Коррекционно-логопедическая игра «Речевые классики»

4
1
Материал опубликован 11 April в группе

Дидактическая копилка учителя-логопеда

Коррекционно-логопедическая игра «Речевые классики»


Разработала: Новикова Анастасия Васильевна

учитель-логопед первой категории

МАОУ СОШ №215 г. Новосибирска


Пояснительная записка

1. Актуальность тематики

У обучающихся с ОВЗ, имеющих речевые нарушения, часто наблюдаются трудности в формировании звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий, связной речи, а также нарушения предложно-падежных конструкций, трудности пространственно-временных отношений, трудности установления причинно-следственных связей.

Актуальность игры обусловлена: 

  необходимостью сочетать коррекцию речи с двигательной активностью для повышения мотивации и снижения утомляемости;              возможностью адаптировать задания под требования АООП НОО, обеспечивая преемственность в обучении; 

   эффективностью кинезиотерапевтических методов в развитии межполушарного взаимодействия, что особенно важно для детей с ОВЗ.

Форма дидактического пособия: многофункциональная подвижная игра, сочетающая элементы логопедических упражнений и традиционной игры «классики».

2. Новизна и преимущества

Интеграция в общеобразовательный процесс: 

  соответствует требованиям инклюзивного образования, может использоваться в условиях школы (класс, рекреация, школьный двор);      гибкость: задания адаптированы под разные варианты АООП;    мультисенсорный подход: задействует зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие через раздаточный материал, движения и речевые задания; 

  экономичность: для создания пособия используются доступные материалы (картинки, схемы, карточки с заданиями, раздаточный материал).

3. Целевая группа

Возраст: 7–11 лет.

Классы: 1–4 классы.

Тип ОВЗ:

Тяжёлые нарушения речи (ТНР),

Задержка психического развития (ЗПР) с речевыми нарушениями,

Расстройства аутистического спектра (РАС) с сохранным интеллектом.

Варианты АООП НОО: 5.1–5.2 (для детей с ТНР), 7.1–7.2 (для детей с ЗПР), 8.1–8.2 (для обучающихся с РАС).

Речевые заключения: ОНР, IIIV уровень речевого развития, СНР, IIIII уровень речевого развития.

4. Цель и задачи

Цель: коррекция речевых нарушений через игровую деятельность.

Задачи:

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Формирование и развитие навыка слогового, звукового, звукобуквенного анализа и синтеза.

Обогащение словарного запаса.

Развитие связной речи через составление предложений.

Тренировка зрительно-моторной координации и пространственной ориентации.

5. Комплектация пособия: игровое поле с вариацией по типу классиков, раздаточный материал: карточки-картинки с целевыми звуками, слоговые схемы, звуковые схемы, схемы предложения, карточки-символы (цвет, форма, величина, вкус; части речи), карточки-картинки с предметами, карточки-слова, деревянные буквы, «Чудесный мешочек», кинезиологические мешочки, мячи.

t1744367904aa.gif

6. Адресность

Пособие предназначено для:

учителей-логопедов и дефектологов общеобразовательных и коррекционных школ;

педагогов инклюзивного образования;

воспитателей групп продлённого дня.

7. Методические рекомендации

Чередовать речевые задания с двигательными паузами (например, прыжок + приседание).

Включать элементы соревнования для повышения мотивации (начисление баллов за правильные ответы).

Работу строить по 3 этапам:

подготовительный: объяснение правил, отработка прыжков без речевой нагрузки;

основной: выполнение заданий в зависимости от речевого заключения;

закрепляющий: самостоятельная игра в парах с взаимопроверкой.

Каталог игр «Речевые классики»:

1. «Звуковые прыжки»

А. Цель: автоматизация отрабатываемых звуков в слогах, словах, в предложении, развитие моторной координации.

t1744367904ab.gif 

Описание: на клетках классиков размещены слоги, картинки с целевым звуком. Ребёнок прыгает на клетку, произносит звук в слоге, в слове.

Усложнение:

Добавить составление предложений (Лось живет в лесу).

Прыжки на одной ноге + хлопок в ладоши.

Интеграция с мячом/мешочком:

Отбивание мяча об пол на каждый слог.

Перекидывание мешочка из руки в руку при произнесении слова.

Б. Цель: дифференциация звуков в слогах, словах.

t1744367904ac.gif

Описание: на поле – пары звуков/слогов/слов (сок–шок). Ребёнок выбирает правильное слово для контекста (Мама купила в магазине яблочный сок).

