Коррекционно-логопедическая игра «Речевые классики»

Дидактическая копилка учителя-логопеда
Коррекционно-логопедическая игра «Речевые классики»
Разработала: Новикова Анастасия Васильевна
учитель-логопед первой категории
МАОУ СОШ №215 г. Новосибирска
Пояснительная записка
1. Актуальность тематики
У обучающихся с ОВЗ, имеющих речевые нарушения, часто наблюдаются трудности в формировании звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий, связной речи, а также нарушения предложно-падежных конструкций, трудности пространственно-временных отношений, трудности установления причинно-следственных связей.
Актуальность игры обусловлена:
необходимостью сочетать коррекцию речи с двигательной активностью для повышения мотивации и снижения утомляемости; возможностью адаптировать задания под требования АООП НОО, обеспечивая преемственность в обучении;
эффективностью кинезиотерапевтических методов в развитии межполушарного взаимодействия, что особенно важно для детей с ОВЗ.
Форма дидактического пособия: многофункциональная подвижная игра, сочетающая элементы логопедических упражнений и традиционной игры «классики».
2. Новизна и преимущества
Интеграция в общеобразовательный процесс:
соответствует требованиям инклюзивного образования, может использоваться в условиях школы (класс, рекреация, школьный двор); гибкость: задания адаптированы под разные варианты АООП; мультисенсорный подход: задействует зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие через раздаточный материал, движения и речевые задания;
экономичность: для создания пособия используются доступные материалы (картинки, схемы, карточки с заданиями, раздаточный материал).
3. Целевая группа
Возраст: 7–11 лет.
Классы: 1–4 классы.
Тип ОВЗ:
Тяжёлые нарушения речи (ТНР),
Задержка психического развития (ЗПР) с речевыми нарушениями,
Расстройства аутистического спектра (РАС) с сохранным интеллектом.
Варианты АООП НОО: 5.1–5.2 (для детей с ТНР), 7.1–7.2 (для детей с ЗПР), 8.1–8.2 (для обучающихся с РАС).
Речевые заключения: ОНР, II–IV уровень речевого развития, СНР, II–III уровень речевого развития.
4. Цель и задачи
Цель: коррекция речевых нарушений через игровую деятельность.
Задачи:
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Формирование и развитие навыка слогового, звукового, звукобуквенного анализа и синтеза.
Обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи через составление предложений.
Тренировка зрительно-моторной координации и пространственной ориентации.
5. Комплектация пособия: игровое поле с вариацией по типу классиков, раздаточный материал: карточки-картинки с целевыми звуками, слоговые схемы, звуковые схемы, схемы предложения, карточки-символы (цвет, форма, величина, вкус; части речи), карточки-картинки с предметами, карточки-слова, деревянные буквы, «Чудесный мешочек», кинезиологические мешочки, мячи.
6. Адресность
Пособие предназначено для:
учителей-логопедов и дефектологов общеобразовательных и коррекционных школ;
педагогов инклюзивного образования;
воспитателей групп продлённого дня.
7. Методические рекомендации
Чередовать речевые задания с двигательными паузами (например, прыжок + приседание).
Включать элементы соревнования для повышения мотивации (начисление баллов за правильные ответы).
Работу строить по 3 этапам:
подготовительный: объяснение правил, отработка прыжков без речевой нагрузки;
основной: выполнение заданий в зависимости от речевого заключения;
закрепляющий: самостоятельная игра в парах с взаимопроверкой.
Каталог игр «Речевые классики»:
1. «Звуковые прыжки»
А. Цель: автоматизация отрабатываемых звуков в слогах, словах, в предложении, развитие моторной координации.
Описание: на клетках классиков размещены слоги, картинки с целевым звуком. Ребёнок прыгает на клетку, произносит звук в слоге, в слове.
Усложнение:
Добавить составление предложений (Лось живет в лесу).
Прыжки на одной ноге + хлопок в ладоши.
Интеграция с мячом/мешочком:
Отбивание мяча об пол на каждый слог.
Перекидывание мешочка из руки в руку при произнесении слова.
Б. Цель: дифференциация звуков в слогах, словах.
Описание: на поле – пары звуков/слогов/слов (сок–шок). Ребёнок выбирает правильное слово для контекста (Мама купила в магазине яблочный сок).
Усложнение:
Составление предложений.
Интеграция с мячом/мешочком:
Бросок мяча в стену при назывании слова с «С», подбрасывание мяча при назывании слова с «Ш».
2. «Слоговой конструктор»
Цель: формирование операций анализа и синтеза.
Описание: в клетках – гласные буквы. Ребёнок вытягивает любую согласную из мешочка и составляет открытые и закрытые слоги (М + А = МА, А + М = АМ).
Усложнение:
Подбор слов с этими слогами (ма-лыш, мя-чик).
Составление предложений с придуманными словами.
Интеграция с мячом/мешочком:
Подброс мяча вверх при назывании слога.
Передача мешочка партнёру после составления слова.
3. « Поле чудес»
Цель: тренировка пространственной ориентации и памяти, операций анализа и синтеза слоговой структуры слова.
Описание: на поле размещен путь маршрута. Ребёнок сначала проговаривает и запоминает маршрут (3 шага вперёд, 2 влево, 3 шага вперед). Затем закрывает глаза и выполняет шаги по памяти, проговаривая вслух или про себя путь следования. После успешного прохождения маршрута педагог предлагает вытянуть из мешочка игрушку, узнать ее на ощупь, назвать и разделить данное слово на слоги.
Усложнение:
Прохождение маршрута по словесной инструкции педагога (без визуализации).
Использование карточек со словами со стечением согласных для деления на слоги (стул, тетрадь, карандаш).
4. «Счетовод»
Цель: согласование существительного с числительным, развитие грамматического строя речи.
Описание: ребенок вытягивает карточку с изображением определенного количества предметов, ему нужно посчитать количество предметов и занять соответствующую клетку классиков.
Ребенок выбирает карточку с написанным словом. Педагог предлагает пропрыгать по клеткам классиков в прямом или обратном порядке, согласовывая существительное с числительным (одно дерево, два дерева и т.д.; десять карандашей, девять карандашей и т.д.).
Ребенок выбирает карточку с написанным словом, подбирает прилагательное к этому существительному и прыгает по клеткам классиков в прямом или обратном порядке, согласовывая существительное с числительным и прилагательным (один осенний лист, два осенних листа и т.д.; десять теплых пальто, девять теплых пальто и т. д.)
Усложнение:
Составление предложения с данным словосочетанием (Мама купила пять красных яблок).
Интеграция с мячом/мешочком:
Передача мешочка из руки в руку после составления словосочетания.
5. «Мой, моя, мое, мои»
Цель: отработка родовой принадлежности имен существительных.
Описание: на клетках классиков слова-помощники (мой, моя, мое, мои).
Педагог предлагает картинки предметов разного рода. Ребёнок определяет род, используя слова-помощники.
Усложнение:
Подбор прилагательных к существительным (мой большой стол, моя красивая кукла).
Составление предложений (Моя красивая кукла лежит на кровати).
6. «Он, она, оно, они»
Цель: отработка родовой принадлежности имен существительных и местоимений.
Описание: на клетках классиков лежат местоимения и картинки предметов разных родов.
Ребенок дифференцирует и раскладывает картинки в нужные клетки классиков.
Интеграция с мячом:
Отбивание мяча об пол при назывании слова.
7. «Чудесный мешочек»
Цель: обогащение словарного запаса, согласование существительных с числительными.
Описание: ребенку предлагается вытянуть из мешочка любой предмет (муляжи овощей и фруктов), пройти по клеткам классиков в хаотичном порядке, согласовывая числительное с существительным (один апельсин, пять апельсинов, два апельсина и т.д.)
Усложнение:
Подбор признаков к словосочетанию: существительное + числительное + прилагательное (один сладкий апельсин, три круглых апельсина).
Составление предложений с данными словосочетаниями (Я съел три сладких апельсина).
Интеграция с мешочком:
Возможна в работе в микрогруппе: дети передают мешочек по кругу, называя свое словосочетание. После завершения первого круга игры дети меняют свое местоположение в классиках.
7. «Звукознайка»
Цель: формирование и развитие звукового анализа и синтеза.
