красную табличку. Два часа пролетели быстро, как сон. Когда пришел поезд Иво, дежурный протянул ему руку, как взрослому и сказал:


Спасибо за помощь и передавай привет бабушке!



Когда поезд отходил от станции, Иво через открытое окно крикнул дежурному: «Я вам завтра же напишу!»


Иво сдержал свое обещание. Он взял у бабушки деньги, купил самую красивую открытку, какая была в магазине, и послал ее дяде дежурному.



Выразительность и драматизм рассказа учитель музыки усиливает соответствующей музыкальной импровизацией. По окончании музыкальной истории психолог говорит детям: «Дети, как вы думаете, что написал Иво на открытке дежурному?» По ответам детей учитель снова импровизирует отдельные сюжетные части рассказа, выраженные характерным музыкальным мотивом. Первый мотив в среднем регистре и живом веселом темпе выражает радость и возбуждение ребенка, впервые путешествующего самостоятельно. Второй мотив отображает характерный ритм монотонной мелодии движения поезда с переходом в контрастное лирическое настроение (свободный темп в более высоком регистре), когда ребенок спит и ему снится приятный сон о природе. Третий – выражает напряжение и тревогу ребенка, очутившегося в неожиданной и неприятной ситуации (средний регистр, внезапный переход из мажорной в минорную тональность с использованием дисгармонических структур). Четвертый мотив выражает расслабление ребенка после счастливого разрешения ситуации, радость и возбуждение от новых впечатлений (возврат в мажорную тональность в среднем регистре, живой темп, переход к начальному характерному ритму и монотонной мелодии движения поезда).


На репризу отдельных характерных музыкальных мотивов, которые снова проигрываются, дети реагируют рисунками, в которых выражают свое отношение к отдельным ситуациям рассказа.


После этого каждый ребенок объясняет свой рисунок, как и на предыдущих занятиях. При третьей репризе учитель исполняет отдельные характерные музыкальные мотивы уже словесного сопровождения, а дети имитируют их ритм, динамику и темп в групповой инструментальной игре.

30



Сначала музыкотерапевт играет характерный ритм музыкального мотива, а дети пытаются его имитировать.


Отгадывание песни (5 мин.)


Учитель играет детям на рояле широко известные песни. Задача:


узнать звучащую песню по мелодии и ритму. Психолог руководит игрой, чтобы


каждый ребенок угадал хотя бы одну песню. Отгаданную песню дети поют в


сопровождении фортепиано. Дети могут сопровождать пение элементами


«телесной игры» или игрой на уже известных им ритмических инструментах.


Двигательное расслабление и слияние с музыкой. (10 мин.)


Упражнение 1. В первом упражнении дети поочередно делают два движения: наклоны головы вперед и назад на размер 2/4 и наклоны головы вправо и влево в том же темпе. Движения сопровождаются ритмической декламацией.


Ритмическая декламация:

t1576867029aa.jpgt1576867029aa.jpgt1576867029ab.jpg





раз - два го - ло - вой ме - длен - но ки - вай


Упражнение 2.


Круговые движения головой, размер ¾.


Ритмическая декламация:

t1576867029aa.jpgt1576867029aa.jpgt1576867029aa.jpgt1576867029ac.jpgt1576867029aa.jpgt1576867029aa.jpgt1576867029aa.jpgt1576867029ac.jpgt1576867029aa.jpgt1576867029aa.jpgt1576867029aa.jpgt1576867029ac.jpgt1576867029aa.jpgt1576867029aa.jpgt1576867029aa.jpgt1576867029ac.jpg





смот-рим на пра - во и смот- рим на ле - во мы


Упражнение 3.


Круговые движения плечами, размер 2/4.


Ритмическая декламация:

t1576867029ad.jpg





пле - чи ты рас - слаб- ляй


Упражнение 4.



Повороты корпуса поочередно вправо и влево в размере 4/4. Сначала упражнение демонстрирует психолог в точном соответствии с ритмом музыки. Учитель считает основные доли такта в темпе своей импровизации и просит детей, следящих за движениями психолога, помочь ему считать. Считая, дети могут и хлопать. К упражнению психолога постепенно присоединяются все дети.


Упражнение заканчивается свободными телодвижениями детей под живую ритмичную музыку.


Занятие педагоги заканчивают непринужденной беседой, из которой узнают о чувствах, впечатлениях и характере переживания детей.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации