Статья «Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»
Статья «Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребенка»
«Ребенок – не кувшин, который надо наполнить,
а лампада, которую следует зажечь».
(Средневековые гуманисты)
Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Деятельность педагога должна быть направлена на развитие и формирование личностных качеств ребенка.
Воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта и в зависимости от этого строят свое поведение.
Влияние педагога на развитие ребенка начинается с первых дней пребывания его в образовательном учреждении.
Цель всех образовательных учреждений общества – сформировать человека, наделить его определенным комплексом качеств, которые позволили бы ему благополучно существовать в современном мире, быть защищенным от превратностей судьбы.
Вспомним В. Сухомлинского, который запомнится как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания. Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми. В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой... не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе».
Педагог должен превратиться в соученика, помочь ребенку стать его добровольным и заинтересованным соратником. Важно, чтобы педагог поддерживал стремление ребенка проявить себя в самостоятельной разнообразной деятельности, поддерживать у него положительное эмоциональное состояние.
Влияние педагога на своих воспитанников реализуется в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личности педагога, его профессиональной компетентности. Для детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, педагог является значимым лицом, что определяет его большую значимость для ребенка.
Нередко в силу различных причин педагог перестает быть интересным для ребенка, не является примером для подражания в интеллектуальной деятельности, в развитии личностных качеств. Это говорит о негармоничном развитии личности педагога. Отсутствие самопринятия, самоуважения снижают фактор педагогического влияния.
Общение с педагогом имеет большое значение для развития и формирования личностных качеств ребенка. Поэтому постоянные замечания, игнорирование пусть даже не всегда успешных попыток ребенка сделать что-то самостоятельно, недооценка его стараний, может привести к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех в осуществляемой деятельности.
Именно общение ребенка с педагогом влияет на отношение ребенка к себе, к окружающим людям, к сверстникам. Очень важно, чтобы в отношениях между педагогом и ребенком было уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие.
В Законе «Об образовании РФ» говорится о необходимости воспитания самостоятельной, инициативной, мотивированной всесторонне развитой личности, которая ориентирована на построение и реализацию продуктивных стратегий своего жизненного и профессионального путей. Основные личностные качества каждого индивида закладываются еще с детства, и потому предъявляются высокие требования к духовному, эмоциональному, психологическому уровню развития педагога, а так же к его моральным качествам.
От педагогического мастерства педагога, его культуры зависит какого уровня общего развития достигнет ребенок, какие качества он приобретет. Заботясь о всестороннем развитии детей, педагог должен стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Список источников:
Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.:Гардарики, 2003. – 255 с.
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.:ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. – 448 с.
Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.:»Издательство ГНОИ и Д», 2001.