Описание:
1 . Ребенку предлагается вытянуть из мешочка любую фишку (красного, синего или зелёного цвета), назвать как можно больше соответствующих звуков и занять клетку классиков.
2. Ребенок вытягивает другую фишку, педагог просит назвать как можно больше слов, которые начинаются на соответствующий звук (зелёная фишка - слова на мягкий согласный и т.д.). После подсчета названных слов игрок занимает соответствующую клетку классиков.
Если игра проводится в микрогруппе, то определяется победитель среди детей. Если игра проводится индивидуально с ребенком, то определяется победитель среди звуков.
3. На игровом поле классиков представлены 3 схемы с разными позициями звука в слове. Ребенок должен определить позицию заданного звука в словах на картинках и разложить их в соответствующие клетки классиков.
Интеграция:
При проговаривании слова ребенок выполняет прыжок с хлопком.
8. «Буквознайка»
Цель: развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
Описание:
1. Ребенку предлагается вытянуть из мешочка любую фишку с буквой, назвать слово на эту букву, посчитать количество букв и занять нужную клетку классиков.
Усложнение:
Последовательно назвать буквы слова, при этом подбрасывая мяч.
Ребенок вытягивает другую букву из мешочка, педагог называет слово, в котором пишется эта буква. Игроку необходимо определить, на каком месте стоит эта буква, и занять соответствующую клетку классиков (ребенок вытянул мягкий знак, педагог называет слово «коньки», значит ребенок должен занять клетку 4).
9. «Слогознайка»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза и умения выделять ударный слог.
Описание: на игровом поле классиков лежат вагончики с разным количеством окошек.
Ребенку предлагаются карточки с предметами разной слоговой структуры (мяч, школа, бегемот и т.д.). Он читает слово, разделяет на слоги, считает количество слогов в слове и соотносит с нужной клеткой классиков, где количество слогов соответствует количеству окошек вагона.
На игровом поле классиков лежат слоговые схемы с разным количеством слогов и положением ударного слога. Ребенок произносит слово, считает слоги в слове, выделяет ударный слог и соотносит слово с нужной клеткой классиков.
Усложнение:
Вместо карточек-слов использовать предметные картинки.
10. «Части речи»
Цель: дифференциация частей речи.
Описание: на клетках классиков лежат карточки с символами частей речи (С – существительное, Г – глагол, П – прилагательное, М – местоимение, Н – наречие).
Ребенок должен карточки-слова разложить в соответствующую клетку классиков.
Перед игровым полем лежат предложения, составленные из карточек слов. Ребенок читает предложение, определяет часть речи у каждого слова этого предложения, задавая последовательно к каждому слову вопрос.
Усложнение:
Составление предложения в определенном порядке частей речи.
Распространение предложения за счет добавления слова заданной части речи.
11. «Предложный квест»
А. Цель: отработка умения работать со схемой предложения.
Описание: в клетках классиков лежат готовые схемы предложения. Ребенок, переходя из клетки в клетку классиков, составляет предложение согласно схеме.
Педагог предлагает карточки-слова, из которых надо составить предложения. Ребенок выбирает слова и составляет предложение согласно схеме, расположенной в клетке классиков.
Усложнение:
Составление предложения к заданной схеме с подбором предлога.
Работа с деформированным текстом: последовательное расположение предложений.
Добавление вопросов к каждому члену предложения.
Интеграция с мячом:
Бросок мяча в корзину после правильного выполнения задания.
Б. Цель: отработка предлогов, развитие грамматических навыков.
Описание: в клетках классиков лежат карточки-предлоги. Педагог называет предложение с пропущенным предлогом (Мяч лежит ___ столом). Ребенок, прыгая по классикам, должен остановиться на клетке с правильным предлогом.
Усложнение:
Составление предложений с двумя предлогами.
Интеграция с мячом:
Подброс мяча при назывании предлога.
В. Цель: развитие лексико-грамматического компонента.
Описание: в клетках классиков лежат карточки-слова категорий, которые надо вставить в предложение. Ребёнок, прыгая по клеткам, заполняет пропуски в предложениях, выбирая слова из категорий (герой, признак, действие, место, время) (Коля зашёл далеко (категория «место») → в лес.).
Усложнение:
Пропуск двух категорий слов (Солнце светит → (категории: «признак», «время»). 1. Солнце ярко светит утром. 2. Яркое солнце светит с утра).
