Коррекционно-развивающее занятие с элементами песочной терапии «Осьминог»
Коррекционно-развивающее занятие с использованием элементов песочной терапии.
Тема: ОСЬМИНОГИ
Разработала Волкова А.И., педагог-психолог д/с № 10, г. Шадринск.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы.
Задачи:
Развитие навыков вербального и невербального общения
Снятие телесного и эмоционального напряжения.
Создание эмоционально положительного климата в группе.
Развитие мелкой моторики Оборудование:
игрушечный осьминог;
магнитная доска, магнит, картина «Осьминоги»;
магнитофон, аудиокассета «Волшебство природы» или «Звуки природы»;
песочные столы;
длинная лента на палочке, скакалка.
Ход занятия:
1. Приветствие. Упражнение «Морской аквариум»
Дети заходят в сенсорную комнату и усаживаются на ковер.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришел необычный гость. (показывает игрушку осьминога) Посмотрите, кто это? (Дети отвечают) Это осьминог. Давайте с вами рассмотрим его. Какого он цвета, какой формы?
А меня еще есть вот такая картина, где изображен осьминог. Кто сможет описать осьминога. (дети составляют рассказ про осьминога)
А теперь лягте на ковер так, чтобы вам было просторно, и закройте глаза (включает аудиозапись).
Аквариум - место, где содержатся животные, обитающие в воде. Представьте себе современный морской аквариум... Он очень большой. Мы через стекла наблюдаем за жизнью обитателей моря... Вот к стеклу приближается семейство осьминогов. Осьминоги - это морские моллюски. На голове у них восемь щупалец. Щупальца длинные и гибкие, и на их нижней части располагаются присоски.
Вы наблюдаете за их движениями... Попробуйте представить, как движутся осьминоги... (Выключает аудиозапись.) Откройте глаза и расскажите, что вы представляли. (Дети обмениваются впечатлениями.)
2. Рисование
А сейчас давайте подойдем к песочным столам. Ребята отгадайте загадку.
-Кто со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног.
Кто я, дети? (Осьминог.)
Сегодня, мы с вами опробуем изобразить осьминога на песочных столах. Давайте представим, что наша ладошка — это туловище осьминога, а наши пальчики – это щупальца. Растопыриваем наши пальчики и прикладываем нашу ладошку к песку, легонько надавливаем, что остался отпечаток. Затем поднимаем руку и дорисовываем нашему осьминогу глаза и рот.
Ребята, а как вы думаете где живут осьминоги? (ответы детей) Правильно, осьминоги могут жить только в соленой воде, в океане или море. Давайте с вами придумаем сказку про нашего друга. Я буду говорить, а вы будите «оживлять» картину, что-то дорисовывать, изменять.
- Путешествуя по морю, осьминоги осторожно и поочередно передвигают своими щупальцами-пальцами... Осьминоги могут быстро всплывать вверх, опускаться на глубину, замирать... Вот встретились два осьминога, остановились... притаились... протянули друг другу щупальца... (ставят рядом большие пальцы) и пошли гулять вместе. Так веселее!
3. Упражнение «Игра с волной»
Давайте немного поиграем. Я буду изображать волну с помощью длинной ленты на палочке. Как только «волна начинает накатывать на берег моря» (психолог движется к детям), вы отбегаете. «Волна откатывается в море» (психолог отходит), и вы снова подбегаете к «берегу моря».
4. Игра «Раздувайся, пузырь»
Психолог подходит к одному из детей и приглашает его поиграть:
- Вика, пойдем играть!
Берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему участнику. Ребенок называет его по имени, приглашает поиграть, берет за руку и т.д.
Когда все участники будут приглашены, взрослые и дети встают в круг.
Психолог говорит:
- Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как огромный пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок.
Все вместе становятся тесным кружком, а затем начинают «раздувать пузырь», делая шаги назад. При этом произносят следующие слова:
- Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой да не лопайся!
Когда получится большой круг, психолог входит в него и говорит:
- Хлоп! Лопнул пузырь!
Все выполняют хлопок в ладоши, произносят слово «хлоп» и сбегаются к центру круга («пузырь сдулся»), или разбегаются по комнате («пузырьки разлетелись»).
5. Прощание
Психолог и дети, сидя на ковре или за столами, обмениваются впечатлениями от занятия, затем прощаются до следующей встречи.
Литература:
- Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет. – М.: Книголюб, 2006. – 64 с.