12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Денис20

РЫБИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЦЕНТРА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ»











КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И РОБОТОТЕХНИКЕ

«КОСМОС: МИССИЯ ВЫПОЛНИМА»



Мищенко Мария Владимировна,

Ухлин Денис Викторович,

педагоги дополнительного образования















Рыбинск, 2023

Пояснительная записка

Вступление

Организация интегрированного занятия, которое объединяет компоненты по английскому языку и робототехнике, решает широкий спектр задач. Во-первых, данный формат позволяет сменить обстановку для обучающихся, а также познакомить их друг с другом и с иными направлениями работы технопарка: изучающие английский окунаются в мир робототехники, а юные робототехники – без отрыва от основного квантума – погружаются в мир английского языка. Во-вторых, на таком занятии ребята учатся применять полученные ими знания (и из области английского, и в робототехнике) на практике. Для педагогов такой подход является великолепным способом обменяться педагогическим опытом, поучиться друг у друга.

Англоязычный компонент занятия проводится педагогом английского языка в рамках программы «Английский язык: путешествие продолжается», предназначенной для группы второго года обучения. Техническая часть – выполнение заданий в рамках космической миссии – проходит под руководством наставника робоквантума в рамках программы «Основы робототехники» для детей первого года обучения. В течение первого семестра обучающиеся группы английского языка овладевали лексическими единицами по разным темам, грамматическими конструкциями, совершенствовали навыки чтения и перевода предложений. В рамках освоения программы по робототехнике ребята научились составлять простейшие алгоритмы движения, конструировать базовую тележку, а также дорабатывать конструкции для решения конкретных задач.

На предыдущем занятии по английскому языку проходило знакомство обучающихся с темой «Вселенная». На предшествующем занятии по робототехнике обучающиеся знакомились с темой «Выполнение заданий на игровом поле «Космическое путешествие».

На данном занятии мы отправимся в большое космическое путешествие, узнаем названия планет и других космических тел на английском языке. Полезно будет узнать порядок расположения планет от Солнца. Чтобы закрепить эти знания, будет проведен мастер-класс по изготовлению интерактивной открытки на космическую тематику. Во второй части занятия юные любители английского языка переведут содержание космической миссии (что необходимо сделать), а затем будут помогать робототехникам выполнять ее. Таким образом, полученные лексические знания будут закреплены на практике.

Данное интегрированное занятие приурочено к Дню космонавтики. Как правило, и мальчикам, и девочкам интересна тема космоса. Она привлекает своей загадочностью, бесконечностью, многогранностью. Благодаря приему мнемотехники (на русском и английском языках) обучающиеся с легкостью запомнят порядок расположения планет от Солнца. Встретить среди названий планет Солнечной системы множество друзей переводчика (слова, который походи на русские по звучанию) всегда приятно: словарный запас расширится, при этом усилий будет потрачено совсем немного.

Знания, полученные на занятии, могут пригодиться в жизни: их можно применить и на уроках окружающего мира в школе, и в ходе участия в серьезных интеллектуальных викторинах на федеральных телевизионных каналах. Кто владеет информацией, тот владеет миром...

В программе по английскому языку данное занятие является вторым в цикле, посвященном Вселенной и Солнечной системе. На следующем занятии мы будем продолжать расширять словарный запас по другим темам («Отрасли знания, «Школьные предметы») и отрабатывать лексику в речи, строить предложения, закреплять и обобщать изученный материал. На занятиях по робототехнике ребята также продолжат совершенствовать и углублять полученные знания, умения и навыки.

Сам формат занятия – интеграция английского языка в робототехнику – является новым для детей. Нестандартный подход к процессу обучения, новые лица педагогов, новые ребята, для некоторых ребят – новая локация, другой кабинет. Вау-эффект и шанс продемонстрировать свои навыки являются мощным стимулом для поднятия мотивации у обучающихся.

Тема занятия: «Космос: миссия выполнима».

