12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шишкина Маргарита Юрьевна264

Номинация: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для педагогов дошкольного образования «Нестандартное занятие в детском саду»

Методическая разработка по направлению «Познавательное развитие», учебный курс «Коррекционно-развивающее занятие» для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития


Автор-разработчик: Шишкина Маргарита Юрьевна,

учитель-дефектолог.


Занятие составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в дошкольной группе под редакцией Боряковой Н.Ю., Шевченко С.Г. Представленный конспект является авторской разработкой и построен в соответствии с дидактическими и общепринятыми принципами: непрерывности, активности, доступности и психологической комфортности. Тема занятия соответствует календарно-тематическому планированию. Для достижения цели занятия были подобраны такие приемы, которые помогают в игровой и интересной форме решить программные задачи. На каждом этапе занятия в работе с детьми используются вопросы поискового характера, создаются проблемные ситуации. Наглядный и раздаточный материал подобран так, чтобы активизировать и стимулировать детей к познавательной деятельности. Для поддержания интереса и положительного эмоционального настроя у детей в течение занятия происходит смена видов деятельности. Дети выполняют задания, отправляясь на весеннюю прогулку, где знакомятся с цветовой гаммой весны и собирают краски для раскрашивания картины. Они отвечают на вопросы, отгадывают загадки, находят предмет на ощупь, составляют картинку, играют, смешивают краски и раскрашивают. На занятии реализуется личностно-ориентированный подход (помощь взрослого, наводящие вопросы, вопросы и задания разного уровня сложности, показ, дополнительное объяснение), создаются условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Участники: группа детей.

Тема занятия: «Цвета радуги».

Цель занятия: ознакомление детей с явлением природы – радугой.

Коррекционно-образовательные задачи:

- обогащение знаний детей новыми сведениями, способствующими расширению представлений об объекте неживой природы;

- закрепление и повторение весенних признаков;

- знакомство с цветами радуги и практическое получение новых красок с помощью смешивания основных цветов;

- закрепление знаний известных цветов и оттенков.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия, мелкой моторики рук;

- развитие наглядно-действенного мышления, активизация речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитание умения работать в группе, слушать педагога, выполнять инструкцию.

Форма работы: НОД, интегрированная с другими видами деятельности.

Виды деятельности: познавательная; исследовательская; предметно-практическая деятельность.

Интеграция образовательных областей, виды детской деятельности:

- ответы на вопросы, выполнение физминутки «Радуга»», отгадывание загадки о насекомом, восстановление текста сказки с помощью фигурок - (образовательная область «Речевое развитие»);

- смешивание красок для получения новых оттенков, раскрашивание полосок и составление радуги - (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»);

- работа по табличкам-схемам, нахождение предмета на ощупь, определение предмета на слух и запах; знание основных цветов и оттенков, соотнесение по величине, угадывание предмета по контуру, счет в пределах 10 - (образовательная область «Познавательное развитие»).

Познавательные УУД: использовать имеющие знания при выполнении заданий; определять цвет предмета, закрепить представление о цветовой гамме определенного времени года.

Регулятивные УУД: слушать и понимать смысл инструкции педагога; самостоятельно выполнять практическую работу по данному алгоритму.

Коммуникативные УУД: умение слушать педагога; отвечать на поставленный вопрос педагога.

Личностные УУД: самооценка своих возможностей; формирование положительного отношения к выполнению заданий.

Словарная работа:

Ввести в активный словарь слова: палитра, радуга, оранжевый, фиолетовый.

Материалы:

Раздаточный материал: бумажные палитры для наклеивания жетонов, жетоны разного цвета, картинки с контурами одуванчика, отдельные цветы, кисточки, баночки с водой, блюдца с красками, полоски для раскрашивания, бумажные фигурки – солнце, ветер, облака, капли.

Демонстрационный материал: поэтапные рисунки весенней картинки, фигурка художника, таблички-схемы с задачами для детей; синяя ткань для изображения ручейка, льдинки из пенопласта с цифрами и заданиями, мешочек, фигурки насекомых, 3 фигурки божьей коровки.

Оборудование: ноутбук; аудиозаписи со звуками ручья, дождя, мелодия (при выполнении практической работы).

Прогнозируемый результат:

Реализация данной разработки даёт детям возможность узнать, что такое радуга и из каких цветов она состоит, как располагаются цвета в радуге.