Усложнение:

Составление предложений.

Интеграция с мячом/мешочком:

Бросок мяча в стену при назывании слова с «С», подбрасывание мяча при назывании слова с «Ш».

2. «Слоговой конструктор» 

Цель: формирование операций анализа и синтеза.

t1744367904ad.gif

Описание: в клетках гласные буквы. Ребёнок вытягивает любую согласную из мешочка и составляет открытые и закрытые слоги (М + А = МА, А + М = АМ).

Усложнение:

Подбор слов с этими слогами (ма-лыш, мя-чик).

Составление предложений с придуманными словами.

Интеграция с мячом/мешочком:

Подброс мяча вверх при назывании слога.

Передача мешочка партнёру после составления слова.

3. « Поле чудес»

Цель: тренировка пространственной ориентации и памяти, операций анализа и синтеза слоговой структуры слова.

t1744367904ae.gif

Описание: на поле размещен путь маршрута. Ребёнок сначала проговаривает и запоминает маршрут (3 шага вперёд, 2 влево, 3 шага вперед). Затем закрывает глаза и выполняет шаги по памяти, проговаривая вслух или про себя путь следования. После успешного прохождения маршрута педагог предлагает вытянуть из мешочка игрушку, узнать ее на ощупь, назвать и разделить данное слово на слоги.

Усложнение:

Прохождение маршрута по словесной инструкции педагога (без визуализации).

Использование карточек со словами со стечением согласных для деления на слоги (стул, тетрадь, карандаш).

4. «Счетовод»

Цель: согласование существительного с числительным, развитие грамматического строя речи.

t1744367904af.gif

Описание:  ребенок вытягивает карточку с изображением определенного количества предметов, ему нужно посчитать количество предметов и занять соответствующую клетку классиков.

Ребенок выбирает карточку с написанным словом. Педагог предлагает пропрыгать по клеткам классиков в прямом или обратном порядке, согласовывая существительное с числительным (одно дерево, два дерева и т.д.; десять карандашей, девять карандашей и т.д.).

Ребенок выбирает карточку с написанным словом, подбирает прилагательное к этому существительному и прыгает по клеткам классиков в прямом или обратном порядке, согласовывая существительное с числительным и прилагательным (один осенний лист, два осенних листа и т.д.; десять теплых пальто, девять теплых пальто и т. д.)

Усложнение:

Составление предложения с данным словосочетанием (Мама купила пять красных яблок).

Интеграция с мячом/мешочком:

Передача мешочка из руки в руку после составления словосочетания.

5. «Мой, моя, мое, мои»

Цель: отработка родовой принадлежности имен существительных.

t1744367904ag.gif

Описание: на клетках классиков слова-помощники (мой, моя, мое, мои).

Педагог предлагает картинки предметов разного рода. Ребёнок определяет род, используя слова-помощники.

Усложнение:

Подбор прилагательных к существительным (мой большой стол, моя красивая кукла).

Составление предложений (Моя красивая кукла лежит на кровати).

6. «Он, она, оно, они»

Цель: отработка родовой принадлежности имен существительных и местоимений.

t1744367904ah.gif

Описание: на клетках классиков лежат местоимения и картинки предметов разных родов.

Ребенок дифференцирует и раскладывает картинки в нужные клетки классиков.

Интеграция с мячом:

Отбивание мяча об пол при назывании слова.

7. «Чудесный мешочек»

Цель: обогащение словарного запаса, согласование существительных с числительными.

t1744367904ai.gif    t1744367904aj.gif

Описание: ребенку предлагается вытянуть из мешочка любой предмет (муляжи овощей и фруктов), пройти по клеткам классиков в хаотичном порядке, согласовывая числительное с существительным (один апельсин, пять апельсинов, два апельсина и т.д.)

Усложнение:

Подбор признаков к словосочетанию: существительное + числительное + прилагательное (один сладкий апельсин, три круглых апельсина).

Составление предложений с данными словосочетаниями (Я съел три сладких апельсина).

Интеграция с мешочком:

Возможна в работе в микрогруппе: дети передают мешочек по кругу, называя свое словосочетание. После завершения первого круга игры дети меняют свое местоположение в классиках.

7. «Звукознайка»

Цель: формирование и развитие звукового анализа и синтеза.

t1744367904ak.gif    t1744367904al.gif

Описание:

1 . Ребенку предлагается вытянуть из мешочка любую фишку (красного, синего или зелёного цвета), назвать как можно больше соответствующих звуков и занять клетку классиков.