Цель: знакомство обучающихся с лексикой на английском языке на тему «Космос» (компонент «Английский язык») и применение полученных знаний в процессе выполнения конкретной миссии (задание дано на английском языке) на игровом поле «Космическое путешествие» (компонент «Робо»).

Задачи:

Образовательные:

знакомить обучающихся с лексическими единицами по новой теме;

знакомить со словами – друзьями переводчика;

учить использовать новые слова в речи;

формировать навыки словообразования в английском языке;

способствовать развитию языковой догадки;

расширить представления обучающихся об особенностях планет Солнечной системы, о расположении планет в порядке их удаленности от Солнца;

совершенствовать навыки составления алгоритмов движения;

совершенствовать навыки конструирования, тестирования и доработки робототехнических систем, под конкретную задачу;

умение планировать деятельность для достижения цели (ставить задачу, разбивать решение задачи на этапы, отслеживать выполнение этих этапов).

Развивающие:

развивать навык чтения и перевода новых слов;

формировать навык работы с информацией из видеоресурса (навык грамотной записи слова, навык воспроизведения услышанного слова);

развивать зрительную и слуховую память;

обогащать словарный запас детей;

стимулировать познавательный интерес у обучающихся;

развивать моторику и аккуратность;

развивать логическое мышления;

формировать навык постановки цели, при решении задачи;

формировать инженерный подход при решении задачи.

Воспитательные:

воспитывать общечеловеческие ценности (терпимость, чувство меры, тактичность, и др.);

воспитывать коммуникативные способности (доброту, взаимопомощь, толерантность и т.п.);

воспитывать бережное отношение к природе (в ходе изготовления интерактивной открытки, в основе которой – кусочки картона, который не был выброшен в мусорную корзину, а стал основой для создания уникального и полезного арт-объекта).

воспитывать уверенность в собственных силах (успешное, самостоятельное выполнение задания повышает самооценку обучающихся).

Форма проведения занятия: комбинированное занятие (сочетание теории и практики).

Методы проведения занятия: беседа, игра, практическая работа, мастер-класс по изготовлению открытки из картона, демонстрация.

Материалы и оборудование:

Технические средства обучения: ноутбук с установленной программой LM EV3 – 8 шт., набор робототехнический LM EV3 – 7 шт., игровое поле с набором «Космическое путешествие» – 1 шт., проектор, интерактивная доска.

Материально-техническая база: цветные карандаши или фломастеры, белая доска, маркер, заготовки картона размером 23 на 12 см, согнутые пополам, - 14 штук, полоски из бумаги (5х30 см), согнутые гармошкой таким образом, чтобы получилось 8 страниц на каждой полоске, клей-карандаш, клеенка для защиты поверхности столов во время работы.

Дидактические материалы: материал видеоролика «The Solar System» (National Geographic).

Продолжительность занятия: два академических часа (45 минут х 2).

Возраст обучающихся: 10-12 лет.

Количество обучающихся: 14 человек (обучающиеся двух групп: робототехники и английского языка).

Минимальные требования к уровню знаний обучающихся: умение представиться, знание принципов построения простых предложений на английском языке, умение рисовать на элементарном уровне, для ребят из робоквантума – умение составлять линейные алгоритмы в среде программирования LEGO Mindstorms EV3, владение навыками доработки конструкции базовой тележки для выполнения конкретной задачи.

Ожидаемые результаты:

Запоминание новых слов по теме (каждый ребенок может запомнить разное количество новых слов: всё зависит от индивидуальных особенностей).

Овладение умением находить однокоренные слова в английском языке и предполагать их значение.

Формирование навыков языковой догадки.

Формирование представления о планетах Солнечной системы и особенностях каждой из них.

Овладение навыком чтения новых слов по теме.

Формирование навыка работы с информацией из видеоролика.

Развитие аккуратности в процессе создания интерактивной открытки.

Развитие воображения, творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса.

Совершенствование навыков конструирования и доработки модели для выполнения конкретной задачи.

Совершенствование навыка программирования при задании маршрута (длина пути и угол поворота) в среде LM EV3.

Расширение словарного запаса русского и английского языков.

Формирование познавательного интереса.

