12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воронич Екатерина Аркадьевна39
Кандидат педагогических наук
Россия, Санкт-Петербург
5

Коррекция социально-коммуникативной сферы старших дошкольников посредством игрового тренинга

Коррекция социально-коммуникативной сферы старших дошкольников посредством игрового тренинга

Воронич Екатерина Аркадьевна, к.п.н., методист

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогического сопровождения Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Изменившаяся социальная ситуация развития старшего дошкольника, связанная с новыми условиями взросления современных детей, с ограниченностью детских контактов, отсутствием разновозрастной социализации, общением в виртуальном, а не реальном пространстве существенно повлияла на достижение дошкольниками возрастных норм социально-коммуникативного развития.

Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, и др.) межличностное общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, существенного фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через других людей.

Очевидно, у детей старшего дошкольного возраста особое значение приобретает развитие навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного психического и личностного развития. Важное место, при этом, отводится дошкольным образовательным учреждениям, обеспечивающим воспитанникам различные организационно-педагогические условия для продуктивной коммуникации. Одной из форм личностного взаимодействия детей является тренинговая работа педагога-психолога с дошкольниками.

Программа игрового тренинга с применением кинетического песка раскрывает коммуникативные возможности старших дошкольников: расширяет коммуникативные потенциалы детского сообщества, формирует такое качество личности как коммуникабельность, способствует развитию речевого аппарата, вербальных умений и навыков невербального общения. Проигрывая взволновавшие ситуации с помощью слепленных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения; приобретает личный опыт символического разрешения социальных ситуаций.

Представлено одно из занятий по авторской программе игрового тренинга, направленного на развитие коммуникативных навыков и коррекцию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием кинетического песка, эффективность использования которого заключается в успешном применении его в работе с детьми, имеющими разные возрастные категории.

Условия проведения занятий в рамках игрового тренинга:

 - занятия проводятся в отдельном помещении, стулья по числу участников;

- предусматривается свободное пространство для проведения подвижных игр и упражнений;

- каждое занятие предполагает наличие оборудования: кинетичекого песка, дидактического и раздаточного материала;

- предложенный игровой материал представляет рекомендательную направленность;

- занятия в рамках игрового тренинга длительностью 30 минут проводятся 1 раз в неделю. 

Занятие игрового тренинга «Путешествие на острова»

Цель: коррекция и развитие навыков коммуникативного взаимодействия старших дошкольников со сверстниками, расширение социальных представлений детей.

Задачи:

- корректировать элементы деструктивного коммуникативного поведения детей;

- развивать навыки общения , умение слушать, высказывать свою точку зрения;

- способствовать развитию умения работать в парах, группах;

- развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность;

- стимулировать развитие активной речи.

Оборудование: кинетический песок (серый, цветной), подносы для работы с песком, обручи; воздушный шарик; письмо и карта; стол; магнитная доска, магнитные части лица (губы, глаза, нос), зеркало; белая ткань; ткань черного цвета; мыльные пузыри, аудиозаписи: "шум ветра», «веселая музыка», «спокойная музыка».

Ведущий: педагог-психолог

Ход занятия:

В: Ребята, вы сегодня утром здоровались друг с другом? Сейчас я предлагаю вам поздороваться по-особенному.

Упр. 1 Приветствие

Цель: создание позитивного настроя на совместную деятельность детей.

Инструкция: «Надо повернуться к тому, кто стоит справа от тебя, поприветствовать его и назвать ласково по имени, и так далее, пока приветствие не вернется обратно».

Примечание: Когда дети поприветствовали друг друга, в комнату влетает наполненный гелием воздушный шарик, к нему прикреплены письмо и карта.

В: Ой, ребята, что это? Посмотрите, на воздушном шаре что-то прилетело. Смотрите - послание. Оно адресовано дружным и добрым ребятам. Здесь написано: "Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я обращаюсь за помощью к дружным и добрым детям. Меня и моих друзей заколдовал Песочный Великан. Он увез нас далеко-далеко, за тридевять земель, на незнакомый остров, для того, чтобы сделать такими же злыми, как и он сам. Пока мы туда летели, я успел нарисовать карту, по которой вы сможете до нас добраться. Помогите! Спасите нас!"

В: Ребята, как вы думаете, это нам Буратино написал? Мы дружные и добрые? А мы можем помочь ему и его друзьям? Тогда отправимся на поиски Буратино и его друзей и поможем им? А вот и карта. Давайте посмотрим.

Чтобы добраться до острова Песочного Великана, посмотрите, какой длинный путь нам нужно пройти. Давайте полетим на воздушном шаре, держитесь за его длинную веревочку. Готовы, ребята? Ну, тогда отправляемся?

Примечание: Звучит аудиозапись "шум ветра. Дети "летят" на воздушном шаре (передвигаются по залу, подходят к табличке «Заколдованный остров».

В: Вот мы и оказались на первом острове. Он называется "Остров Печали». Ребята, посмотрите, для нас есть послание. Здесь написано, что прежде чем отправиться дальше, нам нужно выполнить задание.

Упр. 2 «Остров Печали»

Цель: обучение детей работе в парах; развитие умения выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния.

Примечание: На столе разложены магнитные детали различных частей лица: губы, глаза, нос, выражающие радость. Рядом со столом расположена магнитная доска с силуэтами лиц сказочных героев.

В: Ребята, мы попали на Остров Печали. Здесь живут злые и печальные сказочные герои. Они не любят, когда их беспокоят и приходят к ним в гости. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы продолжить путешествие? Надо им сделать доброе выражение лица!

Примечание: Под веселую музыку дети располагают детали на лицах. Ведущий помогает наводящими вопросами: какие глаза бывают у доброго, веселого героя? Как приклеить губы, чтобы персонаж улыбался? и т.д.

В: Ребята, получилось у нас сделать героев добрыми? Молодцы, и здесь мы справились! Полетели дальше (звучит "шум ветра"). Дети "летят" к острову Заколдованных животных.

Упр. 3 «Остров Заколдованных животных» [2]

Цель: развитие внимания и произвольной деятельности; коррекция импульсивности, развитие мелкой моторики.

В: Ребята, мы с вами попали на остров Заколдованных животных. Уже из названия острова понятно, кто здесь живет.Кто, ребята? Песочный великан заколдовал и засыпал песком весь остров и всех животных, которые жили на этом острове. Мы должны помочь выбраться из песка этим животным, но сначала отгадать загадки. Самое главное, здесь нельзя громко разговаривать, только шепотом. Смотрите на карточке с заданием - загадки.

Инструкция: Ведущий загадывает детям загадки. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку. Когда все дети поднимут руки, ведущий считает до трех, и на счет "три" они должны будут все вместе прошептать ответ на загадку. Затем необходимо найти в песке отгадку.

Загадки [1]:

Вместо носа — пятачок,

Вместо хвостика — крючок,

Голос мой визглив и тонок,

Я — весёлый ... (Поросёнок).

Собой не птица,

Петь не поёт,

Кто к хозяину идёт,

Она знать даёт (Собака).

Шубу тёплую в колечках

Носит тихая... (Овечка).

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается (Кошка).

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? (Зайка).

В: Молодцы, вы легко справились с этим заданием. В поисках Буратино летим на другой остров (звучит "шум ветра"). Дети направляются к острову Попугаев.

Упр. 4 "Остров Попугаев"

Цель: развитие уверенности в себе, повышение самооценки детей.

Примечание: Необходимо зеркало.

В: Ребята, мы попали на остров Попугаев. Попугаи очень любят повторять за людьми слова, хвалить себя и хвастаться. Вот новое испытание.

Инструкция: Передавая друг другу зеркало, каждому участнику по очереди нужно представить, что он попугай, и громко похвалить себя. Затем похвастаться перед зеркалом каким-либо своим качеством, умением, способностью.

В: Ребята, а на следующий остров мы полетим на облаке!

Упр. 5 Релаксация

Цель: снятие психо-мышечного напряжения.

Примечание: На полу расстелена белая ткань. Фоном звучит тихая, спокойная музыка.

В: Ребята, опускайтесь на белое воздушное облачко.

Инструкция: - Сядьте поудобнее, закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните... Еще раз... И еще раз... вдох, выдох. Представьте, что вы опустились на белое пушистое облако, как будто кто-то соорудил мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этом большом облаке-подушке. Теперь вы отправляетесь в путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуйте, как ветерок ласково дует вам в лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы проплываете мимо ласкового солнышка, которое касается вас своими теплыми лучами. Оно решило немного поиграть. Солнышко щекочет вам носик, глазки, ротик, ушки. Погрейтесь под его лучами. А тем временем облачко понесло вас дальше. Улыбнитесь солнышку на прощание, помашите ему рукой. Медленно откройте глазки, потянитесь, оглянитесь... Ну вот мы и прилетели. Давайте сойдем с облака и поблагодарим его за то, что оно так хорошо нас прокатило.

Примечание: Ведущий подводит детей к острову Песочного Великана.

Упр. 6 «Остров Песочного Великана»

Цель: формирование умения выражать эмоцию радости; активизация невербального коммуникативного поведения.

- И вот мы с вами попали на последний остров - это остров Песочного Великана. На нем он держит Буратино и его друзей. Нам надо их спасти.

Инструкция: На этом острове никто не знает, кто такой добрый человек. Здесь никто не умеет улыбаться, смотреть друг на друга по-доброму и делать добрые дела.

Детям предлагается посмотреть друг на друга по-доброму.

В: Ребята, Буратино и его друзья теперь смогут выбраться отсюда. Но Великан разрушил Песочный город. Мы победим злые чары, если поможем построить новый город.

Упр. 7 Рефлексия "Песочный город"

Цель: формирование навыков взаимодействия, развитие воображения.

Инструкция: Дети под музыку возводят песочные здания, строя новый Песочный город.

- Ребята, посмотрите, какой большой и красивый получился город. Нам удалось разрушить чары Песочного Великана

Примечание: Звучит запись голосов Буратино и его друзей. Они благодарят детей за помощь.

- Мы с вами дошли до конца испытания. Давайте похлопаем себе и дружно скажем: "Молодцы!". Несмотря на то, что задания были нелегкими, вы отважно начали этот путь и успешно преодолели все трудности. В благодарность Буратино передал нам волшебный "Флакон радости", чтобы мы всегда оставались добрыми и дарили радость своим друзьям. Давайте все вместе пускать мыльные пузыри и ловить радость (дети ловят мыльные пузыри).

- А теперь полетим на воздушном шаре обратно в детский сад и подарим радость своим друзьям (звучит "шум ветра"). Дети "летят" на воздушном шаре к выходу.

В заключении следует отметить, что в процессе игрового тренинга создаются условия для проживания детьми общности со всерстниками; проявления позитивного опыта самопознания и самовыражения. Развитие социальной перцепции эмоциональной сензитивности служит основой механизмов развития мозговых структур, принимающих участие в акте общения и отвечающих за эмоциональное развитие ребенка, поэтому использование в работе технологии игрового тренинга является эффективной формой коррекции и развития социально-коммуникативной сферы детей дошкольного возраста.

Литература

1. Александрина У. Ю., Янькова Н. В. Песочная арт-терапия, как технология в работе с детьми дошкольного возраста // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 8. – с. 5.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Речь, 2002. – 224 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.