2. Ребенок вытягивает другую фишку, педагог просит назвать как можно больше слов, которые начинаются на соответствующий звук (зелёная фишка - слова на мягкий согласный и т.д.). После подсчета названных слов игрок занимает соответствующую клетку классиков.

Если игра проводится в микрогруппе, то определяется победитель среди детей. Если игра проводится индивидуально с ребенком, то определяется победитель среди звуков.

3. На игровом поле классиков представлены 3 схемы с разными позициями звука в слове. Ребенок должен определить позицию заданного звука в словах на картинках и разложить их в соответствующие клетки классиков.

Интеграция:

При проговаривании слова ребенок выполняет прыжок с хлопком.

8. «Буквознайка»

Цель: развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

t1744367904am.gif    

Описание:

1. Ребенку предлагается вытянуть из мешочка любую фишку с буквой, назвать слово на эту букву, посчитать количество букв и занять нужную клетку классиков.

Усложнение:

Последовательно назвать буквы слова, при этом подбрасывая мяч.

Ребенок вытягивает другую букву из мешочка, педагог называет слово, в котором пишется эта буква. Игроку необходимо определить, на каком месте стоит эта буква, и занять соответствующую клетку классиков (ребенок вытянул мягкий знак, педагог называет слово «коньки», значит ребенок должен занять клетку 4).


9. «Слогознайка»

Цель: развитие слогового анализа и синтеза и умения выделять ударный слог.

t1744367904an.gif    t1744367904ao.gif

Описание: на игровом поле классиков лежат вагончики с разным количеством окошек.

Ребенку предлагаются карточки с предметами разной слоговой структуры (мяч, школа, бегемот и т.д.). Он читает слово, разделяет на слоги, считает количество слогов в слове и соотносит с нужной клеткой классиков, где количество слогов соответствует количеству окошек вагона.

На игровом поле классиков лежат слоговые схемы с разным количеством слогов и положением ударного слога. Ребенок произносит слово, считает слоги в слове, выделяет ударный слог и соотносит слово с нужной клеткой классиков.

Усложнение:

Вместо карточек-слов использовать предметные картинки.

10. «Части речи»

Цель: дифференциация частей речи.

t1744367904ap.gif    t1744367904aq.gif

Описание: на клетках классиков лежат карточки с символами частей речи (С – существительное, Г глагол, П прилагательное, М местоимение, Н наречие).

Ребенок должен карточки-слова разложить в соответствующую клетку классиков.

Перед игровым полем лежат предложения, составленные из карточек слов. Ребенок читает предложение, определяет часть речи у каждого слова этого предложения, задавая последовательно к каждому слову вопрос.

Усложнение:

Составление предложения в определенном порядке частей речи.

Распространение предложения за счет добавления слова заданной части речи.

11. «Предложный квест»

А. Цель: отработка умения работать со схемой предложения.

t1744367904ar.gif    t1744367904as.gif

Описание: в клетках классиков лежат готовые схемы предложения.  Ребенок, переходя из клетки в клетку классиков, составляет предложение согласно схеме. 

Педагог предлагает карточки-слова, из которых надо составить предложения. Ребенок выбирает слова и составляет предложение согласно схеме, расположенной в клетке классиков.

Усложнение:

Составление предложения к заданной схеме с подбором предлога.

Работа с деформированным текстом: последовательное расположение предложений.

Добавление вопросов к каждому члену предложения.

Интеграция с мячом:

Бросок мяча в корзину после правильного выполнения задания.

Б. Цель: отработка предлогов, развитие грамматических навыков.

Описание: в клетках классиков лежат карточки-предлоги. Педагог называет предложение с пропущенным предлогом (Мяч лежит ___ столом). Ребенок, прыгая по классикам, должен остановиться на клетке с правильным предлогом.

Усложнение:

Составление предложений с двумя предлогами.

Интеграция с мячом:

Подброс мяча при назывании предлога.

В. Цель: развитие лексико-грамматического компонента.

Описание: в клетках классиков лежат карточки-слова категорий, которые надо вставить в предложение. Ребёнок, прыгая по клеткам, заполняет пропуски в предложениях, выбирая слова из категорий (герой, признак, действие, место, время) (Коля зашёл далеко (категория «место»)в лес.).