Научатся получать новые оттенки из основных цветов и использовать их в рисовании.

Практически ознакомятся с цветовой гаммой определенного времени года.

В ходе занятия у детей должно формироваться положительное отношение к практической работе, результату деятельности.


Ход занятия


Этапы занятия

Деятельность детей

I. Орг. момент. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Я рада, что вы пришли ко мне на занятие. Встанем в кружок и давайте друг другу улыбнемся.


- Теперь шепотом каждый из вас попробует правильно назвать своё имя, а все послушают. У нас получилось говорить тихо, шепотом, а теперь я хочу вам что-то сказать, послушайте.


Дети заходят с педагогом в кабинет.

Все собираются в круг и друг другу говорят: «Привет!».

Начинает педагог, а затем по кругу называют дети.

II. Основная часть.

- Сегодня к нам на коррекционно-развивающее занятие пришел гость (показывает рисунок художника). Это художник. У него беда. Он нарисовал картину, а краски пропали (на магнитной доске находится черно-белая картинка).

- Как вы думаете, чем ему можно помочь?

- Тема занятия «Цвета радуги». Сегодня мы закрепим знание уже известных цветов, поучимся смешивать краски для получения новых цветов и оттенков, узнаем, из каких цветов состоит радуга, и повторим, какие изменения происходят весной в природе.

- За каждое правильно выполненное задание и ответы вы будете получать цветные кружочки – красочки, которые будете помещать на палитру. Так называется небольшая тонкая и лёгкая дощечка четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски. Чтобы палитру было удобно держать, в ней есть отверстие для большого пальца руки. У каждого из вас будет своя палитра. Вам нужно постараться, чтобы собрать все необходимые краски.

- А хотите узнать, где мы возьмем краски? Мы попросим их у весны. Готовы, ребята, отправиться со мной на весеннюю прогулку?

- Прислушайтесь, что это за звуки?



- Правильно, это ручей. И у меня тоже есть ручеек. Посмотрите. Давайте поможем ручейку, расчистим ему дорожку, уберем льдинки.


- Посчитайте, сколько льдинок? Сколько может убрать каждый из вас? (дифференцированные задания)


- Наши льдинки не простые, а с вопросами. Давайте ответим на них.

1. Как появляются весной ручьи?

2. Какой может быть вода? В каких состояниях?

3. Как человек использует воду?

- Вы ответили на вопросы и расчистили дорожку нашему ручейку. Посмотрите, какого цвета краску нам может дать ручей? (синюю)



- Посмотрите и наша картина, начинает раскрашиваться.


- Ну, вот одна красочка у нас уже есть. А мы отправляемся дальше.

- Закройте глаза, что вы почувствовали? (запах)


- Чем же это пахнет в лесу?

- Правильно, весной появляются первые цветы. И мы с вами пришли на цветочную полянку.

- Попробуйте по тени угадать, какие здесь растут цветы?



- Предлагаю вам найти цветочки к вашим одуванчикам.



- Посмотрите на картинку и сравните свои одуванчики, они такие же, как мои? Молодцы. Краску, какого цвета мы у них возьмем? (желтую)

- Ребята, посмотрите, на картине раскрасилось солнышко.


- Посмотрите, а это кто? (под салфеткой фигурки насекомых)

- Как назвать их всех одним словом?

- Откуда они весной появляются? Где прятались?

- Отгадайте, какое насекомое спряталось в мешочке?

Красный жучок в черную точку

Сел отдохнуть на красивом цветочке.

Он с крошечной маленькой черной головкой.

Зовется жучок этот … (божьей коровкой)

- Посмотрите на картинку, вот она какая. Какой формы тело?

- Попробуйте найти божью коровку среди других насекомых в мешочке.

- Ребята, какой цвет нам подарит божья коровка? (красный)

- Посмотрите, наша картина уже почти раскрашена.

- Хватит ли этих красок, чтобы раскрасить весь рисунок?

- Что такое радуга?

- Как вы думаете, когда появляется радуга?

- Давайте сделаем так, чтобы радуга появилась у нас.

Физминутка

Гляньте радуга над нами,


Над деревьями,


Домами,

И нам морем,

над волной

И немножко надо мной.


- Скажите, сколько цветов у радуги? Назовите их.


