Коррекционно-развивающее занятие на тему «В стране нехочух»

1
0
Материал опубликован 17 December 2018

Коррекционно-развивающее занятие для дошкольников и младших школьников на тему: «В стране нехочух».

 

Цель:

- коррекция капризов в отношении уборки;

- формирование правильного отношения чистоте;

-  развитие эмпатии и эмоциональности, создание доверительной атмосферы;

- снижение психоэмоционального напряжения;

- снятие мышечных зажимов.

Время:  1 академический час.

Материалы и оборудование: световой стол с песком, сухой бассейн, сказка, картинки с изображениями частей тела, сказка  (Приложение 1), дневник Капризульки (Приложение 2).

 

1.    Упражнение «Приветствие».

Цель: развитие эмпатии и формирование положительного эмоционального фона.

Материалы и оборудование:  картинки с изображениями частей тела (рот, рука, нога, плечо). 

Техника  проведения: педагог-психолог и ребенок здороваются разными частями тела.

е задумываются, каким способом они это будут делать, верно? Нам с тобой предстоит поздороваться сегодня определенным образом, для этого возьми со стола литок и переверни его. Та часть тела, которая изображена на нем и необходимо поздороваться друг с другом. Например: губы – сказать словами «здравствуйте».

Анализ:                                                                            

Сложно ли было здороваться?

Как ты себя чувствуешь?

Готов работать дальше?

2.      Упражнение «Настроение на световом столе».

Цель: выявление эмоционального состояния.

Материалы и оборудование: световой стол с песком.

Техника  проведения: педагог-психолог предлагает ребенку изобразить свое настроение.

Инструкция:  ты знаешь, что у человека в течении дня часто меняется настроение? Давай мы с тобой узнаем наше настроение. Сейчас мы будет изображать настроение, так как ты этого еще никогда не делал – с помощью светового стола с песком. Но, чтобы  приступить к выполнению нужно знать несколько правил:

1. Нужно беречь песчинки - не выбрасывать их из песочницы.

2. Нельзя брать песок в рот  и бросать его в других людей.

3. Поиграл с песком - обязательно помой руки.

А теперь начинаем!

Анализ:

Понравилось ли тебе рисовать на световом столе?

Какие эмоции ты чувствуешь?

Трудно ли было выразить свои эмоции?

3.    Проверка домашнего задания.

Цель: закрепление пройденной темы.

Техника  проведения: педагог-психолог проверяет домашнее задание в «Дневнике капризульки».

Инструкция: вспомни, о чем мы с тобой говорили на прошлом занятии? Расскажи зачем нужно кушать? Покажи, какие картинки ты выбрал.

4.    Упражнение «Разведчик».

Цель: снятие мышечных зажимов.

Материалы и оборудование:  сухой бассейн.

Техника проведения: ребенок лежит в бассейне на животе, затем, как «разведчик» крадется по бассейну различными способами.

Инструкция: мы с тобой поиграем в «разведчиков», знаешь. Кто это? Залезай и ложись в сухой бассейн на живот, твоя задача как «разведчика» - это красться  по бассейну различными способами: на четвереньках, «плыть в воде», затем ползти, скрываясь от преследователей, «нырять» в шарики и т.д.

Анализ:

Понравилось ли тебе быть разведчиком?

Что чувствует твое тело?

Тебе понравилось в сухом бассейне?

5.      Сказка «Про страну нерях» (Ирина Гурина) (Приложение 1).

Цель: коррекция капризов по отношению к чистоте.

Техника  проведения: педагог-психолог зачитывает ребенку сказку, и после этого идет ее обсуждение. 

Инструкция: сейчас я прочитаю интересную сказку про страну нерях, а ты внимательно слушай. 

Анализ:

Понравилась ли тебе сказка?

Какой Вася был в начале сказки?

Что мальчик не любил делать?

Как реагировали на это его родители?

Каким образом мальчик изменился?

Куда попал и что увидел?

Какие ты для себя сделал выводы?

6.      Упражнение «Песочница» (Приложение 3).

Цель: формирование правильного отношения к чистоте.

Материалы и оборудование: песочница, фигурки (растения, люди, животные, транспортные средства, мебель), медаль.

Техника  проведения: собрать на скорость фигурки.

Инструкция: сейчас мы с тобой будем работать с таким материалом как песок, но сначала давай вспомним, какие правила нужно соблюдать, играя с ним. Молодец!