Усложнение:

Пропуск двух категорий слов (Солнце светит → (категории: «признак», «время»). 1. Солнце ярко светит утром. 2. Яркое солнце светит с утра).

Интеграция с мячом/мешочком:

Бросок мяча в корзину после вставки правильного слова.

Г. Цель: отработка пространственно-временных отношений и причинно-следственных связей.

t1744367904av.gif    t1744367904at.gif    t1744367904aw.gif    t1744367904ay.gif

Описание: педагог дает мини-тексты (1. «Завтра вечером я пошел в парк. Там я увидел, как птицы летали высоко под деревьями. В это время моя мама готовила обед на кухне. Я вернусь домой и пошел гулять с друзьями.» 2. «Я не сделал домашнее задание, поэтому учитель похвалил меня. На следующий день я пришел в школу и забыл тетрадь дома. Учитель сказал, что я молодец и поставил «5» за хорошую работу.») Ребёнок исправляет в тексте ошибки и занимает клетку классиков, соответствующую количеству ошибок.

Усложнение:

Добавление деталей в текст.

Придумывание заголовка.

Интеграция с мячом/мешочком:

Подбрасывание мячика после исправления ошибки.

В озможна в работе в микрогруппе: дети передают мешочек по кругу, называя свое словосочетание.

Д. Цель: отработка логико-грамматических конструкций предложений.

Описание: педагог предлагает предложения с правильно и неправильно составленными логико-грамматическими конструкциями (Котята родили кошку. Ваза стоит в цветах.). Ребенок находит и исправляет ошибки, передвигаясь по классикам. При работе в микрогруппе победителем считается тот, кто первым прошел классики.

Интеграция с мячом/мешочком:

Передача мяча при исправлении ошибки.

12. «Лексическая дорожка»

А. Цель: дифференциация слов по категориальным понятиям.

t1744367904ax.gif

Описание: на поле – картинки одной темы (профессии). Ребёнок прыгает по клеткам, называет слова, подбирает обобщающее слово и добавляет свои варианты.

Усложнение:

Смешанные категории (одежда + головные уборы, мебель + электроприборы).

Исключение лишнего с обоснованием.

Интеграция с мешочком:

Бросок мешочка на картинку при назывании категории.

Б. Цель: словоизменение существительных по числам и падежам.

Описание: на поле картинки, ребенок, прыгая по классикам, образовывает форму множественного/единственного числа и изменяет полученное слово по падежам, закончив фразы:

Это … (тетради);

У меня нет … (тетрадей);

Я рад … (тетрадям);

Я вижу … (тетради);

Я любуюсь … (тетрадями);

Я думаю о … (тетрадях).

В. Цель: обогащение предикативного словаря, словообразование прилагательных от существительных.

Описание: в клетках классиков лежат карточки-символы (цвет, размер, форма, вкус, материал изготовления). Ребенок, прыгая по клеткам, подбирает прилагательное к существительному согласно данному параметру.

Педагог просит детей микрогруппы занять любую клетку классиков с цифрами, демонстрирует им любой фрукт или овощ, предлагает назвать столько признаков к предмету, на клетке с какой цифрой стоит ребенок. Игру начинает тот ребенок, который стоит на самой меньшей цифре классиков (занял клетку 2, значит подбирает 2 прилагательных. Капуста какая? Большая, в кусная). Следующий игрок повторяет эти же прилагательные и добавляет свои признаки, общее количество должно соответствовать занимаемой им клетки (игрок занял клетку 6, значит он называет 6 прилагательных. Капуста – большая, вкусная, хрустящая, тяжелая, тушеная, белокочанная).​​​​​​​

В каждой клетке – карточки-предметы. Ребенок, прыгая по клеткам, образовывает от существительного прилагательные (относительные, качественные, притяжательные).

Интеграция с мячом/мешочком:

Перекладывание мешочка из руки в руку после правильного ответа.

Отбивание мяча об пол при ответе.

Вывод

Дидактическое пособие «Речевые классики» соответствует требованиям ФГОС для обучающихся с ОВЗ, обеспечивая комплексный подход к коррекции речевых нарушений. Градация заданий по уровням сложности позволяет использовать пособие «Речевые классики» на всех этапах коррекционной работы – от постановки звука до развития связной речи. Игра может быть использована на коррекционных занятиях, во внеурочной деятельности и в рамках логопедического сопровождения, что делает её универсальным инструментом в работе педагога.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная идея, Анастасия Васильевна. Спасибо за свежий взгляд на давно забытые игры.

0
11 April