Воспитание общечеловеческих ценностей.

Воспитание коммуникативных способностей.





Основная часть

Содержание занятия

Этап занятия, продолжитель-ность

Содержание этапа занятия


Деятельность педагога


Деятельность обучающихся


Подготовитель-ный этап

Проверка работоспособности оборудования. Подготовка материалов, необходимых для проведения мастер-класса. Подготовка игрового поля «Космическое путешествие», подготовка базовых тележек (7 шт.).

Педагоги проверяют готовность мультимедийного оборудования к работе (ноутбуки, проектор, доску, работу интернета) и работоспособность (уровень заряда аккумуляторов, отклик моторов) базовых тележек.

На данном этапе обучающихся ещё нет.



Организа-ционная часть


(7 минут)

На данном этапе педагоги английского языка и робототехники приглашают обучающихся двух групп в учебное помещение (кабинет робоквантума). Участники образовательного процесса занимают свои места и готовятся к дальнейшей деятельности.

Педагоги представляют друг друга и сообщают о том, что сегодня будет совместное занятие робототехников и лингвистов, занятие из серии «Англичане в гостях у робототехников».

Дети представляются по-английски.


Педагоги английского языка и робототехники приветствует обучающихся по-английски, отмечают присутствующих.

Педагог английского языка кидает по очереди каждому ребенку (и второму педагогу) мягкий мяч и спрашивает, как дела, по-английски:

- Hello, Vasya! How are you?

Если юные робототехники испытывают трудности при ответе на вопрос, педагог им помогает подобрать слова или подключает ребят-англичан для помощи.

Помогает детям правильно построить предложения для того, чтобы они могли представиться.



- What’s your name? What do you like to do?


Эти простые, но в то же время важные действия помогают настроиться на позитивный лад и формируют особую атмосферу в только что создавшемся коллективе детей и педагогов.

Приветствуют педагогов, рассаживаются, отвечают на вопросы педагога английского языка.


I’m fine, thanks.

I’m tired.

I’m sleepy.

I am happy. How are you?







Называют по-английски свое имя, немного рассказывают о том, что они любят делать.

- My name is Kostya. I like robots.

- My name is Dasha. I like programming.



Вводная часть или мотивацион-

ный этап

(8 минут)

Мотивировать обучающихся на включение в предстоящую деятельность

Педагог английского языка предлагает вспомнить любые слова, связанные с темой «Космос» на русском языке. Организует игру «Снежный ком» первый участник называет свое космическое слово, второй участник должен повторить слово первого товарища и назвать свое, и так далее. Игра продолжается до тех пор, пока все присутствующие (дети и педагоги) не примут в ней участие.

Слова могут быть такими: Вселенная, Солнце, звезды, метеорит, астероид, чёрная дыра, галактика, Млечный Путь, Сатурн, Плутон и т.д.

Данная игра позволяет подвести обучающихся к теме занятия, повысить внимание, активизировать процессы восприятия информации. Такой способ работы способствует формированию уважительного микроклимата в группе обучающихся, взаимовыручки, доброжелательного настроя участников учебного процесса по отношению друг к другу.

Далее педагоги английского языка и робототехники предлагают детям угадать, с чем будет связано сегодняшнее необычное занятие.



Принимают активное участие в игре.



















Высказывают свои предположения.


Актуализа-ция знаний


(5 минут)

На данном этапе педагог проверяет знание обучающимися лексики по теме «Планета Земля» (океаны, континенты, названия природных ландшафтов)

Педагог английского языка делит ребят на две команды (половина ребят в каждой команде – англичане, половина – робототехники). Задача каждой: называть слова на тему «Планета Земля», но уже на английском языке. Повторять слова нельзя. Педагог фиксирует слова на маркерной доске (робототехники могут подавать идеи слов на русском языке, а лингвисты переводят и озвучивают и по-английски).

Примерный список может выглядеть так:

The Sun (Солнце)

Forest (лес)

Sea (море)

Ocean (океан)

The Pacific Ocean (Тихий океан)

Australia (Австралия)

Mountains (горы)

Fields (поля)

Участвуют в процессе, внимательно слушают слова товарищей, при необходимости помогают тем, кто испытывает трудности.

