Конспект интегрированного занятия по английскому языку и робототехнике «Космос: миссия выполнима»
РЫБИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЦЕНТРА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ»
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И РОБОТОТЕХНИКЕ
«КОСМОС: МИССИЯ ВЫПОЛНИМА»
Мищенко Мария Владимировна,
Ухлин Денис Викторович,
педагоги дополнительного образования
Рыбинск, 2023
Пояснительная записка
Вступление
Организация интегрированного занятия, которое объединяет компоненты по английскому языку и робототехнике, решает широкий спектр задач. Во-первых, данный формат позволяет сменить обстановку для обучающихся, а также познакомить их друг с другом и с иными направлениями работы технопарка: изучающие английский окунаются в мир робототехники, а юные робототехники – без отрыва от основного квантума – погружаются в мир английского языка. Во-вторых, на таком занятии ребята учатся применять полученные ими знания (и из области английского, и в робототехнике) на практике. Для педагогов такой подход является великолепным способом обменяться педагогическим опытом, поучиться друг у друга.
Англоязычный компонент занятия проводится педагогом английского языка в рамках программы «Английский язык: путешествие продолжается», предназначенной для группы второго года обучения. Техническая часть – выполнение заданий в рамках космической миссии – проходит под руководством наставника робоквантума в рамках программы «Основы робототехники» для детей первого года обучения. В течение первого семестра обучающиеся группы английского языка овладевали лексическими единицами по разным темам, грамматическими конструкциями, совершенствовали навыки чтения и перевода предложений. В рамках освоения программы по робототехнике ребята научились составлять простейшие алгоритмы движения, конструировать базовую тележку, а также дорабатывать конструкции для решения конкретных задач.
На предыдущем занятии по английскому языку проходило знакомство обучающихся с темой «Вселенная». На предшествующем занятии по робототехнике обучающиеся знакомились с темой «Выполнение заданий на игровом поле «Космическое путешествие».
На данном занятии мы отправимся в большое космическое путешествие, узнаем названия планет и других космических тел на английском языке. Полезно будет узнать порядок расположения планет от Солнца. Чтобы закрепить эти знания, будет проведен мастер-класс по изготовлению интерактивной открытки на космическую тематику. Во второй части занятия юные любители английского языка переведут содержание космической миссии (что необходимо сделать), а затем будут помогать робототехникам выполнять ее. Таким образом, полученные лексические знания будут закреплены на практике.
Данное интегрированное занятие приурочено к Дню космонавтики. Как правило, и мальчикам, и девочкам интересна тема космоса. Она привлекает своей загадочностью, бесконечностью, многогранностью. Благодаря приему мнемотехники (на русском и английском языках) обучающиеся с легкостью запомнят порядок расположения планет от Солнца. Встретить среди названий планет Солнечной системы множество друзей переводчика (слова, который походи на русские по звучанию) всегда приятно: словарный запас расширится, при этом усилий будет потрачено совсем немного.
Знания, полученные на занятии, могут пригодиться в жизни: их можно применить и на уроках окружающего мира в школе, и в ходе участия в серьезных интеллектуальных викторинах на федеральных телевизионных каналах. Кто владеет информацией, тот владеет миром...
В программе по английскому языку данное занятие является вторым в цикле, посвященном Вселенной и Солнечной системе. На следующем занятии мы будем продолжать расширять словарный запас по другим темам («Отрасли знания, «Школьные предметы») и отрабатывать лексику в речи, строить предложения, закреплять и обобщать изученный материал. На занятиях по робототехнике ребята также продолжат совершенствовать и углублять полученные знания, умения и навыки.
Сам формат занятия – интеграция английского языка в робототехнику – является новым для детей. Нестандартный подход к процессу обучения, новые лица педагогов, новые ребята, для некоторых ребят – новая локация, другой кабинет. Вау-эффект и шанс продемонстрировать свои навыки являются мощным стимулом для поднятия мотивации у обучающихся.
Тема занятия: «Космос: миссия выполнима».
Цель: знакомство обучающихся с лексикой на английском языке на тему «Космос» (компонент «Английский язык») и применение полученных знаний в процессе выполнения конкретной миссии (задание дано на английском языке) на игровом поле «Космическое путешествие» (компонент «Робо»).
Задачи:
Образовательные:
знакомить обучающихся с лексическими единицами по новой теме;
знакомить со словами – друзьями переводчика;
учить использовать новые слова в речи;
формировать навыки словообразования в английском языке;
способствовать развитию языковой догадки;
расширить представления обучающихся об особенностях планет Солнечной системы, о расположении планет в порядке их удаленности от Солнца;
совершенствовать навыки составления алгоритмов движения;
совершенствовать навыки конструирования, тестирования и доработки робототехнических систем, под конкретную задачу;
умение планировать деятельность для достижения цели (ставить задачу, разбивать решение задачи на этапы, отслеживать выполнение этих этапов).
Развивающие:
развивать навык чтения и перевода новых слов;
формировать навык работы с информацией из видеоресурса (навык грамотной записи слова, навык воспроизведения услышанного слова);
развивать зрительную и слуховую память;
обогащать словарный запас детей;
стимулировать познавательный интерес у обучающихся;
развивать моторику и аккуратность;
развивать логическое мышления;
формировать навык постановки цели, при решении задачи;
формировать инженерный подход при решении задачи.
Воспитательные:
воспитывать общечеловеческие ценности (терпимость, чувство меры, тактичность, и др.);
воспитывать коммуникативные способности (доброту, взаимопомощь, толерантность и т.п.);
воспитывать бережное отношение к природе (в ходе изготовления интерактивной открытки, в основе которой – кусочки картона, который не был выброшен в мусорную корзину, а стал основой для создания уникального и полезного арт-объекта).