Вспомни, про что была сказка. Правильно, про то, как мальчик Вася не любил убираться. Давай поможем ему это сделать. В песочнице перед тобой разбросано множество фигурок: «живое» и «не живое». Их мы будем собирать на время, тот, кто быстрее соберет свои фигурки - получит знак отличия «За чистоту».  Все понятно? Начали!

Вот и мы навели частоту.

Анализ:

Как ты себя чувствуешь?

Почему тебе понравился этот сюжет?

Сложно ли убираться?

7.      Упражнение «Черепаха».

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы и оборудование: музыкальный центр.

Техника проведения: по инструкции педагога-психолога ребенок поэтапно выполняет действия.

Инструкция: давай представим, что мы черепахи. Для этого давай улыбнемся и на вдохе подними плечи к ушам, то есть мы должны спрятать голову, как черепаха панцирь. На выдохе плечи опусти и расслабь,  как будто черепаха вы сунула голову из панциря. Молодец, хорошо получается. Еще сделаем так два раза.

Анализ:

Как ты себя чувствуешь?

Легко ли было выполнять упражнение?

Что понравилось?

8.      Упражнение «Настроение на световом столе».

Цель: выявление эмоционального состояния в конце занятия.

Материалы и оборудование: световой стол с песком.

Техника  проведения: педагог-психолог предлагает ребенку изобразить свое настроение.

Инструкция:  у тебя, наверное, не один раз за наше занятие менялось настроение? Давай мы узнаем, какое же оно у тебя сейчас.  Изображать настроение, так как ты это делал в начале занятия – на световом столе с песком. Но, чтобы  приступить нужно, знать помнить те правила, о которых тебе говорили в начале.

А теперь начинаем!

Анализ:

Понравилось ли тебе рисовать на световом столе?

Какие эмоции ты чувствуешь?

Трудно ли было выразить свои эмоции?

9.      Обратная связь

Цель: узнать мнение ребенка о занятии.

Анализ:

Что понравилось на сегодняшнем занятии?

Какие задания вызвали затруднения? Почему?

Какие задания выполнил легко и быстро? Почему?

Какие выводы сделал на занятии?

10.  Упражнение «Прощание».

Цель: развитие эмпатии и формирование положительного эмоционального фона.

Материалы и оборудование:  картинки с изображениями частей тела. 

Техника  проведения: педагог-психолог и ребенок прощаются разными частями тела.

Инструкция: подошло к завершению наше занятие, а значит пора прощаться. У нас остались не открытые изображения, возьми со стола литок и переверни его. Та часть тела, которая изображена на нем и необходимо поздороваться друг с другом.

Анализ:                                                                            

Сложно ли было прощаться?

Как ты себя чувствуешь?

11.  Домашнее задание. (Приложение 2).

Цель: закрепление полученной информации.

Материалы и оборудование:  цветные карандаши, дневник  капризульки.  

Техника  проведения: педагог-психолог и ребенок прощаются разными частями тела.

Инструкция: чтобы ты лучше запомнил, то о чем мы с тобой говорили, тебе нужно будет дома вместе с родителями подумать и нарисовать (написать) в «Дневнике капризульки», зачем нужно убираться?

 

Приложение 1

Сказка «Про страну нерях» (Ирина Гурина).

Жил да был мальчик Вася. Он очень не любил убирать вечером игрушки. Так весело и интересно было играть! На полу шеренгами стояли солдатики, за ними фырчали гру-овики, трактор, четыре маленьких машинки и экскаватор. Медвежонок, собачка, утенок и сам Вася прятались за диваном. Потом наступал момент решающей битвы. Солдатики разлетались в разные стороны. Грузовик уезжал под шкаф. Трактор с экскаватором спасались в коридоре, а маленькие машинки вообще улепетывали в неизвестном направлении.

Победитель Вася колотил по барабану и торжественно маршировал по комнате, распинывая ногой попадавшиеся на пути игрушки. Наступал вечер, в комнату заглядывала мама и ласково говорила:

- Васенька, пора ужинать. Убирай игрушки.

- Ага, - отвечал Вася и продолжал маршировать.

- Василий, - сердился папа. - Да когда же ты, наконец, уберешь игрушки?

- Сейчас, - отвечал Вася и быстро распихивал игрушки под шкаф, кровать, диван, стол и кресло.

А однажды случилось вот что.

Вася, как обычно, раскидал своих бойцов и транспорт по углам и лёг спать.

Вдруг за окном выросла огромная тень. Она долго колыхалась в воздухе, а потом осторожно прошла сквозь стекло. Вася затаился, но глаза не закрыл. Его мучило любопытство: кто же это к нему пришёл.

Посреди комнаты стояла настоящая волшебница. На ней было темно-синее платье и плащ из ночных мотыльков. Они трепетали крылышками, разлетаясь в разные стороны, когда она взмахивала руками. И снова собирались вместе, едва волшебница хлопала в ладоши.

- Не бойся, Вася, - тихо сказала она. - Я волшебница Неуберинда! Хочешь, я возьму тебя в свою волшебную страну? Там никто не заставляет детей убирать игрушки, там можно разбрасывать фантики, не слушаться маму и папу и сваливать свои вещи в кучу!

- Хочу! Хочу! - обрадовался Вася.

- Тогда ты должен сказать: «Я больше никогда ничего не буду убирать! Я - неряха!»

- Я больше никогда ничего не буду убирать, я - неряха! - послушно повторил Вася, вылезая из-под одеяла.

В тот же миг мотыльки подхватили мальчика и вынесли его из комнаты.
Они летели долго-долго мимо разноцветных планет, по Млечному пути, далеко-далеко, на другую планету!

Мотыльки приземлились вместе с Васей посреди улицы, как две капли воды похожей на его улицу. И дом, перед которым Вася стоял, тоже был таким же, как его дом.

Сначала мальчик подумал, что Неуберинда его обманула, и они вернулись обратно, но потом понял, что это не так. По пыльной улице ветер гонял обертки, бумажки, фантики, пластиковые стаканчики и другой мусор.

- А почему тут так грязно? - удивился Вася.

- В нашей стране никто не убирает. Помни, ты давал Клятву неряхи!

- А-а, - сказал Вася и пошел искать своих друзей. Но во дворе никого не было.

- А где все? - спросил он Неуберинду.

- Твои друзья недостойны стать гражданами нашей страны, - ответила волшебница. - Они всегда убирают игрушки, кладут книжки на полки и аккуратно складывают одежду перед сном!

- С кем же мне играть?

- В соседнем дворе есть мальчик Коля. Иди к нему, - ответила Неуберинда.

И действительно, на скамеечке в окружении пакетиков от печенья, фантиков и бутылочек из-под сока сидел чумазый мальчишка.

- Привет, - протянул он Васе липкую ладошку.

- У тебя руки грязные, - возмутился Вася.

- Нет, они просто сладкие. Это из-за сока. Я его на штаны пролил.

- Иди, переоденься, - предложил Вася. - Руки заодно помоешь.

- Я вещи все растерял, - грустно сказал Коля. - А руки мыть мне неохота, все равно потом испачкаются.

- А почему ты не относишь мусор в урну, - не успокаивался Вася.

- Чего ты пристал? Ты что, шпион? У нас нет урн! Это страна «Беспоряндия»!

- Да, - удивленно сказал Вася. - Я всего-навсего не любил убирать игрушки! Но я не хочу ходить в испачканной одежде. И мама учила меня выкидывать мусор только в урну, иначе на улице будет грязно и некрасиво.

Потом он подумал чуть-чуть и добавил:

- Грязно как здесь! Но если тут никто не убирает, то получается, что мусор будет прибавляться и прибавляться... Кошмар! Катастрофа! Значит, однажды весь город превратится в кучу мусора!!! Мусором засыплет дома, улицы, квартиры и мы задохнемся!!! Надо срочно спасаться!

Вася начал бегать по улицам, натыкаясь на неопрятных детей в перепачканной одежде, и рассказывать им о своей догадке.

- Это что же, мы должны мусор убирать? - спросил Коля.

- Мне бабушка всегда говорила: «Убери за собой!» Поэтому я и сбежала сюда, - добавила растрепанная девочка в рваном платье. - Я не хочу убирать.

- Но мы же все погибнем! Неужели вы не понимаете? - испугался Вася.

- Нет, это ты не понимаешь! - вступил в спор толстый мальчик в рубашке с оторванными пуговицами. - Мы все здесь собрались, чтобы никогда больше не заниматься уборкой. Ты что пристал? Вот смотри, пакет из-под сока. Это не я пил, не я бросил. Так почему это я должен убирать, а?