Основная часть, этап изложения нового материала или этап получения новых знаний


(3 минуты)

Необходимо чётко озвучить тему занятия для обучающихся. Кратко рассказать план занятия, Объяснить актуальность данной темы.


Педагоги английского языка и робототехники озвучивают тему занятия: «Космос: миссия выполнима».

Педагог английского языка сообщает, что сегодня на занятии ребята познакомятся с разными словами на космическую тематику на английском языке, а также изготовят полезную открытку! Спрашивает, знает ли кто-то из ребят порядок расположения планет Солнечной системы в плане их удаленности от Солнца. Интересуется, знают ли они какие-либо волшебные способы запоминания этого порядка.

Наставник робоквантума сообщает, что ребят ждет серьезное испытание – им предстоит выполнить космическое задание.

Слушают педагогов.

Отвечают на вопросы.












Работа с видеоресурсом

+ мастер-класс по изготовлению

открытки


(20 минут)

Сформулировать систему работы для обучающихся пошагово.

Педагог английского языка организует работу обучающихся по восприятию информации из видеоресурса «Solar System» и фиксации ее на интерактивных открытках. Педагог сообщает, что работа по просмотру ролика и изготовлению арт-объекта будет идти параллельно. Призывает ребят к внимательному отношению к процессу.


Шаг 1. Педагог английского языка раздает детям и педагогу робототехники две заготовки (одна из картона, другая – «гармошка» из бумаги).

Шаг 2. Дети по просьбе педагога приготавливают ручки, карандаши, фломастеры (при необходимости педагог выдает эти материалы тем, у кого нет).

Шаг 3. Педагог английского языка сообщает детям и второму педагогу, что у них есть 2 минуты (засекает время по таймеру) на то, чтобы на обложке будущей открытки нарисовать любой рисунок на тему космос (Space – вводим новое слово. Дети на счет три-четыре повторяют: “Space”).

Шаг 4. Педагог английского языка просит участников открыть картонную заготовку, чтобы начать работу с внутренней стороной будущей открытки.

Шаг 5. Педагог английского языка начинает демонстрацию видеоресурса “Solar System”, с остановками на ключевых для раскрытия темы словах.

Шаг 6. Педагог записывает на маркерной доске и просит детей написать на внутренней части открытки название “The Solar System” (организует работу по произнесению этого термина хором). Шаг 7. Педагог просит детей нарисовать в левой части разворота открытки солнце. Записывает на доске слово “the Sun” (дети хором повторяют). Объясняет, что Солнце в Солнечной системе одно, поэтому оно употребляется с определенным артиклем “the”.

Шаг 8. Педагог просит участников мастер-класса взять заготовки-гармошки. Записывает на доске название самой близкой к Солнцу планеты – Mercury (хором произносится это слово по просьбе педагога). В первом окошечке заготовки-гармошки ребята рисуют Меркурий и записывают около рисунка (в этом же окошечке) название этой планеты по-английски. Обсуждают под руководством педагогов увиденное в ролике: в чем особенность этой планеты.

Шаг 9+ Так выстраивается работа по организации записывания и зарисовки всех восьми планет Солнечной системы. Все восемь окошечек на «гармошке» оказываются заполнены таким образом:

Mercury

Venus

Earth

Mars

Jupiter

Saturn

Uranus

Neptune.

Параллельно педагог обращает внимание детей на другие космические термины: surface (поверхность), dwarf (карлик), asteroid (астероид), star (звезда), planet (планета), temperature (температура), rocky (каменистый), gas (газ, газовый).

Шаг 10. Следуя инструкциям педагога дети приклеивают «гармошку» с рисунками и надписями справа от нарисованного Солнца. Складывают гармошку. В разложенном виде внутренняя часть открытки представляет собой настоящее интерактивное пособие, которое позволяет увидеть расположение планет по принципу их расстояния от Солнца.

Шаг 11. Педагог английского языка сообщает, что есть волшебное предложение на русском языке, которое помогает запомнить этот порядок: «Мишка вышел за малиной, Юра смог удрать низиной» (дети записывают эту фразу на оборотной стороне «гармошки»). Далее педагог сообщает, что у англичан тоже есть секретное предложение в жанре мнемотехники: “My Very Easy Method: Just Sleep Until Noon” (дети повторяют хором, переводят эту фразу, записывают ее под похожим русским секретным предложением для запоминания).

Продуктовый результат – см. Приложение.


Параллельно с просмотром видеоролика педагог английского языка также объясняет принципы образования новых слов там, где это возможно и необходимо.

Слушают педагогов, настраиваются на продуктивную работу.






Следуют инструкциям педагога по изготовлению открытки на космическую тематику.


Контроль

(2 минуты)

Проверка правильности написания и произнесения новых лексических единиц

Педагог английского языка проверяет, как записаны слова на открытках. Называет слово по-русски и просит желающих перевести его на английский.

Показывают педагогу открытки с надписями. По просьбе педагога произносят то или иное слово по-английски.

Перерыв с физкульт-

минуткой (10 минут)

Организовать деятельность обучающихся по продуктивному проведению перерыва

Педагоги напоминают детям, что можно воспользоваться удобствами, попить воды, перекусить, помыть руки.

Педагог по английскому языку организует игру на английском «Simon says». Эта игра на внимательность позволяет и подвигаться, и переключить внимание, и сохранить учебный настрой. Педагог сообщает детям различные просьбы: дотронуться до стены, до головы, взять что-то синего цвета, дотронуться до предмета, название которого начинается на букву T. Если педагог произнес фразу «Simon says», то дети эту просьбу выполняют. Если такая фраза не прозвучала, то действие не выполняется. Как правило, данная игра вызывает у ребят большой интерес, они принимают в ней активное участие.


Принимают участие в деятельности, организованной педагогом.

Практичес-кое задание по робототехнике (40 минут)

Организовать деятельность для обучающихся по выполнению миссии на игровом поле «Космическое путешествие».

Педагог по робототехнике:

- демонстрирует обучающимся игровое поле;

- погружает в проблему (рассказывает, что мы команда молодых космонавтов-робототехников, и мы должны подготовиться к запуску космической станции на поверхности Марса, и т.д.);

раздает базовые тележки;

- делит на команды (1 робототехник + 1 «англичанин»);

- объясняет, что задание дано на английском языке и его нужно предварительно перевести;

напоминает, что задание носит соревновательный характер – победит команда, которая справится первой;

выводит задание (на английском) на доску (советует переводить тише, чтобы не услышали соперники);

- контролирует процесс работы обучающихся, помогает, консультирует при необходимости;

- проверяет правильность выполнения миссии.



Слушают инструкции педагога.

Выполняют космическую миссию.
















Подведе-ние итогов Рефлексия.

(5-10 минут)

Организация совместной деятельности педагогов и группы обучающихся, направленная на:

анализ проделанной работы;

общая оценка деятельности обучающихся;

формулирование выводов;

обсуждение дальнейших перспектив освоения рассматриваемой темы;

мотивация обучающихся.


Педагоги задают вопросы обучающимся, подводят итоги занятия и т.д.

Вопросы:

Что тебе сегодня больше всего понравилось на занятии?

Что сегодня было самым сложным для тебя?

Какое слово ты сегодня запомнил?

Каким навыки ты сегодня приобрёл?


Сообщают о том, что будет происходить на следующем занятии.

Отвечают на вопросы педагога. Делятся впечатлениями: «Сегодня я пришел на занятие не зря, потому что…»

Выход из учебного помещения

Организация обучающихся на выход из учебного помещения

Педагоги организуют выход обучающихся из кабинета. Прощаются.

Провожают до гардероба и т.д.

Прощаются с педагогом.

Выходят из кабинета.



Заключение

Интегрированное занятие на тему «Космос: миссия выполнима» было проведено 12 апреля 2023 года на базе детского технопарка «Кванториум76». Цель занятия была достигнута, поставленные задачи были реализованы.