- А сколько красок есть у нас? Этого хватит, чтобы раскрасить радугу?

- Ребята, я открою вам секрет. У нас есть главные три краски.

А где нам зеленый, оранжевый взять?

А если нам краски по парам смешать.

Ведь наши краски не простые, а главные, основные.

- Хотите узнать, что получится, если краски смешать?

- Посмотрите, у вас на столах лежат клеенки, стаканчики с водой, кисточки и я каждому дам блюдце с красками.


- Назовите, какие краски у вас (красная и желтая, желтая и синяя, красная и синяя)?

- Давайте попробуем смешать ваши краски и посмотрим, что получится. Посмотрите, как это буду делать я. Я смешаю синюю и белую краски и.. Какой цвет у меня получился?

- Теперь вы попробуйте смешать свои краски. Какие цвета у вас получились?


- Я вам дам ленточки, которые вы раскрасите этими красками.

- Пока наши ленточки сохнут. Помогите мне рассказать сказку про радугу.


- Я буду рассказывать сказку, а вы с помощью фигурок ее изображать.

Сказка.

На небе светило яркое солнышко. Плыли по небу облака и закрыли солнце. Пошел сильный дождь. Подул ветер и прогнал большое облако. Солнышко опять ярко засветило, и появилась красивая радуга.

- А теперь соберем нашу радугу из ленточек и приклеим на картину. Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась.


Дети рассматривают фигуру художник.

Педагог демонстрирует картину.

Ответы детей.

Педагог вывешивает на доску опорные таблички-схемы, по которым дети видят, что будут делать.



Педагог показывает детям палитру


Педагог раздает детям палитры, которые на веревочках вешает на шею.

Ответы детей


Дети слушают запись звуков ручейка


Педагог показывает детям ручеек, выполненный из ткани на полу, на котором лежат

Дети считают, берут себе льдинку под тем номером, который называет педагог


Дети отвечают, каждый на свой вопрос




Педагог подводит итог

Дети отвечают и получают по синему кружочку, который помещают на свои палитры

Дети обращают внимание, что на картине появляется синий цвет



Дети вдыхают цветочный аромат духов

Ответы детей

Переходят к следующему этапу

Детям раздаются листочки с контурами цветов, по которым должны узнать цветок - одуванчик

Дети получают разные отдельные цветочки от ромашки, тюльпана и одуванчика, находят подходящий

Сравнивают свои работы с образцом, получают жетоны


Обращают внимание на картину

Рассматривают предметы и называют

Называют

Ответы детей


Угадывают насекомое по загадке





Рассматривают, ответы детей

Работают с мешочком

Ответы детей, получают жетоны

Рассматривают картину

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей


Выполняют движения физминутки

провести полукруг пальчиком над головой

руки поднять вверх, пальцы разведены

соединить руки над головой, изображая крышу

руки вперед и развести в стороны

рукой изобразить волну

указать рукой на себя


Ответы детей


Проверяют свои палитры, ответы





​​​​​​​Ответы детей

Каждый получает свое

задание


Ответы детей


Наблюдают за действиями педагога, ответы детей


Смешивают краски и называют новый цвет

Раскрашивают ленточки для радуги

Получают бумажные фигурки, каждый выбирает себе свою – солнце, ветер, облака, капли

Изображают с помощью фигур на магнитной доске





Из раскрашенных полосок собирают радугу и приклеивают на картину

III. Заключительная часть.

- Наше занятие подошло к концу. Мы помогли художнику раскрасить картину.

- Вспомните, какой была тема нашего занятия?

- Что мы должны были сделать на занятии? (работа со схемами)

- Какие задания выполняли?

- Какие цвета называются главными или основными?

- Какие цвета получились у нас при смешивании?

- Посчитайте, сколько красок получилось у каждого из вас? За что вы получали свои красочки? Что у вас получилось? Чему научились на занятии? Сколько красок не хватает каждому из вас?

- Я добавлю вам еще одну за работу на занятии – голубую. А кто помнит, как получилась эта краска?

- Спасибо всем за работу. Мне понравилось ваша работа на занятии (отмечаются успехи каждого). Нам пора возвращаться в группу. А на следующем занятии мы попробуем получить радугу сами и продолжим знакомство с временем года – весной.




Ответы детей

Ответы детей с опорой на схемы

Ответы детей







t1586870679aa.png

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.