воспитывать уверенность в собственных силах (успешное, самостоятельное выполнение задания повышает самооценку обучающихся).
Форма проведения занятия: комбинированное занятие (сочетание теории и практики).
Методы проведения занятия: беседа, игра, практическая работа, мастер-класс по изготовлению открытки из картона, демонстрация.
Материалы и оборудование:
Технические средства обучения: ноутбук с установленной программой LM EV3 – 8 шт., набор робототехнический LM EV3 – 7 шт., игровое поле с набором «Космическое путешествие» – 1 шт., проектор, интерактивная доска.
Материально-техническая база: цветные карандаши или фломастеры, белая доска, маркер, заготовки картона размером 23 на 12 см, согнутые пополам, - 14 штук, полоски из бумаги (5х30 см), согнутые гармошкой таким образом, чтобы получилось 8 страниц на каждой полоске, клей-карандаш, клеенка для защиты поверхности столов во время работы.
Дидактические материалы: материал видеоролика «The Solar System» (National Geographic).
Продолжительность занятия: два академических часа (45 минут х 2).
Возраст обучающихся: 10-12 лет.
Количество обучающихся: 14 человек (обучающиеся двух групп: робототехники и английского языка).
Минимальные требования к уровню знаний обучающихся: умение представиться, знание принципов построения простых предложений на английском языке, умение рисовать на элементарном уровне, для ребят из робоквантума – умение составлять линейные алгоритмы в среде программирования LEGO Mindstorms EV3, владение навыками доработки конструкции базовой тележки для выполнения конкретной задачи.
Ожидаемые результаты:
Запоминание новых слов по теме (каждый ребенок может запомнить разное количество новых слов: всё зависит от индивидуальных особенностей).
Овладение умением находить однокоренные слова в английском языке и предполагать их значение.
Формирование навыков языковой догадки.
Формирование представления о планетах Солнечной системы и особенностях каждой из них.
Овладение навыком чтения новых слов по теме.
Формирование навыка работы с информацией из видеоролика.
Развитие аккуратности в процессе создания интерактивной открытки.
Развитие воображения, творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса.
Совершенствование навыков конструирования и доработки модели для выполнения конкретной задачи.
Совершенствование навыка программирования при задании маршрута (длина пути и угол поворота) в среде LM EV3.
Расширение словарного запаса русского и английского языков.
Формирование познавательного интереса.
Воспитание общечеловеческих ценностей.
Воспитание коммуникативных способностей.
Основная часть
Содержание занятия
Этап занятия, продолжитель-ность | Содержание этапа занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Подготовитель-ный этап | Проверка работоспособности оборудования. Подготовка материалов, необходимых для проведения мастер-класса. Подготовка игрового поля «Космическое путешествие», подготовка базовых тележек (7 шт.). | Педагоги проверяют готовность мультимедийного оборудования к работе (ноутбуки, проектор, доску, работу интернета) и работоспособность (уровень заряда аккумуляторов, отклик моторов) базовых тележек. | На данном этапе обучающихся ещё нет. |
Заключение
Интегрированное занятие на тему «Космос: миссия выполнима» было проведено 12 апреля 2023 года на базе детского технопарка «Кванториум76». Цель занятия была достигнута, поставленные задачи были реализованы.
Практика проведения занятия такого формата показала свою эффективность и целесообразность:
1.Для детей из обеих групп открылись новые горизонты познания: «англичане» познакомились с направлением «Робототехника», многие ребята захотели посещать этот квантум в следующем учебном году; робототехники увидели, каким интересным может быть английский язык (не такой, как в школе) – с нетерпением ждут, когда педагог английского языка вместе с ребятами еще придут к ним в гости! Такой подход является эффективным инструментом внутреннего пиара, рекламы направлений деятельности технопарка – получается, что в следующем году не родители запишут ребенка в робототехнику, а он сам осознанно выберет это направление, так как уже получил представление о том, чем занимаются ребята в робоквантуме.
2.На этом занятии ребята имели прекрасную возможность продемонстрировать все свои знания, умения и навыки (из области английского языка, робототехники, навыки прикладного творчества при создании открытки). Для многих это стало мощным инструментом мотивации для дальнейшей работы. Робототехники убедились, что английский язык действительно необходим при работе в их квантуме, увидели возможности его широкого применения.
3.Данное занятие стало настоящим праздником дружбы и знаний и для детей, и для педагогов. Оно подарило не только море позитивных эмоций, но и возможность для обмена педагогическим опытом. Дети познакомились друг с другом, возникли идеи для совместных проектов, а межквантумные проекты – это выход на совершенно другой уровень.
Список литературы и источников
Видеоресурс:
Solar System 101 | National Geographic - https://www.youtube.com/watch?v=libKVRa01L8&t=7s&pp=ygUUc29sYXIgc3lzdGVtIG5hdCBnZW8%3D
Приложение
Фото 1, 2. Подготовка заготовок из картона к занятию, подготовка игрового поля
Фото 3.Знакомство ребят друг с другом
Фото 4. Начало работы по созданию космической открытки
Фото 5. Работа детей и наставника робоквантума по созданию интерактивной открытки под руководством педагога английского языка
Фото 6. Завершающий этап работы над арт-объектом
Фото 7. Этап контроля полученных лексических знаний в игровой форме (с помощью мягкого мячика)
Фото 8, 9, 10, 11, 12. Выполнение космической миссии на игровом поле
Фото 13. Интерактивные открытки (продуктовый результат)
Калягина Ирина Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Мищенко Мария Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна
Мищенко Мария Владимировна
Мищенко Мария Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна