Статья «Коуч в классе или как изменить роль педагога в образовательном процессе»

3
0
Материал опубликован 18 January 2023

КОУЧ В КЛАССЕ ИЛИ КАК ИЗМЕНИТЬ РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Тамошкина Лариса Михайловна, учитель информатики и черчения
МАОУ CОШ №27 им Г.Н. Ворошилова г. Томска

Вот уже несколько лет подряд мы говорим о том, что роль современного учителя на уроке должна быть иной и отличаться от классической роли учителя. Классический педагог даёт детям знания, умения и навыки, заинтересовывая своим учебным материалом, и оценивает работу обучающихся. Определяет учебные задачи и направляет учебную деятельность ученика в то русло, которое необходимо учителю.

Сегодня перед учителем стоит задача способствовать накоплению собственного опыта обучающихся, помочь ребятам самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, планировать свою деятельность, подбирать средства и материалы для достижения поставленных целей, а также оценивать свою работу, находить и исправлять ошибки. Таким образом, современному педагогу предстоит сменить роль учителя на роль тренера, который умело направляет своего подопечного. Несмотря на то, что коучинговый подход пришел в образование из бизнеса, он очень хорошо вписывается в современный урок и отвечает требованиям ФГОС.

Цель коучинга в образовании – осуществление учителем индивидуальной поддержки обучающегося в достижении цели для личных и образовательных результатов.

Основная задача коуча: развивать у обучающихся уверенность в своих силах, раскрывать потенциал и возможности, формировать адекватную самооценку. Мотивация ученика к обучению усиливается, когда он сам формирует свои цели и пути их достижения, критерии успешности, шаги продвижения вперед. Таким образом, у обучающихся формируется ответственность за свою учебу.

Инструментов в коучинге много, на своих уроках, а также в своей профессиональной деятельности я применяю три из них: 1) «Сильные вопросы»; 2) «Шкалирование»; 3) «Колесо баланса». Все эти инструменты использую как в работе с классом, так и в индивидуальной работе с обучающимися, в том числе с неуспевающими.

Первые шаги в использовании коучингового подхода можно начинать именно с определения цели урока обучающимися. Для этого подойдет инструмент «Шкалирование» (рис.1).

t1674059858aa.gif

Рис 1.

В этом случае шкалу от 0 до 10 нужно рассмотреть таким образом: 0 - это самые минимальные знания по теме урока, 10 - это самые максимальные знания темы. Шкалу можно расположить как вертикально, так и горизонтально. Вариант вертикально более привлекателен для детей – можно достичь вершины знаний, то есть основную цель. В начале урока необходимо обсудить с обучающимися понятия, вложенные в максимальные знания темы.

t1674059858ab.gif

   Рис. 2

Разбить основную цель на более мелкие цели (рис.2). Они же могут являться шагами продвижения вперед. Затем каждый обучающийся чертит шкалу (я использую заготовку, с целью экономии времени на уроке) и отмечает на ней уровень своих знаний на начало изучения нового материала. Вернуться к шкале необходимо в конце урока и отметить еще раз уровень своих знаний. Обычно ребята подходят к процессу оценивания честно и открыто, поскольку это их индивидуальная шкала.

Еще один инструмент – «Колесо баланса» (далее «Колесо»). С помощью Колеса можно определить истинные знания ученика по любой теме, разделу любого учебного предмета. Колесо делится на секторы от 4 до 12. Секторы – это разделы одной большой темы, части урока. В работе учителя - это сферы деятельности. Колесо баланса можно использовать для выявления проблем в работе педагога (из опыта педагогической деятельности ПТГ школы) для дальнейшей работы с ними (рис. 3). «Спицы» Колеса имеют шкалу от 0 до 10. На них откладывается уровень удовлетворенности в сферах деятельности (в работе педагога, ученика) или уровень удовлетворенности знаниями. Закрашенные секторы дают наглядную картину баланса (или наоборот дисбаланса) удовлетворенности. В идеальном варианте Колесо должно быть круглым. В противном случае на нем очень хорошо видны области «провисания» - области, с которыми нужно работать в первую очередь.

t1674059858ac.png

Рис. 3.

Дальше необходимо записать 3-4 задачи (действия, шаги), которые нужно выполнить в ближайшее время. Если Колесо мы используем на уроке, то каждый ученик изображает его индивидуально в тетради, обсуждаем секторы всем классом. Уровень удовлетворенности – это личное каждого обучающегося. Таким образом, ребята самостоятельно могут оценить свои знания на данный момент и планировать свою дальнейшую работу - индивидуальную траекторию обучения. Педагог в данном случае только направляет ребенка, помогает ему более эффективно достигать поставленных целей, за счет скрытых ресурсов самого ученика.

Для формирования у обучающихся теоретических понятий в области информатики я, как учитель, люблю обращаться к классу не с ответом, а с вопросом. Коучинговый подход строится на использовании «Сильных вопросов», которые позволяют раскрываться обучающимся и поднимать свои глубинные знания, позволяют мыслить, сравнивать, обобщать, делать умозаключения, оценивать пространственные понятия, создавать модели и многое другое.

Один из волшебных вопросов – «А еще?». Его можно задавать многократно, как только в рассуждениях детей появляется истина. Этот вопрос очень сильно мотивирует ребят на активную мыслительную деятельность. Его можно использовать для определения цели, планирования действий, поиска ресурсов достижения цели и много другого.

В заключении важно отметить, что инструменты коучинга являются универсальными, каждый из них можно использовать как способ раскрытия скрытых ресурсов и потенциала обучающихся. Коучинговый подход – это новый подход к профессиональной роли современного учителя.



        Список литературы:

Коучинг в образовании: [Электронный ресурс]. URL: https://coachingineducation.ru/category/carticles/ (Дата обращения 23.12.2022г)

Коучинговый подход в образовании: [Электронный ресурс]//Департамент образования Кострамской области. URL: http://www.eduportal44.ru/BuyR/ChBor/SiteAssets/DocLib348/Инновационная%20площадка%20Успешная%20сельская%20школа/КОУЧ%20в%20образовании.pdf (Дата обращения 18.01.2023)

Иванова О.В. Колесо баланса как круговая таблица урока. [Электронны йресурс] // Коучинг в образовании. URL https://coachingineducation.tilda.ws/statia/ (Дата обращение 20.10.22 г)







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации