Коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха в условиях среднего профессионального образования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)
Коррекционно-развивающая программа
психолого-педагогического
сопровождения обучающихся с нарушениями слуха
в условиях среднего профессионального образования
Халилова Сабина Закир кызы
педагог-психолог
ГАПОУ СО
«Энгельсский политехникум»
89198231701
sabina.khalilova1990@yandex.ru
Энгельс, 2020
Пояснительная записка
Получение студентами с ОВЗ профессионального образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и условием успешной социализации.
Обеспечение реализации прав студентов с ОВЗ и студентов – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашего техникума. Главная задача заключается в том, чтобы помочь таким обучающимся социализироваться и адаптироваться в кругу своих сверстников.
В техникуме обучаются студенты с такими ограниченными возможностями здоровья, как глухие, так и слабослышащие.
Перспективы получения среднего профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества профессионального образования, степени нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния социального окружения, ожиданий семьи, а также от возможности системы среднего профессионального образования к включению в образовательную среду не слышащих студентов.
Возможность студентов с ограниченными возможностями позволит им, окончив ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум», успешно адаптироваться в реалиях этой жизни. Обучающиеся с ОВЗ, наравне со сверстниками вовлекаются во все сферы образования и творчества. Все подростки, не зависимо от диагноза по желанию посещают различные кружки и секции техникума.
Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов, обучающихся в средне профессиональном образовательном учреждении, направлено на создание условий безбарьерной образовательной среды.
В адаптации глухих и слабослышащих обучающихся в нашем техникуме огромную помощь оказывает педагог-психолог. Работа педагога-психолога направлена на развитие коммуникативной сферы, снижение конфликтности, сплочению коллектива.
Психолого-педагогическое сопровождение состоит из трех направлений:
диагностическая:
-диагностика психического развития, обучающегося (диагностика личности обучающегося, диагностика мотивации обучения, развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функции);
-диагностика социальной сферы (социальная адаптация, особенности личности, характера).
Коррекционно-развивающая:
-формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у обучающегося;
-развитие и совершенствование коммуникативных функций;
-эмоционально-волевой регуляции поведения;
-создание благоприятного климата в ученическом коллективе.
Среди разделов коррекционной работы выделяются следующие проблемы:
1. коммуникативные проблемы, коррекция которых будет направлена на:
- тренинг педагогического общения;
- коррекционные игры и тренинги педагога-психолога с обучающимся;
- коллективные игры;
- игровую коррекцию поведения.
2. Проблемы самооценки, тревожности, повышенной эмоциональной напряженности.
Здесь уместно применение психогимнастики; арттерапии; психодрамы.
3. Проблемы дезадаптации, которая будет включать в себя коррекцию:
- коммуникативных проблем;
- нарушений психического и умственного развития;
- нарушений эмоциональной регуляции поведения;
- отклоняющееся поведение;
- нарушений личностного развития;
- проблем обучаемости.
Таким образом, следует подчеркнуть, что психокорекционая работа играет важное значение в коррекции личностных проблем подростков с ограниченными возможностями. Важным моментом в работе педагога-психолога является развитие у студентов данной группы «собственного Я», личностных установок, самосознания, самоотношения, самоценности.
Профилактическая и консультативная работа:
В техникуме регулярно проводятся «круглые столы» по данной проблеме. Это позволяет повышать квалификацию всех участников образовательного процесса.
Цель программы:
Психолого-педагогическая помощь глухим и слабослышащим обучающимся в коррекции недостатков в коммуникации их социальной адаптации.
Задачи программы:
- создание условий для личностного развития, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества с учетом возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся;
-формирование наиболее адекватной самооценки, уверенности в своих возможностях
-обучение полноценному использованию речевого общения как средства познания, речевого развития.
Данная коррекционная программа рассчитана на преодоление у обучающихся трудностей коммуникации.
Коррекционно-развивающая программа способствует:
- развитию у не слышащих обучающихся навыков использования речевого материала в различных коммуникативных ситуациях;
-преодолению страха общения со слышащими людьми;
-минимизации времени, затрачиваемого на ведение документации и методической.
Данная представленная программа была разработана с учетом программы Т.С. Зыковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений и дополнена материалами коррекционно-развивающих занятий. \
Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1-3 занятия на каждый диалог (в зависимости от сложности речевого материала). Всего 36 занятия в год. (Приложение )
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Социальные институты «В кафе» «В магазине» «На вокзале» «В зале ожидания» «В гостинице» «В ресторане» | 12 2 2 2 2 2 2 |
2 | Семья «Моя семья» «Моя родословная» | 4 1 3 |
3 | Мир увлечений «Мое хобби» | 2 2 |
4 | Здоровый образ жизни «Спорт» «Увлечения» «Спортивные игры» | 6 2 2 2 |
5 | Самооценка «Шкала самооценки», «Мои сильные стороны» «Упражнение «Я, Я, Я».«Портрет моего хорошего «Я» | 9 1 1 2 1 1 2 |
6 | Знакомство «Давайте познакомимся» «Будем знакомы» | 4 2 2 |
Итого: | 36 |
Список литературы:
1."Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха". Сост. Астафьева В.М. - М.: АПК и ПРО, 2000.
2. Богданова Т.Г. "Сурдопсихология: Учеб. пособие. - М.: "Академия", 2002.
3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-2 вида. Авт. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Л.П. Носкова. - М.: Просвещение, 2003.
4. Развитие устной речи у глухих школьников: Метод. пособие: В 2 ч. / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В. Шевченко. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
5. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. - М.: Академия, 2005. - 576 с.
6. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Советский спорт, 2004. - 304 с.: ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики).
7. Актуальные вопросы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями слуха / под ред. Солодовниковой А.Н. - Новокузнецк: ИПК, 2002. - 150 с.
8. Инновационная деятельность в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха и речи (из опыта работы): сборник материалов / под ред. А.Н. Солодовниковой. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. - 120с.
6