- Ну хорошо! - сдался Вася под натиском нерях. - А если я наведу порядок и соберу все, что вы успели разбросать, вы пообещаете мне, что больше не будете мусорить?

- Ты будешь убирать за нами? - удивились дети.

- Да, - ответил Вася. - Иначе мы все погибнем. Город превратится в огромную свалку. Мы провалимся на дно этой мусорной кучи и никогда больше не увидим наших родителей!

- А я по маме соскучился, - всхлипнул Коля.

- Ой, - испугался Вася. - Как же я не подумал! Действительно! Как же вернуться домой? Зачем, зачем я согласился улететь с Неубериндой? Мне же совсем несложно было убирать игрушки, просто я ленился.

- Неуберинда выискивает детей, которые не любят порядок, и забирает их на свою планету, - грустно сказала лохматая девочка. - Даже если бы ты не согласился, мотыльки утащили бы тебя силой. Сопротивляться ей могут только аккуратные дети!

- Ура! Придумал! - закричал Вася. - Я знаю, как победить Нсуберинду. Надо убрать весь город, и тогда она лопнет от злости.

Как решили - так и сделали. Собрали всех нерях, похищенных Неубериндой, и начали генеральную уборку. Мусор вывозили на игрушечных машинах, выносили в пластмассовых ведерках, собирали в кучи самодельными метелками из старых веточек. К вечеру улицы сверкали чистотой. Солнце тоже помогло малышам. Позвало тучку, а она умыла и проспекты, и дома, и чумазых ребятишек теплым летним дождем.

Дети собрались на площади и стали ждать злую волшебницу. В свете фонарей появились белые мотыльки.

- Ой, - закричала одна девочка. - Я боюсь, Неуберинда приближается! Вон, и мотыльки уже здесь!

- Эй, - засмеялись мотыльки. - Разве вы не видите: мы белые! Нас прислала добрая фея Роса, которая мост траву и цветы. Вы забыли самое главное: чтобы развеять злые чары, надо обязательно сказать Клятву нерях наоборот. Звучит она так... Ой, караул! Неуберинда приближается, - испугались белые мотыльки, захлопали крылышками и пропали в темноте.

- А что сказать?! - закричали вслед им дети. Но перепуганные мотыльки были уже далеко.

- Давайте вспоминать, - быстро сказала Вася. - Какие слова она заставляла нас говорить.

- Я больше никогда ничего не буду убирать, - вспомнил Коля. - Это же были наши любимые слова.

- Значит, надо сказать: я всегда буду все убирать! - догадался Вася.

- А ещё, надо было сказать: я - неряха! - крикнул кто-то из детей.

- А-а! - раздался страшный громовой голос Неуберинды. - Что вы тут натворили, отвратительные создания! Кто позволил убрать мой мусор, кто посмел нарушить закон?! В наказание я превращу вас всех в конфетные фантики!

- Давайте, давайте, ребята! - закричал Вася. - Я всегда буду все убирать!

- Ай-ай-ай, - завопила Неуберинда и начала раздуваться, как огромный воздушный шар. Синие мотыльки испугались и бросились врассыпную. А Неуберинда висела над городом и надувалась, надувалась, закрывая собой небо.

- Я аккуратный! Я послушный! Я люблю порядок! - начали выкрикивать дети.

- Бух! - в небе расцвел фейерверк из голубых звездочек, и злая Неуберинда исчезла.

- Уррра! - закричал Вася и... проснулся. Над ним обеспокоенно наклонилась мама:

- Ты чего кричишь, сынок?

Вася удивленно оглянулся: вокруг царил прежний беспорядок.

- Да, - печально кивнула головой мама. - Ты вчера опять не убрал за собой игрушки.

- Это был просто сон? - удивился Вася. - Ну и что, все равно, я теперь всегда все буду убирать!

Он вскочил с кровати, умылся, почистил зубы и побежал раскладывать по местам игрушки, пока мама варила вкусную кашу.

Со шкафа за Васей наблюдал синий мотылек.

- Нет, - сердито проворчал он. - Надо сказать Неуберинде: этот мальчик нам не подходит!

 

Приложение 2 

Дневник Капризульки

Ответьте на  вопрос: 

Зачем нужно убирать? Что ты испытываешь глядя на свою работу в завершении? Оценивают ли твои достижения твои родители?

Комментарии
Комментариев пока нет.