12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Ботвинкина (Кондратюк)144
Доброго времени суток уважаемые коллеги. Меня зовут Анна Николаевна, я работаю педагогом- психологом в КГБПОУ "Бийском техникуме лесного хозяйства". Внедряю интересные техники и методы в работе с различным контингентом студентов. Стаж работы 11 лет.
Россия, Новосибирская обл.
1

Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в условиях среднего профессионального образования

А.Н. Ботвинкина,

(Краевое государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение «Бийский техникум лесного хозяйства»)


Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,  в условиях среднего профессионального образования


Актуальным в настоящее время является создание в образовательном учреждении среднего профессионального образования организационно-педагогических условий, где обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся-инвалиды получают возможность приобрести необходимые психологические и социальные компетентности, которые позволят им решать  разные вопросы, критически оценивать  поступки, соотносить свои  интересы с возможностями общества.

Профессиональное образование, по мнению многих исследователей, в наибольшей степени способствует социальной динамике, социальным перемещениям инвалида, позволяет сделать ему обоснованный выбор профессионального и личностного пути развития и тем самым обеспечивает успешную социализацию и интеграцию в общество.

 В этой связи социализация и интеграция выступают как ключевые функции профессионального образования не только для самого инвалида, но и для общества в целом.

Успешная социализация проявляется в усвоении индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, что в свою очередь позволяет раскрыться творческим талантам и способностям личности, занять ей активную жизненную позицию.

При этом, исходя из собственного опыта работы с данной категорией лиц, проблема социализации обучающихся с инвалидностью является наиболее сложной и комплексной среди того круга проблем, которые сопровождают процесс становления личности. В нашем техникуме лесного хозяйства ведется подготовка обучающихся по трём основным профессиональным образовательным программам: 35.02.01. «Лесное и лесопарковое хозяйство», 35.02.03 Технология деревообработки», 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство».

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья принимаются в техникум на интегрированную форму обучения при условии, что заключение медико-социально-экспертной комиссии об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации не содержат противопоказаний к обучению в образовательном учреждении по указанным образовательным программам. На сегодняшний день в техникуме обучаются 4 человека с инвалидностью. Динамика численности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в техникуме, за последние 3 года меняется в сторону увеличения: 2016– 4 человека;  2017 – 2 человека; 2018 – 5 человек.  

В техникуме реализуется план мероприятий по психолого-педагогическому и социально-оздоровительному сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями  здоровья, обучающихся-инвалидов.

Цель сопровождения: оказание всесторонней помощи обучающимся с ограниченными возможностями  здоровья, обучающимся-инвалидам в получении профессионального образования, личностном развитии, укреплении здоровья, социальной адаптации и самореализации.

Для того чтобы процесс профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, их дальнейшего трудоустройства был успешным, психолого-педагогической службой обеспечивается их адаптация к новой образовательной среде и социализация. Важно подчеркнуть, что данная задача не менее актуальна и для других обучающихся, не имеющих инвалидности или ограничений по здоровью.

В этих условиях основные усилия направлены на:

– обеспечение психологического комфорта и защиты личностного пространства обучающихся;

– оказание обучающимся, в том числе обучающимся-инвалидам, комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе обучения;

– установление связей и партнерских отношений между семьей и техникумом.

С целью выявления проблем адаптации и социализации на первом этапе проводится ряд диагностических процедур со всеми без исключения обучающимися по следующим методикам: изучение самооценки психических состояний (Г. Айзенк); изучение социализированности личности (М. И. Рожков); определение индекса толерантности; определение системы ценностных ориентаций (М. Рокич); оценка социально-психологической адаптированности (К. Роджерс и Р. Даймонд в адаптации Т. В. Снегиревой); методика  экспресс-оценки выраженности состояний тревожности и депрессии (Яхин К.К., Менделевич Д.М.).

Для диагностики обучающихся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья дополнительно применяются проективные методики «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное»; цветовой тест М. Люшера; измерение самооценки (Т. В. Дембо — С. Я. Рубинштейн).

Опыт проведения первичной диагностики показывает, что практически у всех обучающихся-инвалидов, поступающих на первый курс в техникум, наблюдается повышенный уровень тревожности, эмоционального дискомфорта, что говорит о повышенном уровне фрустрации; способность к рефлексии, самоконтролю, коммуникации не сформированы; общий фон активности — невысокий. Они не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, считают, что не способны контролировать события, а ответственность перекладывают на внешние факторы. Низкими оказываются значения по шкале «настойчивость», что само по себе является показателем повышенной лабильности, неуверенности, низкой самооценки и, в конечном счете, влечет трудности в социализации.

Анализ данных, полученных в ходе первичной диагностики, одновременно становится началом второго — коррекционного — этапа работы с обучающимися инвалидами, когда формулируются основные задачи для классного руководителя, педагога-психолога, преподавателей и воспитателей по психолого-педагогическому сопровождению таких обучающихся. На данном этапе нам важно добиться снижения уровня тревожности, установления контактов с другими членами группы, снятия психоэмоционального напряжения, повышения самооценки обучающегося-инвалида.