Практика проведения занятия такого формата показала свою эффективность и целесообразность:

1.Для детей из обеих групп открылись новые горизонты познания: «англичане» познакомились с направлением «Робототехника», многие ребята захотели посещать этот квантум в следующем учебном году; робототехники увидели, каким интересным может быть английский язык (не такой, как в школе) – с нетерпением ждут, когда педагог английского языка вместе с ребятами еще придут к ним в гости! Такой подход является эффективным инструментом внутреннего пиара, рекламы направлений деятельности технопарка – получается, что в следующем году не родители запишут ребенка в робототехнику, а он сам осознанно выберет это направление, так как уже получил представление о том, чем занимаются ребята в робоквантуме.

2.На этом занятии ребята имели прекрасную возможность продемонстрировать все свои знания, умения и навыки (из области английского языка, робототехники, навыки прикладного творчества при создании открытки). Для многих это стало мощным инструментом мотивации для дальнейшей работы. Робототехники убедились, что английский язык действительно необходим при работе в их квантуме, увидели возможности его широкого применения.

3.Данное занятие стало настоящим праздником дружбы и знаний и для детей, и для педагогов. Оно подарило не только море позитивных эмоций, но и возможность для обмена педагогическим опытом. Дети познакомились друг с другом, возникли идеи для совместных проектов, а межквантумные проекты – это выход на совершенно другой уровень.













Список литературы и источников

Видеоресурс:

Solar System 101 | National Geographic - https://www.youtube.com/watch ?v=libKVRa01L8&t=7s&pp=ygUUc29sYXIgc3lzdGVtIG5hdCBnZW8%3D

























Приложение

Фото 1, 2. Подготовка заготовок из картона к занятию, подготовка игрового поля



t1688709265aa.gift1688709265ab.gif













Фото 3.Знакомство ребят друг с другом

t1688709265ac.gif









Фото 4. Начало работы по созданию космической открытки

t1688709265ad.gif





Фото 5. Работа детей и наставника робоквантума по созданию интерактивной открытки под руководством педагога английского языка

t1688709265ae.gif

Фото 6. Завершающий этап работы над арт-объектом

t1688709265af.gif



Фото 7. Этап контроля полученных лексических знаний в игровой форме (с помощью мягкого мячика)

t1688709265ag.gif



Фото 8, 9, 10, 11, 12. Выполнение космической миссии на игровом поле

t1688709265ah.gift1688709265ai.png



t1688709265aj.gif





t1688709265ak.gif





Фото 13. Интерактивные открытки (продуктовый результат)

t1688709265al.png

Опубликовано


Комментарии (7)

сменить сортировку
Калягина Ирина Владимировна, 07.07.23 в 09:07 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Денис Викторович, за интересную, полезную публикацию с авторскими фотографиями!
Кияйкина Наталья Федоровна, 07.07.23 в 09:31 2Ответить Пожаловаться
Полноценный и содержательный материал!
Легоцкая Вера Сергеевна, 07.07.23 в 10:16 3Ответить Пожаловаться
Замечательный материал, спасибо педагогам!!

Отредактировано 07-07-2023 10:16

Мищенко Мария Владимировна, 17.08.23 в 16:26 1Ответить Пожаловаться
Рады, что Вам понравилась наша разработка))
Мищенко Мария Владимировна, 17.08.23 в 16:25 1Ответить Пожаловаться
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, если эта разработка у нас с Денисом Викторовичем совместная, каким образом я могу скачать свидетельство о публикации? Всем заранее огромное спасибо!
Кияйкина Наталья Федоровна, 17.08.23 в 18:07 0Ответить Пожаловаться
Доброго вечера!
Сертификат о публикации выдаётся автору разработки (информация об авторе публикации выставляется в момент оформления).
Если совместная работа, то следовало бы это отметить. Тогда сертификат был бы выдан на два лица.
Обратитесь в техподдержку сайта и, возможно, вам помогут решить данный вопрос.
Всего доброго!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.