12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Халилова Сабина Закир кызы24
Россия, Саратовская обл., Энгельс
1

Коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха в условиях среднего профессионального образования

t1607511194aa.gif

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)

Группа 3



Коррекционно-развивающая программа

психолого-педагогического

сопровождения обучающихся с нарушениями слуха

в условиях среднего профессионального образования














Халилова Сабина Закир кызы

педагог-психолог

ГАПОУ СО

«Энгельсский политехникум»

89198231701

sabina.khalilova1990@yandex.ru



Энгельс, 2020










Пояснительная записка

Получение студентами с ОВЗ профессионального образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и условием успешной социализации.

Обеспечение реализации прав студентов с ОВЗ и студентов – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашего техникума. Главная задача заключается в том, чтобы помочь таким обучающимся социализироваться и адаптироваться в кругу своих сверстников.

В техникуме обучаются студенты с такими ограниченными возможностями здоровья, как глухие, так и слабослышащие.

Перспективы получения среднего профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества профессионального образования, степени нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния социального окружения, ожиданий семьи, а также от возможности системы среднего профессионального образования к включению в образовательную среду не слышащих студентов.

Возможность студентов с ограниченными возможностями позволит им, окончив ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум», успешно адаптироваться в реалиях этой жизни. Обучающиеся с ОВЗ, наравне со сверстниками вовлекаются во все сферы образования и творчества. Все подростки, не зависимо от диагноза по желанию посещают различные кружки и секции техникума.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов, обучающихся в средне профессиональном образовательном учреждении, направлено на создание условий безбарьерной образовательной среды.

В адаптации глухих и слабослышащих обучающихся в нашем техникуме огромную помощь оказывает педагог-психолог. Работа педагога-психолога направлена на развитие коммуникативной сферы, снижение конфликтности, сплочению коллектива.

Психолого-педагогическое сопровождение состоит из трех направлений:

диагностическая:

-диагностика психического развития, обучающегося (диагностика личности обучающегося, диагностика мотивации обучения, развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функции);

-диагностика социальной сферы (социальная адаптация, особенности личности, характера).

Коррекционно-развивающая:

-формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у обучающегося;

-развитие и совершенствование коммуникативных функций;

-эмоционально-волевой регуляции поведения;

-создание благоприятного климата в ученическом коллективе.

Среди разделов коррекционной работы выделяются следующие проблемы:

1. коммуникативные проблемы, коррекция которых будет направлена на:

- тренинг педагогического общения;

- коррекционные игры и тренинги педагога-психолога с обучающимся;

- коллективные игры;

- игровую коррекцию поведения.

2. Проблемы самооценки, тревожности, повышенной эмоциональной напряженности.

Здесь уместно применение психогимнастики; арттерапии; психодрамы.

3. Проблемы дезадаптации, которая будет включать в себя коррекцию:

- коммуникативных проблем;

- нарушений психического и умственного развития;

- нарушений эмоциональной регуляции поведения;

- отклоняющееся поведение;

- нарушений личностного развития;

- проблем обучаемости.

Таким образом, следует подчеркнуть, что психокорекционая работа играет важное значение в коррекции личностных проблем подростков с ограниченными возможностями. Важным моментом в работе педагога-психолога является развитие у студентов данной группы «собственного Я», личностных установок, самосознания, самоотношения, самоценности.

Профилактическая и консультативная работа:

В техникуме регулярно проводятся «круглые столы» по данной проблеме. Это позволяет повышать квалификацию всех участников образовательного процесса.

Цель программы:

Психолого-педагогическая помощь глухим и слабослышащим обучающимся в коррекции недостатков в коммуникации их социальной адаптации.

Задачи программы:

- создание условий для личностного развития, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества с учетом возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся;

-формирование наиболее адекватной самооценки, уверенности в своих возможностях

-обучение полноценному использованию речевого общения как средства познания, речевого развития.

Данная коррекционная программа рассчитана на преодоление у обучающихся трудностей коммуникации.

Коррекционно-развивающая программа способствует:

- развитию у не слышащих обучающихся навыков использования речевого материала в различных коммуникативных ситуациях;

-преодолению страха общения со слышащими людьми;

-минимизации времени, затрачиваемого на ведение документации и методической.

Данная представленная программа была разработана с учетом программы Т.С. Зыковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений и дополнена материалами коррекционно-развивающих занятий. \

Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1-3 занятия на каждый диалог (в зависимости от сложности речевого материала). Всего 36 занятия в год. (Приложение )


Приложение Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий.

Содержание

Количество часов

1

Социальные институты

«В кафе»

«В магазине»

«На вокзале»

«В зале ожидания»

«В гостинице»

«В ресторане»

12

2

2

2

2

2

2

2

Семья

«Моя семья»

«Моя родословная»

4

1

3

3

Мир увлечений

«Мое хобби»

2

2

4

Здоровый образ жизни

«Спорт»

«Увлечения»

«Спортивные игры»

6

2

2

2

5

Самооценка

«Шкала самооценки»,

«Мои сильные стороны»

«Самохарактеристика»

«Упражнение «Я, Я, Я».

«Портрет моего хорошего «Я»

«Принятие себя»

9

1

1

2

1

1

2

6

Знакомство

«Давайте познакомимся»

«Будем знакомы»

4

2

2


Итого:

36

Список литературы:

1."Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха". Сост. Астафьева В.М. - М.: АПК и ПРО, 2000. 

2.    Богданова Т.Г. "Сурдопсихология: Учеб. пособие. - М.: "Академия", 2002. 

3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-2 вида. Авт. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Л.П. Носкова. - М.: Просвещение, 2003.

4. Развитие устной речи у глухих школьников: Метод. пособие: В 2 ч. / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В. Шевченко. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.

5. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. - М.: Академия, 2005. - 576 с.

6. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Советский спорт, 2004. - 304 с.: ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики).

7. Актуальные вопросы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями слуха / под ред. Солодовниковой А.Н. - Новокузнецк: ИПК, 2002. - 150 с.

8. Инновационная деятельность в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха и речи (из опыта работы): сборник материалов / под ред. А.Н. Солодовниковой. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. - 120с.










6


Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.