Интеграция с мячом/мешочком:
Бросок мяча в корзину после вставки правильного слова.
Г. Цель: отработка пространственно-временных отношений и причинно-следственных связей.
Описание: педагог дает мини-тексты (1. «Завтра вечером я пошел в парк. Там я увидел, как птицы летали высоко под деревьями. В это время моя мама готовила обед на кухне. Я вернусь домой и пошел гулять с друзьями.» 2. «Я не сделал домашнее задание, поэтому учитель похвалил меня. На следующий день я пришел в школу и забыл тетрадь дома. Учитель сказал, что я молодец и поставил «5» за хорошую работу.») Ребёнок исправляет в тексте ошибки и занимает клетку классиков, соответствующую количеству ошибок.
Усложнение:
Добавление деталей в текст.
Придумывание заголовка.
Интеграция с мячом/мешочком:
Подбрасывание мячика после исправления ошибки.
В озможна в работе в микрогруппе: дети передают мешочек по кругу, называя свое словосочетание.
Д. Цель: отработка логико-грамматических конструкций предложений.
Описание: педагог предлагает предложения с правильно и неправильно составленными логико-грамматическими конструкциями (Котята родили кошку. Ваза стоит в цветах.). Ребенок находит и исправляет ошибки, передвигаясь по классикам. При работе в микрогруппе победителем считается тот, кто первым прошел классики.
Интеграция с мячом/мешочком:
Передача мяча при исправлении ошибки.
12. «Лексическая дорожка»
А. Цель: дифференциация слов по категориальным понятиям.
Описание: на поле – картинки одной темы (профессии). Ребёнок прыгает по клеткам, называет слова, подбирает обобщающее слово и добавляет свои варианты.
Усложнение:
Смешанные категории (одежда + головные уборы, мебель + электроприборы).
Исключение лишнего с обоснованием.
Интеграция с мешочком:
Бросок мешочка на картинку при назывании категории.
Б. Цель: словоизменение существительных по числам и падежам.
Описание: на поле – картинки, ребенок, прыгая по классикам, образовывает форму множественного/единственного числа и изменяет полученное слово по падежам, закончив фразы:
Это … (тетради);
У меня нет … (тетрадей);
Я рад … (тетрадям);
Я вижу … (тетради);
Я любуюсь … (тетрадями);
Я думаю о … (тетрадях).
В. Цель: обогащение предикативного словаря, словообразование прилагательных от существительных.
Описание: в клетках классиков лежат карточки-символы (цвет, размер, форма, вкус, материал изготовления). Ребенок, прыгая по клеткам, подбирает прилагательное к существительному согласно данному параметру.
Педагог просит детей микрогруппы занять любую клетку классиков с цифрами, демонстрирует им любой фрукт или овощ, предлагает назвать столько признаков к предмету, на клетке с какой цифрой стоит ребенок. Игру начинает тот ребенок, который стоит на самой меньшей цифре классиков (занял клетку 2, значит подбирает 2 прилагательных. Капуста какая? Большая, в кусная). Следующий игрок повторяет эти же прилагательные и добавляет свои признаки, общее количество должно соответствовать занимаемой им клетки (игрок занял клетку 6, значит он называет 6 прилагательных. Капуста – большая, вкусная, хрустящая, тяжелая, тушеная, белокочанная).
В каждой клетке – карточки-предметы. Ребенок, прыгая по клеткам, образовывает от существительного прилагательные (относительные, качественные, притяжательные).
Интеграция с мячом/мешочком:
Перекладывание мешочка из руки в руку после правильного ответа.
Отбивание мяча об пол при ответе.
Вывод
Дидактическое пособие «Речевые классики» соответствует требованиям ФГОС для обучающихся с ОВЗ, обеспечивая комплексный подход к коррекции речевых нарушений. Градация заданий по уровням сложности позволяет использовать пособие «Речевые классики» на всех этапах коррекционной работы – от постановки звука до развития связной речи. Игра может быть использована на коррекционных занятиях, во внеурочной деятельности и в рамках логопедического сопровождения, что делает её универсальным инструментом в работе педагога.
Маршинина Татьяна Васильевна