В рамках коррекционно-развивающего модуля как педагог-психолог провожу серию групповых занятий  по теме «Дом, в котором мы живем…» для обучающихся 1 курса. В ходе занятий используются разнообразные методы арт-терапии: изотерапия, рисование, плетение мандал; психодиагностические проективные методики. Первое занятие направлено на снятие у обучающихся психологических барьеров в общении (зажатость, негативизм), способствует процессу адаптации в новом пространстве, вызывает чувство успешности. Второе занятие выявляет семантическое богатство при описании эмоциональных состояний, определение значимости их для обучающегося и  группы в целом. Используемые упражнения, такие как «Рисование сыпучими материалами», «Автопортрет в натуральную величину», «Дорисуй лицо и покажи эмоцию», работа с творческим мусором «Карта эмоций» и др.,  способствуют проявлению сотрудничества в условиях командной работы, развивают коммуникативные, творческие и рефлексивные умения. В конце занятий проводится рефлексия содержания учебного материала (используется прием афоризма и незаконченного предложения: обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая фразы из рефлексивного экрана) и рефлексия эмоционального состояния обучающихся.

В Бийском техникуме лесного хозяйства имеется положительный опыт проведения индивидуальных и групповых занятий с разными категориями лиц, в том числе с участием обучающихся-инвалидов, по формированию доброжелательной и доверительной обстановки в студенческом коллективе, толерантного отношения к окружающим, взаимного уважения, навыков межличностной коммуникации. При этом используются такие методические средства, как ролевые игры, дискуссии, проигрывание конфликтных ситуаций, разнообразные упражнения с элементами тренинга. Обучающимся инвалидам постепенно и ненавязчиво предлагается взять на себя роль группового лидера, что в значительной мере способствует снижению уровня тревожности, адекватному восприятию своего «Я». Хорошо зарекомендовала себя техника плетения из ниток мандал своими руками.

Объясняю обучающимся, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности. Мандала является мощным символом, зримой проекцией психического мира.

Творческая работа с мандалой в моей психологической практике – один из методом в исследовании внутренних образов, в работе с подсознанием и интуицией обучающихся. Мандала помогает обучающимся понять себя и свои истинные желания, выразить глубинные чувства и открыть неисчерпаемые возможности, заложенные в каждом человеке. Это своеобразный мостик между внутренним и внешним мирами, который позволяет показать самые тонкие и невыразимые обычными средствами переживания. Мы плетём мандалу, воосоздавая символ собственной личности, «рассказывая» о своих переживаниях в данный момент. Обучающиеся отмечают, что это помогает им упорядочить свой внутренний мир, что само по себе является очень значимым для любого человека, не только для инвалида. Мы на групповых занятиях и в индивидуальном режиме знакомимся с разными формами работы с мандалой. Обучающиеся открывают для себя, что создание собственной мандалы — интересный и увлекательный процесс, который несет в себе терапевтическую функцию и является актом индивидуального творчества. Метод мандалы, как один из методов арт-терапии, эффективен в моей психологической работе с обучающимися и используются мной для решения различных эмоциональных проблем обучающихся и   активизации их творческого потенциала.

Не менее важным для успешной социализации обучающихся, в том числе  инвалидов, является их вовлечение во внеурочную жизнь техникума. К моменту окончания обучения в техникуме, например, обучающиеся-инвалиды смогут поместить в свои портфолио не одну грамоту за участие в выставках технического творчества, студенческих конференциях, в художественной самодеятельности, в патриотических воспитательных мероприятиях.

Результаты вторичной диагностики социально-психологической адаптации, которая проводится в конце второго курса, говорит о происходящих качественных изменениях в психическом состоянии обучающихся-инвалидов. Особенно заметным становится снижение уровня тревожности. Следует отметить, что поведение таких ребят значительно меняется. На старших курсах обучающиеся данной категории становятся увереннее, более свободно общаются в коллективе сверстников, достигают более высоких результатов в образовательном процессе. У них проявляется умение критически оценивать свое место в группе, а также свои возможности и способности. Они адекватно реагируют на требования преподавателей, классных руководителей и воспитателей.

Педагогический коллектив техникума стремится к тому, чтобы обучающиеся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя полноценными членами образовательного коллектива, приобрели позитивный жизненный опыт, получили качественное профессиональное образование и стали востребованными специалистами, самостоятельными и ответственными членами общества.

Итак, в заключение статьи следует еще раз подчеркнуть, что обучающиеся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Это позволяет создать условия для саморазвития личности, реализовывать их творческий потенциал, помогает обучающимся саморазвиваться, что способствует формированию общих компетенций выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность их на рынке труда.


Литература

  1. Агавелян, O.K. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики [Текст]/ Новосибирск. НИПК «ПРО», 2004. – С. 413. 
  2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст]/ М.: Издательство института психотерапии, 2002. – С. 212.
  3. Алпатова, И. С. Психологическое сопровождение учебного процесса в системе началь-ного и среднего профессионального образования [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — 130 с.
  4. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]/ Строение характера. Т.2. М.: «Педагогика», 1980. – С. 287.
  5. Анцыферова, Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности/ Вопросы психологии, 1978. № 1. – С. 37-49.
  6. Зеер, Э.Ф. Психология профессий[Текст]/. Екатеринбург, 2003. –  С.252.
  7.  Климов, Е.А. Психология профессионала [Текст]/ – М.: ИПП, 1996. – 400 с.
  8.  Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст]/ – М., 1996. – 309 с.





Опубликовано в группе «Дети с ОВЗ в школе. Работа педагога-психолога с особыми детьми.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.